Технология формирования активной читательской деятельности.
тест по литературе по теме

Прудникова  Валентина Тимофеевна

 Материалы предназначены  для обучения активной читательской деятельности школьников.В виде схемы представлены этапы читательской деятельности, их смысловое наполнение, дан образец "диалога с текстом" на примере рассказа М Твена  "Как я редактировал сельскохозяйственную газету". Кроме этого, разработан комплекс мониторинговых работ для учеников 5 -7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitayushchie_peterburzhtsy.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №349

с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района

Социально ориентированный проект

кафедры русского языка и литературы

Читающие петербуржцы

Авторы

Диана Георгиевна Полищук

Валентина Тимофеевна Прудникова

Наталья Ивановна Косулицкая

Санкт-Петербург

2014 г.

Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и

понимать; третье, читать и    понимать  даже то,что не написано.                                

       

     

Яков Княжнин

         Проблема:     Как воспитывать социально-активную личность на уроках литературы, если дети не читают и не любят читать?

       Все мы прекрасно понимаем, что даже в век компьютеров   для успешного обучения ребёнка в школе по всем предметам  необходимы  его умение читать и сформированный  интерес к книге.

   Исследования показывают, что в настоящее время лишь малая часть детей читают книги, а если даже и читают, то не понимают смысла прочитанного, не вникают в текст.

Таким образом, были поставлены следующие задачи :

- провести исследования степени сформированности умений работать с книгой;

- разработать систему рациональных способов работы с книгой;

- формировать у детей умение внимательного чтения;

- разработать систему контроля степени  сформированности активной читательской деятельности;

- провести сопоставительный анализ стартового и итогового мониторинга.

        Форма инновационного продукта:

   Диагностические, контрольно-измерительные материалы.

Общее описание и область применения инновационного продукта.

  Сборник диагностических и контрольно-измерительных заданий по литературе для 5-7 классов, который включает в себя тестовые задания, инструкции по работе с текстом, работу с разными видами словарей, формирующие читательскую компетентность обучающихся. Может применяться на уроках гуманитарного цикла.

 Технология внедрения.

    Формируя на уроках литературы читательскую компетентность, у обучающихся развиваем умения и навык работы с любым текстом, поэтому сборник может использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности педагогами дополнительного образования.

     Сложность внедрения заключается в узком кругозоре большого количества обучающихся и нежелании работать с текстом. Разнообразие форм работы,  представленных в сборнике, позволяют решить эту проблему.

Были составлены анкеты для выявления читательской активности  школьников.

Далее была  разработана технология  формирования активной читательской деятельности на основе материалов книги  Граник Г.Г. и Бондаренко С.М. «Когда книга учит». Этот вид работы состоит  из трех этапов: до чтения, в процессе чтения и после прочтения текста.

Кроме того, разработано обучение «диалогу» с текстом.

Последним этапом этой работы будет разработка мониторингов  по литературе для выявления уровня сформированности активной читательской деятельности.

Такой метод обучения работы с текстом должен привести ребят к умению подвергать самостоятельному осмыслению любой прочитанный ими текст.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап.

До чтения текста

       Обдумывание заголовка и  эпиграфа:

  • сопоставление известного с темой

заголовка

  • предположение о круге выдвигаемых проблем;
  • постановка вопроса к тексту;
  • прогнозирование его содержания;
  • установка на определенные ожидания.

II этап.

В процессе чтения.

          «Диалог с текстом»:

  • выявление связей причин и следствий;
  • установление сходств и различий,
  • выяснение правдоподобия и неправдоподобия;

- самоконтроль;

  • активизация эмоционально- образного компонента работы с книгой (воображения).

III этап.

После прочтения текста.

           Фиксирование понятого.

   Выделение главной мысли и создание ее словесной формулировки.

   Итог понимания и начало произвольного запоминания:

1) план

2) конспект

3) пересказ.

        НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ

Внимательное отношение к слову:

  • выявление непонятных слов и выражений;
  • работа со словарями, справочными изданиями, энциклопедиями.

               При разработке использованы материалы книги Граник Г.Г., Бондаренко СМ.,

 Концввая ПЛ. Когда книга учит. – М: Педагогика, 1991.

ОБУЧЕНИЕ «ДИАЛОГУ» С ТЕКСТОМ

ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГА

ПЛАН «ДИАЛОГА»

1. Автор.

2. Заглавие.

3. Гипотеза.

4. Проверка гипотезы.

5. Герои произведения.

6. Средства художественной  вырази -тельности.

  1. Авторская позиция.

8. Читательская позиция.

ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГА

                       ПЛАН «ДИАЛОГА»

(по рассказу М.Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»)

1. Автор.

  Какие ассоциации вызывает имя М.Твена?

2. Заглавие.

  Почему неожиданным кажется заголовок рассказа?

3. Гипотеза.

   Какие гипотезы о содержании произведения могут

возникнуть

4. Проверка гипотезы.

    Совпало ли содержание рассказа с вашими ожиданиями? Перескажите сюжет памфлета в 5-6 предложениях.

5. Герои произведения.

   Сравните главных героев. В чём различие во взглядах

на мир двух редакторов

6.Средства художественной выразительности.

    Благодаря каким средствам художественной выразительности раскрываются характеры персонажей. Приведите 2-3 примера.

7.Авторская позиция.

Что подвергает осмеянию автор в современной ему Америке?

8. Читательская позиция.

     В чём, по-вашему, актуальность рассказа М.Твена. Мотивируйте свою точку зрения.

Диагностика сформированности читательских умений  учащихся.

5 КЛАСС

Стартовый мониторинг.

  1. Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» А.С.Пушкин.
  2. Постройте гипотезу, о чем баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»?
  3. Запишите слова из баллады, значения которых вам непонятны.
  4. Перескажите в 5-6 предложениях сюжет прочитанного произведения.
  5. Объясните лексическое значение слов:

I вариант

II вариант

Бирюзовы

Чертоги

перлы

Ветлы

Пленился

оробелый

6  КЛАСС

Мониторинговая работа № 2.

  1. Сформулируйте тезисы каждой  из пяти частей статьи о Л.Н.Толстом. (Литература 6 класс. Учебник – хрестоматия).
  2. Прочитайте главу II («Гроза») из повести Л.Н.Толстого «Отрочество», выполните задания:

    А) Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести «Отрочество»;

    Б) Выпишите 5 слов, , значения которых вам непонятны;

              В) Объясните лексическое значение слов:

I вариант

II вариант

Бричка

рубище

Армяк

лощина

В)   Перескажите в 5-6 предложениях сюжет прочитанной статьи.

6  КЛАСС

Мониторинговая работа № 3.

  1. Сформулируйте три тезиса статьи « Читателям XXI века».
  2. Выполните задания к фрагменту из «Бесконечной книги» М.Эндэ.
  1. Выпишите 5 слов, значение которых вам неясно.
  2. Пользуясь контекстом, объясните значение словосочетаний

1 в.        2 в.

ломаный грош        магнетическая сила

  1. Перескажите в 5 предложениях сюжет прочитанного эпизода.
  2. Почему владелец книжной лавки назвал Бастиана «неудачником по всем линиям»? Согласны или нет вы с его мнением? Своё суждение аргументируйте текстом
  3. Удалось ли вам прочитать надпись на двери книжной лавки? Что там было написано?

6  КЛАСС

Мониторинговая работа № 4.

М.Ю.Лермонтов "Три пальмы".

1. Выпишите 5 слов с неясным значением.

2. Объясните значение словосочетаний:

    Вариант №1                                    

                                               

 Вороной* конь –

 Благосклонный* взор –

 Урочный* путь –

 Наклоня стан*- 

Вариант №2

Питомцы* столетий –

Святой* приговор –

К луке* наклоня –

Раскинулся стан*-

Степной нелюдим

  1. Перескажите сюжет прочитанного стихотворения в 5-6 предложениях.
  2. Определите основную мысль   стихотворения.

7  КЛАСС

Мониторинговая работа № 1.

УНТ.  Предания 

1. Выпишите слова с неясным значением.

           2. Объясните значение следующих слов

    Вариант №1

 автобиография-

 родоначальник-

 монументальный-

династия-

жрец-

                       Вариант №2

 очевидец-

деяния-

архаический-

баталия-

верфь-

                    3. Перескажите главное из статьи в 3-5 предложениях.

              4.  Почему предания названы "автобиографией народа"?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...

Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"

Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?»  Использование  игровых элементов в учебной деятельности  даёт уст...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТНОМ КРУЖКЕ

Технология формирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся на предметном кружке...

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий в условиях информационного пространства как средство формирования активной познавательной деятельности

Тема семинара: информационное образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога. Тема выступления на сетевом МО: Построение процесса обучения на основе инновацио...

Технология продуктивного чтения,или Формирование правильного типа читательской деятельности

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее зна...

Технология продуктивного (медленного) чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

Чтение – это окошко, через которое дети видяти познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше,чем впервые раскрыта книга,на...

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения...