Технология продуктивного чтения,или Формирование правильного типа читательской деятельности
опыты и эксперименты по литературе (5 класс) на тему

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к взяточничеству, поощряя их, например, шоколадом или чем-то иным, или разрешают играть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bologova.ppt365 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения, или Формирование правильного типа читательской деятельности

Слайд 3

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Слайд 4

М.М.Пришвин Кладовая солнца Что нам известно об авторе? Как вы понимаете заглавие произведения? В прямом или переносном значении употребил это выражение писатель? Если в переносном, то что это за троп? Метафора строится на скрытом сравнении. Как вы думаете, что здесь будут сравниваться? Можете ли вы предположить, о чем будет текст, кто его главные герои?

Слайд 5

Жанр произведения – сказка- быль Что дополнительно подскажет вам такое определение жанра своего произведения, данное Пришвиным? Какие события произойдут в сказке – были? Предположите, какими чувствами, настроением будет проникнуто это произведение? Что мы будем ждать от чтения? Цель: прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения?

Слайд 6

II этап Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Слайд 7

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

Слайд 8

Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку, как на всякую ползущую тварь. Ничего не видя, кроме клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню, еле передвигая за собой большую корзину, вся мокрая и грязная — прежняя Золотая Курочка на высоких ногах. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.

Слайд 9

Приемы работы с текстом Диалог с автором текста Почему лось спокойно глядит на ползающую девочку? А что такое ползающая тварь? Почему клюква «своя»? Почему она ничего не видит , кроме своей клюквы, даже не замечает огромного лося? Почему ее лось за человека не считает? А какие повадки обычных зверей? Комментированное чтение Лось с высоты своего роста смотрит спокойно, потому что не видит в девочке опасности для себя. Он не видит в ней думающего, умного, заботящегося о других человека. Сколько же надо было пройти времени, чтобы набрать большую корзину и при этом ни разу не вспомнить о брате. Чувство жадности сильно и страшно, оно не знает границ и уничтожает в человеке доброту и любовь. Человек превращается в зверя.

Слайд 10

Беседа по прочитанному Какие слова здесь повторяются и почему? Найдите слова-синонимы и определите их роль. Почему автор называет Настю «прежней Золотой Курочкой»? Найдите ключевые слова. (Человек, зверь, равнодушие)

Слайд 11

Беседа по содержанию текста. Как автор продолжит тему «зверя»? Назовите основной принцип «звериной» жизни. Кто противостоит волку Серому Помещику? Почему дети пошли к палестинке разными путями? К чему это привело? Кто помог Насте вспомнить о брате? Почему Травка пришла на помощь человеку? Что обещал открыть детям Антипыч?

Слайд 12

Обобщение прочитанного Почему осиротевшие дети смогли преодолеть свое горе и наладить жизнь? На кого они старались походить? Удалось им это? Почему они жили и работали так дружно? Какую правду завещали родители детям? Смогли ли дети выполнить завет родителей? Дайте определение слову «правда» на основе описаний отношений Антипыча и Травки и эпизода охоты собаки на зайца. Какую правду завещал Антипыч Травке?

Слайд 13

III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Слайд 14

Концептуальная (смысловая беседа по тексту) Вспомните и назовите все имена собственные в сказке-были(Настя Золотая Курочка, Митраша «Мужичок в мешочке», корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, петух Петя, собака Травка, волк Серый Помещик). Какую мысль хотел выразить М.Пришвин, давая героям такие имена? (единство человека с миром) Как показана жизнь Насти и Митраши в единстве с окружающим миром? Почему, по мысли автора, необходимо единство существования всего живого? К чему ведет разлад? Зачем писатель вставляет рассказ о ели и сосне, растущих вместе, к тому же помещает его в самое начало пути детей? В чем состоит правда? Как и через кого Антипыч помог детям найти свой путь к правде?

Слайд 15

Работа с заглавием Что автор называет кладовой солнца? «Мы это так понимаем, что все Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку от солнца в наследство» Найдите ключевые слова (солнце, мать, наследство, тепло, родители-растения, дети, добро). Как эти слова помогут нам понять смысл заглавия, в котором заложена основная мысль произведения?

Слайд 16

Знакомство с писателем Какими эпитетами мы можем назвать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца»? А каким должен быть человек, написавший эту удивительное философское произведение о смысле жизни? Рассказ «Столбы» В.Важдаева.

Слайд 17

Творческие задания Сочинение «Образ Солнца и его роль в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Мой путь к правде Письмо к писателю Почему за любовь надо бороться? («…эта правда есть правда вековечной борьбы человека за любовь» ) Что бы я хотел сказать своему брату (сестре) Чему научили меня мои родители Нарисовать иллюстрации Иллюстрации к сказке-были М.М.Пришвина (создание сборника) Что больше в «Кладовой солнца» – сказки или были?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правильного типа читательской деятельности .

Статья поможет учителям литературы, работающим в старших классах, разнообразить задания при работе с текстами художественных произведений. Приёмы позволят учащимся запомнить произведения, героев, авто...

Технология продуктивного (медленного) чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

Чтение – это окошко, через которое дети видяти познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше,чем впервые раскрыта книга,на...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения

Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения...

Формирование читательской грамотности с помощью технологии продуктивного чтения

    Технология продуктивного чтения  универсальна, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познаватель...