Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Исследовательская работа "Интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie..doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия. Вместе они образуют единый могучий поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры.

А. Блок

Введение.

Идея интегрированного обучения литературе, изобразительному искусству и музыке появилась в начале 80-х годов в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.

Провозглашенный в этот период принцип гуманизации и гуманитаризации образования способствовал признанию приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов, а следовательно, формированию новой модели обучения, ориентированной на потенциальное развитие личности, личностноориентированное обучение и воспитание школьников с учетом их склонностей и способностей.

К сожалению, статичное содержание обучения в школах нашей страны не соответствует динамике развития общества, поэтому принцип гуманизации, несомненно, помог сократить и отчасти устранить этот разрыв. Поэтому и возникла идея, наряду с дифференцированным, попредметным обучением, которое являлось преобладающим в нашей стране более 60-ти лет, использовать в обучении детей нетрадиционную, интегрированную систему.

Каковы же истоки этой системы обучения учащихся – интеграции?

Дело в том, что дифференцированная, попредметная система обучения предполагает приобретение знаний в процессе изучения дифференцированных учебных курсов-предметов. Однако очень часто полученные по такой системе обучения знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку, в результате чего учащиеся не всегда целостно воспринимают не только учебный материал о предмете, явлении, но и, к сожалению, всю картину окружающего мира.

Чтобы преодолеть указанные противоречия, школа в конце 60-х годов начала активный поиск межпредметных сязей. Были предприняты попытки использовать их в системе дифференцированного, попредметного обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности школьников. В 70-х годах межпредметные связи уже уже широко использовались учителями школ, а с 1982 года они были включены в государственные программы как рекомендуемые после основных тем учебного материала по тому или иному предмету.

Интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое. Кстати, это объединение возможно и при условии логической близости изучаемых тем. Например, можно провести один урок, который будет более эффективным, на мой взгляд, если объединить 3 предмета (литературное чтение, изо и музыку).

Интегрированное обучение является одновременно и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринять мир, познать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Интеграция как средство обучения учащихся способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний, является высшей формой воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Как единая целостная система, интеграция является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приёмов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных предметов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Структура интегрированных уроков предметов искусств технологична и отличается следующими особенностями:

  1. предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  2. логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  3. большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Интегрированные уроки имеют определённые преимущества:

  1. повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  2. способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  3. способствует развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
  4. способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
  5. позволяют систематизировать знания;
  6. способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
  7. обладая большой информативной емкостью, способствует увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
  8. формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;
  9. способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Семинар «Проектно – исследовательская деятельность как инструмент успешного формирования УУД в рамках предметов естественно – научного цикла ».

Семинар посвящен  применению проектно- исследовательской деятельносьти на предметах естественно- научного цикла. На семинаре был представлен интегрированный урок по предметам политехнического цик...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...

Специфика использования исследовательской деятельности на уроках гуманитарного цикла в основной школе

В  концепции развития образования на 2016-2020 годы ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ли...

Примеры заданий исследовательского характера в УМК по предметам естественно-научного цикла 6 класс биология И.Н. Пономарева

Примеры заданий исследовательского характера в УМК по предметам естественно-научного цикла 6 класс биология И.Н. Пономарева...