Проектная работа по теме «Образ женщины – матери в литературе.»
презентация к уроку (6 класс) на тему

«Кому при рождении делают колыбель, тому выроют и могилу – этого еще никому не удавалось избежать. Все имеет начало и конец – лишь время вечно. Ровно, не спотыкаясь, бежит оно своей бесконечной дорогой» [И. Машбаш 2005: 365]. Оспорить эту философию великого писателя вряд ли кто возьмется. В продолжение же его мысли хочу сказать, что идет человек по этой длинной дороге жизни, маленького, беспомощного его направляют чуткие руки матери, которые обнимают, согревают и утешают. Взрослеет человек, становится самостоятельным, и так же, как  в детстве, ласково провожает своего повзрослевшего сына напутственными словами беспокойный голос матери. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchtenie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации

муниципального образования «Город Майкоп»

ДОКЛАД

по теме:

«Интегрированный подход в преподавании русской и адыгейской литературы»

Работу выполнила учитель

адыгейской литературы МБОУ

«Эколого – биологический лицей № 35»

Куиз Саида Мадиновна

Стаж работы - 21 год;

педагогический стаж – 21 год;

категория – высшая;

контактный телефон – 89082282883

г. Майкоп, 2013 год


  1. Введение.

  1. Направления и задачи современного образовательного процесса.

  1. Интегрированные уроки русской и адыгейской литературы как предметов, формирующих нравственные ценности учащихся.

  1. Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок.

  1. Мужество – неделимая доля (по произведениям о Великой Отечественной войне).

  1. «Уроки доброты» по произведениям литературы.

  1. Эффективность использования элементов интегрирования на уроках русской и адыгейской литературы.  

Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова, начните показывать картинки,

и класс заговорит, а главное, заговорит свободно.

К.Д. Ушинский

Кто-то из «мудрых» сказал что народ , который думает на один год вперёд- выращивает хлеб. Народ , который думает на десять лет вперёд- выращивает сад. Народ, который думает на сто лет вперёд - выращивает молодое поколение.

Мы, педагоги 21 века, выращиваем молодое поколение, которое было бы способно адаптироваться в сложных жизненных условиях современной действительности.

Мы являемся тем звеном, которое формирует души молодых людей. Конечно же, первостепенным в выполнении этой нелёгкой миссии, возложенной на нас, является воспитание высоконравственных, устойчивых к моральным потрясениям   даже в самых экстремальных ситуациях.

Современный урок литературы - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности  для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.

В этом смысле мне повезло вдвойне, так как обладаю возможностью проводить параллель по двум литературам, используя для анализа произведения не только адыгейских авторов, но и русских писателей.

Воспитание в детях таких чувств как сострадание, сопереживание, справедливость необходимо начинать с младшего школьного возраста, ибо фундамент, заложенный в детстве, будет устойчив и крепок и в  старшем возрасте.

О добре и зле, о том, что есть хорошо и, что есть плохо,  говорим при изучении сказок. Речь пойдёт о сказке И. Машбаша «Три охотника». Автор ставит маленьких читателей перед разрешением важной проблемы. Три охотника, будучи совершенно не знакомыми друг с другом, подстреливают на охоте дикого оленя и по существу имеют на него равные права. Они приходят к мудрому решению о том, что олень достанется самому достойному из охотников. Таковым станет тот, который расскажет наиболее правдивую и интересную историю из своей охотничьей жизни. Дети рассуждают об историях, рассказанных охотниками, анализируют, кто из них поступил мужественно, достойно. Один охотник, оказавшись в орлином гнезде, высоко в горах, нашёл способ своего спасения, которому удивляется читатель. Другой охотник спас дикого кабана, которого душила змея. Он проявил сострадание к дикому животному, которое находилось в шаге от смерти. Третий охотник спас человека, тонувшего в реке, рискуя собственной жизнью. Бесспорно, третий охотник совершил самый благородный поступок. К этому общему мнению приходят и дети, сопоставляя поступки всех героев сказки.

Для тщательного анализа эпизодов сказки используем метод наглядности – иллюстрирование отрывков, соответствующих повествованиям охотников. Подобная работа позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности детей.

О том, к чему приводят алчность, коварство и жадность 5тиклассники рассуждают, изучая сказку М. Паранука «Бей, дубинка!». Здесь же вспоминаем пушкинскую  «Сказку о рыбаке и рыбке». При этом, анализируя поведение старух и в той, и в другой сказках, приходим к выводу, что героини были наказаны по заслугам. Каждая сказка – это кладезь мудрости и торжества добра. На этой ноте заканчиваем анализ идентичных по содержанию двух сказок: адыгейской и русской.

Уроками доброты и милосердия можно называть великое множество произведений и адыгейской и русской литературы, повествующих о животных.

Знакомимся с поэмой Р. Нехая «Песня старого коня». Определяем проблематику произведения. Это – изображение безразличия человека к судьбе животного - лошади.

Поэма построена как монолог коня, обращённый к жеребёнку. К сожалению, монолог этот очень горек, печален. Поэт повествует о незавидной доле лошади, призывая  людей быть милосердными, заботливыми хозяевами:

Ведал овода, знал и слепня-

Сколько крови моей они взяли!

Но обиднее всех для меня-

Бессердечная злоба хозяев…

Как продолжение данного повествования звучат страницы рассказа К. Паустовского «Тёплый хлеб».

В поэме «Песня старого коня» образ хозяина собирательный, и наверное поэтому, этот герой -  безымянный. Лирического героя  поэмы Р. Нехая  многое роднит  с мальчиком по имени Филька из рассказа «Тёплый хлеб».

«В один из тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел дома и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью… Филька нехотя встал,  вышел за калитку, конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

-На вас не напасёшься, на христарадников. Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из- под снега! Иди копай!».

Безучастным к данному эпизоду рассказа не остаётся ни один ученик. Описание коня вызывает у учащихся бурю эмоций. «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло.»

Два эти произведения, рассказывающие о людском бессердечии, воспитывают те нравственные начала, которые cуществовали  со дня появления человечества и не утратили своей значимости. Они являются теми произведениями, которые  напоминают о том, что доброта, сострадание, милосердие - главные мерила человеческого характера.          

Интегрированный подход в обучении имеет большие преимущества, так как на этих уроках учащиеся имеют возможность сопоставлять культуры, традиции, обычаи двух народов, находить удивительное в изучаемом. Такие   уроки можно назвать и уроками толерантности.

Я практикую подобную работу и в старших классах. Например, при изучении повести Х. Ашинова «Последняя неделя августа» в качестве сопоставительного материала  беру рассказ  М. Шолохова «Судьба человека».

Повесть  адыгского писателя носит автобиографичный характер. Автор повествует о событиях  своей жизни 25- летней давности.

В основу сюжета легла история глубочайшего разочарования юноши Заура в том человеке, которого он идеализировал, в своём учителе  истории  по имени Хаджимет.

Этот человек в глазах Заура был честным, благородным, а главное, настоящим коммунистом. И только во время оккупации фашистами родного аула юноша убедился, что Хаджимет - вовсе не тот, за кого он себя выдавал все предыдущие годы. Зауру довелось увидеть в своём учителе предателя, который дезертировал с фронта, перешёл на сторону врагов и пытался Заура тоже склонить в стан немцев.

Велика была тяжесть разочарования в душе юноши, и спустя 25 лет  после этих событий воспоминания всколыхнули его сердце, после случайной встречи с постаревшим уже Хаджиметом.

Изучив повесть, обращаюсь к детям с вопросами:

  1. Что такое предательство?
  2. Как распознать предателя?
  3. В каких произведениях о В.О. в вы знакомились с образами предателей?
  4. Можно ли было предположить, что Хаджимет станет предателем?
  5. Как ведёт себя Заур во время  его избиения полицаями?
  6. Способен ли был Хаджимет убить Заура?
  7. Какие чувства и эмоции вызывают поступки Хаджимета и поведение Заура?
  8. Наказала ли жизнь предателя?
  9. Как вы думаете, что происходило в жизни Хаджимета в те годы,  которые не доводилось Зауру его видеть?
  10. Чему учит эта повесть современного читателя?  

         В ответах детей звучат названия таких произведений как «Обелиск» В. Быкова, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Судьба человека» М. Шолохова.

В качестве анализируемого произведения обращаемся к рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Так как в повести «Последняя неделя августа» Х. Ашинова учащиеся обсуждали проблему предательства, её истоков и в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» мы продолжим рассмотрение этой темы. Обратимся к эпизоду «Смерть предателя». Как мы помним , главный герой рассказа Андрей Соколов совершает смертный грех- он душит ночью одного сокамерника, военнопленного, который грозился выдать своего однополчанина- коммуниста. «Если завтра, перед тем как нас гнать дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты ,взводный, не прячься! Из этого дала у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастёрку снял, так за рядового сойдёшь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю что ты коммунист и меня агитировал вступить в партию, вот и отвечай за свои дела». Не мог остаться Андрей – настоящий русский солдат к речи взводного: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев». Кровь приливает к вискам Соколова, услышавшего ответ Крыжнева: «Товарищи остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, всё равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе». Не правда ли этот «товарищ Крыжнев» очень напоминает учителя Хаджимета из повести Х. Ашинова «Последняя неделя августа».

Анализируя эпизод гибели предателя, обращаюсь  с вопросами к 11-тиклассникам:

  1. Каким изображён в этом эпизоде Крыжнев?
  2. Как представлен Андрей Соколов?
  3. Можно ли назвать тяжким грехом убийство, которое совершил Андрей?
  4. Во имя чего он пошёл на этот грех?
  5. Какую параллель можно провести между героями литературных произведений Крыжневым и Хаджиметом, Андреем Соколовым и Зауром?

В ответах детей  звучит общая мысль о том, что Хаджимет и Крыжнев – подлые предатели, которые способны на всё ради спасения собственных жизней.

Андрей Соколов и Заур – настоящие герои своей родины, не роняющие человеческое достоинство, готовые во имя победы пожертвовать собственными жизнями. И слава Богу, что таких, как Андрей и Заур, было большинство в рядах советской армии, благодаря  таким, как они, и была одержана великая победа в той страшной войне.

Итогом работы по данным произведениям может стать сочинение, темой которого может звучать пословица или поговорка о мужестве. Возможные варианты тем сочинения таковы:

1. Мужество – неделимая доля.

2. Духом упавшего ноги не несут.

3. Подобных мужчине очень много, настоящих мужчин – единицы.

4. Словесная рана не заживает, сабельная рана заживает.

5. Настоящий мужчина верен своему слову.

Фрагмент подобного сочинения может быть представлен следующим образом: «Что может быть хуже предательства дорогого человека, которому полностью доверяешь, которого считаешь своим идеалом? Что творится в душе человека, которого предали? Можно ли простить и забыть обиду?». В продолжение начатой темы ученица одиннадцатого класса пишет, анализируя образы Хаджимета и Заура: «Заур – главный герой повести – был наивным подростком с чистым и светлым разумом, с душой, полной доверия и восторга. Этот мальчишка, которого с детства приучали к честности, благородству, был доверчив; у него был идеал, который заменял ему отца. Хаджимет – учитель, друг, отец для Заура; человек, учивший его правде и добру. Разве мог Заур подумать о том, что Хаджимет окажется настолько низким и подлым человеком. «Мы вместе построим коммунизм», - эти слова он произносил ежедневно, и у детей горели глаза. И что же в итоге? Он перешел на сторону врага. Но Заур верил ему, писал письма, восторгался им.

А когда этот мальчишка, стеной стоявший за «новый мир», перешел ему дорогу, то Хаджимет превратился в свирепого зверя, одержимого чувством ненависти и злости.»

Ученица верит в торжество справедливости, порядочности, поэтому в конце своего сочинения она пишет: «Любое предательство останется в душе осадком. Но нужно уметь прощать и отпускать. И не зря говорится, что Бог все видит, ведь причинивший боль будет наказан».    

Судя по тому отклику, который нашло это произведение в душе читателей, можно судить о том, какое большое значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеют «уроки мужества». Особенно сегодня, когда ценности у молодого поколения сместились не в лучшую сторону, очень важно обращение к теме Великой Отечественной войны.  

Исходя из анализа произведений  русских и адыгейских писателей,  можно прийти к однозначному выводу, что писатели обращаются к одним и тем же ценностям, пытаясь воспитывать в читательских душах понятия «подвиг», «честь», «достоинство», «любовь к Родине», «верность слову», «сочувствие», «милосердие», «доброе отношение ко всему живому». Все то, на чем держалась и держится жизнь.  


Список литературы:

  1. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М. Просвещение. 1990.

  1. Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. М. Просвещение. 1970.

  1. Шолохов М.А. Рассказ «Судьба человека». М. Современник. 1984.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МХК Образ женщины-матери сквозь века.

Материал представлен к уроку МХК (учебник Даниловой), содержит разработку урока и наглядный материал к нему....

Научно-исследовательская работа "Образ женщины-матери сквозь века"

Выполнила: Шапошникова Вероника Олеговна, ученица 10 класса Руководитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы   Содержание І. Введение     Актуа...

Образ женщины-матери сквозь века. "Венеры" первых художников земли

•ПАЛЕОЛЕТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ•«ШВАБСКАЯ ВЕНЕРА»•«ВЕНЕРА БРАССЕМПУЙСКАЯ»•«ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ»•«ВЕНЕРА ЛОССЕЛЬСКАЯ»•«ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА »•«Венера из КостЁнок»...

Проектная работа по теме: "Повторение пройденного материала по курсу 5 класса"

Цель:Актуализировать знания учащихся, приобретенные в 5-ом классе.Задачи:         - образовательные:повторить материал по темам: сокращение дробей, отношения и ...

Сценарий урока по ИЗО в 8 классе тема: «Образ женщины – матери сквозь века»

Цели:1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.3 Создать усло...

Практическая работа по теме : " Образ ровесника в русской литературе 19 века» ( Л.Н. Толстой « Детство», С. Т. Аксаков « Детские годы Багрова - внука»)

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и сегодня стремительно продолжает меняться, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько вооружить уче...

Исследовательская работа по теме "Образ звезды в русской литературе"

Исследовательская работа подготовлена для представления на научно-практических конференциях....