Обучение татарскому произношению в русскоязычных школах.
учебно-методический материал на тему

Обучение произношению имеет основополагающее значение для практического овладения татарским языком русскими учащимися. Обучению татарскому произношению в начальных классах русских школ – наиболее благоприятный период для овладения произносительными навыками неродного языка в силу возрастных особенностей детей: органы речи и слуха в этот период более гибки и послушны. При этом особое значение имеет обучение произношению на начальном этапе, ибо учить или переучивать его в дальнейшем значительно труднее. В начальных классах формируются основные виды речевой деятельности  - слушание и понимание, говорение, чтение и письмо. Известно, что звуковая сторона есть основа его существования, которая позволяет языку выполнять коммуникативные функции, т.е. быть средством общения людей. Аудирование – основной вид речевой деятельности, от его развития зависит успех в овладении всеми другими видами речевой деятельности и структурой языка. Отсутствие должного навыка восприятия татарской устной речи русскими детьми мешает процессу овладения навыками говорения и письма. Если ученик не воспринимает разницы в произношении слов бәр (ударь), и бер (один), сүз (слово), сез (вы), значит он не поймет лексического различия этих слов и не сможет правильно их воспроизвести в устной и письменной речи. Обучение слушанию и пониманию татарской речи – длительный пороцесс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Обучение татарскому произношению в русскоязычных школах.

Обучение произношению имеет основополагающее значение для практического овладения татарским языком русскими учащимися. Обучению татарскому произношению в начальных классах русских школ – наиболее благоприятный период для овладения произносительными навыками неродного языка в силу возрастных особенностей детей: органы речи и слуха в этот период более гибки и послушны. При этом особое значение имеет обучение произношению на начальном этапе, ибо учить или переучивать его в дальнейшем значительно труднее. В начальных классах формируются основные виды речевой деятельности  - слушание и понимание, говорение, чтение и письмо. Известно, что звуковая сторона есть основа его существования, которая позволяет языку выполнять коммуникативные функции, т.е. быть средством общения людей. Аудирование – основной вид речевой деятельности, от его развития зависит успех в овладении всеми другими видами речевой деятельности и структурой языка. Отсутствие должного навыка восприятия татарской устной речи русскими детьми мешает процессу овладения навыками говорения и письма. Если ученик не воспринимает разницы в произношении слов бәр (ударь), и бер (один), сүз (слово), сез (вы), значит он не поймет лексического различия этих слов и не сможет правильно их воспроизвести в устной и письменной речи. Обучение слушанию и пониманию татарской речи – длительный пороцесс. Аудированию необходимо учить в течении всего периода преподавания второго языка в школе. При обучении произносительным особенностям татарского языка учащийся перестраивает слуховое восприятие, артикуляционное воспроизведение и свое представление о языковых явлениях. Для этого он должен осознать, что в татарском и русском языках имеются похожие звуки, но на изучаемом языке они произносятся по-другому; кроме того, в татарском языке имеются звуки, отсутствующие в родном языке учащихся. Они должны задуматься о том, при помощи каких фонем можно и нужно составлять слова на изучаемом языке. Учителю татарского языка при обучении руссих детей приходится формировать произносительные навыки при аудировании, говорении, чтении и письме. Овладеть элементарными навыками говорения на татарском языке можно, если усвоить его произносительные особенности, иметь для этого словарный запас и уметь употреблять слова в составе предложений.

Обучение чтению русских учащихся на татарском языке можно начинать после завершения букварного периода, когда у школьников выработаны навыки чтения целых слов. В современной методике обучению неродному языку бытует мнение: чем раньше изолировать родной язык, тем значительнее будут успехи в изучении неродного языка. Правильное чтение на татарском языке заключается в том, что ученик должен призносить “ так, как говорят”, а не “ так, как пишут”. А в овладении навыками татарского письма русским учащимся приходит на помощь основной принцип татарской орфографии – фонетический: слова в основном произносятся и пишутся одинаково.

Психологическая особенность младших школьников, которые учатся произносить слова неродного языка в том, что при изучении родного  языка  они используют логическую память, а при изучении неродного языка– механическую. Поэтому, при подборе заданий учителем должна учитываться эта особенность. Учитель должен организовать деятельность учащихся в соответствии с важнейшими принципами дидактики, которыми определяются содержание, формы и методы преподавания. При этом одним из важнейших является принцип систематичности. Его не следует смешивать с принципом системности, когда разные уровни языковой системы изучаются последовательно: сначала фонетика, затем лексика. При коммуникативном подходе материал отбирается и подается для формирования речевых навыков, быстрого включения школьников в речевое общение, что особенно важно при обучении неродному языку. Принцип систематичности конкретизируется следующими правилами: от известного к неизвестному, от менее трудного к более трудному, от знакомого к незнакомому.

Умение находить в усвоенном ранее то, что поможет проложить мостик к новому, установить связь с ним – значит одновременно реализовать на практике принцип преемственности. Реализация принципа преемственности экономит время, позволяет сосредоточить основное внимание на отработке произношения тех звуков и звукосочетаний, которые представляют особую трудность, являются источником ошибок.

Одним из важных принципов, имеющих большое значение для методики обучения татарскому языку как неродному является принцип наглядности. В основе обучения произношению лежит звучащий образ слова. У детей сначала формируется речевой слух, т.е. различение звуков речи. В связи с этим на первый план выходит звуковая наглядность. Многократное прослушивание образцов правильного произношения звуков  в словах, в словосочетаниях, предложениях служит развитию слуховой памяти и пониманию речи на слух.

Обучение татарскому произношению в начальных классах русских школ будет эффективным, если эти принципы применять на практике комплексно, с учетом особенностей звуковой системы как татарского, так и родного языка учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности гимназистов в условиях реализации ФГОС ОО при обучении татарскому языку русскоязычных учащихся

Стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже ...

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)

Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...

Современные методы обучения татарскому языку русскоязычных учащихся

Использование разнообразных методических приемов во время учебной деятельности, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, реализовывать на практике гуманистические подходы в обуче...

Доклад на тему «Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому языку в русскоязычных школах».

laquo;Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому языку в русскоязычных школах»...

Авторская программа для обучающихся 6-7 классов «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся»

Образовательная программа «Татарское декоративно-прикладное искусство как средство развития татарской речи у русскоязычных учащихся» относится к гуманитарной направленности. В условиях бил...