Открытый урок по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Гиренко Наталья Ивановна

Открытый  урок по русскому языку в 6 классе

УМК Львовой С. И.

Тема:  «Имя  прилагательное в словосочетании и предложении» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6_kl.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок по русскому языку в 6 классе

УМК Львовой С. И.

Тема:  «Имя  прилагательное в словосочетании и предложении»

Подготовила учитель первой категории МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно      Гиренко Наталья Ивановна

Цель:

1.Повторить изученное по теме «Имя прилагательное»;

2.Углубить понятие о роли имени прилагательного в словосочетании, предложении, в речи;

3.Пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева;

4.Помочь учащимся проникнуть в художественный мир поэта.

5.Воспитывать  любовь и интерес к языку.

Ход урока.

1 Актуализация опорных знаний.

- Здравствуйте, ребята.  Какая сегодня погода за окном?

 - А какое у вас настроение? (Хорошее, отличное, веселое, умиротворённое, печальное, радостное, бодрое, грустное…)

- Ребята, чтобы охарактеризовать настроение, погоду и вообще предметы, явления, какая часть речи нужна? (Имя прилагательное)

- Итак, мы продолжаем тему «Имя прилагательное» и тема урока «Имя прилагательное в словосочетании и предложении».

Записали тему урока (слайд 1)

Постановка   задач урока.

- Итак, тема названа, давайте определим задачи урока. Что нам надо сегодня на уроке сделать, чтобы раскрыть тему урока?

- повторить словосочетания;

-научиться определять синтаксическую роль прилагательных в предложении;

- повторить члены предложения;

- уметь находить прилагательные в речи, а чтобы их находить, надо знать их морфологические признаки;

- уметь отличать прилагательные от других частей речи.

Эпиграфом к уроку я взяла слова  русского писателя А. И. Куприна. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен». Слайд 2

 - В чем смысл этого предложения? - А вы бы хотели, чтобы в ваших руках и устах (что такое уста?) русский язык был красив, певуч?

 А что для этого нужно? (Знать законы языка, соблюдать их, следить за своей речью, не брать как пример убогую речь с бранными словами, читать  произведения мастеров слова, которым является и автор этих строк Куприн, автор многих интересных произведений («Белый пудель», «Изумруд» и др )

Запишите предложение – будем учиться русскому языку.

- Есть ли в этом тексте прилагательные? Как вы угадали?

-А что такое прилагательное?

- Почему оно называется «прилагательное»? К чему оно «прилагается»?

- Выпишите словосочетания, в состав которых входит прилагательное, укажите гл слово.

- Какая модель получилась?

- А прилагательное может входить в другие модели? (стр 42) Примеры- Какие это словосочетания?

- Выпишите из № 329 словосочетания прил + сущ с гл словом прил. (подобные морям, верный слову, довольный жизнью, достойный похвалы, нужен для работы, интересен для разбора, внимателен к пациентам, красный от стыда). Слайд 3

!!!- Сделайте вывод по теме нашего урока: какую роль прилагательное  играет в словосочетании? (прилагательное может быть в роли главного и в роли зависимого слова)

2) Выполните синтаксический разбор предложения.

- Какими членами предложения могут быть прилагательные?

!!! Сделайте вывод по теме урока: Какими членами предложения могут быть прилагательные? (определением, сказуемым, подлежащим Ученый сделал крупное открытие и Ученый кот.)

- В какой форме стоят прилагательные в роли сказуемого?

- Прочитайте теорию на стр. 168 и скажите, что нового вы узнали?

- № 333 Запишите по одному предложению по вариантам.

- Все ли прилагательные имеют краткую форму?

- Назовите разряды прилагательных. Как отличить качественные прилагательные от относительных? Приведите примеры.

- 1 Выполняем тест: прилагательное не писать, указывать разряд прил буквами: к, о, п: красивое платье, оловянный солдатик, вчерашний день, тонкий лед, медвежья нора, папин галстук, школьный двор, казачья песня, высокое здание. любимое кино(Слайд4)

- Сделайте морфологический разбор: 2 чел к доске, русский и певуч (классу: в опытных, в умелых).

- Объясните орфограммы в слове певуч? Когда пишется ь на конце слов после шипящих?  _плач и плачь - ?(дочь, плащ, много дач, беречь, отрежь) Тест: ставим ь или – (слова не пишем). ( Тягуч, жечь, калач, плющ, много дач, свеж, дочь, брошь, ключ, вонюч) Слайд 5

- А сейчас мы познакомимся с произведением еще  одного мастера слова. Послушайте стихотворение «Неохотно и несмело».

Чтение стих (Слайд 6,7,8,9,10,11)

-Кто автор? (Слайд – портрет12,13,14) Тютчев родился в 1803 году в имении Тютчевых селе Овстуг  в Орловской губернии, здесь провел детские годы. После окончания Московского университета Ф.И. Тютчев почти двадцать лет служил в русской дипломатической миссии за границей, в Мюнхене и Турине. Когда вернулся в  Россию в 1844 году, поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.

- Какие картины природы видятся вам при чтении этого стихотворения?. Какое настроение передает автор?

- Какие изобразительно – выразительные средства использует? (солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», « солнце раз еще взглянуло» - олицетворение; «зеленеющие» нивы, пламень «белый и летучий» - эпитет)аллитерация – сочетание согласных

- Что такое эпитет?(образное определение – троп).

!- А сейчас посмотрите на этимологическую страничку и скажите, какое открытие вы для себя сделали? (эпитет – из греческого «приложение»

- Что общего у слов «эпитет» и «прилагательное»?

- Ребята, среди заданий ЕГЭ есть и такой пункт, где выпускники должны определить изобразительно – выразительные средства, поэтому при изучении прилагательных будьте внимательнее.

- Запишите предпоследнее предложение, подчеркните основу, схему!!

          Чаще капли дождевые,

            Вихрем пыль летит с полей,

        И раскаты громовые

      Все сердитей и смелей.

- Чем являются прилагательные?

- В какой форме стоят прилагательные в последнем простом предложении?

!!!- Сделайте вывод: чем является прилагательное в словосочетании и предложении??

- В какой форме прилагательное является сказуемым???(Степени сравнения- смелый)

- Послушайте еще одно стихотворение Тютчева. «Есть в осени первоначальной…»

— Как поэт относится к родной природе?
               (автор восхищается красотой природы. Н.А. Некрасов называл стихи Ф.И. Тютчева «пейзажами в стихах», в которых человек и природа объединяются в одно нерасторжимое целое).  (Это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну и напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Особую радость доставляет погода — мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием. Впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет думать о них и наслаждается теплом перед  наступлением зимних вьюг, радуется красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены, и можно погрузиться в созерцание красот природы.

Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру).

- Какие изобразительно – выразительные средства использует автор, чтобы мы смогли представить красоту осени? (Дивная пора (эп.), день как бы хрустальный (ср.), лучезарны вечера (мет.), где серп гулял... (ол.), паутины тонкий волос блестит на праздной борозде (мет.).)
(разберите первое предложение)

Подведение итогов урока.

- Итак, выполнили ли мы задачи, поставленные на урок?

Итак, мы повторили многие сведения о прилагательном, выяснили роль прилагательного в словосочетании и предложении и немного роль прилагательных в тексте, но это еще не все тайны этой замечательной части речи и на последующих уроках мы с вами продолжим знакомство с именем прилагательным, будем учиться употреблять его в речи.

- А надо ли нам читать стихи Ф. И. Тютчева в 21 веке??

Домашнее задание. 

Правило: стр.168, 169, упр. №331 (1,2) (Слайд)

Тест 1                                                                      

                                                                     

Тест 2                                                                      

1

1

2

2

  3

  3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

Тест 1                                                                      

                                                                     

Тест 2                                                                      

1

1

2

2

  3

  3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок Испанский язык 8 класс Тема: Здоровье

Данный урок является заключительным уроком по теме Здоровье и построен в форме ролевой игры ТОК – ШОУ ТЕЛЕАПТЕКА и представляет собой урок-дискуссию с элементами игры. Цель урока – обобщение и с...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Планирование и анализ открытого урока английского языка 7А класса по теме "School. School Friends"

Планирование и анализ открытого урока английского языка 7А класса по теме "School. School Friends"...

Открытый урок Английский язык 5 класс

Открытый урок английского языка в 5 «а» и 5 «б» классах. « День города Ростова – на - Дону. Презентация». Учитель МБОУ Красноармейкой СОШ: Балакина Галина Ивановна. Дата проведения: 13.12.2013 г....

открытый урок немецкий язык, 2 класс

Немецкий язык конспект урока, 2 класса...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...