Памятки для родителей и учащихся
рабочая программа на тему

Захарова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1 Проектная деятельность как эффективный способ формирования метапредметных и личностных результатов обучения

( из опыта работы НОУ СОШ «Образовательный центр «Газпром»)

Учитель русского языка и литературы

Т.Ю. Гассан

Уважаемые коллеги!

СЛАЙД 2 В условиях перехода на  Федеральный государственный стандарт основного общего образования актуальным становится обновление учебно-методической базы школы на основе компетентностного, деятельностного подхода к образованию.

 СЛАЙД 3 Акцент делается на внедрение исследовательских и проектных  технологий и методов обучения,  позволяющих ученикам освоить способы овладения информацией,  умениями и навыками самостоятельной деятельности в условиях стремительного увеличения информации, дающих возможность сохранения и раскрытия в каждом ребёнке его индивидуальности, неповторимости, творческого дара.

СЛАЙД 4 Проектная и учебно-исследовательская деятельность являются эффективным способом формирования  личностных,   метапредметных и предметных результатов обучения. Именно поэтому, согласно  требованиям ФГОС ООО,  в структуре образовательной программы каждой школы должна присутствовать  обязательная составляющая – СЛАЙД 5  Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.  Это, конечно же, повышает требования к  профессиональной подготовке  современного учителя-предметника.

СЛАЙД 6 Доктор педагогических наук Е.С.Полат, внёсшая существенный вклад в возрождение метода проектов в российской школе, писала: «Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».

Однако проектные технологии не являются новыми в мировой  педагогике, они имеют глубокие исторические корни.

СЛАЙД  7  На протяжении почти шести веков проектирование является одним из самых актуальных методов обучения в профессиональной подготовке будущих специалистов. Но основоположником "метода проектов" в мировой педагогике принято считать американского философа-прагматика, психолога и педагога Джона Дьюи (1859 - 1952).

Предпосылками для появления метода проектов в образовании послужили социально-экономические условия, потребовавшие пересмотра традиционных методов обучения в связи с необходимостью удовлетворения запросов нового времени по подготовке специалистов.

СЛАЙД  8  В 1879 г. метод проектов был перенесен в среднюю школу.

Интерес к методу проектов  в отечественной педагогике возник  в начале ХХ века (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, Н.К. Крупская и т. д.). Идея обучения учащихся в советской школе на основе метода проектов была предложена Н.К. Крупской как альтернатива традиционному.

СЛАЙД  9   Большинство отечественных ученых-педагогов начала ХХ в. отмечали в своих работах мощную развивающую и воспитательную стороны использования метода проектов, в частности, развитие таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, творчество, коллективизм. Эта тема актуальна и сейчас.

Почему же проектное и исследовательское обучение в полной мере не нашло отражение в повседневной практике школ?  По всей видимости, причина в том, что организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся является для учителя слишком трудоёмкой.

СЛАЙД  10  Использование проектных и исследовательских методов обучения  требует от учителя специальной подготовки, ему необходимо овладеть набором специфических умений, таких, как:

  • Быть способным видеть «удивительное в обыденном». Уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме.
  • Уметь увлечь учащихся дидактически ценной проблемой, сделав её проблемой самих детей.
  • Быть способным к выполнению функций координатора  и партнёра в исследовательском поиске.
  • Уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими  в попытках найти собственное решение. Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов.
  • Поощрять и всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.
  • Уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования.
  • Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.

СЛАЙД  11 Но, сколько бы трудоёмкой ни была для учителя организация проектной и исследовательской деятельности, мы с вами должны осознавать, что  современных детей надо учить с использованием современных технологий.

СЛАЙД  12 В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» представлен перечень современных технологий, которыми должен владеть современный учитель. Среди них и технология проектной деятельности.

СЛАЙД  13 В научной литературе под  проектной деятельностью понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на  достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

СЛАЙД  14 Под исследовательской деятельностью обучающихся понимают деятельность, связанную с  решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов (постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы), характерных для исследования в научной сфере.

СЛАЙД 15 Напрашивается вопрос: какое открытие может сделать ребёнок? Поэтому очень важно различать учебное и научное исследования.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой науке». Учебная проблема и та истина, которую учащиеся открывают, для науки не являются новыми. Но они новы для учащихся, а открывая для себя то, что в науке давно открыто, учащиеся на этом этапе своей учебной деятельности мыслят как первооткрыватели.

СЛАЙД 16 Зачем нужно учиться создавать проекты? Чтобы потом уметь претворять их в жизни. По мнению руководителей предприятий, бизнес-структур, сегодня очень важно, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие быстро включаться в работу.  Работая над проектом, ребята учатся самостоятельно находить и выбирать нужную информацию и оформлять ее разнообразными способами, сотрудничать с партнерами по проекту, подчиняться другим людям или руководить ими, то есть находиться в той или иной социальной роли; накапливают опыт толерантности и применения умения учиться, получают жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром; осваивают навыки публичного выступления и многое другое, что относится к ключевым компетенциям.

СЛАЙД 17  Какова цель исследовательского обучения? Поддерживать природное любопытство ребёнка и снабжать его инструментарием, показывающим, что мы можем успешно познавать мир. Эту же цель можно определить как превращение поведенческой модели в культурную роль  под названием «исследователь». И тогда ребёнок полюбит учиться и будет хотеть учиться всю жизнь.

СЛАЙД 18  Если ещё раз вернуться к научному определению самих понятий проектной и исследовательской деятельности, становится очевидно, что  их организация способствует развитию и формированию многих метапредметных компетенций. Прежде всего, формируются регулятивные умения, направленные на организацию, планирование своей познавательной деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

СЛАЙД 19  Другая группа компетенций связана с овладением общими познавательными умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

СЛАЙД  20  И наконец, в ходе проектных и учебно-исследовательских работ, требующих умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью, использовать информационно-коммуникационные технологии, — развивается коммуникативная компетенция

        СЛАЙД 21  Овладение проектной и  исследовательской деятельностью обучающимися должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования с учётом возрастных психолого-физиологических особенностей.

В младшем школьном возрасте  мышление развивается от эмоционально – образного к абстрактно–логическому. Наблюдается затруднение в выделении основной значимой информации и отвлечение несущественными деталями. Слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Возможности памяти очень велики, однако дети не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения (плохо развит самоконтроль, самопроверка при заучивании). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Для данного возраста характерна известная податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию. 

СЛАЙД 22  Что необходимо учитывать при организации проектной и исследовательской деятельности в основной школе?

Учащимся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации:  «подросток усиленно требует доказательств».  Улучшается способность к абстрактному мышлению. Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале. Споры с учителями, родителями, приятелями – характерная черта данного возраста. Их важная роль заключается в том, что они позволяют обменяться мнениями по теме, проверить истинность своих воззрений и общепринятых взглядов, проявить себя. В частности, в обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач.   Для подросткового возраста характерна критичность мышления.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы работы.

СЛАЙД 23  Темы для проектных и исследовательских работ рекомендуется  выбирать из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы-близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым и воплощаться в разных формах научного сообщества (ученические научно-практические конференции, заседания ученического научного общества и т.д.) .

СЛАЙД 24  Для организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в нашей школе 14 лет назад был школе создан Координационный совет в составе 12 человек – это руководитель Координационного Совета и  руководители предметных секций математики, естествознания, филологии, иностранных языков, информатики и ИКТ, культурологии и общественных наук, начальной школы. Кроме того, в состав совета входит координатор внешних информационных конкурсов.

Все члены Координационного Совета имеют опыт руководства предметными секциями, организации предварительных этапов конференции, взаимодействия с внешними экспертами.

СЛАЙД 25  Результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся нашей школы представляются ежегодно на Ученической научно-практической конференции, подготовка к которой проходит в несколько этапов, соответствующих традиционной цепочке научного исследования. Старт.

СЛАЙД 26  На первом этапе учащиеся под руководством учителя выбирают тему проекта, представляют развёрнутые планы своих работ, в которых определяют тему, цель, задачи, гипотезу, дают обоснование и планируют результат исследования. На этом этапе рекомендации дают учащимся члены Координационного Совета.

СЛАЙД 27  На втором этапе учащиеся представляют тезисы работы, рекомендации дают не только члены Координационного совета, но и внешние эксперты, специально приглашённые для проведения этого этапа. Как правило, внешние эксперты - это преподаватели вузов или методисты ОУМЦ.

СЛАЙД 28  На третьем этапе учащиеся представляют свои готовые работы. Координационный совет и внешние эксперты оценивают степень проработанности темы, теоретическую и практическую части работы и т.п. По результатам третьего этапа работа либо допускается, либо не допускается к защите  на  конференции.

СЛАЙД 29  На конференцию выпускаются в среднем 20 – 23 работы из 60-70 заявленных. Это не значит, что оставшиеся работы не соответствуют высокому уровню. На конференцию выходят лучшие из лучших, а остальные работы представляются учащимися на Дне науки. Это  очень важно, так как, если мы учим наших учащихся побеждать,  значит, мы воспитываем лидеров, людей, умеющих ставить цели и их достигать, умеющих планировать и организовывать свою деятельность. Такие люди обязательно будут успешны.

СЛАЙД 30  Ученическая научно-практическая конференция является важным событием каждого учебного года. В 2011 – 2012 учебном году конференция отметила своё 14-летие.

 Подготовка к конференции проходила с сентября 2011г.  по март 2012г. по предметным секциям.

 Решением независимых внешних экспертов 23 проекта из 62 стали победителями предметных секций, финалистами конференции.

 В апреле 2012г. состоялся финал конференции, который должен был определить лучших среди лучших.

Главное жюри конференции возглавила Пичугина Галина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Школа и производство». В состав жюри также вошли:

 - Апостолова Татьяна Михайловна – доцент МГПИ, кандидат исторических наук;

 - Белоусова Елена Ивановна – кандидат  педагогических наук, доцент кафедры «Методика преподавания литературы» МГПУ им. В.И. Ленина;

 - Савинцева Наталья Викторовна , канд. педагогических наук, ст. преподаватель кафедры математического анализа МГПУ;

 - Тимошенко Валерий Викторович – кандидат физ-мат. наук, доцент кафедры естественных дисциплин МПГУ.

Приведу несколько примеров проектов исследовательского характера из разных предметных областей,  а так же отзывы экспертов о данных работах.

СЛАЙД 31  Диплом лауреата 1 степени вручён учащимся 5Д класса Моисееву Максиму и Моисееву Вадиму.

Тема проекта: «Устный счёт или калькулятор? Работа мысли или работа техники?»

Мнение  членов жюри:  «Проект имеет  большую  практическую значимость, подтвержденную результатами  проведенного социологического мини-исследования.  Создано  компьютерное учебное пособие, помогающее  школьникам в занимательной форме  освоить навыки устного счета. Авторы продемонстрировали глубокое владение теоретическим материалом по теме проекта, ИКТ – технологиями  и умение  убедительно  представлять результаты исследования. Созданное пособие используется в образовательном процессе».

СЛАЙД 32  Лауреат II степени:

работа Бакшинскайте Виктории, ученицы 5  «Б» класса «Школьная форма: быть или не быть?».

Мнение  членов жюри: «Жюри отмечает актуальность темы для современных общеобразовательных учреждений. Ученица продемонстрировала  заинтересованность данной проблемой, умения сбора и анализа информации, ее представления в электронном виде, а также умение аргументировать свои  выводы, подкрепляя их  историческими сведениями, иллюстративным материалом и   цитатами из художественных произведений. Убедительно  показала влияние   внешнего вида школьника  на его развитие и успешность».

СЛАЙД 33  Диплом лауреата 3 степени вручен учащемуся 6 Б класса Беликову Дмитрию. Тема проекта: « Лего-робот для инспекции и очистки домашней вентиляции»

Мнение  членов жюри: «Жюри отмечает  умение автора  организовать и провести  исследование, подтверждающее актуальность выбранной темы, а также выполненную  учеником оригинальную  конструкторскую разработку и ее воплощение в  техническом изделии,  имеющем реальное практическое применение».

СЛАЙД 34  Решением главного жюри победителем XIV ученической научно-практической конференции стала группа учащихся 10 класса.  Тема проекта: «Любите ли вы театр так, как люблю его я?»

Мнение  членов жюри:  «Жюри отмечает высокую  социальную значимость проекта, разнообразие видов деятельности учащихся  при выполнении проекта,  их инициативность,  организаторские и творческие способности. В ходе работы над проектом ученики  самостоятельно  прошли профессиональные пробы по профессиям сценариста, декоратора, звукорежиссера,  сценографа, режиссера и актера.  Проект имеет исключительное  воспитательное значение, так как   способствует формированию ценностных ориентаций подростков  и гуманных взаимоотношений людей в современном обществе».

СЛАЙД 35  Проекты наших ребят занимают призовые места и на конференциях разного уровня (от муниципального до Всероссийского).

СЛАЙД 36  Очень серьёзно подходят к подготовке проектов и оцениванию результатов своей работы и сами ребята.

«Для меня работа над проектом стала переходной ступенью между школой и институтом. Я расширила свои знания, которые мне пригодятся в будущем», - пишет Мокеева Дарья, ученица 11 класса.

«Выполняя проект, я научилась координировать свои действия, систематизировать информацию, ставить цели и достигать их. Работа над проектом позволила мне расширить свой кругозор и найти новых друзей».

Репина Анастасия

Оценивая возможности исследовательской и проектной деятельности, важно понимать, что в работе с учащимися востребованы и те, и другие.

 Все исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологий и использующие их на практике, сходятся во мнении, что такие технологии, или даже отдельные приемы, имеют широкие педагогические возможности. Они способствуют более глубокому усвоению программного материала, планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивая собственно проектные умения и навыки, которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.

СЛАЙД 37  Опыт внедрения  проектной деятельности в практику школы подтверждает ее эффективность и на уровне достижения личностных (дети сознательно, с удовольствием  работают в группах и индивидуально на всех этапах создания проекта, формируют умение слушать другого, отстаивать свою личную позицию, предъявлять обоснованные аргументы), метапредметных (решая проблему, доказывая гипотезу, они осваивают способы мыслительной и интеллектуальной деятельности),  предметных (работа с различными источниками информации, углубленное изучение предмета, присвоение не только познавательной, но и научной информации) результатов. Такого рода деятельность очень нравится и самим ученикам.

СЛАЙД 38  В подтверждение хочу привести высказывание нашей ученицы  Колупаевой Марьяны: «Участие в ученической научно-практической конференции – огромный труд, но он того стоит! Ты это и сам заметишь, когда вдруг на уроке сможешь быстро найти ответ на нужный вопрос в параграфе или составить замечательный план-конспект за считанные секунды. Да ещё и представить его на «отлично».

СЛАЙД 39  Подобные высказывания наших учеников ещё раз подтверждают мысль о том, что проектная деятельность решает основную задачу, поставленную перед школой современным информационным обществом: это задача подготовки выпускников, способных:

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и мировой художественной культуры для учащихся 7 класса по теме «Подготовка к сочинению – описанию по портрету»



Гассан Татьяна Юрьевна, Схвитаридзе Манана Бегиевна



Класс: 7 «В»

Предмет: русский язык, мировая художественная культура.

Тема урока: «Подготовка к сочинению – описанию по портрету»


Цель урока:

обучающий аспект:

составить алгоритм написания сочинения-описания по портрету и научиться его применять;

отработать умение анализировать портрет;

познакомиться с типами портрета;

развивающий аспект:

развитие речи учащихся (расширение словарного запаса; продолжение работы над видами речевой деятельности (чтением, говорением, слушанием, письмом); развитие внимания к слову и его лексическому значению; обучение умению связно излагать свои мысли в устной речи);

развитие мышления (анализ, классификация, выявление главного, умение доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия);

развитие сенсорной сферы (ориентация во времени);

воспитатывающий аспект:

формирование нравственных качеств, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, к коллективу, к Родине;

развитие интереса к урокам русского языка, литературы и мировой художественной культуры.


^ Единица содержания: алгоритм написания сочинения-описания по портрету. Единица

содержания логически связана с целью и учебным материалом урока и обсуждалась детьми в ходе рефлексии.


^ Граница знания – незнания:


Учащиеся знают и умеют


Не знают и не умеют


Писать сочинение - описание по картине (в жанре пейзаж и натюрморт), сочинение-описание внешности человека в публицистическом и разговорном стиле, применяя алгоритм. Знают о жанре портрета.


Не знают о типах портрета.

Не умеют писать сочинение-описание внешности человека по портрету (в художественном стиле).



Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы:

Пг Пр(Пр) Кт Ит

Учебный материал: мультимедийная презентация, алгоритм написания сочинения-описания по картине в общем и по портрету в частности, карточки групповой работы, карточки индивидуального домашнего задания, карта самооценки. Учебный материал соответствовал целям, единице содержания и программным требованиям и подбирался с учётом интересов учащихся.

^ Ход урока


I. Этап подготовки к активной познавательной деятельности.

На слайде надпись: «ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ РАЗНООБРАЗЕН».

Беседа по вопросам:

М.Б.: Согласны ли вы с этим утверждением?

Т.Ю.: Докажите. Выстраивая цепочку доказательств, используйте те наборы, которые лежат на ваших партах.

Работа в группах:
http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/229/228569/228569_html_6b11c135.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/229/228569/228569_html_6b11c135.gifhttp://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/229/228569/228569_html_6b11c135.gif


^ ПИСАТЕЛЬ – ХУДОЖНИК – КОМПОЗИТОР

СЛОВО – КРАСКИ – НОТЫ

ЛИТЕРАТУРА – ЖИВОПИСЬ - МУЗЫКА


Выводы: Писатель с помощью слов создаёт произведения художественной литературы. 

Художник благодаря краскам создаёт живописные шедевры.

Композитор посредством нот сочиняет музыку.

М.Б Молодцы, ребята! Докажите ещё один тезис. 

На слайде надпись:

^ «ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ ЖИВОПИСИ»

(Можно написать картину, а можно описать её словами)

Т.Ю.: А вы пробовали переводить с языка одного вида искусства на другой?

- Да, мы описывали картины, рисовали иллюстрации. 

М.Б.: Можете ли вы сказать, что владеете этими умениями в совершенстве?

(нет/да)

Т.Ю.: Как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок? Почему сегодня у вас сразу два учителя?

- Мы будем описывать картины, опираясь на знания, полученные и на уроках развития речи, и на уроках МКХ.

М.Б.: Обратите внимание, что и критерии оценки вашей работы известны вам и по урокам русского языка, литературы и МХК.

Критерии оценки работы на уроке:

Наличие индивидуальных ответов.

Активное участие в работе группы.

Конспект материала урока в брошюре.

Результат итоговой работы.

- Критерии не оговариваются, они хорошо известны учащимся.

Подведение под тему:

М.Б.: Ребята, а в каком жанре написаны эти картины? (на слайде появляются различные портреты)

- Это портрет.

М.Б.: Да, верно. Художники великолепно передали черты своих моделей. Однако язык живописи доступен не всем: каждый может посмотреть на портрет, но не каждый может его создать. 

Т.Ю.: Зато каждый из нас может, благодаря искусству слова, описать эти портреты. Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему.

- Подготовка к сочинению – описанию по портрету.

Целеполагание.

Т.Ю.: Что нам нужно для того, чтобы успешно написать такое сочинение? Давайте поставим цели.

Вопросы-помощники:

Т.Ю.: Какой общей теме были посвящены все уроки развития речи в этом учебном году? 

- Описание внешности человека

Т.Ю.: В каком стиле мы писали сочинения-описания внешности человека?

- В разговорном и публицистическом.

Т.Ю.: Значит, в каком стиле будет написано сочинения сегодня?

- В художественном.

Т.Ю.: Что помогает нам написать любое сочинение?

- План, алгоритм

Т.Ю.: Значит, какую главную цель мы поставим перед собой?

Цель: Составить алгоритм написания сочинения-описания по портрету и научиться его применять.

М.Б.: Знаем ли мы что-либо о жанре портрета, его типах? 

- Нет

М.Б.: Значит какую цель мы ещё себе поставим?

- Познакомиться с типами портрета.

М.Б.: Какие знания вам сегодня пригодятся?

- Знания, полученные на уроках русского языка, литературы и МХК.


Цели и задачи этапа


Формы


Методы


^ I. Подготовка к активной познавательной деятельности


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели.

Актуализация опорных знаний и умений.

Развитие речи учащихся. Развитие мышления (выявление главного, умение доказывать и опровергать).


Групповая 

Фронтальная


По источнику передачи и восприятия – словесный, наглядный.

По логике передачи и восприятия учебной информации – индуктивный (от частного к общему).

По степени самостоятельности мышления школьников – 

репродуктивный и продуктивный (поисковый).

Метод стимулирования интереса к учению - создание ситуации занимательности.



^ Межэтапные связи (на данном этапе): внутренняя логика - организация детской рефлексии (что уже сделано, что ещё предстоит сделать); внешняя логика – от этапа к этапу.


Учебный материал: мультимедийная презентация, наборы для групповой работы. 


II. Этап применения знаний и способов действий


^ ПОРТРЕТ КАК ЖАНР. ТИПЫ ПОРТРЕТА.

Слово учителя:

М.Б.: На портрете, как вы знаете, изображён человек. Если автор изображает себя, то это автопортрет. И самое важное в портрете то, что хочет сказать художник о своей модели. В зависимости от этого выделяют 3 типа портрета: парадный, камерный и интимный. Ваша задача, опираясь на определения, определить тип портрета.

Т.Ю.: Работая в группах, помните о правилах групповой работы. На работу вам даётся не более двух минут.

Групповая работа.

Учащиеся получают карточки для работы – см. приложение; учитель обращает внимание ребят на то, что все три портрета кисти Кипренского.

Представление работы (промежуточный итог).

Примерные ответы ребят:

1 группа: «Мы считаем, что портрет Давыдова – парадный, потому что …»

2 группа: «Мы считаем, что автопортрет Кипренского – камерный, потому что…»

3 группа: «Мы считаем, что портрет Швальбе – интимный, потому что…»)

Беседа по вопросам:

Т.Ю.: Как вы думаете, какой из портретов наиболее интересен для описания?

М.Б.: Почему вы так считаете?

- Наиболее интересным представляется описание по портрету Давыдова кисти Кипренского, т.к. здесь можно многое сказать не только о самом герое и его характере, но и описать фон и детали)

Т.Ю.: И сегодня, ребята, вы напишете свои сочинения по портрету Давыдова.


Цели и задачи этапа


Формы


Методы


^ II. Этап применения знаний и способов действий


Обеспечение восприятия и осмысления понятия «типы портрета».

Развитие речи учащихся.

Развитие мышления (анализ, сопоставление, классификация, выявление главного, умение доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия).

Развитие сенсорной сферы (ориентировка во времени).


Групповая,

фронтальная.


По источнику передачи и восприятия – наглядный.

По логике передачи и восприятия учебной информации – индуктивный (от частного к общему).

По степени самостоятельности мышления школьников – репродуктивный и продуктивный (частично-поисковый).

По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности.



^ Учебный материал: карточки с портретами и заданием для групповой работы, мультимедийная презентация.

Подготовка к сочинению-описанию по портрету

^ 1. Создание алгоритма

1). Работа в группах.

М.Б.: Ребята, сейчас, представляя работу группы, вы частично задействовали знакомый вам по урокам МХК алгоритм описания картины.

(появляется на слайде)


  1. Автор. 

  2. Название.

  3. История создания. 

  4. Тема, сюжет.

  5. Композиция.

  6. Цветовое решение.

  7. Основная идея. 

  8. Впечатление.


Т.Ю.: И на уроках развития речи мы тоже использовали знакомый вам алгоритм описания картины (появляется на слайде).


  1. Введение (о художнике и его картине).

  2. Основная часть (описание фрагментов картины).

  3. Заключение (мысли и чувства, которые тебя переполняют).


Попробуйте совместить эти два алгоритма и составить сложный план к сочинению-описанию по портрету.

Группы получают разрезанные пункты планов двух различных алгоритмов; результат работы дети вывешивают на доску, на слайде – образец. У ребят один пункт лишний.


Учащиеся:


Образец:


I. Введение:

1. Автор. 

2. Название.

3. История создания. 

II. Основная часть:

Тема, сюжет.

Композиция.

Цветовое решение.

Основная идея. 

III. Заключение:

Впечатление.


I. Введение:

1. Автор. 

2. Название.

3. История создания. 

II. Основная часть:

Композиция.

Цветовое решение.

Основная идея. 

III. Заключение:

Впечатление.


2) Беседа по вопросам (промежуточный итог)

Т.Ю.: Ребята, как вы думаете, почему наши алгоритмы не совпали? Почему пункт «тема, сюжет» не может быть включён в алгоритм написания сочинения-описания внешности человека по портрету?

- Портрет не имеет сюжета, нельзя сказать: «тема этого портрета…»

М.Б.: Скажите, ребята, а какой из этих алгоритмов пригодится вам сегодня (учтите тему урока)?

- Тот, который на слайде, потому что мы пишем сочинение по портрету.

Ученики получают книжечки для работы, содержащие алгоритм.

^ 2. Работа с алгоритмом

Часть ВВЕДЕНИЕ

Т.Ю.: Скажите, ребята, а на что указывают римские цифры в плане?

- Абзацное членение

Т.Ю.: Какие знания вам потребуются для написания 1-го абзаца? 

- Информация о художнике, истории портрета и его героя.

Реализация индивидуального домашнего задания.

Учащиеся попутно составляют краткий конспект.

Т.Ю.: Итак, ребята, какая работа нами проделана.

- Мы подобрали материал для 1-го абзаца.

Т.Ю.: Отлично, перейдём к работе над вторым абзацем.

Основная часть

КОМПОЗИЦИЯ

М.Б.: 

В чём заключается описание композиции картины?

- Описание её переднего и заднего планов

Кого мы видим на переднем плане?

- Гусара Давыдова

М.Б.: Как изображён Давыдов?

- Давыдов изображён в полный рост.

М.Б.: Как он стоит? 

- Он стоит, облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро.

М.Б.: Что выражает поза героя-партизана? Что можно понять о характере гусара по ней?

- Гусар уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо.

Т.Ю.: Ребята, что в портрете главное?

- Главное в портрете – лицо.

Т.Ю.: Подберите эпитеты для описания глаз.

Выразительные, карие, горящие, одухотворённые, широко раскрытые, задумчивые.

М.Б.: О чём, по-вашему, может думать герой?

- Его взгляд устремлён в будущее, а может быть, он вспоминает счастливые времена, когда он был нужен, когда пули свистели и бешено скакал его конь.

М.Б.: Какие детали изображает Кипренский?

- Саблю и кивер

М.Б.: Почему они важны?

- Они подчёркивают его бравый вид и военную выправку. Его правая рука крепко сжимает тяжёлую саблю, украшенную кистями. Сабля - первая помощница воина в бою.

М.Б.: Каков задний план? На фоне чего изображён герой?

- Он изображён на фоне пейзажа.

М.Б.: Почему именно такой фон выбрал художник?

- Художник выбрал такой фон, чтобы представить человека на фоне природы, но не только на фоне, но и как бы частью этой природы. Напряжённая страстность героя находит отклик в природе, в тревожном ритме теней и в почерневшем грозном небе, по которому бегут облака.

^ ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ

Т.Ю.: Можете ли вы назвать элементы гусарского костюма?

- Нет.

Т.Ю.: Проведём словарную работу. В ваших книжечках есть названия и определения всех элементов. Соотнесите названия с элементами одежды. Соедините стрелками элемент и его название. Помогите друг другу, работая в парах (результаты на слайде).

Денис Давыдов одет в (...) ментик, украшенный (...) шнурами и (...) пуговицами. Подол, ворот и рукава обшиты (...) опушкой. 

(...) чикчиры (...) контрастируют с (...) ботфортами. 

(Денис Давыдов одет в красный ментик, украшенный гарусными шнурами и золочёными пуговицами. Подол, ворота и рукава обшиты меховой опушкой. Белые узкие чикчиры контрастируют с чёрными лакированными ботиками). 

ИДЕЯ

М.Б.: Как вы считаете, какие качества человека хотел подчеркнуть Кипренский?

- Он хотел подчеркнуть напряжённую внутреннюю жизнь изображаемого им человека.

М.Б.: Почему всё-таки считают, что это портрет Дениса Давыдова? Что на это указывает, кроме костюма гусара?

- Давыдов - поэт, а не только гусар. Его лицо необыкновенно одухотворено, глаза мечтательны, это соответствует облику поэта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Т.Ю.: Вы говорите сейчас об идее портрета, но важно помнить, что при написании сочинения (как художественного произведения) идея также играет значительную роль. Что такое идея?

- То, что хотел сказать автор.

Т.Ю.: Правильно, поэтому прежде, чем писать сочинение, вы как авторы должны тоже продумать ту мысль, которую хотите донести до своего читателя. Перед вами две задачи: донести идею Кипренского и донести идею вашего сочинения. Какая часть сочинения раскроет эту мысль?

Заключение, это последний абзац.


^ Цели и задачи


Формы


Методы


Подготовка к сочинению-описанию по портрету


Создание алгоритма написания сочинения-описания по портрету.

Развитие 
связной речи учащихся (д/з).

Развитие мышления (анализ, сопоставление, классификация, выявление главного, умение доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия).

Развитие сенсорной сферы (ориентировка во времени).


Групповая,

фронтальная, 

индивидуальная.


По источнику передачи и восприятия – наглядный, словесный.

По логике передачи и восприятия учебной информации – индуктивный (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному).

По степени

самостоятельности мышления школьников – 

репродуктивный и продуктивный (поисковый).

По стимулированию интереса к учению – создание ситуации занимательности.


Межэтапные связи (на данном этапе): внутренняя логика - организация детской рефлексии (что уже сделано, что ещё предстоит сделать); внешняя логика – от этапа усвоения к этапу контроля.

^ Учебный материал: карточки с заданием для групповой работы, брошюра, мультимедийная презентация.

III. Итоговый контроль степени усвоения 

Проверка усвоения материала.

М.Б.: Итак, ребята, давайте подведём итоги. Что было предметом нашего изучения?

- Портрет Давыдова.

Т.Ю.: А что помогло вам правильно описать этот портрет?

- Алгоритм.

М.Б.: А мы хотим увидеть, насколько хорошо вы его усвоили. Перед вами небольшое сочинение, в котором отсутствуют некоторые составляющие нашего алгоритма. Отметьте знаком «-» недостающие элементы.

На переднем плане картины «Портрет А.К. Швальбе» представлен в фас уже старый, но довольно крепкий мужчина в широкой меховой шубе. Лицо выделено ярким светом, белоснежный шейный платок обрамляет его снизу. Седые взлохмаченные волосы, широкие черные брови, твердо сжатый рот – все указывает на то, что перед нами личность энергичная, деятельная и решительная. 

Взаимопроверка и взаимооценка.

Результаты на экране.


I. Введение


1. Автор. 



2. Название. 



3. История создания.



II. Основная часть


1.Композиция.



2. Цветовое решение. 



3. Основная идея. 



III. Заключение


1. Впечатление.





^ Цели и задачи


Формы


Методы


III. Итоговый контроль степени усвоения


Установление правильности и осознанности усвоения материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция. Развитие мышления (анализ, умение определять и объяснять понятия).


Индивидуальная.


По источнику передачи и восприятия – наглядный.

По логике передачи и восприятия учебной информации – индуктивный (от частного к общему). По степени самостоятельности мышления школьников – продуктивный (частично-поисковый).


^ Межэтапные связи (на данном этапе): внутренняя логика - организация детской рефлексии (что уже сделано, что ещё предстоит сделать); внешняя логика – от этапа контроля к этапу подведения итогов.

Учебный материал: мультимедийная презентация, карточка контроля.

^ IV. Итог на рефлексивной основе

1) Подготовка к написанию сочинения. РЕЗЕРВ (либо подготовительный этап 2 урока)

Т.Ю.:

Советы:

Что необходимо делать, чтобы не повторяться?

- Подбирать синонимы, заменять слова местоимениями.

Подберите синонимы к слову «художник».

- Мастер, Кипренский, портретист.

Подберите синонимы к слову «картина».

- Полотно, портрет, шедевр, живописное произведение.

Подберите синонимы к слову «Давыдов».

- Воин, гусар, поэт.

Подберите синонимы к слову «написал». Почему в сочинении по картине нельзя писать «нарисовал»?

Создал, изобразил, выразил.

Сколько абзацев у вас будет?

- Три.

В каком стиле вы пишете сочинение?

- В художественном.

Что необходимо использовать в художественном стиле?

- Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

2) Рефлексия

Т.Ю.: Молодцы, ребята! Нам осталось подвести итог нашему уроку. Понравился ли он вам? Почему?

М.Б.: А справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?

Да, потому что мы:

- Составили алгоритм написания сочинения-описания по портрету и научились его применять.

- Познакомились с типами портрета.

М.Б.: Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по знакомым вам критериям. Если по всем критериям у вас «+», то поставьте себе «5». За каждый минус вычтите балл из своей оценки.


Наличие индивидуальных ответов


Активное участие в работе группы


Конспект материала урока в брошюре


Результат итоговой работы


Итог







Поднимите руки те, кто оценил свою работу на «5», на «4», на «3»…

Т.Ю.: Теперь мы уверены, что вы полностью готовы к написанию сочинения по портрету в художественном стиле!

Спасибо за урок!


^ Цели и задачи


Формы


Методы


III. Итоговый контроль степени усвоения


Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Наметить перспективу последующей работы.

Развитие мышления (выявление главного, умение определять и объяснять понятия).


Фронтальная,

Индивидуальная.


По источнику передачи и восприятия – словесный.

По степени самостоятельности мышления школьников – репродуктивный.



^ Межэтапные связи (на данном этапе): внутренняя логика - организация детской рефлексии (что уже сделано); внешняя логика – от этапа к этапу.


Учебный материал: мультимедийная презентация, карточки самооценки.


Кроме того, на всех этапах осуществлялись воспитательные цели:

Формирование нравственных качеств, которые отражают отношения к другому человеку, самому себе, к коллективу, к Родине.

Развитие интереса к урокам русского языка, литературы и мировой художественной культуры.


^ Формы и методы работы на уроке адекватны поставленным целям и единице содержания и подбирались с учётом организации деятельности учащихся, а также обоснованы данными детской рефлексии на предыдущих уроках.


Учебный материал урока соответствовал целям, единице содержания и программным требованиям и был подобран для раскрытия целей и единицы содержания и с учётом работы с интересами учащихся.


Межэтапные связи обеспечивала на этапах применения, контроля и итога единица содержания урока (алгоритм написания сочинения-описания по портрету), ставшая связующим звеном всех этапов.


Реальный результат урока:

по результатам самооценки: 

.... учащихся получили «5»;

... - «4»

... - «3»



Предварительный просмотр:

Метод проектов

    Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов нашей школы, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией.

    Использование проектных технологий позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

    Моя методическая копилка постоянно пополняется уроками-проектами. Например, на уроке в 6 классе «Обобщение и систематизация по теме: «Имя существительное» ребята в течение занятия самостоятельно составили памятку, которой затем воспользовались при подготовке к диктанту.

    Творческим продуктом урока «Подготовка к сочинению-описанию по картине в жанре натюрморт»стали созданные своими руками натюрморты различных эпох.

    Изучая творчество Маяковского, мои ученики создали социальный ролик «Маяковский! Вас не забудут!», который был размещён на страницах социальных сетей и видеохостинга Youtube. Фильм был создан в поддержку музея В.В.Маяковского.

    Также творческим проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений. Ребята распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над мимикой, жестами, текстом. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам. Подобные проекты мы использовали, например, на уроке в 5-ом классе по сказке-пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в 10 классе – по пьесе А.Островского «Гроза», а также изучая творчество В.В. Маяковского в 11 классе.

http://www.tgassan.ru/attachments/Image/rus_week1.jpg?template=generic

Проектная технология позволяет развивать у учеником общеучебные умения и навыки:

Рефлексивные умения:

1)    умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

2)    умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

1)    умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

2)    умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

3)    умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);

4)    умение находить несколько вариантов решения проблемы;

5)    умение выдвигать гипотезы;

6)    умение устанавливать причинно-следственные связи.

Навыки оценочной самостоятельности:

1)    умение работать в  сотрудничестве:

2)    умение коллективного планирования;

3)    умение взаимодействовать с любым партнером;

4)    навыки делового партнерского общения;

5)    умение  находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки:

1)    умение проектировать процесс;

2)    умение планировать деятельность, время, ресурсы;

3)    умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

4)    навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

Коммуникативные умения:

1)    умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

2)    умение вести дискуссию;

3)    умение отстаивать свою точку зрения;

4)    умение находить компромисс;

5)    навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

1)    навыки монологической речи;

2)    умение уверенно держать себя во время выступления;

3)    артистические умения;

4)    умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

5)    умение отвечать на незапланированные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей и учащихся

Памятки помогут родителям и учащимся грамотно подготовиться к уроку, экзамену....

Памятки для родителей и учащихся

В данном разделе размещены памятки по безопасному поведению в  жизни и быту....

Памятка для родителей и учащихся 5 класса

Памятка поможет учащимся и родителям познакомиться с требованиями к уровню подготовки учащихся 5 класса по английскому языку по УМК  "SPOTLIGHT-5". Здесь также представлены памятки для осуществле...

ИНСТРУКТАЖ для школьников и родителей (ПАМЯТКА для родителей и учащихся об основных положениях Закона Краснодарского края от 21.07.2008г. No 1539 «О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»)

Памятка для родителей и учащихся об основных положениях Закона Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском кр...

Памятки для родителей и учащихся

Как правильно оформить и вести тетрадь? Как помочь ребенку выполнять домашние задания быстро и эффективно? Что сделать, чтобы помочь ребенку познать и осознать все тонкости английского языка? Ответы н...