Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»
план-конспект урока (8 класс) по теме

Чеботкова Любовь Алексеевна

Русский язык это важный предмет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_dlya_8_klassa_po_teme.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме «Вводные конструкции»

Опыт показывает, что вводные слова являются трудной темой для восьмиклассников. Как сделать работающими теоретические сведения о вводных конструкциях? Думается, необходимо чётко выстраивать материал, подводить учащихся к определению языковых явлений, использовать разные приёмы: наблюдение над интонацией, разбор по членам предложения, сопоставление предложений, где внешне одинаковые или сходные слова выступают в разной синтаксической роли. Возможно, материалы предложенного урока могут быть использованы учителями русского языка в повседневной работе.

Урок русского языка в 8 классе на тему: Вводные конструкции.

Цели:

- дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;

- формировать умение выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах,

- различать вводные слова и члены предложения.

Развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), умение использовать данные конструкции в речи.

Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.     

Ход урока

I. Повторение

1) Индивидуальная работа по карточкам:

а) Работа с текстом, в котором все знаки препинания расставлены.

Задание: найдите обращения и выпишите.

Как часто в горестной разлуке

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

б) Назовите предложение с обращением (знаки не расставлены).

Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Я вернусь к тебе Россия!

2) Работа с классом (тестовые задания на партах):

1. Найдите ошибку в определении обращения:

а) называет того, к кому обращаются с речью;

б) служит для привлечения внимания;

в) не может быть распространённым;

г) произносится со звательной интонацией.

2. Обращение всегда стоит в форме:

а) в.п.; б) п.п.; в) р.п.; г) и.п.

3. Найдите неверное утверждение:

а) обращение употребляется в разных стилях речи;

б) в письмах обращение служит для привлечения внимания адресата;

в) чаще всего обращение употребляется в устной речи и в письмах;

г) обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

4. Знаки препинания в предложениях с обращениями называются:

а) выделительными; б) разделительными.

- Итак, давайте обобщим все сведения об обращении.

II. Работа над новым материалом.

1) Объяснение учителя

Сегодня мы познакомимся ещё с группой слов, которые не являются членами предложения и не связаны с другими словами в нём ни подчинительной, ни сочинительной связью. Это вводные слова. Тема для вас новая, хотя с вводными словами мы уже встречались.

- Как вы думаете, что вы должны узнать, чему научиться на уроке?

Слово вводный образовано от слова вводить, одним из значений которого является «включить во что-нибудь». Мы можем включить вводные слова в предложение.

- Запишем на доске и в тетрадях предложение: Каникулы быстро закончились.

- Охарактеризуйте его по цели высказывания (повествовательное),

по наличию грам. основы (простое, двусоставное),

по наличию второстеп. членов (распр., ничем не осложнено).

- Вам очень жаль, что каникулы закончились. Какое слово вы введёте? Я предлагаю следующие: к сожалению, к несчастью и др.

- А теперь представьте, что вы рады, что каникулы закончились. Какие слова используете? (к счастью, к общей радости, на моё счастье)

- Посмотрите на записанные предложения и скажите, в чём же разница?

(В 1 предложении точный смысл, а во 2 и 3, где использовались вводные слова, к высказыванию добавляется наше отношение.)

- Можете теперь дать определение вводным словам?

2) Чтение правила, с. 174.

- Вводные конструкции играют большую роль в речевом этикете. Как можно и должно изменить характер категорической реплики: «Передайте на билет!»? (Включить слова «пожалуйста», «будьте любезны»).

3) Работа с текстом стихотворения А. Кушнера (на каждой парте распечатка текста).

Вводные слова.

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова.

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью…»

                            И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю, где была душа.

- Прочитайте стихотворение  и назовите вводные слова, которые звучат в тексте.

- Они «замедляют нашу речь», как говорит поэт. В этих строчках содержится правило произношения вводных слов в предложении. Вводные слова при произнесении выделяются интонацией: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов. А на письме? (Запятой.)

- Поработаем над интонацией вводности, устно выполнив упр. 361.

III. Закрепление.

1) Первичное закрепление

- Запишите предложения, вставляя вместо точек (паузы) вводное слово из указанной группы:

Обращение … не является членом предложения, … указывает на того, к кому обращаются с речью, … произносится со звательной интонацией (порядок мыслей).

Во время каникул мы … хорошо отдохнём (неуверенность).

Болезнь … оказалась очень опасной (чувства).

Экспедиция … открыла в глухой сибирской тайге большие запасы нефти (источник сообщения).

Чтение … расширяет кругозор, … развивает память, … способствует улучшению грамотности (порядок мыслей).

2) Слуховой диктант

Сегодня может быть гроза. – Может быть, мы не увидимся более.

Задача, верно, решена. – Задача верно решена.

- Подчеркните мысленно одинаковые слова как члены предложения.

Все они являются членами предложения?

Вывод: вводные слова не являются членами предложения.

3) Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой:

1 группа – упражнение 362.

2 группа. Включите в предложение  Я не могу определиться с выбором профессии  вводные слова 1) с указанием на источник высказывания; 2) выражающие разные чувства.

IV. Рефлексия.

Составьте устное рассуждение на тему: «Чему мы научились на сегодняшнем уроке?», используя слова безусловно, во-первых, во-вторых, таким образом.

V. Домашнее задание 1 группе: используя те же вводные слова, составьте и напишите рассуждение на тему: «Правильно ли писать 2 буквы н в слове прочитанная?»;

2 группе: упражнение 363.

Использованная литература

1. Зайцева Н. А. Вводные слова. Урок-исследование. Русский язык № 15, 2010.

2. Сенюшкина Т. В. Обращение и вводные слова в тренировочных упражнениях. Русский язык № 13, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Презентация к уроку русского языка 8 класса по теме "Вводные конструкции".

Презентация посвящена вводным словам, вводным предложениям и вставным конструкциям....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...