Статья «Экскурсия как эффективный метод обучения»
статья (10 класс) на тему

Петрова Ольга Викторовна
Для каждого учителя сегодня не является открытием, что традиционная беседа в классе уже не является самым эффективным методом проведения урока. Однообразные формы утомляют ученика, лишают его стимула к учебе. Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, от учителей требуется использование разнообразных форм урока. 
Одной из таких форм становится экскурсия. Наш город Санкт-Петербург, «музей под открытым небом», предоставляет огромные возможности для проведения занятий по всем предметам: материал к изучению дает как само городское пространство (улицы, площади, дома, парки и т.д.), так и музеи, которых в настоящее время открывается все больше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-petrova_o.v.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Экскурсия как эффективный метод обучения»

Автор: учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №15 Василеостровского района Санкт-Петербурга Петрова Ольга Викторовна

Для каждого учителя сегодня не является открытием, что традиционная беседа в классе уже не является самым эффективным методом проведения урока. Однообразные формы утомляют ученика, лишают его стимула к учебе. Чтобы заинтересовать учащихся своим предметом, от учителей требуется использование разнообразных форм урока.

Одной из таких форм становится экскурсия. Наш город Санкт-Петербург, «музей под открытым небом», предоставляет огромные возможности для проведения занятий по всем предметам: материал к изучению дает как само городское пространство (улицы, площади, дома, парки и т.д.), так и музеи, которых в настоящее время открывается все больше.

 Экскурсионный метод предполагает проведение занятий вне учебного класса. Он построен на преобладании показа над рассказом.

Основой реализации экскурсионного метода в школе является системная организация экскурсий, которая требует разработки и перспективного планирования как каждого учителя, так и в системе учебной деятельности всей школы, чтобы учителя могли планировать свои занятия и не мешать другим предметникам выполнять программу. Важнейший принцип, который следует учитывать в работе учителя - предметника или классного руководителя, - это принцип осуществления обратной связи, позволяющий отслеживать уровень внимания, качество восприятия и другие достижения учащегося как субъекта образования.

Как показывает школьная практика, при относительно большом количестве экскурсий, экскурсионный метод как таковой учителями не используется, чаще учителя полагаются на эрудированность экскурсовода и выступают в роли сопровождающих учащихся. Это является их ошибкой, ведь экскурсионный метод органически сочетает обучение и воспитание. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у экскурсантов (школьников) определенный подход к объяснению явлений природы, понимания хода и логики развития общества, подводит к оценке  событий.

Педагоги не всегда рассматривают экскурсию, как форму воспитания, и поэтому выбор экскурсионных объектов, как правило, осуществляется хаотически и очень часто, особенно в работе классного руководителя, главными помощниками – родителями школьников. Такая ситуация говорит о необходимости в деятельности классного руководителя или учителя-предметника. Программы реализации экскурсионного метода, которая включает следующие этапы:

Подготовительный: подготовка школьников, подготовка педагога и подготовка группы к экскурсии, обсуждение темы, маршрута, снаряжения, выполняемых исследований, способов взаимодействия в группе.

Собственно экскурсия: основная задача педагога на экскурсии – организация и поощрение самостоятельности и исследовательских работ школьников с опорой на приобретение ими эмоционально- чувственного опыта общения с объектом экскурсии и восприятия учащимися объекта в его естественном окружении.

Заключительный: включает в себя обсуждения и проработку экскурсии в свободной (выбранной педагогом) форме спустя некоторое время после экскурсии.

При таком подходе экскурсия осуществляется как проект. Её разработка и реализация, а так же последующее использование в образовательном процессе собранных материалов, проводятся педагогом в соответствии с известной проектной методикой.

В нашей школе прошел апробацию проект «Античная мифология – основа мировой культуры». Проект был осуществлен в курсе литературы 6 класса при изучении мифов Древней Греции.

На начальном этапе ученики знакомились с мифами в классе, читая и обсуждая прочитанное. Затем учителя литературы подготовили автобусную экскурсию «Античные сюжеты в камне и бронзе», посетили тематическую экскурсию в Эрмитаже. Заключительный этап – защита презентации по самым запомнившимся мифологическим сюжетам.

Такая программа включает в себя использование именно системы экскурсий, подчиненных методическим принципам: от простого к сложному, от близкого к дальнему, от части к целому, от знакомого к незнакомому, от реального к виртуальному.

Большое значение имеет использование приобретенного учащимися ранее личного опыта и возникающих ассоциаций.

Практика показывает, что экскурсионные программы помогают школьникам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и литературы, географии и экологии, то есть способствуют реализации межпредметных связей. Во время экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют и расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.

Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...

Компьютерный урок - игра или эффективный метод обучения

В данной презентации представлены преимущества использования ИТК на уроках спецдисциплин и сравнительный анализ игровых  и информационных технологий обучения....

«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»

Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке

Коммуникативно-ориентированная направленность в обучении - один из эффективных методов обучения говорению на иностранном языке. Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего...

Статья «Фониксы как эффективный метод обучению чтению младших школьников»

Овладение навыком чтения на английском языке в начальной школе часто вызывает трудности у учащихся. Одним из эффективных фонетических методов обучения чтению на английском языке являются фониксы. Снач...