Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Малолеткова Вера Александровна

      Технология продуктивного чтения  универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_npk_yu.kovalya_maloletkova_v.a.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса: Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения

Цель: Ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике.

Все должно быть изложено так просто,

как только возможно, но не проще.

Альберт  Эйнштейн

Проблема

        Простота изложения -  очень важное качество для педагога, однако, чрезмерное упрощение чревато упущением важных деталей. Зачастую детей отпугивает сложность, которая заключается в незнакомых терминах, непонятных таблицах, огромных текстах. Сегодня мы остановимся на  проблеме восприятия текста. Основная задача педагога настроить детей на позитивное восприятие новой информации, пробудив интерес. Одним из способов в достижении данной цели является технология продуктивного чтения, разработанная профессором, доктором педагогических наук  Натальей Николаевной Светловской.

      Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Теоретическая часть

 Цель технологии: формирование читательской грамотности школьника. В начальной  и основной школах необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

 Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:                                  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;          

 2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;                                                      3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;        

4.  Приобщение к литературе как  искусству слова.

     Итак, необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Екатерина Валерьевна Бунеева (доктор педагогических наук, доцент, лауреат премии правительства РФ в области образования за 2008 год, автор учебников непрерывного курса русского языка для дошкольников, начальной, основной и старшей школы, учебников непрерывного курса литературного чтения и литературы для начальной, основной и старшей школы, координатор гуманитарного направления в Образовательной системе «Школа 2100») – говорит, что грамотный читатель это тот, кто:

  • любит и хочет читать,
  • умеет выбирать книги,
  • умеет читать, то есть воспринимать и понимать текст,
  • владеет приемами смыслового чтения (одно из важнейших требования современного государственного образовательного стандарта).

1. Так что же такое технология?  (Последовательность этапов работы).

2. Что значит продуктивное чтение?  (Продуктивное – от слова «продукт»).

3. Что может быть продуктом чтения? (Результат)

4. А какой результат может быть у чтения? (Понимание смысла прочитанного).

      Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения.

5. Что же является вторым результатом чтения? (Восприятие прочитанного текста)

Восприятие – это включение человека в чтение.

   А что значит включиться в чтение?

 Читаем – и представляем картины, героев.

Читаем – и ставим себя на место героев,

Читаем – и переживаем,

Читаем - участвуем в действии.

Читаем – задумываемся над содержанием,

Читаем – предполагаем конец истории,

Читаем  - и реагируем на прочитанное: смеемся, грустим,

Читаем - удивляемся, радуемся – испытываем эмоции.

      При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.

     Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения?

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

Традиционный урок

Продуктивное чтение

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас       узнаем      о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

           Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

     Цель – развитие читательского умения, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации)

     Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу, рассказ.

   2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).          

      Главная задача  – обеспечить полноценное восприятие текста.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Знакомство с творчеством автора, его биография.

Практическая часть

1 этап.  Работа с текстом до чтения.

     - Сегодня, уважаемые коллеги, вы на время ученики,  и мы попробуем с вами разобрать одно из произведений с помощью технологии продуктивного чтения.

     По названию давайте попробуем предположить, о чём  будет произведение?

 (Медведица кая. Кого вы ожидаете увидеть, прочитав название миниатюры?                 Какого он-она  размера?)

                                    Высказывают предположения.

       Все произведение мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.

2 этап.  Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания.  

Цель:  понимание текста и создание его читательской интерпретации.

    Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором». Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой.

    По влажной песчаной тропе ползет Медведица кая.

              (Почему ползёт? Кая – это что: имя, прозвище, кличка? Почему кая с маленькой буквы?) 

       Утром, еще до дождя, здесь проходили лоси - сохатый о пяти отростках да лосиха с лосенком.

     Потом пересек тропу одинокий и черный вепрь.  И сейчас еще слышно,  как он ворочается в овраге, в сухих тростниках.

                (Тип повествования: «я-повествование» или повествование от третьего лица?)

                (Какие изобразительно-выразительные средства присутствуют в миниатюре?    Эпитеты: одинокий и черный вепрь; Лексика: сохатый – обл. – лось, Вепрь – дикий кабан. Отросток – ответвление)

    Не слушает вепря Медведица и  не думает о лосях,  которые прошли утром. Она ползет медленно и  упорно и  только ежится,  если падает на  нее с  неба запоздалая капля дождя.

                (Почему ползёт и ёжится?)      

     Медведица кая и  не смотрит в небо.  Потом,  когда она станет бабочкой, еще насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти.

               (На какую деталь обращает автор наше внимание?)

     Тихо в лесу.

     С веток падают тяжелые капли.

     Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом.

              (Преобладание эпического, юмористического или лирического начал доминирует в миниатюре?)

По влажной песчаной тропе ползет мохнатая гусеница Медведица кая.

                (Когда вы поняли, что это не медведица? Укажите нужные слова?) 

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- Прочитайте миниатюру выразительно и скажите, кто автор?

МЕДВЕДИЦА  КАЯ.        Юрий Коваль

     По влажной песчаной тропе ползет Медведица кая.

     Утром, еще до дождя, здесь проходили лоси - сохатый о пяти отростках да

лосиха с лосенком.

     Потом пересек тропу одинокий и черный вепрь.  И сейчас еще слышно,  как

он ворочается в овраге, в сухих тростниках.

     Не слушает вепря Медведица и  не думает о лосях,  которые прошли утром.

Она ползет медленно и  упорно и  только ежится,  если падает на  нее с  неба

запоздалая капля дождя.

     Медведица кая и  не смотрит в небо.  Потом,  когда она станет бабочкой,

еще насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти.

     Тихо в лесу.

     С веток падают тяжелые капли.

     Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом.

     По влажной песчаной тропе ползет мохнатая гусеница Медведица кая.

- О чем это стихотворение? (По жанру эта миниатюра - импрессионный этюд. Импрессия – впечатление. Объясните, в чем проявляется импрессионность? Здесь автор и мы с ним вместе увидели чудо жизни.)

- Есть ли в миниатюре кольцевая композиция? Докажите.

- Посмотрите, пожалуйста,  на портрет писателя – знаком ли вам этот писатель?

- Прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе?

     Такую работу вы можете проводить с учениками на любом уроке и произведения будут воспринимать по-другому. Технология продуктивного чтения, с одной стороны, не настолько сложна, как кажется (даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения.

Применение технологии продуктивного чтения при чтении  рассказа В.Крупина «А ты улыбайся!»

1 этап.  Работа с текстом до чтения.

   - По названию давайте попробуем предположить, о чём будет произведение?

Высказывание предположений

2 этап.  Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания.  

- Чтение 1 абзаца текста:

      В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.

- Понятна ли проблема, поднятая в тексте?

- Почему вопрос «важный» не озвучен, а говорится «какой-то»?

- Чтение 2 абзаца:

     Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней.

- Понятно ли, о чём пойдёт речь?

- Чтение 3 абзаца:

    Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: "А ты улыбайся!" Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. "Больно же!" — закричал он. "А ты улыбайся!" — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников. Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: "Силовой прием!"

- Игра подростков в футбол или «А ты улыбайся!»?

- Какие слова бросаются в глаза во время игры подростков? (больно, играть стал злее, влепливая в соперников, игра шла жестоко).

- Чтение 4 абзаца:

Дети мои бросили лепить и смотрели.

- Почему дети бросили лепить и смотрели?

- Чтение 5 абзаца:

      У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, "силовая борьба по всему полю". Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. "А ты улыбайся!" — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?

- Почему, «казалось, что они дрались»?

- Продолжаем читать:

Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании.

— Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.

- Значит, подростки ожидали родителей своих?

- А знают ли родители, во что играют дети?

- Продолжаем читать:

   "А ты улыбайся!" — вдруг услышал я крик своих детей.

- Дети переняли игру подростков. Как вы думаете, что они делали?

- Чтение последнего предложения:

Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.

- Ожидали такую концовку?

 

 3 этап. Работа с текстом после чтения.

– Чем интересен рассказ? (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)

– Что больше всего удивило рассказчика? (Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)

– Что же на самом деле творилось на поле? (Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!»)

 Поисковая работа  с извлечением художественно-выразительных средств языка и стилистических фигур.
(Несколько раз употребляется одно предложение: «А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается мощным эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого не должно быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, заставляет задуматься нас (Но что это было?) И основной вопрос, который задаёт автор: «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?»)

– А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении? (Думаем, что это глаголы
– Как называется прием, который использует автор? (
Это градация-последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил,  влепил мяч.)
– Мы говорили, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему?
(Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)

Обсуждение финала рассказа.
– Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его. Какова основная мысль?  
(Маленькие дети, глядя на мальчишек, расстреливали снежками вылепленных  из снега и папу, и маму, и  себя, и всю родню. После прочтения этого рассказа чувствуешь боль за всех: и за старших, и за младших детей, и за их родителей.)

– Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)

– Даёт ли  Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и  учить «слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)

Вывод: Пока взрослые решают вопрос о подростках без подростков, растёт подростковая жестокость. Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям.

      Сейчас много пишут о подростковых группировках ЧВК «Редан». Самыми заметными участниками драк во многих городах стали юноши с длинными черными волосами, одетые в клетчатые штаны и вещи с изображениями пауков — именно так выглядят представители молодежной субкультуры ЧВК «Редан».

     - Каково ваше отношение к ним?

А ТЫ  УЛЫБАЙСЯ!                  В.Крупин

       В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.

       Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней.

       Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: "А ты улыбайся!" Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. "Больно же!" — закричал он. "А ты улыбайся!" — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников.

 Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: "Силовой прием!"

       Дети мои бросили лепить и смотрели.

      У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, "силовая борьба по всему полю". Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. "А ты улыбайся!" — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?

     Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании.

— Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.

   "А ты улыбайся!" — вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

Технология продуктивного чтения,или Формирование правильного типа читательской деятельности

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее зна...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология, повышающая функциональную грамотность школьников

В данный момент перед нашей страной стоит амбициозная цель - вхождение в число 20 наиболее конкурентноспособных стран мира. ...