"И близких всех душа не позабудет"
методическая разработка (8 класс) на тему

Данный урок внеклассного чтения проведен в 8 классе после изучения рассказа В.П.Астафьева "Фотгорафия, на которой меня нет". несет в себе   связь с воспитательной работой  классного  руководителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

в 7 классе по теме:

«И близких всех душа не позабудет».

(по фотографиям из семейного архива).

                                                                        Как много жёлтых снимков на Руси

                                                     В такой простой и бережной оправе!

                                                              И вдруг открылся мне и поразил

                                                           Сиротский смысл семейных фотографий:

                                                             Огнем, враждой

                                                             Земля полным-полна,

                                                 И близких всех душа не позабудет.

                                    (Н.Рубцов)

Цели:

           1.Гражданско- патриотическое  воспитание на примерах семейных архивов;

           2. Формирование  чуткости, внимания и других качеств человеческого характера, гордости за своих предков, уважительное отношение к истории своей семьи и своей страны.

Тип занятия  –  встреча  поколений.

Место урока  в теме: после изучения рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».                                                                                                                              

Формы и методы, применяемые на занятии: беседа,  демонстрация выставки фотографий из семейных архивов учащихся 7 класса.

Оборудование:

- Компьютер, Интернет.

- Стенд с фотографиями, принесёнными детьми из дома; видеоклип М.  Гулько  «Старая Фотография»; инструментальная  музыка.

- Фотоаппарат.

На уроке присутствуют приглашённые бабушки, дедушки, родители.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

3.Рассказ «Фотография, на которой меня нет» был написан В.П.Астафьевым  в  1968 году (небольшая беседа).

О чём этот рассказ?

(о дружбе, о верности, об отзывчивости, о нашей памяти. Это  яркое., правдивое повествование о трудном детстве, о необъяснимой радости).

-Какой радости? (детской радости общения, новому в жизни, ведь фотография в то время была редкостью, праздником для детей).

Сегодня наш урок посвящается памяти, памяти о прошлом ваших семей, вашего рода, нашей страны.

Ведь фотографии, которые вы сегодня принесли, сделаны не только у нас, в селе, а во многих уголках нашей страны.

-Почему мы проводим этот урок?

Это урок-продолжение той работы, которую мы уже начали на прошлом уроке.

    Мне хочется, чтобы, когда вы вырастете, станете взрослыми, у вас не было бы чувства боли, вины, раскаяния, чтобы фотографии из семейных альбомов были для вас реликвией, чтобы вы знали своих прадедушек и прабабушек не только по рассказам взрослых, но и в лицо. Многие знают истории своих семей, вы на классных часах вели работу по созданию родословной своих семей. На прошлом уроке вы рассказали и о происхождении своей фамилии, и о своих далёких предках, вы принесли фотографии, которым уже более ста лет! Работа проделана огромная. Спасибо вам и вашим родным, которые помогали вам.

   Эти фотографии со временем перейдут к вам и вы станете обладателями и хранителями семейных ценностей. Ваши бабушки их до сих пор бережно хранили либо в обыкновенных полиэтиленовых пакетиках, либо в рамках на стене, подобно иконам, либо в альбомах. Может, и не случайно, ведь это святая память о тех, кого уже нет. Но теперь это не модно. Почему? (дети говорят о развитии техники, о цифровых аппаратах, о компьютерной грамоте и т.д.)

 

  Предлагаю посмотреть  видеоклип Михаила  Гулько  «Старая Фотография»

http://zvukoff.ru/song/1652296

А мы сделали свой стенной фотоальбом (обращаю  внимание на стену, где прикреплены фотографии, принесённые детьми из дома). Особую страницу на стене отвожу фотографиям военных лет.

 Взгляните ещё раз внимательнее, по-иному на запечатлённые лица  ваших родных и близких, а я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:

  Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет.

                                    (Н.Рубцов)

Поэт понял сокровенный смысл снимка из семейного архива.

Ребята, а о каком событии можно говорить, прочитав строки: «Огнем, враждой Земля полным-полна»?

Конечно, о Великой Отечественной войне,  о 70 - летии Победы  в этой войне.

А теперь посмотрим, как мы с вами понимаем смысл фотографий. Знаем ли мы прошлое и настоящее своей семьи. Сумеем ли мы сохранить память о прошлом и передать её следующим поколениям.

    Сегодня на уроке у нас гости, ваши родные. Давайте мы сначала дадим им слово, послушаем, их рассказ. Ведь они тоже готовились к сегодняшнему уроку, им есть что нам рассказать. Если есть военные фотографии, то начинаем разговор о них.

Звучит музыка.

Далее продолжаем разговор о фотографиях…

Начинается рассказ о той фотографии, с которой пришли гости на урок.

Затем слово предоставляется детям. Дети подходят к стенду с фотографиями и рассказывают о ней (когда была сделана фотография, кто изображён на ней, какое событие запечатлено, описывают позы, одежду, выражение лица. Если фотография групповая, то дети рассказывают, как они расположены друг к другу или к каким-либо предметам).

-Какие чувства и мысли вызвали у вас эти фотографии?

-О чём поведали нам на уроке сегодня наши фотографии?

Докажите, что на фотографиях отражается наша история.

Сегодня мы поняли, что прошлое, запечатлённое на снимках, близко и дорого нам, оно живёт в нас. Мы на занятии  окунулись в прошлое не только наших семей, но и нашей страны. Вы с гордостью говорили о своих близких, о  том,  как они жили, как вывевали, чтобы мы сегодня жили под мирным небом. Вы сегодня с такой гордостью вели свой рассказ, вы ещё раз вспомнили дома с семьёй о самом святом вашей семьи, что всегда хранит наша память. Спасибо вам.

Подведение итогов урока.

Обращение  к гостям урока: Спасибо большое за участие в нашем уроке и скажите, пожалуйста несколько слов о своих впечатлениях о проведенном времени с нами.

 Вопрос  к учащимся: какой урок жизни мы сегодня для себя получили?

 Домашнее задание: 

Предлагаю детям к принесенным фотографиям  написать рассказ, чтобы создать  архив  Памяти.

Фотография на память об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Внеклассное мероприятие «Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг её не позабудет…»

       Есть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К их числу, несомненно, относится и выдающаяся победа Красной Армии в К...

Сценарий "Сказка про Красную Шапочку и всех-всех-всех"

Сценарий спектакля с участием учителей и учеников для детей младшего и среднего школьного возраста....

Общешкольное мероприятие "У всех в душе у нас Суворов!"

Для учителей, родителей и учащихся"...

«За всех живых и мертвых горькой болью болит и задыхается душа» (В. Оглобин).

Эссе, посвященное 72 годовщине со дня победы в Великой Отечественной войне....