Применение здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях по литературе Республики Коми
статья по теме

Старцева Алена Александровна

Использование здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях по литературе Республики Коми и их польза для формирования здоровья обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старцева А.А.,

учитель коми языка и литературы

Государственной общеобразовательной

школы-интерната «Гимназия искусств

при Главе Республики Коми»

имени Ю.А.Спиридонова

Применение здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях по литературе Республики Коми

Образовательным учреждениям давно пора задуматься о здоровье обучающихся, т.к. при нацеленности на достижение высокого уровня успеваемости и качества знаний порой забывается, что не каждый ребенок сможет достичь планируемых результатов в полной мере и выдержать ежедневные нагрузки на уроках. Поэтому каждому педагогу следует применять на уроках здоровьесберегающие технологии, способствующие поддержанию положительного эмоционального фона на уроках и установке на формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

Очень важным является организация экологического пространства учебного кабинета. Кабинет должен регулярно проветриваться и иметь комфортную температуру. При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия: 1) запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим; 2) присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из обучающихся. Для создания благоприятной окружающей обстановки в кабинете следует использовать материалы и краски, создающие матовую поверхность светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого. Мебель должна быть цвета натурального дерева или светло-зеленого, оконные проемы – оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы должны размещаться в простенках между окнами.

Я стараюсь соблюдать данные условия организации оптимального экологического пространства в кабинете и рационально организовывать занятия, поскольку учебный предмет «Литература Республики Коми» по ранговой шкале трудности предметов И.Г.Сивкова имеет 7 баллов и является достаточно сложным для восприятия.

В образовательном процессе в целях здоровьесбережения мной используются 4-7 видов заданий за урок. Обычно это опрос обучающихся, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение творческих заданий и др. Разнообразие методов на уроках позволяет активизировать воспитанников. Это метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Уделяю внимание на учебных занятиях и формированию духовного здоровья обучающихся, т.к. содержание предмета способствует добиться данной цели. Для достижения более высокого эффекта восприятия новых художественных произведений демонстрирую на экране картины художников Республики Коми, включаю музыкальные композиции для воздействия на эмоциональную сферу.

На учебных занятиях мной применяются следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

1. Личностно-ориентированные (нацеленность на обеспечение личности ребёнка комфортными условиями её развития и реализации природных возможностей).

2. Педагогика сотрудничества (создание условий для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов).

3. Технология уровневой дифференциации обучения (деление класса на группы с учетом типологических особенностей обучающихся, выполнение ими заданий разной сложности по выбору и оценивание своей подготовленности на данное время).

Приемы здоровьесберегающих технологий:

- различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке.

- система релаксационных пауз и упражнений для опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы в соответствии с возрастом;

- снятие гиподинамии и статичности: смена позы за столом, работа стоя, в движении; использование на уроке всего пространства класса, а если нужно и рекреации;

- эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка;

Одной из главных установок здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Учебные занятия по литературе Республики Коми, организованные мною с применением различных творческих заданий, позволяют формировать представления о взаимной обусловленности физического, психического и социального здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач образования в соответствии с типовым положением о школьном образовании. Школьный возраст является важ...

Применение здоровьесберегающих технологий на практических занятиях «Информатики»

При составлении тематического планирования преподавателю информатики необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты.На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо пла...

Применение здоровьесберегающих технологий на внеклассном занятии "Агрессия и ее причины"

Проблема кризиса, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков.Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстанов...

Применение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе

Использование здоровьесберегающей технологии в ходе учебно-воспитательного процесса...

Выступление на коллегии отдела образования "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"

В докладе обобщен опыт по формированию культуры здоровья в школе, сохранению и укреплению здоровья школьников....

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Формирование здорового образа жизни должно начинатьсяв детском саду.Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детейс нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а неко...