"Непревзойдённый мастер слова"
методическая разработка (5 класс) на тему

Селякова Марина Андреевна

Страницы жизни и творчества И. А. Бунина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие.22.37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ООШ д. Хмелинец

Внеклассное мероприятие по литературе в 5, 8 классах.

«Непревзойдённый мастер слова»

(страницы жизни И. А. Бунина). Стихотворение

И. А. Бунина «Детство».                      

Учитель: Селякова М. А.

Оформление: И. А. Бунин(1870 – 1953). Фотопортрет И. А. Бунина, изображение здания Елецкой гимназии, в которой учился будущий писатель в 1881 – 1885 годах, книжная выставка, составленная из произведений И. А. Бунина.

Эпиграф: «Я всё физически чувствую… Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро…» (И. А. Бунин).

«Бунин с юности живёт в мире сладчайших воспоминаний…» (А. Т. Твардовский).

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии И. А. Бунина, с его стихотворением «Детство» и некоторыми особенностями его мировосприятия.
  2. Выработать навыки анализа стихотворений.
  3. Развивать образное и логическое мышление.
  4. Пробудить интерес к языку художественной литературы, к поэзии И. А. Бунина.

Конспект урока.

Учитель. Тема нашего урока: «Страницы жизни Бунина и стихотворение «Детство»». Обратимся к эпиграфам к уроку.

«Я всё физически чувствую… Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро…»

Действительно, Бунину было свойственно обострённое чувство природы. Но, кроме того, он был и величайшим мастером её изображения. «Отличить «запах росистого лопуха от запаха сырой травы»-  это дано не каждому, кто и родился, и вырос, и жизнь прожил у этих лопухов и у этой травы…», но Бунин умел описать эти запахи так предельно точно и конкретно, что читатель верил и сам начинал чувствовать эту разницу.

Второй эпиграф: «Бунин с юности живёт в мире сладчайших воспоминаний…»(А. Т. Твардовский). И огромное место в этих воспоминаниях, доставляющих ему наслаждение, занимают впечатления детства, юности и картины родной природы.

Когда вы слышите слово «детство», о чём вы вспоминаете, что чувствуете, о чём думаете?

Ответ ученика. Я вспоминаю смешные и грустные истории, которые происходили со мной, когда я был маленьким. Радость, восторг, потому что детство – самая счастливая пора человеческой жизни!

Учитель.  Сегодня на уроке вы узнаете о детстве нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина.

Сообщение подготовленного ученика. Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. В 1874 году, когда ему исполнилось четыре года, семья Буниных переехала в своё поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. « Тут, в глубочайшей полевой тишине», как вспоминал писатель, прошло его детство, «полное поэзии печальной и своеобразной».

Бунин происходил из обедневшей дворянской семьи. Быт помещиков Буниных был скромен, неприхотлив. Детство будущего писателя было наполнено сказками, преданиями старины и живыми впечатлениями деревенской жизни. В автобиографии Бунин писал: «Всё, помню, действовало на меня: новое лицо, какое – нибудь событие, песня в поле, рассказ странника, таинственные лощины за хутором, легенда о каком – то беглом солдате, едва живом от страха и голода и скрывавшемся в наших хлебах, ворон, всё прилетавший к нам на ограду и поразивший моё воображение особенно тем, что жил он, как сказала мне мать, ещё, может, при Иване Грозном, предвечернее солнце в тех комнатах, что глядели за вишнёвый сад, на запад».

Отец писателя Алексей Николаевич был усадебным дворянином: вспыльчивым и отходчивым, любившим охоту и пение под гитару старинных романсов. Мать Людмила Александровна была натурой кроткой, религиозной и чувствительной, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского. В бунинский мир детства входили его братья и сёстры, пастушата, с которыми он проводил дни, играя на воле.

В 11 лет Бунин был отправлен в Елецкую гимназию. Посмотрите, как она выглядит сейчас. В гимназии были довольно строгие порядки. Иван Бунин был натурой творческой, привык думать, а не зубрить. Поэтому ему тяжело было в стенах этого учебного заведения. В автобиографической заметке писал: «Гимназия и жизнь в Ельце оставили мне впечатления далеко не радостные… Резок был переход от совершенно свободной жизни, от забот матери к жизни в городе, к нелепым строгостям гимназии и к тяжёлому быту тех мещанских и купеческих домов, где мне пришлось жить…»

Учитель. Но, тем не менее, сейчас Елец воспринимается прежде всего, как город, в котором прошло детство Ивана Алексеевича.

 Детство Бунина прошло на хуторе Бутырки, недалеко от Ельца. Дом со всех сторон был окружён садом, полями. Маленький Бунин дружил с крестьянскими детьми. Что же воспитывало в мальчике будущего писателя?

Ответ ученика. Будущего писателя воспитывала близость к природе, к простым людям.

Учитель. Послушайте, что пишет Бунин об окружавшем его мире.

Сообщение ученика. (Под музыку)  « Я помню себя ещё маленьким мальчиком, когда я услыхал песенку жаворонка. Это было весеннею зарёю, когда в небе одна за другою гасли серебряные звёзды. Мы жили на краю большого села, от нашего домика уходили вдаль нивы, а с другой стороны в тёмных оврагах распевали весною потоки, падая с уступа на уступ и разбегаясь по голышам. Сочная молодая травка вырастала в мае на этих уступах, и я помню, как часто я сходил в жаркий полдень на эти лужки и разгорячённым лицом ложился на холодную траву…»

Учитель. Детство каждого человека – пора, когда закладываются основы впечатлений, когда переживания ослепительно яркие, а мир чист и необыкновенно привлекателен. Легко заметить, что Бунин рос впечатлительным и восприимчивым мальчиком. Особенно остро он ощущал красоту природы. Запомнились ему прогулки по лесу: « В лесу было пусто, просторно, лес был нечастый, далеко видный насквозь, солнечный. Мы шли то под старыми берёзами, то по широким полянам, на которых вольно и свободно стояли могучие ветвистые дубы. Мы шли в пёстрой тени, дыша сухим ароматом, по скользкой, сухой траве и глядели вперёд, где жарко сияли более открытые поляны, а за ними канареечно желтела и трепетала небольшая чаща молодой кленовой поросли. Там за опушкой, за стволами, из- под лиственного навеса, сухо блестел и желтел полевой простор, откуда тянуло теплом, светом, счастьем последних летних дней».

Чтобы представить себе, что творилось в душе маленького Бунина, посмотрим на картину Шишкина « Сосны, освещённые солнцем».

Какое настроение возникает у вас от созерцания картины?

Ответ ученика. Возникает ощущение радости и счастья, потому что это очень светлая картина, в ней много солнечного света, тепла. Деревья залиты солнцем.

Учитель. Как художник воспроизводит на холсте солнечный день?

Ответ ученика. Художник использует различные краски, светлые и нежные. Яркие светлые тона создают ощущение солнечного света, падающего на стволы деревьев.

Учитель. Перед вами выставка книг Ивана Бунина. Он автор рассказов, очерков, романа, а также переводов на русский язык произведений зарубежных писателей. Ивана Бунина большинство знает главным образом как прозаика. Но как поэт, он стоит на уровне своей прозы. У него много превосходных стихов. Послушайте один из них, который называется «Детство».

(Учитель под музыку читает стихотворение Бунина «Детство». У учащихся текст стихотворения напечатан на отдельных листах.)

Учитель. Какое время года и суток описывает поэт?

Ответ ученика. Поэт описывает летнее утро.

Учитель. Какое настроение передаёт автор в стихотворении?

Ответ ученика. Чувства радости, счастья, наслаждения прекрасным солнечным днём.

Учитель. Обратите внимание на слово «сладостней» (бродить). Подберите к слову «сладостно» синонимы?

Ответ ученика. Синонимы: «очень приятно», «с удовольствием», «с наслаждением»

Учитель. Посмотрите на картину Шишкина и сравните ваши впечатления от неё и стихотворения Бунина.

Ответ ученика. Эмоциональный настрой, вызванный картиной, и настроение стихотворения совпадают. В обоих произведениях главным объектом изображения является природа. Художник и поэт передают ощущение ясного, светлого, солнечного дня.

Учитель. Что отличает эти два произведения искусства?

Ответ ученика. Художник передаёт чувства и создаёт настроение с помощью красок, а поэт – с помощью слов.

Учитель. Какие слова использует поэт, описывая « сосновый бор»?

Ответ ученика. «Смолистый аромат», «солнечные палаты», «повсюду блеск», «яркий свет», «песок – как шёлк».

Учитель. Какой зрительный образ возникает, когда вы читаете эти словосочетания?

Ответ ученика. Лес похож на царские палаты. Такой же пышный, богатый, красивый. Возникает образ дворца. Сосновый лес напоминает храм.

Учитель. Какой образ в стихотворении самый яркий, запоминающийся?

Ответ ученика. Самый запоминающийся образ в стихотворении - это образ сосны.

Учитель. Как описывает её автор?

Ответ ученика. «Ствол – гигант, тяжёлый, величавый», «кора груба, морщиниста, красна».

Учитель.  Взгляните  на описание коры.  Есть ли морщины у деревьев?

Ответ ученика. Описание коры дерева напоминает морщинистые натруженные руки старого человека.

Учитель. Обратите внимание на глагол «прильну». Не «прижмусь», не «навалюсь», не «обопрусь», не «припаду», а «прильну». Почему именно это слово использует автор? Как и к кому можно прильнуть?

Ответ ученика. Прильнуть можно только доверчиво, ласково, как бы обнимая; прильнуть можно к любимому, родному человеку.  Автор показывает, что природа и человек являются неразрывным целым. Между ними много общего. Поэт одухотворяет, очеловечивает природу.

Учитель. В стихотворении даётся яркая и запоминающаяся картина: маленький мальчик изображён рядом с громадной, величественной сосной. Какие мысли вызывает этот образ?

Ответ ученика. Автор чувствует себя десятилетним ребёнком: он кажется маленьким рядом с гигантским стволом сосны, и этот ствол, как большой, взрослый человек, его защищает и ласково согревает.  Бунин даёт понять, что природа величественна, вечна и бесконечна, а человек – лишь мельчайшая её частица.

Учитель. Как поэт относится к природе?

Ответ ученика. Автор восхищается природой, преклоняется перед ней.

Учитель. А теперь представьте себе летнее солнечное утро, сосновый бор и прочитайте это стихотворение вслух, стараясь выразить своё восхищение, свой восторг (громче) и наслаждение (тише).

Выразительное чтение стихотворения «Детство» учащимся.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему Бунин назвал это стихотворение «Детство»? Ведь он не назвал его, например, «Сосновый бор», хотя в нём подробно описывается лес, сосна. Он не назвал стихотворение «Счастье», хотя в каждой его строчке, в каждом образе воплощено счастье. Почему именно «Детство»?

Ответ ученика. Наверное, автор хотел сказать, что счастье он испытывал в детстве. Может быть, это была лучшая пора его жизни. Он хотел сказать и то, что был счастлив, общаясь с природой.

Учитель. Вы правы. О детстве, проведённом на хуторе Бутырки, затем в деревне Озёрки, Бунин вспоминал как о счастливых временах. Вот что он писал о четырёх годах, проведённых в Озёрках: «И помню, что в ту пору мне всё казалось очаровательно: и люди, и природа, и старинный с цветными окнами дом бабки, и соседние усадьбы, и охота, и книги, один вид которых давал мне почти физическое наслаждение, и каждый цвет, и каждый запах…»

Но вернёмся к стихотворению. Поэт с помощью художественных средств сумел передать своё восхищение прекрасной русской природой, в которой, по его мысли, заключается основа человеческой жизни. Именно поэтому сосны в изображении Бунина напоминают одновременно и великолепный храм, и пожилого, много испытавшего, мудрого человека.

«Язык Бунина прост, даже временами скуп, очень точен, но вместе с тем живописен и богат в звуковом отношении, - от звенящей медью торжественности до прозрачности льющейся родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительной мягкости, от лёгкого напева до медленных раскатов грома. В области языка Бунин мастер почти непревзойдённый».

Эти строки о Бунине написал Константин Георгиевич Паустовский. Почему именно так он написал о Бунине?

Ответ ученика. Константин Георгиевич любил и уважал Бунина. Он хотел, чтобы его произведения читали все люди. Паустовский, может быть, хотел в своём творчестве быть похожим на Бунина. Он восхищался его талантом.

Учитель. Хорошо, а как вы понимаете фразу Паустовского: «Непревзойдённый мастер слова»?

Ответ ученика. Это значит, что Бунин делал слово красивым. Он писал так ясно и просто, что читателю были понятны все его мысли. Мастер – это умелый человек. А назвав Бунина мастером слова, Паустовский хотел подчеркнуть, что он по – настоящему хорошо владеет своим инструментом – словом!

Это человек, который по – особому чувствует слово, мастерски владеет языком.

Учитель. Итак, сегодня вы познакомились с некоторыми фактами из жизни Бунина, с его стихотворением и узнали о некоторых особенностях его поэзии. К следующему уроку вы напишите сочинение –миниатюру: «Бунин в моей жизни».

Учитель. Какие чувства после сегодняшнего урока будут возникать у вас при упоминании имени Бунина?

Ответ ученика. При упоминании имени этого великого человека будет возникать  чувство гордости, так как Иван Бунин – наш земляк. Во всех его произведениях чувствуется любовь к русскому человеку и русской природе. Бунин описывал родные места, которые он хорошо знал и любил. Он любил свой край, свою Родину, тосковал по ней, находясь в вынужденном горьком изгнании. Бунин всю жизнь писал о России.

Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"

Рабочая программа  по элективному курсу  "Уроки мастеров слова" составлена на основе программы Булатовой Л.П."Практическая стилистика" ( сб. программ филологического и гуманитарно- эстетичес...

рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"

Рабочая программа  к элективному курсу "Уроки мастеров слова" составлена на основе программы Булатовой Л.П."Практическая стилистика" (сб.программ элективных курсов филологического и гуманитарно-э...

рабочая программа по элективному курсу "Уроки мастеров слова"

Рабочая программа составлена на основе программы Булотовой Л.П. "Практическая стилистика"(сборник элективных курсов филологического и гуманитарно-эстетического блока, Краснодар, 2006) с учетом требова...

Урок литературы «ЭПИТЕТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ СЛОВА»

Урок  «Эпитет как одно  из средств выразительности в творчестве великих  мастеров слова» способствует формированию языковой личности, предполагает углубленное изучение литературы как ис...

Презентация к внеклассному мероприятию "Великий мастер слова"

Презентация к 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева...

Сценарий литературного мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева «Великий мастер слова»

Мероприятие посвящено русскому писателю-классику, великолепному мастеру слова, в совершенстве владеющего богатствами русского языка, Ивану Сергеевичу Тургеневу....

"Великий мастер слова"( очерк жизни и творчества И.С.Тургенева).

Иван Сергеевич Тургенев является великим мастером слова, в совершенстве владеющим богатствами русского языка. Он является создателем очаровательных картин русской природы и правдивой жизни русских люд...