Значение деталей, символов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание
план-конспект урока на тему

Применяемая педагогическая технология: игровая с элементами ИКТ и личностно-ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_uroka.docx246.21 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: Рассмотреть символику деталей как ключ к пониманию психологического романа «Преступление и наказание»

Задачи урока:  

  1. Проанализировать значение выбранных обучающимися из текста эпизодов, в которых  встречаются различные детали.
  2. Организовать групповую деятельность по обсуждению материала к уроку.
  3. Обеспечить возможность  каждому обучающемуся выразить своё  мнение по обсуждаемой теме.

Тип урока: урок – исследование текста.

Применяемая педагогическая технология: игровая с элементами ИКТ и личностно-ориентированного обучения.

Групповые технологии (авторы И.Б. Первин, В.К. Дьяченко, Д. Хассард).

Цель использования технологии:

  1. Развитие речи, познавательной активности обучающихся, коммуникативных навыков, интереса к предмету;
  2.  Создание психологического комфорта на уроке, включение каждого ученика в учебную работу, умножение усилий всех участников образовательного процесса, направленных на реализацию повышения качества обученности.

Результатом использования данной технологии является:

  1. Возрастает  индивидуальная помощь каждому студенту как со стороны преподавателя, так и своих одногруппников.
  2.  Знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
  3. Снижается  уровень утомляемости, тревожности, страха оказаться неуспешным в выполнении задания.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Предварительная подготовка к уроку.

       Обучающиеся были разделены  на 5 групп по интересам и получили  домашнее задание: выписать в тетрадь примеры использования автором некоторые значения.

1 группа - детали  интерьера в комнатах героев;  

2 группа - цвета, используемые в романе;  

3 группа - предметы (топор, деньги, часы);

4 группа - библейские символы: крестики, Библия,  перекресток;

5 группа - выделить и проанализировать действия героев, происходящие на лестницах, описанных в романе.

План урока:

  1. Организационный момент.  Постановка целей и задач урока.
  2. Выступления 5-ти групп.
  3. Выполнение задания по группам.
  4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.  Постановка целей и задач урока.

Преподаватель: Сегодня мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Вы уже разделены на группы.

Для работы на уроке каждая группа получила индивидуальное задание: выписать в тетрадь примеры использования автором значение деталей  интерьера в комнатах героев.

     По словам Д. С. Лихачёва, роман «Преступление и наказание» не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые вопросы. Ф. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру.  

     При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Ф. Достоевского.

Ваше внимательное чтение поможет понять  значение  некоторых деталей романа.  

Вопрос: С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

              (С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст).  

            Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

А на что еще обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах?

              ( На условия, в которых живет герой).

Вопрос: Какие детали подчеркивают убогость жилища?

  1. Выступления 5-ти групп.

Выступление обучающихся 1 группы: Писатель рисует углы,  коморки, обращает внимание читателей на детали  «Комнаты героев романа».

  1. Комната Раскольникова: три старых стула, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг;  неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях. Главная деталь: всюду отставшие от стены обои. Вместо слово комната – каморка, шкаф, угол, гроб, скорлупа.
  2. Комната Мармеладовых: закоптелая дверь, протянута дырявая простыня;          

      ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол; сальный  

       огарок в железном подсвечнике. Главное качество – комната проходимая.

  1. Комната Сони Мармеладовой:  Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула; Небольшой, простого дерева комод. Главная деталь - тупой угол комнаты, который отражает Сонину душу, зашедшую в тупик.  
  2.  Комната старухи процентщицы:  Диван с огромною выгнутою деревянной крышкой;   картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

       Слово учителя: Деталей в интерьерах много, но они  приобретают особое значение, когда узнаешь судьбы героев. А судьба героев во многом определена условиями, в которых они живут. Получается замкнутый круг. Прежде чем мы рассмотрим детали,  поговорим о цветах этих деталей. Какое значение у Достоевского имеет цвет?

       Выступление обучающихся 2 группы «Цвет в романе».

      В романе “Преступление и наказание” основным цветом является жёлтый: в комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, само лицо героя во время болезни становится жёлтым, в комнате Сони – желтоватые обои, в кабинете Порфирия Петровича мебель из жёлтого дерева, лицо следователя тёмно-жёлтое; в квартире старухи-процентщицы жёлтые обои, мебель из жёлтого дерева. Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова...  

        Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый». В первой части романа его синоним – «жёлчный». Стоит прочитать вслух следующие предложения: «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке».  

        При жизни Достоевского слова «жёлтый» и «жёлчный» писались через «о». Вот что отмечает по этому поводу критик: «...это написание как-то грубее и выразительнее... Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский».

        Если вспомнить, что «жёлтый дом» означало – сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. Ведь недаром  Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

         Красный цвет – символизирует кровь. Раскольников приносит старухе золотое кольцо с тремя красными камешками, похожими на капельки крови, – отождествляется  с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери.

         Кровь после убийства долго преследовала героя, ему казалось, что все, к чему он прикасается, испачкано кровью.  Цветовая деталь повторяется ещё:  красные  отвороты  на  сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

        Зеленый цвет у Достоевского почти всегда связан с символикой Богородицы - всему миру Заступницы. Зеленый купол церкви из сна Раскольникова прямо соотносится с зеленым платком Сони, в самые тяжелые минуты ее покрывающим (равно как и в самые торжественные). Соня, укрываясь платком, как епитрахилью, - с головой, и кается, и получает отпущение грехов, и отдает себя "под покров" Богородицы. Это и знак ее нахождения - всегда - под сводом детской церкви Раскольникова.      

         В сцене дачи Раскольникову подаяния на мосту пожилой купчихой и купеческой дочерью с зеленым зонтиком. Здесь как бы протягивается милующая рука из-под купола оставленной им церкви - простить и поддержать  (подаяние протягивается герою после того, как его ударил кучер и народ смеялся над ним). Но Раскольников выбросит подаяние с моста в воду.

       Таким образом, цвета в романе Ф.М. Достоевского выполняют значимую, порой зловещую роль. Автор подчеркивает оттенки вещей постоянно, чтобы усилить впечатление.

       Преподаватель: Зная значение цвета, теперь мы по-другому посмотрим на некоторые вещи. Слово третьей группе о деталях романа.

        Выступление обучающихся 3 группы: «Детали в романе».

       Часы. Отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом – символом времени и мира. Их герой принес в заклад старухе, будто говоря, что капитал правит миром, пожирает деньги и  время. В первом закладе было колечко с красными камушками, во втором – часы.  Кровное родство, и время, и весь мир переходят  во владение   к  миру денег.  

       Деньги. Нельзя не обратить внимание и на то, как часто возникает на  страницах романа упоминание о реальных деньгах.  Лужин сначала  спокойно  пересчитывает  пачки  кредиток, затем,    преисполненный    собственной    значительности,    вручит    Соне «десятирублевый  кредитный  билет»  и  незаметно   опустит   в   её   карман сторублёвую купюру. А потом, на поминках,  он  с  ледяным  спокойствием,  ни разу не дрогнувшим голосом обличает  ни  в  чем  неповинную  Соню  в  краже.

       Часто упоминание о деньгах связано с евангельским   числом  3.   Соня  молча  положит  на  стол  свой   первый «заработок» - 30 целковых, а потом и отцу на похмелье 30  копеек  внесет,  и он, как и раньше Катерина Ивановна, не мог в  эту  минуту  не  ощущать  себя Иудой, который предал Христа за 30 сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч, а  он  потом, покушаясь на её жизнь, её предал.  

          Таким  образом,  деньги  в  романе  тесно связаны  с  мотивом  предательства:  жители  Петербурга  ради  денег  готовы отступиться от своих  духовных ценностей, предать  своих  друзей,  родных  и близких.

        Топор.  В нем  было что-то необычное.  Раскольников убил старуху и ее сестру совсем не тем топором, каким собирался сделать это первоначально. Эта деталь требует к себе особого внимания. На кухне Настасья стирала белье и развешивала его на веревках, и только по этой причине Раскольников был вынужден взять топор не на кухне, а в дворницкой. Сама по себе внешне незначительная, эта подробность становится важной, когда оказывается в окружении других, родственных ей подробностей. Новый топор Раскольникова — это уже не инструмент его воли, его идеи, а подарок, подлог случая-беса («Не рассудок, так бес! — подумал он, странно усмехаясь»). Не случайным выглядит и местоположение каморки, откуда был взят топор: это полуподземное помещение дворницкой. Топор, таким образом, был взят из-под земли, вернее, из-под огромного камня-дома; это своего рода «меч-кладенец», наделенный самостоятельной злой силой.  

         Раскольников не зарубил старуху - процентщицу, а  "опустил"  топор  на «голову обухом». Поскольку убийца намного выше  своей  жертвы,  то во время убийства лезвие топора угрожающе «глядит ему  в  лицо».  Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую  Лизавету,  одну  из  тех  униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.

        Вопрос ко всем группам: Какая деталь, вещь играет наиболее значимую роль в романе? 

Преподаватель: Ф.М. Достоевский в христианстве, в Боге видел возможность решения многих социальных проблем: добро и зло, правда и справедливость, общественное лицемерие и гнёт власти, сопротивление ей «маленького» человека - вот основные мотивы, которые углублённо анализируются в романе «Преступление и наказание». В нём явственно дают о себе знать христианские идеи.  Весь роман пропитан христианской лексикой и символикой.  Следующая группа приготовила сообщение о значении библейской символики.

        Выступление обучающихся 4 группы «Христианская символика в романе»       Христианские мотивы в романе позволили лучше выразить взгляды Достоевского. «Воскрешение Лазаря», когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова в конце романа. Соню спасает вера в бога. В романе присутствуют такие фразы, как "страшный грех", "креста на тебе нет", "тебя бог наказал и дьявол предал".  

      Крест - в христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа.

Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.   Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде.  

Крест и поругание  видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны. Поэтому люди оказываются связанными друг с другом своими крестами. Часто один человек облегчает участь другого, взяв добровольно чужой крест на себя, как это было с Соней.

Во время убийства старухи-процентщицы появляется  незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается: «На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…».

     Эта деталь имеет продолжение: крест снова и снова появляется в жизни Родиона Раскольникова, а в период духовной борьбы становится важнейшим символом в его судьбе.   И снова появляется крест - теперь это крест убитой им Лизаветы. Крест как деталь и как символ: «Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно вспомнила. Он сначала не понял вопроса.

      - Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне: « Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекресток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила?»   Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

    - Перекрестись, помолись хоть раз, - дрожащим, робким голосом попросила Соня.

    - О, изволь, это сколько тебе угодно! И от чистого сердца, Соня, от чистого сердца…»

       Таким образом, крест является   важнейшим символом и связующим элементом сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий.  

      Перекресток  также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику. Именно «на перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова. И вдруг его охватило какое-то «цельное, новое ощущение». Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. И он «с наслаждением и счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением. Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, какими-то отдельными вспышками, «припадками». И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья, задавил в себе «ощущение полной и могучей жизни».

Вопрос к группе: Почему не спасают старуху висящие у нее на груди кресты?

  «На шнурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный   образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек со стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка: ибо оберег и кошелек – вещи несовместимые, и то, что старуха их делает равноценными, обрекает ее.

        Преподаватель: События в романе почти всегда происходят в помещениях, стены и потолки которых теснят, давят, подчеркивая границы возможностей героев. Мы узнали об интерьерах помещений героев. Фоном и участницей событий часто выступает    лестница. И учащиеся  из пятой группы дадут нам характеристику событий на лестнице.

       Выступление обучающихся 5 группы.

      Лестницы - это особое место романа. Христианская семантика лестницы связана с духовным восхождением. В романе по лестницам постоянно то поднимаются, то спускаются вниз. Это создает   движений героев параллельно с их житейскими проблемами. «Лестница была тёмная и узкая, «чёрная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был не опасен» , «В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь  не притворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла,   но дверь не притворяла». Самые важные моменты напряжений  или колебаний происходят на лестницах. Герой поднимается и спускается по лестнице  48 раз.

Вывод: весь роман построен как восхождение и нисхождение.

  1. Выполнение задания по группам.

Каждой группе предлагается карточка с заданием. (Приложение 1)

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Преподаватель: Сегодня на уроке мы дали характеристику многим деталям.

 Вопрос: зачем Ф.Достоевский использовал этот прием?

Примерные ответы студентов:

  1.  Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое значение  эпизода или всего произведения.    

  2.  Кроме прямого вещественного значения какую   детали еще выполняют символическое значение, которое помогает понять иное значение вещей.  

       Большое спасибо всем за плодотворную работу!

Домашнее задание: выписать значение имен героев романа, объяснить значение фамилий. Сопоставить полученный  результат с  образами героев. Ответить на вопрос: соответствуют ли значения имен персонажам романа?

                                                                           

Приложение1

1 группа

Почему?

2 группа

Какой цвет у Достоевского всегда связан с символикой Богородицы?

Красный

Жёлтый

Белый

Зеленый

Почему?

3 группа

4 группа

5 группа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут  литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных  д...

Значение словообраза "крест" в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Научная статья для использования при изучении содержания романа Ф.М. Достоевского "Преступпление и наказание". Литнратуроведческий анализ текста. Трактовка значения слова "крест"...