Дорога к письменности. Внеклассное мероприятие.
план-конспект занятия (литература, 6 класс) по теме

Маннанова Рафиня Фанировна

Эта разработка поможет учителям- предметникам в проведении недели русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорога к письменности.

Внеклассное занятие .

Это занятие можно провести в рамках недели русского языка и литературы.

Цель: познакомить учащихся с возникновением письменности.

Развивать навыки работы с разными источниками информации и «выуживать» необходимую .

            воспитывать интерес к истории.

Ход занятия.

  1. Истоки письменности

Учитель.

- Можно ли представить себе жизнь без телевизора?

"Трудно, но можно, - наверное, скажете вы. - У моих бабушек и дедушек в детстве не было телевизора. К ним домой не приходили театр, кино и спортивные соревнования".

- А можно ли представить себе жизнь без электричества?

"Тоже трудно, - наверное, скажете вы. - Мы знаем, что раньше люди читали и писали при свечах или лучине ".

- А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности. Тут уж вы точно скажете: "Мы знаем, что так когда-то было, но вообразить это совершенно невозможно".

- Кто и когда изобрел письменность? Дорога к ней была длинной-длинной и трудной.

Как обходились без письма?

А начинали все медведи

Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далекие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали медведи.

        Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.

- Вы, наверное, помните веселое стихотворение Н. Некрасова "Генерал Топтыгин". В нем рассказывается о медведе, которого люди, боящиеся всех начальников на свете, приняли за генерала.) (несколько учащихся читают стихотворение )

1 ученик

Дело под вечер, зимой,

И морозец знатный.

По дороге столбовой

Едет парень молодой,

Мужичок обратный:

Не спешит, трусит слегка;

Лошади не слабы,

Да дорога не гладка -

Рытвины, ухабы.

Нагоняет ямщичок

Вожака с медведем:

"Посади нас, паренек,

Веселей поедем!"

- " Что ты ? с мишкой ?" - "Ничего!

Он у нас смиренный,

Лишний шкалик за него

Поднесу, почтенный!"

- "Ну садитесь!" - Посадил

Бородач медведя,

Сел и сам - и потрусил

Полегоньку Федя...

Видит Трифон кабачок,

Приглашает Федю.

"Подожди ты нас часок!" -

Говорит медведю.

И пошли. Медведь смирен,

Видно, стар годами,

Только лапу лижет он

Да звенит цепями...

2 ученик.

Час проходит; нет ребят,

То-то выпьют лихо!

Но привычные стоят

Лошаденки тихо.

Свечерело. Дрожь в конях,

Стужа злее на ночь;

Заворочался в санях

Михайло Иваныч,

Кони дернули; стряслась

Тут беда большая -

Рявкнул мишка! - понеслась

Тройка как шальная!

Колокольчик услыхал,

Выбежал Федюха,

Да напрасно - не догнал!

Экая поруха!

3 ученик.

Быстро, бешено неслась

Тройка - и не диво:

На ухабе всякий раз

Зверь рычал ретиво;

Только стон кругом стоял:

"Очищай дорогу!

Сам Топтыгин-генерал

Едет на берлогу!"

Вздрогнет встречный мужичок,

Жутко станет бабе,

Как мохнатый седочок

Рявкнет на ухабе.

А коням подавно страх -

Не передохнули!

Верст пятнадцать на весь мах

Бедные отдули!

4 ученик.

Прямо к станции летит

Тройка удалая.

Проезжающий сидит,

Головой мотая;

Ладит вывернуть кольцо

Вот и стала тройка;

Сам смотритель на крыльцо

Выбегает бойко;

Видит, ноги в сапогах

И медвежья шуба,

Не заметил впопыхах,

Что с железом губа,

Не подумал: где ямщик

От коней гуляет?

Видит - барин материк,

"Генерал", - смекает.

Поспешил фуражку снять:

"Здравия желаю!

Что угодно приказать,

Водки или чаю?.."

Хочет барину помочь

Юркий старичишка;

Тут во всю медвежью мочь

Заревел наш мишка!

И смотритель отскочил:

"Господи помилуй!

Сорок лет я прослужил

Верой, правдой, силой;

Много видел на тракту

Генералов строгих,

Нет ребра, зубов во рту

Не хватает многих,

А такого не видал,

Господи Исусе!

Небывалый генерал,

Видно, в новом вкусе!.."

5 ученик.

Прибежали ямщики

Подивились тоже:

Видят - дело не с руки,

Что-то тут негоже!

Собрался честной народ,

Всё село в тревоге;

"Генерал в санях ревет,

Как медведь в берлоге!"

Трус бежит, а кто смелей,

Те - потехе ради -

Жмутся около саней;

А смотритель сзади.

Струсил, издали кричит:

"В избу не хотите ль?"

Мишка вновь как зарычит...

Убежал смотритель!

Оробел и убежал,

И со всею свитой...

Два часа в санях лежал

Генерал сердитый.

Прибежали той порой

Ямщик и вожатый;

Вразумил народ честной

Трифон бородатый

И Топтыгина прогнал

Из саней дубиной...

А смотритель обругал

Ямщика скотиной.

Учитель. Но оказалось, что ничего таинственного в этих царапинах нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

Именно так представляют себе некоторые ученые начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.

 - Объясните, что означают в нашем рассказе слова медвежий угол и медвежья услуга.

Ученик.

В рассказе о пещерных медведях и людях эти два выражения употреблены в прямом значении: медвежий угол- место обитания медведей; медвежья услуга- действительно хорошая услуга, которую медведи, сами того не ведая, оказали людям.

- А сейчас попробуйте объяснить, в каком значении обычно употребляют выражения медвежий угол и медвежья услуга. В том, в котором они использованы в нашем рассказе, или нет?

Ученик.

Медвежья услуга обозначает такую неумелую услугу, которая вместо помощи приносит вред. Это выражение возникло из басни И. А. Крылова «Пустынник и медведь". Медведь, охраняя сон человека, ударил камнем муху, севшую на лоб спящего. От этого удара человек умер: медведь оказал ему медвежью услугу.

( Чтение басни.)

Хотя услуга нам при нужде дорог_а_,

Но за нее не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокой,

Вдали от города, в глуши.

Про жизнь пустынную как сладко ни пиши,

А в одиночестве способен жить не всякой:

Утешно нам и грусть и радость разделить.

Мне скажут: "А лужок, а темная дуброва,

Пригорки, ручейки и мурова шелкова?"

"Прекрасны, что и говорить!

А все прискучится, как не с кем молвить слова".

Так и Пустыннику тому

Соскучилось быть вечно одному.

Идет он в лес толкнуться у соседей,

Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.

В лесу кого набресть,

Кроме волков или медведей?

И точно, встретился с большим Медведем он,

Но делать нечего: снимает шляпу,

И милому соседушке поклон.

Сосед ему протягивает лапу,

И, слово за слово, знакомятся они,

Потом дружатся,

Потом не могут уж расстаться

И целые проводят вместе дни.

О чем у них, и что бывало разговору,

Иль присказок, иль шуточек каких,

И как беседа шла у них,

Я по сию не знаю пору.

Пустынник был неговорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы не вынесено сору.

Но как бы ни было, Пустынник очень рад,

Что дал ему бог в друге клад.

Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится

И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

То видя, говорит, как путный, Мишка другу:

"Приляг-ка, брат, и отдохни

Да коли хочешь, так сосни;

А я постерегу тебя здесь у досугу".

Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,

Да тотчас и заснул.

А Мишка на часах - да он и не без дела:

У друга на нос муха села.

Он друга обмахнул,

Взглянул,

А муха на щеке; согнал, а муха снова

У друга на носу,

И неотвязчивей час от часу.

Вот Мишенька, не говоря ни слова,

Увесистый булыжник в лапы сгреб,

Присел на корточки, не переводит духу,

Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!" -

И, у друга на лбу подкарауля муху,

Что силы есть - хвать друга камнем в лоб!

Удар так ловок был, что череп врознь раздался,

И Мишин друг лежать надолго там остался.

Учитель

-В нашем языке принято употреблять выражения медвежий угол  и медвежья услуга в переносном смысле.

  1. Древние письмена. Рисуночное письмо

Учитель

"Нам никогда не узнать, как это происходило", - может быть, подумаете вы. Ничего не осталось в памяти поколений не только о людях, которые создали письменность, но и тех бабушек и дедушек, которые помнили бы рассказы своих бабушек и дедушек о том, как люди додумались до этого.

Ученик

И все-таки был человек, который рассказал нам о создании письменности так живо и красочно, как будто он видел все сам. Это американский поэт, который жил в прошлом веке, Генри Лонгфелло. Он собрал и пересказал легенды о вожде индейцев по имени Гайавата, мудро правившем своим народом и многому его научившем. Свою книгу Лонгфелло назвал "Песнь о Гайавате". Русскими стихами ее пересказал писатель Иван Алексеевич Бунин.

Ученик.

Легендарный вождь индейцев научил свой народ сажать и выращивать хлебные растения, строить лодки и еще многому другому, а самое главное - жить в мире и согласии. Он думал о благополучии не только живущих сегодня людей, но и тех, которые придут потом, - внуков и правнуков.

Легендарный вождь горевал о том, что люди не могут передать своим потомкам то, что они сами знают и умеют. Все знания исчезают - растворяются во времени.

И вот для того, чтобы ничего не забывалось и люди могли даже через века передать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Эти письменные знаки совсем не похожи на современные.(Слайд 1-2)

III."Священные знаки"

Учитель.

Когда люди открыли рисуночное письмо, они прошли уже большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте, например, изобразить рисунками: "Вчера я видел хороший сон", или: "У моего товарища прекрасный характер". Наверное, не получится.

Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были навеки запечатлены на камне.

Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было шесть тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера.

А для него это было важнее всего. И тут художникам пришел на помощь другой способ письма - иероглифы. Слово иероглиф обозначает "священные знаки". Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.

Вот как записали египетские художники имя фараона Нармера. Они изобразили рыбу, так как слово нар - по-египетски "рыба". Мер на этом же языке обозначает "резец". Изображение рыбы над изображением резца - так решили художники задачу, поставленную перед ними фараоном. (Слайд 3-4)

В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Китайские иероглифы родились в глубокой древности. Они произошли от рисунков.  Так писали три с половиной тысячи лет назад древние китайцы на панцирях черепах и на костях. (Слайд 5-6)

Как и древние египтяне, китайцы изображали солнце в виде кружка с точкой посередине, а рисунок, данный под солнцем, означает горные вершины.

Иероглиф для китайца - не только знак слова, но и картинка. Поэтому он одновременно и читает, и как бы разглядывает книжку с картинками.

Китайцы любят свои иероглифы и гордятся ими.

Ученик.

Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На ее основе  стал разрабатывать алфавит другой древний народ – греки. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось придумать для них обозначение.

Долго трудились люди над изобретением букв для своего языка. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто 2, кто 3, а один - даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей. Ученые понимали, что знание - свет, и хотели дать людям этот свет, так как титан Прометей дал им огонь!

Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит "завоевал" почти в( мир: он помог многим народам создать свою письменность.(Слайд 7)

Ученик

Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками — глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
        Название «глаголица» образовано от глаголъ — «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.
        Какая из двух азбук была изобретена первой и по сей день остается тайной, однако утверждения о том, что глаголица появилась раньше кириллицы, является достаточно обоснованным. Например, имеются ряд палимпсестов, т.е. рукописей, в которых устранен имевшийся в них ранее текст, а на его место нанесен новый. В славянских палимпсестах часто кириллический текст нанесен на место устраненного глаголического.
         Название другой славянской азбуки — кириллицы — произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.
        В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, — некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики. (Слайд 8 )
          На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка к внеклассному занятию по русскому языку Учительница русского языка и литературы МБОУ « Биюрганская ООШ» Маннанова Рафиня Ф. 2014 Дорога к письменности 27.02.2014 1

Слайд 2

Белый круг был знаком жизни, Черный круг был знаком смерти; Дальше шли изображенья Неба , звезд, луны и солнца, Вод, лесов и горных высей , И всего, что населяет Землю вместе с человеком. Для земли нарисовал он Краской линию прямую, Для небес - дугу над нею , Для восхода - точку слева, Для заката - точку справа, А для полдня - на вершине . Все пространство под дугою Белый день обозначало, Звезды в центре - время ночи, А волнистые полоски – Тучи , дождь и непогоду. 27.02.2014 2

Слайд 3

Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним сло­вом, а целым предложением .

Слайд 4

Они изобра­зили рыбу, так как слово нар - по-египетски "рыба". Мер на этом же языке обозна­чает "резец".

Слайд 5

вавилонская клинопись иероглифы с острова крит письменные знаки индейцев майя

Слайд 6

китайские иероглифы рисунок тушью XIII века надпись на панцире черепахи

Слайд 7

древнегреческий учитель пишет палочкой- стилосом на вощеной дощечке. рисунок на вазе

Слайд 8

Глаголица и кириллица 27.02.2014 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник славянской письменности. Презентация к внеклассному мероприятию.

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "История азбуки"...

Внеклассное мероприятие, посвящённое славянской письменности

Данное внеклассное мероприятие посвящено русскому языку и славянской письменности....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка", 5 класс.

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности "У истоков родного языка" для учащихся 5 классов. Помогает воспитывать любовь к родному языку. Знакомит учащихся с предпосылками возник...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое Дню рождения выдающегося просветителя чувашского народа, создателя чувашской письменности, основателя Симбирской чувашской школы

Тема: «Светлое имя И.Я. Яковлева».Цели урока:Ознакомить учащихся с жизнью и деятельностью Ивана Яковлевича Яковлева, обогатить и систематизировать изученное.Прививать любовь и уважение к культур...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"У истоков письменности славян".

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.Цель:•         познакомить с историей создания письменности,•...

Праздник славянской письменности и культуры (внеклассное мероприятие в 9 классе)

Внеклассное мероприятие , посвящённое 1150- летию создания  славянской письменности  и культуры....

Внеклассное мероприятие, посвященное безопасности на дороге "Вежливость на дороге" - 2014 г.

Учащиеся 9-11 классов задумываются об учебе по управлению транспортным средством, как раз в этом возрасте разрешается получать права. Поэтому для этой аудитории подготовлено внеклассное мероприятие «В...