Проверочная работа по предметам гуманитарного цикла
опыты и эксперименты (7 класс) по теме

Дамбраускене Наталья Викторовна

Цель работы – определить уровень сформированности читательской грамотности у учащихся 7  классов, выяснив уровень понимания содержания сплошного научно-учебного текста и несплошного текста, представленного в виде таблицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kimy.doc63 КБ
Microsoft Office document icon instruktsiya.doc98 КБ
Microsoft Office document icon spetsifikatsiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вплоть до середины ХVI века все книги на Руси писались от руки. Изготовление одного экземпляра требовало огромного труда и занимало очень много времени. К тому же в рукописных книгах неизбежны ошибки. На Стоглавом соборе Иван Грозный негодовал: «Писцы пишут с неправленых переводов, а, написав, не правят же… и по тем книгам в церквах Божиих чтут, и поют, и учатся, и пишут с них». Искажения в священных богослужебных текстах были нетерпимы. Всё это побудило Ивана IV и митрополита Макария озаботиться введением на Руси книгопечатания.

            Самая первая типография в России начала работу около 1553 года. История не сохранила имён первых мастеров, да и книги этой типографии (сгоревшей в одном из московских пожаров) не имели дат выхода в свет – их потому и называют «безвыходными». Эти первые книги анонимной типографии были ещё несовершенны по технике печати: например, строки не имели одинаковой длины.

В 1563-1564 годах дьякон одной из кремлёвских церквей Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец издали на печатном дворе первую книгу с точным указанием места и времени издания. Это был «Апостол» (или Деяния святых Апостолов) – часть Нового Завета, в которой повествуется о жизни и деятельности учеников Иисуса Христа. Книги Ивана Фёдорова отличались высочайшим по тому времени уровнем полиграфии. В течение всего ХVII века «Апостол» 1564 года воспринимался как образец для издателей. В 1565 году был издан «Часословец» («Часовник»), по которому не только вели службу, но и учились читать.

Иван Фёдоров был не только мастером-типографом, но и редактором. Он смело правил переводы книг Священного Писания, заменяя непонятные слова и выражения на доступные обычному читателю. Не исключено, что именно из-за этой редакторской правки его и обвинили в «порче» священных книг. Преследования вынудили Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца перебраться из Москвы в Великое княжество Литовское. Здесь в белорусских землях и на Украине, они продолжили свою просветительскую деятельность.

 В 1574 году во Львове Иван Фёдоров напечатал первую известную нам восточнославянскую (кириллическую) Азбуку, которая стала первым светским учебником. Кроме самой азбуки, в ней содержались тексты для чтения и сведения по грамматике с правилами склонений и спряжений. Заключала книгу краткая хрестоматия – тексты для закрепления и развития навыков чтения и письма. Взятые из Библии, они были подобраны таким образом, что создавали нечто вроде свода этических норм и правил: «Не сотвори насилия убогому», «послушая отца твоего, иже тя родил».

После того, как Иван Фёдоров покинул Москву, дело книгопечатания, начатое им, не заглохло. Продолжали работать типографии в Александровой слободе. Всего во второй половине ХVI века было издано около 20 книг. А в 1634 году опубликовали букварь В.Бурцева, который в течение столетия переиздавали несколько раз. В 1694 году был напечатан букварь Кариона Истомина, снабжённый рисунками к буквам. Всего за вторую половину XVII столетия Печатный двор опубликовал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных псалтырей и часословов. Тысячные тиражи таких пособий раскупались за несколько дней.

Фамилия, имя ____________________________________ класс ______________

1.О чём говорится в тексте? Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А)  о древних книгах

Б)  о развитии книгопечатания

В)  о жизни Ивана Фёдорова

Г)  о создании первых учебников

2. Определите стиль и тип текста

                 А)  художественный, рассуждение

                 Б)  научный (учебно-научный), повествование

                 В)  публицистический, повествование

                 Г)  разговорный, описание

3. О каких недостатках рукописного способа письма говорится в тексте?

       1_________________________________________________________________________              

       2 ________________________________________________________________________

       3 ________________________________________________________________________

4. Первая типография называлась анонимной, потому что книги, издававшиеся в ней

                А)  не имели авторства

                Б)  сгорели в одном из пожаров

                В)  не были совершенны по технике печати

                Г) не имели дат выхода в свет

5. Продолжите фразу.

    «Безвыходными» называли книги, которые _____________________________________ _____________________________________________________________________________    

6. В каком значении употреблено в тексте слово ТИПОГРАФ?

                А)  одна из наборных машин, отливающих сразу целые строки

                Б)  владелец типографии

                В)  человек, занимающийся типографским делом

                Г) большой еловый жук-короед, опасный вредитель

7. В каком году был издан первый русский учебник?

А)  в 1553 году

Б)  в 1634 году

В)  в 1564 году

Г)  в 1574 году

8. Опираясь на собственные знания, объясните происхождение  слова «АЗБУКА».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Что могли узнать и чему научиться ученики, обучаясь по Азбуке Ивана Фёдорова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Можно ли Азбуку Ивана Фёдорова считать церковной книгой? Ответ обоснуйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Предположите, почему Азбука Ивана Фёдорова вызвала негодование польских католических священников?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. К какому жанру можно отнести тексты из хрестоматии к Азбуке Ивана Фёдорова?

                       А)  жития

                       Б)  повести

                       В)  поучения

                       Г)  сказания

13. Составьте план текста

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14.  О чём говорят данные, представленные в таблице?

Количество грамотных людей в ХVI веке

1677 год

Москва

36 % дворян и посадских людей

90-е годы

Москва

52% дворян и посадских людей

80-90-е годы

Соликамск

49 % посадских людей

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Сопоставьте  содержание текста с данными таблицы.

Сформулируйте выводы и запишите их в виде небольшого сочинения-рассуждения        (не менее 50 слов)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

зад.

Кол-во

баллов

Полученный

Балл

1

1

2

1

3

2

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

2

10

1

11

1

12

1

13

2

14

1

15

12

Всего

29



Предварительный просмотр:

Инструкция по проведению проверочной работы

На выполнение проверочной работы отводится 90 минут

Перед началом работы проводится инструктаж. Учитель сообщает цель проведения проверочной работы, рассказывает о структуре работы и правилах оформления ответов.

Каждый учащийся получает лист с научно-учебным текстом и бланки, на которых напечатаны задания к тексту, несплошной текст, представленный в виде таблицы, задание на сопоставление текстов а также черновик.  Учащиеся выполняют работу на данных бланках.

При выполнении заданий с выбором ответа учащиеся обводят только одну букву около выбранного ими ответа; при выполнении заданий с кратким и развернутым ответами учащиеся записывают свои ответы в специально отведенных для этого строчках, расположенных после формулировки задания.

После окончания работы ученики сдают бланки учителю-организатору, который передаёт их учителям-предметникам для проверки и внесения баллов в таблицу оценивания.

Инструкция по проверке и оценке работ

Проверочная работа оценивается в баллах.

Задания с выбором ответа

Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.

Коды правильных ответов к заданиям с выбором ответа

№ заданий

Вариант ответа

1

Б

2

Б

4

А

6

В

7

Г

12

В

Задания с кратким или развернутым ответом

Задание 3. О каких недостатках рукописного способа письма говорится в тексте?

2 балла –  ответ принимается, указаны три недостатка:

  • Процесс был трудоёмким/ написание книг требовало огромного труда
  • Занимало много времени
  • Неизбежны были ошибки

1 балл – ответ принимается, указано два недостатка

0 баллов – ответ не принимается

Задание 5. Продолжите фразу.

«Безвыходными» называли книги, которые

1 балл – ответ принимается. Дописаны слова: « не имели дат выхода в свет»

0 баллов – ответ не принимается, дописаны другие слова

Задание 8 Опираясь на собственные знания, объясните происхождение  слова «АЗБУКА».

1 балл – ответ принимается, указано, что слово «азбука» произошло от начальных букв славянского/ русского алфавита «аз» и «буки», («аз», «буки», «веди» - первые буквы славянского/ русского алфавита)

0 баллов – ответ не является верным

Задание 9.  Что могли узнать и чему научиться ученики, обучаясь по Азбуке Ивана Фёдорова?

2 балла –  ответ принимается, указано, что ученики могли

  • Узнать (познакомиться)   русскую азбуку (алфавит)
  • Научиться читать
  • Научиться писать
  • Научиться (овладеть/ освоить) правилам грамматики
  • Закрепить навыки письма и чтения
  • Узнать (получить представление, познакомиться) об этических нормах и требованиях

1 балл – ответ принимается, дано 4 правильных ответа

0 баллов – ответ не принимается

Задание 10. Можно ли Азбуку Ивана Фёдорова считать церковной книгой? Ответ обоснуйте.

1 балл – ответ принимается, указано, что Азбука – это светский учебник

0 баллов – ответ не принимается

Задание 11. Предположите, почему Азбука Ивана Фёдорова вызвала негодование польских католических священников?

1 балл – ответ принимается, указано что Азбука была напечатана во Львове, входящем в состав Великого княжества Литовского, где основной религией был католицизм. Польские священники утверждали, что богослужение должно вестись только на греческом и латинском языке. Азбука Ивана Фёдорова, дававшая представление о славянской культуре и её традициях, противостояла сильной католической реакции, стремящейся подчинить православие римскому папе. (Могу предположить, что польские священники были католиками, а Азбука печаталась на славянском языке, в ней содержались православные тексты. Соперничество между православием и католицизмом было сильным, а Азбука была написана на славянском (русском) языке).

0 баллов – ответ не является верным

Задание 13. Составьте план текста

2 балла – ответ принимается. Предложенный план является правильным, в нем          представлены основные смысловые части текста, нет пропусков.

Возможные варианты плана:

  1. Причины введения (возникновения) книгопечатания на Руси. (Недостатки рукописных книг)
  2. Первая русская типография и её книги.
  3. Первые книги типографии И.Фёдорова. (Издание «Апостола»)
  4. И.Фёдоров – редактор. (Вынужденное бегство И.Фёдорова)
  5. Азбука И.Фёдорова. (Первый светский учебник)
  6. Развитие книгопечатания. (Продолжение дела И.Фёдорова. Не заглохло дело мастера.)

1 балл – ответ принимается, но не является совершенным: план не является достаточно сбалансированным, нечетко сформулированы пункты плана.

0 баллов – ответ не принимается, т.к. в плане перепутана последовательность смысловых частей, пропущены важные части.

Задание 14.  О чём говорят данные, представленные в таблице?

Количество грамотных людей в ХVI веке

1677 год

Москва

36 % дворян и посадских людей

90-е годы

Москва

52% дворян и посадских людей

80-90-е годы

Соликамск

49 % посадских людей

1 балл – ответ принимается, выделены основные составляющие таблицы.

В XVII веке среди дворян и посадских значительно возросло число грамотных людей. Если в 1677 году в Москве было 36% грамотных, то в 90-х годах – уже 52%. Рост уровня грамотности характерен не только для столицы. В Соликамске в 80-90-х годах грамоту знали 49% посадских людей.

0 баллов – ответ не принимается, указаны не все составляющие или есть фактические ошибки.

Задание 15. Сопоставьте  содержание текста с данными таблицы.

Сформулируйте выводы и запишите их в виде небольшого сочинения-рассуждения

Оценивается по следующим критериям

Критерии оценивания

Баллы

К1

Ученик показал умение сопоставлять тексты и делать выводы на основе прочитанного

2

Ученик показал умение сопоставлять тексты и делать выводы на основе прочитанного, но допустил фактические ошибки

1

Нет сопоставления , выводы не сформулированы

0

К2

Ученик высказал собственное мнение, аргументировал его

2

Ученик высказал собственное мнение, но не привёл аргументов

1

Собственное мнение не высказано

0

К3

Соблюдение орфографических норм

Орфографические ошибки отсутствуют

2

1 ошибка

1

2 и более ошибок

0

К4

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационные ошибки отсутствуют

2

1-2 ошибки

1

3 и более

0

К5

Соблюдение языковых норм

Грамматические ошибки отсутствуют

2

1 ошибка

1

2 и более ошибок

0

К6

Соблюдение речевых норм

Речевые ошибки отсутствуют

2

1-2 ошибки

1

3 и более ошибок

0

Максимальное количество баллов

12

Оценка выполнения проверочной работы

За верно выполненные задания № 1, 2,  4, 5 6, 7, 8, 10,11 12,14 ученик получает один балл. За полностью выполненные задания № 3, 9, 13 ученик получает два балла, за частично выполненные – один балл. За выполнение задания № 15 – 12 баллов Максимальное число баллов – 29..

Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися. Если в результате ученик набрал менее 11 баллов – это низкий уровень выполнения работы, 11-19 -  средний уровень, 20 и более – высокий.

Шкала оценивания по предметам

зад.

Читательская

компетентность

история

русский

язык

литература

1

1

1

1

1

2

1

1

3

2

2

2

2

4

1

1

1

5

1

1

1

6

1

1

7

1

1

8

1

1

9

2

2

2

2

10

1

1

1

11

1

1

12

1

1

13

2

2

2

2

14

1

1

15

12

4 (К 1-2)

8 (К 3-6)

8 (К 1-2, К 6)

Всего

29

17

20

17

Перевод баллов в отметку

зад.

Читательская

компетентность

история

русский

язык

литература

Всего

баллов

29

17

20

17

«5»

25 29

 15 - 17

17 -20

15 - 17

«4»

19 -24

11- 14

13 -16

11- 14

«3»

11- 19

7 -10

8 - 12

7 -10

«2»

менее 11

менее 7

менее 8

менее 7



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 18

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ДАМБРАУСКЕНЕ НАТАЛЬИ ВИКТОРОВНЫ

Проверочная работа по предметам гуманитарного цикла  

для

учащихся 7-х классов

Спецификация

проверочной работы по предметам гуманитарного цикла для учащихся 7-х классов

1. Цель работы – определить уровень сформированности читательской грамотности у учащихся 7  классов, выяснив уровень понимания содержания сплошного научно-учебного текста и несплошного текста, представленного в виде таблицы.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы:

  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предметам (Приказ МО от 19.05.1998 г. № 1236)
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)
  3. Примерные программы основного общего образования. – М.: Дрофа, 1999.

 

3. Общая характеристика содержания проверочной работы

В результате анализа программных требований в качестве объекта контроля были выделены  пять параметров:

- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

- умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде;

- умение интерпретировать текст;

- рефлексия на содержание текста;

- рефлексия на форму текста.

4. Общая характеристика структуры проверочной работы

1. Сплошной учебно-научный текст

2. 13 заданий к тексту

3. Несплошной текст, представленный в виде таблицы

4. Задание на сопоставление сплошного и несплошного текста

Задания можно разделить на пять групп в зависимости от их назначения:

1 группа заданий направлена на выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла: умения определять главную тему, определять составляющие таблицы.

2 группа заданий направлена на выявление умения находить информацию в тексте, выраженную в явном и неявном  виде.

 3 группа заданий направлена на выявление умения интерпретировать текст: сравнивать, систематизировать заключённую в тексте информацию, делать предположения и выводы.

4 группа заданий направлена на выявление рефлексии на содержание: умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, находить доводы в защиту своей точки зрения.

5 группа заданий направлена на выявление рефлексии на форму текста: умения составлять план текста, определять жанровую специфику, стилистическую принадлежность текста.

Распределение заданий в соответствии с выделенными группами

Группа заданий

№ заданий

Общее количество заданий

1 группа

1, 14

2

2 группа

3, 4, 5, 7

4

3 группа

9, 10, 15

3

4 группа

6, 8, 11

3

5 группа

2, 13, 12

3

В проверочной работе можно выявить задания трех уровней сложности: базовый, повышенный, высокий.

Уровень сложности

№ заданий

Общее количество заданий

Базовый

1, 2, 3, 5, 6, 7, 12

7

Повышенный

4, 8, 9, 10, 14

5

Высокий

11, 13,  15

3

В проверочной работе используется три типа заданий: задания с выбором ответа из четырех предложенных (задания 1, 2, 4, 6, 7, 12); задания с кратким ответом (задания 3, 5, 8, 9, 10, 11); задания со свободным развернутым ответом (13, 14, 15).

5 Структура проверочной работы

№ задания

Контролируемые умения

Уровень

Сложности

Тип задания

Время

Чтение текста про себя

5 мин

№1

Общее понимание содержания

Текста

базовый

с выбором

ответа

2 мин

№2

Умение определять стиль и тип текста

базовый

с выбором

ответа

2 мин

№3

Умение найти информацию, заданную в явном виде

базовый

с кратким

ответом

4 мин

№4

Умение найти информацию, заданную в неявном виде

повышенный

с выбором

ответа

3 мин

№5

Умение найти информацию, заданную в явном виде

базовый

с кратким ответом

3 мин

№6

Умение определять лексическое значение слова

базовый

с выбором ответа

2 мин

№7

Умение найти информацию, заданную в явном виде

базовый

с выбором ответа

2 мин

№8

Умение привлекать дополнительную информацию

повышенный

с кратким ответом

4 мин

№9

Умение систематизировать и обобщать информацию

повышенный

с кратким ответом

6 мин

№10

Умение находить информацию, заданную в неявном виде и делать выводы

повышенный

с кратким ответом

4 мин

№11

Умение привлекать дополнительную информацию

высокий

с кратким ответом

6 мин

№12

Умение определять жанр произведения

базовый

с выбором ответа

2 мин

№13

Умение определять структуру текста и составлять план

высокий

с развернутым ответом

10 мин

№14

Умение ориентироваться в таблице

повышенный

с развернутым ответом

10 мин

№15

Умение сопоставлять тексты и делать выводы в виде связного текста

высокий

с развернутым ответом

30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"

Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"...

Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...

Внеклассная работа с обучающимися по предметам гуманитарного цикла

Содержание и формы внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла....

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.  Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...

План работы школьного методического объединения учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла

План представляет собой схему-сетку, где отражены все важные направления работы методического объединения...

Анализ работы МО учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год

        Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение профессиональной компетенции ...