Технология продуктивного (медленного) чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
учебно-методический материал на тему

Багина Мария Юрьевна

Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский

Актуальность проблемы

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать « правильно», « эффективно», продуктивно- важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Несмотря на то , что многие педагоги работают по учебно- методическим комплексам Образовательной системы « Школа 2100», не все владеют данной технологией в совершенстве. Результат - ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно – научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и других школьных дисциплин.
Словом, правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется ( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология продуктивного (медленного) чтения

 (формирования типа правильной читательской деятельности)

 

Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

 

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

В Образовательной системе  существует единая для всех уроков технология формирования типа правильной читательской деятельности  «Технология продуктивного чтения», которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.    

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

        II этап. Работа с текстом во время чтения 

  1. Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  3. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  5. Выразительное чтение.

       III этап. Работа с текстом после чтения 

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Основная задача учителя на уроках  – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на анализе текста.  Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный. Комментированное чтение и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный «путь к автору». Вместе с тем технология формирования типа правильной читательской деятельности предполагает использование этих приемов при анализе текста  как основных. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».  На  втором  этапе работы  с текстом  в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором.  В этом случае помогает прием комментированного чтения.

Что такое диалог с автором? Это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение. Как учить детей вести диалог с автором? Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий.

1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).

3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме.  Возникающие вопросы  предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).  

Диалог с автором  используется  при анализе не всех произведений.   В учебники литературного чтения  включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый  характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей; на обоснование, аргументацию, доказательство; оценочные;  формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

 Что такое комментированное чтение?  На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение? 

1. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

2. Однако, если в ходе комментария  учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания.  

3. Комментарий должен быть кратким и динамичным.  Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложить им начало ответа, подсказать  ответ интонацией.

4. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! 

5. Комментируется  текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка.   Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего используются следующие способы: рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), включение воображения детей,  сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).

Далеко не каждый текст  требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.

Технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать  исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы, школьники определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

         Много времени на уроке отвожу и самостоятельному чтению: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми. В литературе главное – не информация, не знания, которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. В чувстве есть воля к поступку, а поступок всегда выше знаний и эмоций. 

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.  Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.



Предварительный просмотр:

Технология медленного чтения (чтения с остановками) на примере изучения сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева" для 5-6-х классов

Слово учителя: Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя приехать на машине, ни на поезде, нельзя приплыть на пароходе, невозможно прилететь на самолете или вертолёте, даже в ракете и то нельзя. Но туда можно просто перенестись, вообразить себе этот мир и увидеть всё, что там происходит.

Давайте перенесемся в далекую сказочную страну, поднимемся по склону холма, на вершине которого расположился старинный датский город. Он не отмечен на известных нам географических картах, но он описан в сказке и существует в нашем воображении. Старинные каменные дома, резные окна, черепичные крыши, окутанные снегом. Именно там под самой крышей небольшого дома жила девочка Герда и мальчик Кай…

Словарь: Совершенство, ландшафт, необузданная, своенравная, величественная, биллион, верстак, панорама, терновник, гирлянда, триумфальная арка, блики, замешкаться, лакей, оторопь, дурман, котомка, прялка, герб, муфта, бульдог, ниша, шатер, свиток, письмена, цифеблат.

Работа с названием произведенияНеобходимо обсудить:

  • Почему именно так называется произведение?
  • Какие представления о содержании сказки, связанные с названием, возникали у учащихся еще до прочтения этого произведения?Поделитесь Вашим опытом знакомства со “Снежной королевой”, полученным примерно в том же возрасте, что и Ваши ученики.Внимание! Это должен быть именно сюжет, искренний рассказ, а не описание своих чувств, переполненное прилагательными и восклицаньями.

Работа с текстом:

Кто такие Кай и Герда и каковы их отношения между собой? Прочитайте отрывки (“Двое бедных детей…”)

Дети жили в разных домах, но всегда играли вместе. Прочитайте в тексте сказки, как относились к их дружбе родители? (Родители часто позволяли…”)

Посмотрите в тексте, что делали Кай и Герда летом? (Взявшись за руки…”)

Что делали Кай и Герда, когда зимой замерзали окна? (Дети нагревали на печке…”)

Итак, дети были очень дружны и постоянно играли вместе; а чувство дружбы – это хорошее, доброе чувство, которое объединяет людей. Но кто и за что вдруг наказал Кая? Прочитайте этот отрывок в тексте сказки(А снежная королева не может…”).

Откуда взялись злые осколки, попавший Каю в глаз и в сердце? Найдите в тексте.

Я думаю, что у вас, конечно, нет осколков зеркала , но будьте начеку, осколок всегда может проникнуть в сердце: и в детское и во взрослое. А теперь послушаем, как Сказочник описывает Снежную королеву (За окном порхали снежинки…). Теперь прочитайте как описывается наряд королевы (“На площади появились большие белые сани…)

Обратите внимание, что Андерсен, описывая наряд подчеркивает один цвет – белый (синоним – чистый, совершенный). Каю, когда у него было живое сердце, она показалась красивой, но ледяной, в её белоснежном наряде; когда сердце Кая замерзло, он перестал чувствовать, что королева ледяная. Убедимся в этом: (“Кай взглянул на неё… она представлялась ему совершенством). Кай увидел в ней самую красивую и близкую ему женщину. Снежная королева прекрасна, но какие она совершает поступки?

“Снежная королева ещё раз поцеловала Кая, и он позабыл и Герду и бабушку…а не то зацелую до смерти” Можем ли мы сказать по поступкам Снежной королевы добрая она или злая?

А теперь подумайте, в каких случаях люди говорят: зло бессердечно?

Каким стало сердце Кая, когда сердце его стало ледяным?

Как повела себя Герда, когда исчез Кай. Прочтите в тексте (“Много было пролито слез…”). Какие поступки совершает она, чтобы найти и вернуть Кая?

Почему старушка, умеющая колдовать, не помогла Герде? Была ли она доброй?

Она сделала так потому, что в отличие от девочки думала только о себе. Была доброй для себя. Поэтому она невольно причинила зло Герде, ведь она держала её у себя все лето. Она заставила девочку, спрятав розы (а это были любимые цветы Кая и Герды), забыть Кая. По её вине Герда побежала искать Кая поздней осенью босиком. Скажите, какие чувства испытывает Герда, когда отправляется искать Кая?

А как Герда выражает свое чувство страха? Зачитайте в тексте ( “Лодка уже далеко отошла от берега…” Но Герда успокоилась. Почему? Она не подумала о том, что может утонуть, она вспомнила о своем друге Кае. (“Может быть, река несет меня к Каю…”). Вспомните, когда еще заплакала девочка? (“Тогда девочка опустилась на землю…”)

Посмотрите дальше, как хорошо пишет сказочник о добром сердце Герды. “Герда обвила его ручонками, стала целовать цветы… И онапобежала в конец сада… так босиком и пустилась бежать по дороге. Девочка могла остаться в волшебном саду старушки, прыгать и радоваться, а она побежала одна в неизвестность… Как вы думаете, почему сказочник дважды повторяет, что Герда “побежала”, как только вспомнила о Кае?

Таких людей, как Герда, называют самоотверженными, потому, что они так добры к людям, что забывают о с ебе. Встречали ли вы таких людей? Расскажите о них.

Как вы думаете, почему Герде стремились помочь все: люди и животные, птицы и цветы?

Сказочник назвал 4 и 5 сказки “Принц и принцесса”; “Маленькая разбойница”, чтобы обратить особое внимание на этих людей. Как они отнеслись к Герде, разыскивающей Кая? Вспомните, какие чувства испытывает девочка, когда разговаривает с Вороном о Кае и как она их выражает? (текст 4-ой сказки).

Герда – настоящий друг Кая. Она не позавидовала тому, что он стал принцем, а обрадовалась за него. Герда верит, что Кай самый умный мальчик. Она не сомневается, что Кай – её самый верный друг. Поэтому она просит Ворона проводить её во дворец. Как, думает девочка, оценит Кай её поступок или нет? Прочитай те в тексте четвертой сказки (Он, вероятно, обрадуется…). Андерсен уже от себя добавляет: “Ах, она была просто вне себя от страха и радости”. Герда боялась идти ночью во дворец, ведь она была только бедная девочка. Скажите, как её приняли принц и принцесса?”

Вспомните, что маленькая принцесса должна была выйти замуж за знатного человека, а она выбрала смелого и умного бедняка. Как об этом пишет автор? О каких качествах молодого человека говорит здесь сказочник?

Посмотрим теперь, что пишет Андерсен пишет о Маленькой разбойнице? Какая она была? Обратите внимание на то, как Андерсен показывает её своенравность (приказывает, а не говорит), грубость. Какие поступки обнаруживают это?

Подумайте, Андерсен сравнивает двух девочек и говорит, что Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее и шире в плечах и гораздо смуглее. Отличались они не только внешностью, но и характером. Герда выросла в бедной семье, а Маленькая разбойница – среди разбойников. Её никто не воспитывал, она не умеет себя вести, но сердце у неё доброе. Люди становятся добрее от общения с хорошими людьми.

Какое слово Снежная королева велела выложить Каю из льдинок и что за это обещала ему подарить?

Почему Герда смогла спасти Кая?

Соединение сказочного и реального.

Сказочное

Реальное

Животные, птицы, цветы – говорят человеческим языком.

Сказочными являются Снежная королева, тролль и его ученики, старушка-волшебница, которая спрятала розы под землю.

Реальны отношения.

ВыводСказка ставит вечные вопросы о смысле жизни и высших ценностях человеческого бытия, о счастье и судьбе, о добре и зле.

Литература:

  1. Андерсен Г. –Х. Сказки. – М.: Дет. Лит., 1977.
  2. Брауде Л. Ю. Великий сказочник и парижский гамен // Хочу все знать. – Л.: Детгиз, 1961.
  3. Брауде Л. Ю. Традиции Андерсена в сказочной литературе: К 100-летию со дня смерти // Детская литература. – М.: Дет. Лит.,1975.
  4. Паустовский К. Великий сказочник // Андерсен Х. К. Сказки и истории. – М. : Просвещение, 1987
  5. Брауде Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен. Книга для учащихся. – М. : Просвещение, 1987.
  6. Бородина В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении. В 2 ч. Ч. 1: Научные и методологические основы. – М.: Школьная библиотека, 2006.- 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильного типа читательской деятельности .

Статья поможет учителям литературы, работающим в старших классах, разнообразить задания при работе с текстами художественных произведений. Приёмы позволят учащимся запомнить произведения, героев, авто...

Технология продуктивного чтения,или Формирование правильного типа читательской деятельности

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее зна...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности

В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения...

Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения

    Технология продуктивного чтения  универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познаватель...