Русский характер - какой он?
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Хвостова Елена Ивановна

Урок внеклассного чтения "Русский характкр - какой он?" предназначен для учащихся 10 класса. Цель урока - определение сущности русского национального характера. Предполагается работа  в группах. Ребята заранее получили домашнее задание познакомиться со статьями известных философов, рассуждающих о русском национальном характере. Выявив отличительные черты русского характера, находят их  подтверждение в литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русский характер153 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 10 классе

«Русский характер. Какой он?»

Цель урока: определить сущность русского  национального характера.

Задачи:

  1. Изучить работы Д.С.Лихачева «О национальном характере русских», Н.Бердяева  «Душа России», Б.П.Вышеславцева «Русский национальный характер», Н.О.Лосского « Характер русского народа».
  2. Проанализировать образы литературных героев как носителей русского национального характера.
  3. Способствовать формированию у учащихся высокой гражданской позиции.

Оборудование:         1) выставка книг

2) электронная презентация – проекты учащихся, презентация учителя

3) песня «Русский характер» в исп. Ю.Шевчука.

Форма урока: групповая.

Образовательные технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, элементы проектной работы, интерактив, личностно – ориентированная  технология.

Предварительное домашнее задание группам:

  1. Изучить труды философов (все группы).

  1. Прочитать произведения:

«Житие Сергия Радонежского» Б.Зайцева и Л.Н.Толстой «Война и мир» (1 гр.);

М.А.Шолохов «Судьба человека» и А.Толстой «Русский характер» (2 гр.);

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», А.Платонов «Юшка»(3 гр.);

Л.Н.Толстой «Война и мир»,  Н.А.Некрасов «Русские женщины», (4 гр.)

3.  Ответить на вопросы:

      -  Как проявляется в трудных, решительных ситуациях русский характер?

      -  Можно ли назвать литературного героя носителем русского национального характера?

     -   В чем видит сущность русского характера сам автор произведения?

  1. Подготовить проекты по группам и иллюстрировать свои ответы мультимедийной презентацией.

Материал рассчитан на 2 часа.

 Предполагается разделить класс на 4 группы и дать каждой из них задание. На уроке каждая группа будет защищать свой проект.

Проект №1 – проект по религиозности.

Проект №2 – проект по патриотизму.

Проект №3 – проект по могучей силе воли.

Проект №4 – проект по умению различать добро и зло.

Проект №5 – проект по нравственным опорам.

Проект №6 – проект по жертвенности.

Проект №7 – проект по поиску смысла жизни.

Отчет каждой проектной группы 5 – 7 минут.

А также:

-  В данном сценарии урока представлены и примерные ответы учащихся.

-   В течение урока по ходу выступления ребят заполняется таблица в тетрадях.

-  В конце урока предполагается работа  с утверждениями.

- Изучение мнений выпускников о том, какие качества характера, на их взгляд, присущи современному русскому человеку. Наглядно поможет представить результаты анкетирования диаграмма.

Использованная литература

1. Бердяев Н.А. Душа России. // Русская идея. - М., 1992. - С.295-304.

2. Большая Российская энциклопедия. – М.,  1999

3. Вышеславцев Б.А. Русский национальный характер. // Вопросы философии.- 1995.- №6.

4. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. – М.: Детская литература, 1985.

5. Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 3-6.
6. Лосский Н.О. Характер русского народа. // Вопросы философии. 1996. №4.

7. Лесков Н.С. Очарованный странник. – М.: Олимп, 1997.

9. Некрасов Н.А. Поэмы. – М.: Дрофа, 2002.

10. Платонов А. Цветок на земле. – М.: Молодая гвардия, 1983.

11. Пушкин А.С. Романы. – М.: Дрофа, 2002.

12. Пушкин А.С. Письма. – М.: «Художественная литература», 1990.

13. Толстой А.Н. Рассказы. Очерки. – М.: Детская литература, 1985.

14. Толстой Л.Н. Война и мир. – М.: Астрель, 2004.

15. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – Ч.: Чувашское книжное издательство, 1987

16. Шолохов М.А. Рассказы. Судьба человека. - М.: Советская Россия, 1988.

17. https://sites.google.com/site/citaemchehova/home/uroki/moj-cehov

Ход урока.

Слово учителя.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя как страна необычная, не похожая на других, а потому непонятная и  вместе с тем чрезвычайно притягательная.

Ф.И.Тютчев сказал в свое время про Россию:

Умом Россию не понять,

Аршином землю не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Эти строчки, безусловно, актуальны и по сей день  Россия – страна, не попадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый.

Современные исследователи все чаще обращают внимание на роль национального характера, который в значительной мере определяет траектории развития общества в целом. Уже давно русский национальный характер, его необычность и непонятливость, возбуждает живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России.      

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в 20 веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки.

Сегодня мы  с вами как раз попытаемся ответить на вопрос, как этого добиться благодаря русской словесности; попытаемся выяснить, какие качества  помогли выстоять русским  в самые ответственные для страны времена. То есть мы будем говорить о русском национальном характере, о загадочной русской душе, ибо это духовный стержень нашей российской государственности.

Чтобы определиться с понятием «русский характер», обратимся к трудам русских философов, занимавшихся в свое время изучением русского характера, его отрицательных и положительных черт. С этой целью я вас попросила познакомиться с трудами Н. Бердяева  «Душа России», Д.С.Лихачева «О национальном характере русских», Б.П.Вышеславцева «Русский национальный характер», Н.О.Лосского « Характер русского народа».

Беседа: - Ребята,   как вы понимаете слово «характер»?

(Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

- Как зазвучит это значение в сочетании со словом русский? (Особенный, самобытный, русский)

-  Какие качества русского человека отмечают  как ключевые мыслители – философы? На что они обращают внимание?

- Как подтверждают это писатели в литературных произведениях?

Сейчас мы за этим и пронаблюдаем

  Ответы я вас попрошу оформить в виде таблицы.  На левой стороне  мы запишем  основные качества  русского характера, отмеченные  в трудах философов,  а на правой – пример из литературного произведения. По ходу урока мы будем  заполнять эту таблицу.

Основные качества  русского характера в трудах философов

Пример из литературы

Выводы

1.

Религиозность

Б.Зайцев «Житие Сергия Радонежского»

Православие является духовным стержнем исторического развития России. Она добра и человечна.  Когда было трудно, человек в молитвах просил помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы - русской силы.

2.

Патриотизм, служение Отчизне

Л.Толстой «Война и мир»

Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Патриотизм – это любовь к Отчизне, выраженная в конкретных делах; чувство гордости за свое отечество.

3.

Могучая сила воли

М.А.Шолохов «Судьба человека», А.К. Толстой «Русский характер»

Вывод: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.»

4.

Умение различать добро и зло

А.Платонов «Юшка»

Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.

5.

Нравственные опоры

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

6.

Жертвенность

Н.А.Некрасов «Русские женщины»

Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к родине. Жертвую собой, люди шли в бой, сгорали заживо за идеи, защищали в самые трудные минуты, не жалея своей жизни. Вот поэтому Россия преодолевает все трудности на своем пути.

7.

Искание смысла жизни и основ бытия

Л.Толстой «Война и мир»

Осознание своего «Я», понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны -  помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор. Может быть, поэтому Россия смогла выстоять на  самых труднейших этапах своего существования.

- Молодцы, ребята.

Отмечая религиозность, русский философ XIX века Н.Бердяев писал: «Великое томление, неустанное богоискание заложено в русской душе, и сказалось оно на протяжении целых столетий... Вся почти русская литература есть жизненный документ, свидетельствующий об этом богоискании, о неутоленной духовной жажде» [1].

 Ярким примером является очерк  Б.Зайцева   «Преподобный Сергий Радонежский».  

- Ребята, давайте вспомним, что такое очерк?

( Очерк – небольшое литературное произведение, дающее краткое, выразительное описание чего-либо. Описание, изложение, исследование какого-либо вопроса, дающее представление о нем (Толковый словарь).

  1. Религиозность

 Писатель в очерке вовлекает читателя в размышления о судьбе русского человека, раскрывает яркие черты его характера. Итак, вам слово, ребята.

-    Как проявляется в трудных, решительных ситуациях характер Сергия?

Отчет проектной группы:

  Прочитав очерк, мы пришли к выводу, что Сергий четко представляет, какой будет его жизнь. Он освоил пустынные земли и построил небольшую церковь. Стефан, брат его, не выдержав тяжелой жизни в лесу, ушел в Москву. Он постригся в монахи. Его характер проявляется тогда, когда полчища бесов пытались устрашить его, но не смогли. Потом появляется дьявол, который просит его уйти из леса и угрожает при этом. Но он изгнал их молитвами. Он настойчив, глубоко верит в Бога, в его силу, решителен, целеустремлен. Он посвятил свою жизнь служению другим людям: к нему ходили    наставление  получать, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника.

Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришел в монастырь к Сергию за благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву», Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всем происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва

- Можно ли назвать литературного героя носителем русского национального характера?

Ответ: Думаем, что да. Этот человек и многие другие святые искренне верили в людей, помогали им. Лишали себя во многом и терпели нужду ради счастья многих других, наставляя людей на путь добра и истины. В нем смирение, добро, нравственная красота.

- В чем видит сущность русского характера сам автор произведения?

 Ответ: Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению.  Чтобы преодолеть вражду между людьми, призывал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге – Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера. И ещё может помочь икона – такую икону и написал позднее в прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв. Эта икона – «Троица Ветхозаветная».

- Как вера в Бога помогает человеку?

Ответ: В самых  трудных ситуациях, когда, кажется, что нет выхода, человек в молитвах обращается к Богу, верит в его силу, возможности. Например, Один благочестивый человек пришел в монастырь с больным сыном. Но принесенный в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошел за гробом, тело же ребенка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нем ученик Сергия.

- Каково  значение личности Пр. Сергия Радонежского?

Ответ: Широко на Руси  славится  имя  Преподобного Сергия Радонежского.

Преп. Сергий Радонежский является основателем величайшей  святыни нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавры. В ней  когда-то  получил благословение на Куликовскую битву Святой благоверный князь Дмитрий Донской (показать портрет ) от самого  Преп. Сергия Радонежского и одержал победу. В ней, Троице-Сергиевой Лавре, писал  свои  знаменитые иконы  Андрей Рублев (показать репродукцию  картины А.Рублева «Троица»), она и поныне притягивает к себе  тысячи паломников, как  нашего  православного Отечества, так и из-за рубежа и является  обителью Патриарха  в наши дни.

Вопросы ко всем группам для обсуждения:

- Почему Преподобного Сергия называют Святым?

Свято́й (от праслав. svętъ; мн. ч. — святы́е) — в христианстве (за исключением некоторых протестанстских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за членов церкви, ещё живущих на земле.

- Чему  учит  нас жизнь  Преподобного Сергия?  Ответ: не поддаваться искушениям, точно представлять смысл своей жизни, быть упорным в достижении поставленной цели.

- Какие качества Пр. Сергия Радонежского мы можем взять себе  на вооружение? Проводившие свою жизнь в молитве, посте, уединении, они молились Богу за всю святую Русь, за весь народ русский. Лишали себя во многом. Самопожертвование, глубокая вера, любовь к своей стране.

Вывод: Православие является духовным стержнем исторического развития России. Она добра и человечна.  Когда было трудно, человек в молитвах просил помощи у Бога. Молитва давала ему источник духовной силы - русской силы.

2. Патриотизм, служение Отечеству

Учитель: Религиозность русского человека связана с патриотизмом. Это важное качество отмечает Н.Лосский. Запишем его.   А. С. Пушкин в одном из писем выразил свое отношение к родине:  «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечества, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой ее нам Бог дал».[12]   Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...» [5]. Любовь к Родине считается - и, видимо, вполне справедливо - неотъемлемой чертой русского национального характера. Попробуем в этом убедиться.

Пожалуйста, ребята.

- Что значит для русского человека любовь к родине?

Отчет проектной группы:

   Мы думаем, что любовь к Родине - это любовь  к родителям, к родному краю, это любовь к вере предков и вообще к памяти предков. Я люблю страну - значит, я все сделаю, чтобы в ней жилось нам всем хорошо.

Русский человек должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Здесь речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках. К примеру, только один призыв Александра Суворова многого стоит: «Мое, прошу брать мой пример.., до издыхания быть верным Отечеству».

В самую критическую минуту, когда отступать дальше было некуда (позади Москва), И. Сталин 7 ноября 1941 года обратился к воинам армии и флота: «Пусть вдохновит вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя Великого Ленина».

Он должен почувствовать, что русская национальная территория добыта кровью и трудом, волею и духом, что она не только завоевана и заселена, но что она уже освоена и еще недостаточно освоена русским народом... Русский человек должен знать и любить просторы своей страны: ее жителей, ее богатства, ее климат, ее возможности, - так, как человек знает свое тело, так, как музыкант любит свой инструмент, так, как крестьянин знает и любит свою землю.

- В чем видит сущность русского народа Л.Н.Толстой?

Исследуя данную проблему, мы думаем, что главная тема романа «Война и мир» - изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своей корысти. Описывая войну 1805 - 1807 г. , Толстой показывает мощь и величие духа народа. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась».[14] Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехам дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой». Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны.

 Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по- настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения. В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину. Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир».

Видное место в романе  занимает образ народного полководца Кутузова.    Война 1812 года выдвигает фигуру Кутузова в первый ряд крупнейших военных деятелей эпохи. Избрание его главнокомандующим закономерно. Именно на чувстве патриотизма, «которое более или менее смутно испытывали все, и основано то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям избранию Кутузова в главнокомандующие».
    Бородинское сражение — один из кульминационных моментов войны с французами. От исхода его зависит очень многое. Как же ведет себя Кутузов? «Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Странное поведение для полководца, но в этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум, знание ситуации. Кутузов уверен, что «решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Следовательно, нельзя считать Кутузова пассивным созерцателем. Об этом же свидетельствуют и проницательные мысли Андрея Болконского о русском главнокомандующем: «Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий, и он умеет предвидеть их, осмыслить их значение».


        Все поведение Кутузова во время войны с французами — подчинение себя самого и русской армии «неизбежному ходу событий». Совет в Филях, решение оставить Москву (вопреки воле императора) — важнейшие вехи биографии героя. В эпизодах полководец показан старым, немощным человеком. Может показаться, что принятие решения оставить историческую столицу государства — плод малодушия, результат роковой ошибки. Так думают и некоторые из русских генералов. Но они ошибаются. Кутузов по-настоящему мудр. Захват Москвы врагом становится не триумфом, а тяжким поражением деморализованной армии французов.

        Говоря о Кутузове, следует упомянуть еще две его существенные черты — религиозность и способность к состраданию. Эти качества сближают главнокомандующего с другими героями войны 1812 года. Вспомним сцену молебна перед Бородинским сражением. Толстой показывает религиозное единение русских людей. Кутузов «с детски наивным вытягиванием губ приложился к иконе... поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы». Связь между этой сценой и победой на Бородинском поле несомненна...

Вместе с армией и народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. А это важно делать во все века и времена.  Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен и будет изгнан. Таких людей, как Кутузов, много. Это и Суворов, и Д.Ушаков, и Г.Жуков. Без их любви к России, без веры в ее силы не было бы побед. Неиссякаемая вера поддерживала их в самые ответственные минуты, когда они принимали решения.

    Вопросы:

- Что значит сегодня для русского человека патриотизм?

- Можете ли вы себя назвать патриотами?

Вывод:    

Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Это любовь к Отчизне, выраженная в конкретных делах; чувство гордости за свое отечество, готовность служить ей несмотря ни на что, выдержка, могучая сила воли.

3.Могучая сила воли – это следующая черта характера, отмеченная философами.

 «Именно с ней связана страстность русского человека, порождение которой максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость», - пишет Н.Лосский.

 Отчет проектной группы:

 Мы рассмотрели такие произведения, как рассказы М.Шолохова «Судьба человека», А.К. Толстого «Русский характер». А. Толстой повествует о замечательных русских людях: Егоре Дремове, его родителях - Егоре Егоровиче и Марье Поликарповне, о невесте Кате. Каждое действующее лицо рассказа - личность.

Сам лейтенант Дремов смелый, но скромный человек. Звезда героя и ордена говорят сами за себя, но лейтенант никогда не выпячивается вперед, не гордится перед товарищами своими подвигами. «Про военные подвиги он не любил разговаривать». «О таких делах вспоминать неохота!» «Нахмурится и закурит». Но случилось несчастье с лейтенантом, горел в танке и сильно изменился лицом. «Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на свое и теперь - не свое лицо. Медсестра, подававшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.

- Бывает хуже,- сказал он,- с этим жить можно».

Действительно, он не потерял зрения, мог продолжать воевать, и делал свое дело достаточно хорошо и умело. Награжденный отпуском, Дремов поехал домой, но, не прожив там суток, вернулся в часть. Кажется Дремову, что стал он чужой родителям и невесте - красавице Кате.

Иван Сударев скажет о ней «Даю честное слово - есть где-нибудь еще красавицы, не одна же она такая, но лично я не видел...» По молодости и неопытности подумал Дремов, что откажется от него невеста, что испугаются его родители. Сердце матери подсказало ей, что сын это приезжал. А вот отцу никак не понять, что может мужчина стыдиться такого лица. «Таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно», - скажет Егор Егорович, оценивая подвиг солдата.[13]

Да, родителям не важно - красив или нет их сын, нужно, чтобы честен был, жив остался. Но и для невесты оказалась важнее внутренняя красота Дремова. Катя приехала на фронт (можно себе представить, сколько ей стоило усилий добиться этой поездки!), чтобы подтвердить жениху свое слово, что она готова с ним связать свою судьбу.

Устами своего героя - Ивана Сударева писатель восхищается русскими характерами, стойкими и верными, любящими и нежными. В суровое время выпало жить этим людям, но они достойны своей судьбы.

Название рассказа символично. Этот очерк повествует о героях, но сколько их еще на русской земле! Всем строем рассказа автор доказывает, что такой народ победить невозможно.

Ответ: Подтверждением этого является рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Речь идет о русском солдате, который своим мужеством, выдержкой, стойкостью, честностью вызвал уважение у такого безжалостного Мюллера, который назвал его настоящим русским солдатом. Жестоко обошлась судьба с ним. Погиб сын в последние дни войны, взорвало бомбой дом, в котором находились жена и дочь. Как может  измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека. Хочется надеяться, что Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Вопросы:

- Можно ли назвать этих героев носителями русского национального характера.

Вывод:  Просто невозможно не восхититься такими людьми, как Егор Дремов.ю Андрей соколов и многие другие. «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила - человеческая красота.» [13]

Человек по-настоящему красив, если он умеет различать добро и зло. Об этом важном качестве пишет Лосский.

4.   Умение различать добро и зло.

 «В душе русского человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло, - голос совести»,  – отмечает он. [6] Вся русская литература, начиная от древнейших времен до современности, пронизана идеями о добре и зле.  С детства помним русские народные сказки, где борьба идет со злыми силами. В Библии сказано: «Побеждай зло добром». Человек всегда мечтал о том, чтобы зло было наказано. Об этом пишет А.Платонов. Тема добра и зла наиболее ярко выражена в рассказе «Юшка».

- Можно ли сказать, что Юшка с его  умением делать добро является носителем русского национального характера?

Ответы творческой группы:

Думаем, что является, потому что Андрей Платонов раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

Добрый и сердечный Юшка обладает редким даром любви. Эта любовь истинно святая и чистая: «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим». Погружаясь в мир природы, вдыхая аромат лесов и трав, он отдыхает душой и даже перестает чувствовать свой недуг (бедный Юшка страдает от чахотки). Искренне любит он и людей, в особенности же одну сиротку, которую вырастил, выучил в Москве, отказывая себе во всем: он никогда не пил чаю, не ел сахара, «чтоб она ела его». Каждый год ездит он проведывать девушку, привозит денег на весь год, чтобы она могла жить и учиться. Он любит ее больше всего на свете, и она, наверное, единственная из всех людей, отвечает ему «всем теплом и светом своего сердца». Став врачом, она приехала в городок, чтобы вылечить Юшку от мучавшей его болезни. Но, к сожалению, было уже поздно. Не успев спасти своего приемного отца, девушка все же остается, чтобы распространить на всех людей чувства, зажженные в ее душе несчастным юродивым, — свое сердечное тепло и доброту. Она остается, чтобы «лечить и утешать больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

Всю жизнь несчастного Юшку все бьют, оскорбляют и обижают. Дети и взрослые потешаются над Юшкой, упрекают его «за безответную глупость». Однако он никогда не проявляет злобы к людям, никогда не отвечает на их оскорбления. Дети бросают в него камни и грязь, толкают его, не понимая, почему он не ругает их, не гонится за ними с хворостиной, как другие взрослые. Наоборот, когда ему бывало совсем уж больно, этот странный человек говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно
быть, любите меня?.. Отчего я вам всем нужен?..» Наивный Юшка видит в непрерывных издевательствах людей извращенную форму любви к себе: «Меня, Даша, народ любит!» — говорит он хозяйской дочери.[10] И умирает Юшка из-за того, что оскорблено его принципиальное чувство и убеждение в том, что каждый человек «по надобности» своей равен другому. Только после его смерти оказывается, что он все же был прав в своих убеждениях: он действительно был нужен людям.

Платонов утверждает в своем рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип, взятый еще из детских сказок: невозможного нет, все возможно. Сам автор говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть.

Вопросы учителя:

- В силах ли мы сделать мир добрее?

- Как помогает жить добро людям?

Вывод: Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло. Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий.

Умение жить по законам добра и справедливости, порядочности, честности составляют нравственную основу любого общества.

 5. Нравственные опоры.

Учитель:

Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смириться ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.

- Ребята, вам слово.

Отчет проектной группы:

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. Дело доходит до поединка. Швабрин во всем противоположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.

Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего присягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева, Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.

Во время пугачёвского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того. Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему донять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев — смело ответил атаману: «Затейлива... Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конца остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Вопрос для всех:

- Не забыто ли слово честь в нашем обществе?

- Что для вас значит выражение честь по чести, с честью?

- Какие качества человека составляют нравственную опору любого государства?

Вывод:

Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.

5. Жертвенность

 Учитель: Как вы понимаете значение слова жертвенность?

В словаре дается такое значение - готовность к самопожертвованию; Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других.

 Эта черта  характера наиболее проявилась в русской женщине, которые жертвовали своим личным благополучием и совершали подвиги во имя любви.

- Расскажите, пожалуйста, о каких женщинах идет речь. (О женах декабристов)

- Что вы  знаете о декабристах?

Выступление творческих групп.

Ребята:    Декабристы... Почти все они были очень молоды. Однако, охваченные патриотизмом и любовью к Родине, твердой поступью вышли они 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь с протестом против крепостничества и произвола самодержавия. По приказу Николая I восстание было подавлено.  Более 600 человек арестовано. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. В Петропавловской крепости были повешены пятеро осужденных декабристов: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин.

Более ста декабристов были сосланы на вечное поселение в Сибирь. Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем. Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже.  Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, «имел просвещенный ум», был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.

Вслед за Трубецкой выехала в Сибирь на 20-тилетнее поселение и каторгу Мария Волконская, выросшая в богатстве и роскоши, блиставшая на балах.

Отец Марии Николаевны - отважный генерал, герой войны с Наполеоном. Мать была внучкой Ломоносова. От нее дочь унаследовала темные глаза и гордую стать. Она ехала день и ночь.   Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со  своей подругой, княгиней Екатериной Трубецкой, в маленькой избушке

 Работа над текстом поэмы.

1) Беседа

- Что движет женщинами, которые отправились   за своими мужьями в добровольную ссылку?

- В чём видят женщины свой долг?

- Объясните, почему выбраны  эпиграфом к уроку слова «Пока смерть не разлучит нас…»?

- Какие трудности и препятствия подстерегают женщин? Подтвердите свои ответы текстом.

Ученики находят строки из поэмы, подтверждающие их ответы.

- Что ещё движет жёнами декабристов кроме чувства долга?  (Любовь, вера, надежда).

- Почему жертвенность можно назвать проявлением национального характера? (Именно крепкие семьи были и являются достоинством любого общества)

Вывод:

Русским свойственна жертвенность: жертвовали собой ради любви к близкому человеку, ради любви к родине. Жертвую собой, люди шли в бой, сгорали заживо за идеи, защищали в самые трудные минуты, не жалея своей жизни. Вот поэтому Россия преодолевает все трудности на своем пути.

Еще одно качество  присуще нам: искание смысла жизни и основ бытия.

  1. Искание смысла жизни и основ бытия

Учитель: А.П.Чехов сказал: «Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша».[17] Вопрос о смысле жизни и основах бытия всегда волновал русского человека.

«В чём состоят жизненные ценности?» «Что является целью жизни?»

Эти вопросы побуждали думать о своем месте в этом мире. Поиск смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Верно одно: жизнь должна быть полезна не только себе, но и окружающим.  В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» эта тема является одной из важных.

Выступление творческих групп:

Толстой говорил: «Люди, как реки...» - подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности. Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова - проявляется в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Пьер и Андрей внутренне близки друг к другу и чужды миру Курагиных и Шерер.

Они встречаются на разных этапах жизни: и в пору счастливой любви князя Андрея к Наташе, и во время разрыва с нею, и накануне Бородинской битвы. И каждый раз они оказываются друг для друга самыми близкими людьми, хотя каждый из них идет к добру и правде своим путем. Желая выбраться из ада надоевшей ему светской и семейной жизни, Андрей Болконский собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? - говорит князь Андрей. - Та же любовь к другим...» Но во время Аустерлицкого сражения стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Андрей Болконский понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова – « Надо жить, надо любить, надо верить» - указывают князю Андрею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой, со старым дубом помогают ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Князь Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным.

Наиболее знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа. Выражая свое отношение к событиям, он говорит, что его мысли созвучны народным: « И так же думает Тимохин и вся армия" Жизнь князя Андрея, его искания смысла жизни завершаются единением с народом, борющимся за родную землю.

Иными жизненными путями шел Пьер Безухов, но его волновали те же проблемы, что и князя Андрея. «Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть?» - на эти вопросы мучительно искал ответ Пьер, чей образ был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, совершает ошибки, одной из которых является его женитьба на низкой и порочной красавице Элен Курагиной. Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает «переродить порочный род человеческий». В учении масонов Пьера привлекают идеи равенства, братства и любви, поэтому  прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Ему кажется, что он нашел, наконец, цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его «братьями», и к тому же Пьер видит, что и среди масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами. Так же, как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом становится для Пьера любовь к Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. Но его жизнь лишь со стороны казалась спокойной и безмятежной. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» - эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года. Огромное значение имело для Пьера соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» - вот какое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

Образами князя Андрея и Пьера Безухова Толстой показывает, что, какими бы разными путями ни шли лучшие из представителей высшего общества в поисках смысла жизни, они приходят к одинаковому итогу: смысл жизни - в единении с родным народом, в любви к этому народу.

Именно в плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья». Но люди вокруг Пьера страдают, и в эпилоге Толстой показывает Пьера напряженно думающим, как защитить добро и правду. Пути исканий приводят Безухова в тайное политическое общество, борющееся против крепостничества и самодержавия.

Проблемы, поднятые Толстым в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, - «документальное изложение всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело»...

Вопросы для всех:

 - Что дает человеку поиск смысла жизни? Может, не стоит тратить время на это?

 - Можно ли считать, что именно эта черта характера является национальной, присущей многим людям?

- Как вы думаете, задумывается ли молодое поколение о смысле жизни?

- В чем для вас смысл жизни?

Вывод: Осознание своего «Я», понимание цели жизни – жизни во имя счастья и будущего своей страны -  помогало людям в трудные моменты жизни сделать правильный выбор. Может быть, поэтому Россия смогла выстоять на  самых труднейших этапах своего существования.

После такого обстоятельного разговора о русском характере мне интересно узнать, согласны вы или не согласны с утверждениями, только очень кратко.

Утверждения: согласен – не согласен

  1. Русским чужда национальная гордость, они стыдятся, что они русские.
  2. В современном русском обществе есть то, чем восхищаются остальные государства.
  3. Доброта – преобладающая черта характера русского человека.
  4. Россию возродит понятие совестливости и чести.

Беседа:

Итак, так  какой он – Русский национальный характер?

Таким образом, можно составить следующую качественную характеристику русского народа: доброта, свободолюбие, религиозность, патриотизм, простота.

- Интересно, есть ли недостатки в русском характере?

Лосский пишет, что в русском характере есть недостатки, которые могут привести к расстройству общественной жизни: максимализм, экстремизм, невыработанность характера, анархизм и др. Однако, отмечает Лосский, все эти качества вторичны.

- А вот вы согласны с этим высказыванием Лосского?

-   Мне было интересно узнать, какая из черт русского характера является по мнению выпускников ведущей? Были предложены следующие черты характера: патриотизм, оптимизм, доброта, доверие, терпеливость, независимость, лень, сплоченность, честность, трудолюбие, жадность, сострадание, недоброжелательность, пессимизм, совестливость, легкомыслие

Диаграмма.

Вывод:

Россия – великая страна, у которой богатое прошлое. Богата она тем, что ее населяют люди с сильным характером. Именно такие люди смогут обеспечить  будущее, а для этого мы должны помнить о прошлом. Хочу привести строчки из Послания Федеральному собранию Дмитрия Медведева, который сказал, что «мы - наследники победителей, и поэтому я верю в новую Россию. Нужно помнить и уважать наше прошлое. И работать по-настоящему ради нашего будущего.  Мы преодолеем отсталость и коррупцию, потому что мы сильный и свободный народ, достойный нормальной жизни в современном, процветающем демократическом обществе. Мы сами выбрали свой путь, наши отцы и деды тогда победили. Теперь должны победить мы.  Россия, вперед!»

Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «Кем и каким я себя ощущаю в современной России?» Думаю, что вам будет непросто справиться с такой работой, поэтому предложу наводящие вопросы: Кто я в современном мире? Какое место занимаю в современной России? Ощущаю ли я свою нужность, значимость? Каким вижу себя в будущем? Что мне нравится, а что не нравится в обществе; с чем согласен, а с чем не согласен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения А.Н.Толстой "Русский характер"

ЦЕЛЬ:     Показать учащимся на примере произведения А.Н.   Толстого, как выковывался и закалялся русский характер в горниле кровопролитных битв Великой Отечественно...

Русский характер

На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.Н. Толстого, изучают историю жизни главного героя рассказа Егора Дрёмова, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, прослежив...

"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".

Тема урока поможет  учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")

Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...

О статье Д.С.Лихачёва «Русская природа и русский характер»

Эту статью можно использовать в старших классах на уроках развития речи при изучении темы "Публицистический стиль и его особенности"....

Британские привычки и характер. Какие они британцы?

Урок с использованием методов критического мышления на уроках английского языка в средней школе....

Русский характер - какой он?

Урок внеклассного чтения "Русский характкр - какой он?" предназначен для учащихся 10 класса. Цель урока - определение сущности русского национального характера. Предполагается работа  в группах. ...