Программа по русскому языку для 9 класса, учебник Разумовской М.М.
рабочая программа (9 класс) на тему

Хорошильцева Лариса Васильевна

Рабочие программы основного курса и электива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

на методическом объединении учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «___» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ  СОШ № 3

___/Г.Н. Вострякова/  

«___» августа 2014г.

«Принято»

Педагогическим советом

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «___» августа 2014г.

«Утверждаю»

Приказ №______

от «___» августа 20014г.

Директор МБОУ СОШ № 3

______/Т.М. Лабуренко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для 9А, Б, В, Г, Д класса

      на  2014-2015 учебный год

основного общего образования

уровень базовый      

Рабочая программа составлена на основе программы:

М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов

Русский язык. 5-9 классы–М. Дрофа, 2010 г

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Составитель: учитель русского языка и литературы

 Хорошильцева Лариса Васильевна

 высшая  квалификационная категория

Бийск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                        стр.

1. Паспорт программы………………………………………………………………………………………..3                                                                                

2. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………….4-5

3. Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………………. 5

4. Учебно-тематический план………………………………………………………………………………...6

            5. Календарно-тематический план…………………………………………………………………………...7-12

            6. Формы и средства контроля……………………………………………………………………………….13-15

7. Учебно-методическое и материально-техническое  обеспечение программы…………………………20-21

8. Контрольно-измерительные материалы по курсу………………………………………………………...21

9. Лист внесения изменений ………………………………………………………………………………....22

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа основного  общего образования

Статус программы: рабочая программа  учебного курса по русскому языку за 9 класс

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации основного  общего образования.

 Категория обучающихся: учащиеся 9 А, Б, В, Г, Д  классов МБОУ  СОШ № 3

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: ___2____часа в неделю

Формы контроля: промежуточный и итоговый контроль по русскому языку в 9 классе включает в себя:

 диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

 тест; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста;

 подробное и выборочное изложение;

изложение с элементами сочинения-рассуждения; сочинение.

                                                                                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта  основного  общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

- Учебный план МБОУ  СОШ № 3  на 2014- 2015 учебный год.

- Программа основного  общего образования по русскому языку: 5-9 классы. Составитель: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова,  В.В.Львов. – М.; Дрофа, 2010

Рабочая программа в целом соответствует исходной авторской программе.

Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Содержание обучения связанной речи (объем знаний и основных умений) в программе изложено изолировано, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года. На изучение данного раздела отводится 17 часов, которые распределены по основным разделам курса 9 класса.

Изучение раздела «Речь» позволит уделить большее внимание совершенствованию речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение в разных сферах и ситуациях его использования.  

Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков. Программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку   

                                 

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

1) обеспечение усвоения определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

2) развитие речи учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

3) формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ  СОШ  № 3  г. Бийска

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка  в 9 классе – 70 часов (из расчета – 2 часа в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА

I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

 По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения.

По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.

По морфемике и словообразованию: владеть приёмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.п.); пользоваться этимологическим и словообразовательными словарями.

По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём.

По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарём.

По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов.

По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных видах.

                                                                                     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во час.

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

    О языке                              

5

1

1

Обобщение изученного в 5-8 классах

6

1

3

Язык. Правописание. Культура речи. Синтаксис сложного предложения. Сложное предложение

2

2

Сложносочиненное предложение

5

1

2

Сложноподчиненное предложение

15

2

7

Бессоюзное сложное предложение

7

2

1

Сложное предложение с разными видами связи

5

1

1

Резерв

          6+2

Итого

53

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

 часов

Контроль

Использование ИКТ ресурсов

Интеграция с программой Здоровье

Дата    

О языке      (5ч.+1ч.)

1-2

Русский язык среди языков мира

2

Уметь  дать развернутый

ответ на вопрос "Что для меня русский

 язык?"

Русский язык. Электронное учебное издание: 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа 2012 г.( в дальнейшем ММП)

Раздел 2. Я и другие

Раздел 1. Самопознание

02.09

04.09

3-4

Русский язык – национальный язык русского народа

2

Раздел 2. Я и другие

09.09.

11.09

5

 Контрольная работа№1

1

Диктант

16.09

6

РР Обобщение изученного о тексте: тема, основная мысль текста.

1

ММП

Раздел 1. Самопознание

18.09

  Обобщение изученного в 5-8 классах (6ч.+3ч.)

7

Основные единицы языка

1

ММП

23.09

8

Фонетика. Орфоэпия. Графика

1

25.09

9

Лексика. Морфемика. Словообразование  

1

ММП

 www.saharina.ru

30.09

10

 РР Обобщение изученного о тексте. Стили речи

1

ММП

02.10

11

 Морфология и синтаксис.

1

ММП

07.10

12

Орфография и пунктуация  

ММП

 www.saharina.ru

09.10

13

Контрольная работа №2 по теме «Обобщение изученного в 5-8 классах»

1

Диктант

Раздел 1. Самопознание

14.10

14-15

РР Сжатое изложение.        

2

Изложение

16.10

21.10

Язык. Правописание. Культура речи. Синтаксис сложного предложения. Сложное предложение.(2ч.+2ч.)

16

Сложное предложение и его признаки.

1

ММП

23.10

17

Типы сложных предложений и средства связи между ними.

1

ММП

 www.saharina.ru

28.10

18-19

РР Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера

2

Сочинение

Раздел 2. Я и другие

30.10

11.11

Сложносочиненное предложение (5ч.+ 2ч.)

20

Понятие сложносочиненного предложения. Строение ССП и средства связи в них.

1

ММП

13.11

21

 Виды сложносочиненного предложения и знаки препинания в них.

1

ММП

18.11

22

 Смысловые отношения в ССП. Виды ССП и знаки препинания в них.

1

ММП

20.11

23

Знаки препинания в ССП.

1

ММП

 www.saharina.ru

25.11

24

Контрольная работа №3 по теме «Сложносочиненное предложение».  

1

Диктант

27.11

25-26

РР Изложение с элементами сочинения

2

Изложение

Раздел 1. Самопознание

02.12

04.12

Сложноподчиненное предложение (15ч+7ч.)

27

 Понятие сложноподчиненного предложения.  Строение CПП и пунктуация в них. Виды сложноподчиненного предложения.

1.

ММП

09.12

28

 СПП  с придаточными определительными.

1

ММП

 www.saharina.ru

11.12

29-30

 РР Строение текста. Изложение текста художественного стиля

(Устный ответ)

2

Раздел 1. Самопознание

16.12

18.12

31

 СПП с придаточными изъяснительными.

1

ММП

 www.saharina.ru

23.12

32

РР Углубление знаний о стилях и жанрах речи. Использование различных стилей в художественных произведениях.

1

ММП

Раздел 2. Я и другие

Раздел 1. Самопознание

25.12

33

 СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места.

1

ММП

 www.saharina.ru

      13.01

34

  СПП с придаточными времени

1

ММП

 www.saharina.ru

15.01

35

  СПП с придаточными сравнительными

1

Осложненное списывание

ММП

 www.saharina.ru

20.01

36-37

РР Использование различных стилей речи в художественных произведениях. Сжатое изложение с элементами рассуждения

2

Раздел 2. Я и другие

22.01

27.01

38

 СПП с придаточными образа действия и степени.

1

ММП

 www.saharina.ru

29.01

39

СПП с придаточными цели.

1

ММП

  www.saharina.ru

03.02

40

 СПП с придаточными условия.

1

ММП

 www.saharina.ru

05.02

41

 СПП с придаточными причины и следствия.

1

ММП

 www.saharina.ru

10.02

42

 СПП с придаточными уступительными

1

Проверочная работа

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

12.02

43

Контрольная работа №4  по теме «СПП».

1

Зачет

17.02

44

РР Публицистический стиль. Изложение публицистического стиля.

1

Изложение

Раздел 1. Самопознание

19.02

45

 СПП с несколькими придаточными.

1

ММП

 www.saharina.ru

24.02

46

СПП с несколькими придаточными.

1

ММП

 www.saharina.ru

26.02

47

Контрольный работа №5 по теме «СПП»

1

Диктант

03.03

48

 РР Эссе: понятие о жанре.

1

Эссе

Раздел 2. Я и другие

05.03

Бессоюзное сложное предложение (7ч.+1ч.)

49

 Понятие о БСП.

1

ММП

10.03

50

  БСП со значением перечисления.

1

ММП

12.03

51

 БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

1.

ММП

17.03

52

БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия.

1

ММП

 www.saharina.ru

19.03

53

 РР Путевые заметки

1

Раздел 2. Я и другие

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

31.03

54

 Урок-практикум  по теме «БСП».

1

ММП

 www.saharina.ru

02.04

55

Обобщение и систематизация материала  по теме «БСП».

1

Зачетный тест

www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

07.04

56

 Контрольная работа№ 6 по теме «БСП».

1

Диктант

09.04

Сложное предложение с разными видами связи (5ч.+1ч.)

57-59

 СП с разными видами связи. Разделительные знаки препинания в них.

3

ММП

 www.saharina.ru

14.04

16.04

60

 РР Рецензия, её особенности.

1

ММП

Раздел 1. Самопознание

21.04

61-62

 Итоговая контрольная работа № 7. Анализ работы.

2

Диктант

ММП

23.04

28.04

63-70.

Резерв

8

ММП

 www.saharina.ru

30.04; 05.05

07.05;12.05

14.05;19.05

21.05; 25.05

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

В течение года контроль по данному курсу  осуществляется периодически.

Промежуточный и итоговый контроль по русскому языку в 9 классе включает в себя:

 диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

 тест; проверочная работа с выборочным ответом; комплексный анализ текста;

 подробное и выборочное изложение;

изложение с элементами сочинения-рассуждения; сочинение

Критерии оценки

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 9  класса – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 9 классе – 3,0 – 4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»          1. Содержание работы полностью соответствует теме.

                        2. Фактические ошибки отсутствуют.

                              3. Содержание излагается последовательно.

                              4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых                    

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

                              5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»  1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

                               2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

                               3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

                               4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

                               5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»           1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

                               2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

                               3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

                               4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

                               5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2»            1. Работа не соответствует теме.

                                2. Допущено много фактических неточностей.

                                3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

                                4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

                                5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестовых заданий

Оценка «5» ставится, если  правильно выполнено 90-100% от общего объема  предлагаемых заданий.

Оценка «4» ставится, если правильно выполнено 80-90% от общего объема  предлагаемых заданий.

Оценка «3» ставится, если правильно выполнено 50-80% от общего объема  предлагаемых заданий.

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% от общего объема  предлагаемых заданий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Разумовская М.М. Русский язык. 9 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2014.

Русский язык. Электронное учебное издание: 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа 2013 г.

Кулаева Л.М. Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9  класс». «Экзамен» 2014 г.

Дмитриева М.Ю. Тесты по русскому языку. К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». Экзамен. 2013 г.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Кулаева Л.М. Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». «Экзамен» 2014 г.

Разумовская М.М. Русский язык. 9 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2014 г.

Русский язык. Электронное учебное издание: 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа 2012 г.

ЦОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:

http://school-collection.edu.ru/about/    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://edusource.ucoz.ru- Образовательные ресурсы

Справочные, научные материалы:

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»

Электронные библиотеки, архивы, пособия:

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку

 Издательский дом «Первое сентября»:

 http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

Федеральный портал «Российское образование»:

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

 http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык

Методические материалы:

 www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

Кабинет русского языка и литературы №216 оснащен мультимедийным компьютером, интерактивной доской, проектором. Имеется выход в сеть Интернет.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

Русский язык. Электронное учебное издание: 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа 2013 г.

Дмитриева М.Ю. Тесты по русскому языку. К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». Экзамен. 2013 г. (Серия «Учебно-методический комплект»)

Русский язык. 9 класс: система уроков по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта/ сост. О.А. Финтисова.-Волгоград: 2012.-237 с.Электронный вариант

Кулаева Л.М. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 кл. учебник для общеобразоват. учреждений» - М. : Издательство «Экзамен» 2010 (Серия «Учебно-методический комплект»)

 ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

на методическом объединении учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «___» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ  СОШ № 3

___/Г.Н. Вострякова/  

«___» августа 2014г.

«Принято»

Педагогическим советом

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «___» августа 2014г.

«Утверждаю»

Приказ №______

от «___» августа 20014г.

                   Директор МБОУ СОШ № 3

______/Т.М. Лабуренко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 По русскому  языку в правилах. Синтаксис и пунктуация: 9 класс

для 9А, Б, В, Г, Д класса

      на  2014-2015 учебный год

основного общего образования

уровень базовый  

  Рецензия  филиала КГОУ  АКИПКРО в  г. Бийске № 28  от 03 июня 2014  г.

    Автор-составитель: учитель русского языка и литературы

 Хорошильцева Лариса Васильевна

 высшая  квалификационная категория

Бийск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                                Стр.

 Паспорт программы…………………………………………………………………………………………….3

 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………4-5

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 9 класса ……………………………………………….6

Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………..7

Календарно – тематический план……….. ………………………………………………………………….. ..9-11

Формы и средства контроля……………………………………………………………………………………11

Учебно –методическое и материально техническое обеспечение программы………………………………………..…………………………………………………………….  13

Контрольно-измерительные материалы по курсу ……………………………………………………………13

Лист внесения изменений ……………...………………………………………………………………………14

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа основного  общего образования

Статус программы: рабочая программа  учебного курса по русскому языку (синтаксис и пунктуация) за 9 класс

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации основного  общего образования.

          Категория обучающихся: учащиеся 9 А, Б, В, Г, Д  классов МБОУ СОШ № 3

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: промежуточный, итоговый

 

                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Актуальность введения в школе программы «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения  пунктуационной грамотности учеников,  с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для пунктуационного тренинга.

 Программа  предназначена для учащихся 9  классов и рассчитана на 35 часов  (1 час в неделю).

 В основе программы  использованы  «Правила русской орфографии и пунктуации»  (Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.)

   Источник:  http://www.rusyaz.ru/pr/

Учебный план МБОУ  СОШ № 3  на 2014- 2015 учебный год.

 

   Цель обучения пунктуации в школе - формирование относительной пунктуационной грамотности и пунктуационной зоркости  учащихся.  Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике знаний, умений и навыков пунктуации.

   Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;
  • доступность;
  • последовательность и системность изложения материала;
  • преемственность и перспективность;
  • связь теории с практикой;
  • наглядность;
  • целостность.
  •  «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
  1. Обобщить и углубить полученные ранее знания о сложном  предложении;
  2. Совершенствовать умение определять вид предложения;
  3. Активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
  4. Обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
  5. Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;

     Курс разработан с учетом особенностей пунктуации, трудностей, связанных с обнаружением синтаксических единиц   и определением их границ, выделением условий действия пунктуационной нормы.

Место предмета «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация: 9  класс» в базисном учебном плане МБОУ СОШ  № 3  г. Бийска

Часы для изучения предмета  даны из компонента образовательного учреждения: 35 часов – из расчета 1 час в неделю.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;          исследование;             проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;                
  •  лингвистические игры;
  • индивидуальные задания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА

  В результате изучения курса «Русский язык в правилах. Синтаксис и  пунктуация» обучаемые должны

знать:

  • основные нормы русского литературного языка;
  • словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
  • грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
  • сложные предложения и средства связи между ними; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных частей, с несколькими придаточными.
  • бессоюзные сложные предложения, предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;


уметь

  • опознавать единицы синтаксиса;
  • проводить анализ словосочетаний предложений;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; 
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление); 
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию); 
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; 
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Количество контрольных работ

1

Русский язык –национальный язык русского народа

1

Язык. Правописание. Культура речи

(на основе изученного в 5-8 классах)

4

1

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

3

Лексика. Морфемика. Словообразование.

1

4

Морфология и синтаксис. Орфография и Пунктуация

1

5

Контрольная работа №1 по теме «Повторение»

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

25

3

6

Понятие сложного предложения

1

7-8

Типы сложного предложения и средства связи между его частями. ССП.

2

9-10

Типы сложного предложения и средства связи между его частями. СПП.

2

11

Контрольная работа №2 по теме «Типы сложного предложения и средства связи между его частями»

1

12

Виды СПП: СПП с придаточным определительным

1

13

Виды СПП: СПП с придаточным изъяснительным

1

14

Виды СПП: СПП с придаточным обстоятельственным

1

15

Виды СПП: СПП с придаточным  места

1

16

Виды СПП: СПП с придаточным  времени

1

17

Виды СПП: СПП с придаточным  сравнения

1

18

Виды СПП: СПП с придаточным  образа действия и степени

1

19

Виды СПП: СПП с придаточным  цели

1

20

Виды СПП: СПП с придаточным  условия

1

21

Виды СПП: СПП с придаточным  причины и следствия

1

22

Виды СПП: СПП с придаточным  уступительным

1

23

СПП с несколькими придаточными

1

24

Контрольная работа №3 по теме «Виды СПП»

1

25

Понятие бессоюзного сложного предложения. БСП со значением перечисления.

1

26

БСП со значением причины, пояснения, дополнения

1

27

БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия

1

28-29

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

1

30

Контрольная работа №4 по теме «Предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи»

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

5

1

31

Речь. Стили речи. Типы речи.

1

32-33

Строение текста. Использование различных стилей речи в художественном произведении.

2

34

Контрольная работа №5 по теме «Сложное предложение»

1

35

Итоговый урок

1

Итого

35

5

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Контроль

Использование ИКТ

 ресурсов

Интеграция с программой Здоровье

дата

1

Русский язык – национальный язык русского народа

1

Раздел 2. Я и другие

05.09

06.09

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

(на основе изученного в 5-7 классах)

4

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

1

12.09

13.09

3

Лексика. Морфемика. Словообразование.

1

19.09

20.09

4.

Морфология и синтаксис. Орфография и Пунктуация

1

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

26.09

27.09

5.

Контрольная работа №1 по теме «Повторение»

1

контроль

03.10

04.10

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

25

6

Понятие сложного предложения

1

Раздел 2. Я и другие

10.10

11.10

7-8

Типы сложного предложения и средства связи между его частями. ССП.

2

17,18.10

24,25.10

9-10

Типы сложного предложения и средства связи между его частями. СПП.

2

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

31.10;14.11

15.11:22.11

11

Контрольная работа №2 по теме «Типы сложного предложения и средства связи между его частями»

1

контроль

21.11

22.11

12

Виды СПП: СПП с придаточным определительным

1

28.11

29.11

13

Виды СПП: СПП с придаточным изъяснительным

1

05.12

06.12

14

Виды СПП: СПП с придаточным обстоятельственным

1

12.12

13.12

15

Виды СПП: СПП с придаточным  места

1

19.12

20.12

16

Виды СПП: СПП с придаточным  времени

1

26.12

27.12

17

Виды СПП: СПП с придаточным  сравнения

1

16.01

17.01

18

Виды СПП: СПП с придаточным  образа действия и степени

1

23.01

24.01

19

Виды СПП: СПП с придаточным  цели

1

30.01

31.01

20

Виды СПП: СПП с придаточным  условия

1

06.02

07.02

21

Виды СПП: СПП с придаточным  причины и следствия

1

13.02

14.02

22

Виды СПП: СПП с придаточным  уступительным

1

20.02

21.02

23

СПП с несколькими придаточными

1

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

27.02

28.02

24

Контрольная работа №3 по теме «Виды СПП»

1

контроль

06.03

07.03

25

Понятие бессоюзного сложного предложения. БСП со значением перечисления.

1

Раздел 2. Я и другие

13.03

14.03

26

БСП со значением причины, пояснения, дополнения

1

20.03

04.04

27

БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия

1

03.03

04.04

28-29

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

2

ММП

 www.saharina.ru

Раздел 1. Самопознание

10,17.04

11,18.04

30

Контрольная работа №4 по теме «Предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи»

1

контроль

24.04

25.04

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

5

31

Речь. Стили речи. Типы речи.

1

08.05

16.05

32-33

Строение текста. Использование различных стилей речи в художественном произведении.

2

ММП

 www.saharina.ru

15,22.05

16,23.05

34

Контрольная работа №5 по теме «Сложное предложение»

1

контроль

Раздел 1. Самопознание

22.05

23.05

35

Итоговый урок

Раздел 2. Я и другие

22.05

23.05

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

В течение года контроль по данному курсу  осуществляется периодически.

Диагностические  работы: тематическое тестирование, выполнение практических упражнений, диктанты  представлены в пособиях:

«Рабочая тетрадь по русскому языку» » к учебнику «Русский язык. 9 класс»

 под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, автор Л.М. Кулаева,  «Экзамен», Москва 2014 г.,  

«Тесты по русскому языку» » к учебнику «Русский язык. 9  класс» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, автор М.Ю. Дмитриева, «Экзамен», Москва 2013.

Они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

     «Нормы  оценки»  призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

  1. Единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формой русского языка.
  2. Единые нормативы оценки знаний, умений и навыков.
  3. Объем разных видов контрольных работ.
  4. Количество отметок за различные их виды.

       Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

  1. Знания полученных сведений о системе языка и  речи.
  2. Орфографические и пунктуационные умения и навыки.
  3. Речевые умения.

           Оценка знаний учащихся о системе языка и речи.

Устный опрос является одним из основных способов проверки знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять тему, показать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: правильность ответа, его полноту, степень осознанности изученного, последовательность сообщения и правильность языкового оформления ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. Полно излагает изученный материал, дает правильные  определения языковых понятий и формулировки правил.
  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составляемые.
  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускается 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал не полно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои  суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал непосредственно, непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого материала.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Примечание: Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время),  но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка тестовых заданий

Отметка «5» ставится, если  правильно выполнено 90-100% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «4» ставится, если правильно выполнено 80-90% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «3» ставится, если правильно выполнено 50-80% от общего объема  предлагаемых заданий.

Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% от общего объема  предлагаемых заданий.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Разумовская М.М. Русский язык. 9 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2014.

Русский язык. Электронное учебное издание: 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа 2013 г.

Кулаева Л.М. Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9  класс». «Экзамен» 2014 г.

Дмитриева М.Ю. Тесты по русскому языку. К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». Экзамен. 2013 г.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Кулаева Л.М. Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». «Экзамен» 2014 г.

Разумовская М.М. Русский язык. 9 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2014 г.

Русский язык. Электронное учебное издание: 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа 2012 г.

Кабинет русского языка и литературы №216 оснащен мультимедийным компьютером, интерактивной доской, проектором. Имеется выход в сеть Интернет.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ

Дмитриева М.Ю. Тесты по русскому языку. К учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». Экзамен. 2013 г.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата

Содержание изменений

Причина

Примечание

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

на методическом объединении учителей русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «___» августа 2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора МБОУ  СОШ № 3

___/Г.Н. Вострякова/  

«___» августа 2014г.

«Принято»

Педагогическим советом

МБОУ СОШ № 3

Протокол № 1

от «___» августа 2014г.

«Утверждаю»

Приказ №______

от «___» августа 20014г.

                   Директор МБОУ СОШ № 3

______/Т.М. Лабуренко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 По элективному курсу АЗ да БУКИ - ЦЕЛАЯ НАУКА

для 9А, Б, В, Г, Д класса

      на  2014-2015 учебный год

основного общего образования

уровень базовый  

  Рецензия  филиала КГОУ  АКИПКРО в  г. Бийске №   от   г.

    Автор-составитель: учитель русского языка и литературы

 Хорошильцева Лариса Васильевна

 высшая  квалификационная категория

Бийск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                                Стр.

 Паспорт программы…………………………………………………………………………………………….3

 Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………5

Содержание программы…………………………………………………………………………………………7

Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………..10

Календарно – тематическое планирование ………………………………………………………………….. 11

Учебно -методическое обеспечение программы…………………………………………………………….  16

Лист внесения изменений и дополнений………………………………………………………………………17

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа основного  общего образования

Статус программы: рабочая программа элективного курса «АЗ да БУКИ – ЦЕЛАЯ НАУКА»

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного  общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

     - для администрации МБОУ  СОШ №3  программа является основанием для определения качества реализации основного  общего образования.

     -  элективный курс «АЗ да БУКИ – ЦЕЛАЯ НАУКА»  призван расширить кругозор учащихся, способствовать    формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы, повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.

          Категория обучающихся: учащиеся 9 А, Б, В, Г, Д  классов МБОУ  СОШ № 3

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 14 часов

Форма обучения: очная

          Режим занятий: Программа курса  рассчитана на 14 часов и   предполагает как теоретические,

          так и практические занятия.

          Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа  предусматривает  использование  фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы учащихся:  

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования.

Пояснительная        записка

                     

                                                             Язык – и стар, и вечно нов!

                                                            И это так прекрасно –

                                                           В огромном море – море слов –

                                                          Купаться ежечасно!

Человек создал язык, а язык оплатил своему создателю сторицей.

Он позволил ему развить человеческий мозг, отблагодарил человека. Язык сделал плодотворным человеческий труд.
Нельзя определить дату, когда люди стали существами говорящими, невозможно отметить юбилей языка. Нет, к сожалению, возможности почтить память его “изобретателя”. Ведь их миллионы, каждый носитель языка, то есть мы с вами, украшаем его, развиваем, или наоборот, тормозим его развитие своей неграмотностью.
Звук породил букву… Буквы сложились на бумаге в слова… Слова выстроились в предложения. А чтобы мы понимали и письменную, и устную речь окружающих, нам в помощь созданы уже человеком правила.
Слова… Они живые, как и все на свете. Их характеры надо знать, понимать, чувствовать. Ими, поверьте, стоит интересоваться. И когда их поближе узнаешь, кто ведает, может, это общение породит дружбу или даже любовь!

В основе программы  использованы  «Правила русской орфографии и пунктуации»  (Утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.)

   Источник:  http://www.rusyaz.ru/pr/

Учебный план МБОУ  СОШ № 3  на 2014- 2015 учебный год.

Цель курса:

  1. Показать связь истории языка и истории народа; повторить основные орфографические и пунктуационные правила, рассмотреть трудные случаи правописания и произношения;
  2. Формировать у учащихся умения и навыки комплексного анализа текста и использования в своей речи (устной и письменной) изобразительно-выразительных средств языка;
  3. Воспитывать у ребят патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся создаст условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

 

Содержание       программы

Тема 1. Лингвистика как наука о языке.

 Разделы лингвистики. Основные словари по языкознанию.

Тема 2. Фонетика и орфоэпия.

Звуки речи. Позиционная мена гласных и согласных звуков. Понятие фонетической транскрипции. Особенности произношения и ударения.

Тема 3. Состав слова и словообразование.

Понятие и значение морфем. Морфологические и неморфологические способы образования слов. Словообразовательный анализ.

Тема 4. Лексика и стилистика

  • Лексика русского языка и ее формирование. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка.Стилистические функции синонимов и антонимов. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления или с их экспрессивной окраской. Лексическая сочетаемость.

Тема 5. Орфография

  • Правописание гласных и согласных в корне слов.
  • Употребление Ъ и Ь.
  • Правописание приставок, Правописание частиц.
  • Дефисные написания существительных, прилагательных, наречий.
  • Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация

  • Словосочетание. Виды связи.
  • Простое предложение. Виды односоставных предложений. Знаки препинания в простом предложении.
  • Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.
  • Изобразительно – выразительные средства языка.  Художественные тропы, стилистические фигуры.

Тема 7. Комплексный анализ текста. Тема и микротема текста.  Типы и стили речи. Средства связи между предложениями и частями текста.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

кол-во

часов

    Тема раздела

примечания

1 

1

Лингвистика как наука о языке.

2

1

Фонетика и орфоэпия.

3

1

Состав слова и словообразование

4

1

Лексика и стилистика.

5 

5

Орфография.

6

4

Синтаксис и пунктуация

7

1

Комплексный анализ текста

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание

(форма контроля)

план

факт

Лингвистика как наука о языке. 1 час

1

Введение. Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Основные словари по языкознанию.

1

лекция

06.09

                                Фонетика и орфоэпия. 1 час

2

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Позиционная мена гласных и согласных звуков. Понятие фонетической транскрипции. Особенности произношения и ударения.

1

лекция

практикум

13.09

Состав слова и словообразование 1 час

3

Состав слова и словообразование Понятие и значение морфем. Морфологические и неморфологические способы образования слов. Словообразовательный анализ

1

практикум

20.09

Лексика и стилистика. 1 час

4

Лексика и стилистика.

Лексическая сочетаемость.

1

лекция, практикум

27.09

Орфография. 5 часов

5

Орфография.

 Правописание гласных и согласных в корне слов.

1

практикум

04.10

6

Употребление Ъ и Ь.

1

практикум

11.10

7

Правописание приставок, Правописание частиц.

1

практикум

18.10

8

Дефисные написания существительных, прилагательных, наречий.

практикум

25.10

9

Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов.

1

зачет

15.11

Синтаксис и пунктуация 4 часа

10

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Виды связи.

1

практикум

22.11

11

Простое предложение. Виды односоставных предложений. Знаки препинания в простом предложении.

1

практикум

29.11

12

Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложных предложениях.

1

зачет

06.12

13

Изобразительно – выразительные средства языка. Художественные тропы, стилистические фигуры.

1

зачет

13.12

Комплексный анализ текста. 1 час

14

Комплексный анализ текста. Тема и микротема текста.  Типы и стили речи. Средства связи между предложениями и частями текста.

1

зачет

20.12

ЛИТЕРАТУРА

Волгина Н.С.,Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник.

Волгина Н.С.  Трудные вопросы пунктуации.

Граник Г.Г. Бондаренко С.М.Секреты орфографии.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация.

Львова С.И. Этимология на службе орфографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изменения в рабочую программу по русскому языку 7 класс по Разумовской М.М.

  В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2013-2014 учебный год, организационный раздел ООП НОО, ООП ООО, учебный план на 2013-2014 учебный год  ( прика...

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс учебник Разумовской М.М.

Рабочая программа по русскому языку составлена к учебнику Разумовской М.М 5 класс...

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, М.Разумовская

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС,  М.Разумовская...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс УМК Разумовской

Рабочая программа по русскому языку 6 класс УМК Разумовской разработана в соответтствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс УМК Разумовской

Рабочая программа по русскому языку 8 класс УМК Разумовской в поможет усителю в работе...

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс учебник Разумовской М.М.

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс учебник Разумовской М.М....

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...