Ассоциативная память на уроках русского языка (или как помочь запомнить правила и исключения из них)
статья (5 класс) по теме
Кто-то из нас (взрослых) до сих пор помнит стишок для лучшего запоминания падежей ещё с начальной школы:
ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ ,
ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ.
Первая буква каждого слова этого весёлого двустишия соответствует первой букве в названии падежа:
И- именительный
Р- родительный
Д- дательный
В- винительный
Т-творительный
П- предложный
Для тех, кто распрощался с изучением правил русского языка , закончив школу, не составит большого труда и сейчас безошибочно вспомнить названия падежей и их порядок. Честно говоря, мы тогда (будучи учениками) больших трудов и не прикладывали для запоминания этого стишка . Как-то само-собой с первого раза всё легко запомнилось.
В чем секрет? В ассоциативной памяти. Памяти, благодаря которой помним и можем быстро воспроизвести информацию, связанную с правилами, событиями, датами и т. д.
Что же такое ассоциативная память? В интернете есть масса научных определений , но если сказать кратко, ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ЛЕГКО ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛЮБАЯ ИНФОРМАЦИЯ: стихи, рисунки, схемы,цифры.
По типу схожести или несхожести предметов/явлений.
Ассоциативная память не только помогает БЫСТРО запомнить, но и НАДОЛГО. Причем, даже если вам кажется, что вы забыли (к примеру этот стишок про Ивана), любой небольшой намёк (какой там был смешной стишок про падежи?) сработает как спусковой механизм, и вы вспомните порядок падежей снова.
К сожалению,таких удачных стишков для запоминания в русском языке не так уж и много. Ещё хочется отметить про спряжения:
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Очень удачный стишок, большое спасибо автору (к сожалению, не знаю, кто такой замечательный стишок сочинил).
Правда, чтобы дети не запутались в -еть и -ать, я дополнительно акцентирую ещё внимание на цифрах 7(-еть) и 4 (-ать). Можно ещё добавить ассоциацию с погоней (смысловое значение глаголов), можно со смайликами (у некоторых детей ,оказалось, этот вид рисунка идёт наравне со звуковым запоминанием).
В общем, у каждого учителя есть свои секреты для запоминания. Секреты эти все разные не потому, что мы,учителя, ими не делимся и скрываем за семью печатями, а потому, что дети все разные. Кому-то лучше стихи, кому-то лучше система символов, кто-то в момент запоминания представляет картину из Третьяковской галереи, а кто-то (!) в виде геометрических выражений или фигур.
Заставлять всех детей пользоваться только своим методом ассоциативной памяти, думаю, нельзя. Как бы хуже не сделать,и не усложнить процесс запоминания.
А вот предложить свой для тех, кому он комфортен можно. Причем, в проверочных и тестовых работах никогда не требую дословного воспроизведения стишков, схем, рисунков. Важно знание этих слов исключений, а в стишке они или нет, по порядку или нет-совсем НЕ ВАЖНО.
После первых тестов становится очевидным скОльким детям этот принцип ассоциативной памяти помогает (сколько начинает им пользоваться) и скольким неудобен.
Для этих детей можно предложить что-нибудь другое: не стишок, а рисунок или даже действие-ассоциацию.
1.Важно детям дать понять, что есть такая помощница в русском языке, как ассоциативная память,которая может очень сильно упростить процесс запоминания.
2. Показать многообразие видов этой памяти.
3. Научить ей пользоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ассоциативная память на уроках русского языка (или как помочь запомнить правила и исключения из них)
Кто-то из нас (взрослых) до сих пор помнит стишок для лучшего запоминания падежей ещё с начальной школы :
ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ ,
ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ.
Первая буква каждого слова этого весёлого двустишия соответствует первой букве в названии падежа:
И- именительный
Р- родительный
Д- дательный
В- винительный
Т-творительный
П- предложный
Для тех, кто распрощался с изучением правил русского языка , закончив школу, не составит большого труда и сейчас безошибочно вспомнить названия падежей и их порядок. Честно говоря, мы тогда (будучи учениками) больших трудов и не прикладывали для запоминания этого стишка . Как-то само-собой с первого раза всё легко запомнилось.
В чем секрет? В ассоциативной памяти. Памяти, благодаря которой помним и можем быстро воспроизвести информацию, связанную с правилами, событиями, датами и т. д.
Что же такое ассоциативная память? В интернете есть масса научных определений , но если сказать кратко, то ноты(!),цветы(!) и т. д. ЭТО ТО, С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ЛЕГКО ЗАПОМИНАЕТСЯ ЛЮБАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Стихи, рисунки, схемы.
По типу схожести или несхожести предметов/явлений.
Ассоциативная память не только помогает БЫСТРО запомнить, но и НАДОЛГО. Причем, даже если вам кажется, что вы забыли (к примеру этот стишок про Ивана), любой небольшой намёк (какой там был смешной стишок про падежи?) сработает как спусковой механизм, и вы вспомните порядок падежей снова.
К сожалению,таких удачных стишков для запоминания в русском языке не так уж и много. Ещё хочется отметить про спряжения:
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Очень удачный стишок, большое спасибо автору (к сожалению, не знаю, кто такой замечательный стишок сочинил).
Правда, чтобы дети не запутались в -еть и -ать, я дополнительно акцентирую ещё внимание на цифрах 7(-еть) и 4 (-ать). Можно ещё добавить ассоциацию с погоней (смысловое значение глаголов), можно со смайликами (у некоторых детей ,оказалось, этот вид рисунка идёт наравне со звуковым запоминанием).
В общем, у каждого учителя есть свои секреты для запоминания. Секреты эти все разные не потому, что мы,учителя, ими не делимся и скрываем за семью печатями, а потому, что дети все разные. Кому-то лучше стихи, кому-то лучше система символов, кто-то в момент запоминания представляет картину из Третьяковской галереи, а кто-то (!) в виде геометрических выражений или фигур.
Заставлять всех детей пользоваться только своим методом ассоциативной памяти, думаю, нельзя. Как бы хуже не сделать,и не усложнить процесс запоминания.
А вот предложить свой для тех, кому он комфортен можно. Причем, в проверочных и тестовых работах никогда не требую дословного воспроизведения стишков, схем, рисунков. Важно знание этих слов исключений, а в стишке они или нет, по порядку или нет-совсем НЕ ВАЖНО.
После первых тестов становится очевидным скОльким детям этот принцип ассоциативной памяти помогает (сколько начинает им пользоваться) и скольким неудобен.
Для этих детей можно предложить что-нибудь другое: не стишок, а рисунок или даже действие-ассоциацию.
1.Важно детям дать понять, что есть такая помощница в русском языке, как ассоциативная память,которая может очень сильно упростить процесс запоминания.
2. Показать многообразие видов этой памяти.
3. Научить ей пользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/09/picture-217928-1362819379.jpg)
Ассоциативные рисунки на уроках русского языка
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и поэтому нелюбимым предметом школьного курса. А главная задача каждо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-229089-1364304566.jpg)
Презентация к уроку русского языка "Фонетические процессы и орфографические правила". 10 класс.
Презентация сопровождает урок, способствует его оптимизации, включает в себя теоретические сведения, практические и тестовые задания ЕГЭ, словарную работу....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-166673-1381829494.jpg)
Применение ассоциативного рисунка на уроках русского языка в условиях специального( коррекционного) учебного заведения
Описание опыта работы по использованию метода ассоциативного рисунка на уроках русского языка в условиях специального (коррекционного) учебного заведения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-372003-1414339555.jpg)
Выступление на школьном методическом совете на тему: "Методика развития ассоциативного мышления на уроках английского языка"
Методика развития ассоциативного мышления на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302255-1609756018.jpg)
Технологическая карта урока английского языка по теме " Множественное число существительных. Слова-исключения"
Методическая разработка урока английского языка по теме "Множественное число существительных. Слова-исключения"УМК: «Английский с удовольствием» (EnjoyEnglish) М.З. Биболетова, О...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/12/picture-1080769-1542020499.jpg)
"Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся".
Статья на тему "Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/17/picture-1094077-1545025250.jpg)
Мнемоника на уроках русского языка, или как быстро запомнить трудное
Презентация включает слайды, которые помогают ученикам быстро запомнить, как правильно произносятся слова, как правильно склонять числительные. (Мнемотехника (то же, что...