Межпредметные связи и коммуникативно-развивающие технологии как основной компонент обучения в условиях поликультуры
статья на тему

Сибгатуллина Фаузия Талибулловна,

учитель татарского языка и литературы

МБОУ «СОШ№170»  г.Казань

 

Межпредметные связи и коммуникативно-развивающие технологии как основной компонент обучения в условиях поликультуры

          Целью любого образования, в сфере культуры в особенности, помимо получения конкретных профессиональных знаний, умений и навыков, является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей, эстетического вкуса, эстетической позиции . К реализации этой непростой задачи преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла стремятся, активно используя в общеобразовательном процессе  такой важнейший элемент, как межпредметные и внутрипредметные связи. Это позволяет решать как обучающие, так и воспитательные задачи.                                                      Умелое использование межпредметных связей в образовательном процессе играет важнейшую роль в области поликультурного образования студентов. И здесь внимание должно быть сконцентрировано на развитии личности студента, предполагающем реализацию таких масштабных и многогранных связей, как человек и человек, человек и общество, человек и природа, человек и мир. И важнейшая роль здесь отводится развитию коммуникации и формированию культурной среды. Нужно отметить, что зачастую коммуникацию отождествляют лишь с общением. Однако общение следует отличать от коммуникации, ибо коммуникация подразумевает все виды общения, а также включает любую связь, взаимодействие как систем, так и индивидуумов. Содержанием же коммуникации является обмен информацией. Неотъемлемой частью коммуникации является культура, в сфере которой возможны колоссальные обмены информационного обмена, возрастающие с геометрической прогрессией, если говорить о поликультуре. А ведь человечество на протяжении многовекового существования живет именно в поликультурной среде, особенно бурно развивающейся в настоящее время.

          Методика коммуникативно-развивающих технологий с целью формирования поликультурной среды широко используется на занятиях татарского языка и литературы.

Предмет татарский язык и литература – синтетический, объединяющий две тесно связанные, взаимопроникающие дисциплины: татарский язык и татарскую литературу. И это является богатейшей нивой для создания органического языкового пространства. Основная задача (и это самое сложное) – изучение литературного татарского языка. И лучшему его усвоению способствует следующее. Так, изучение татарского языка основано на художественных произведениях, изучаемых в курсе татарской литературы, на иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразия синтаксических конструкций. Поскольку татарский язык изучается не только как родной, но и как иностранный, на помощь приходят другие языки – русский, английский, немецкий, - когда путем сопоставления, сравнения, аналогий лингвистических структур происходит более осознанное, прочное усвоение предметного материала. Вместе с тем формируется полиязыковая среда, позволяющая современному человеку чувствовать себя комфортно и свободно в любой обстановке.

          В курсе татарского языка и литературы содержится большое количество близких понятий из самых разных областей: литературы и ИЗО (изобразительное средство, контраст, композиция, антоним, антитеза и др.); истории (архаизмы, историзмы и проч.); географии (вопросы народонаселения, языковые группы), психологии (вопросы мышления и речи); театра и кино (сценарий, пьеса, монолог, диалог, ремарка); и, конечно, музыки (звук, тембр, интонация, ритмическая организация, динамика, акцент). И это самая малая часть возможностей межпредметных связей, позволяющих решить учебные задачи, такие как формирование навыков грамотного письма, овладение нормами татарского литературного языка, обогащение словарного запаса и структурирования грамматического строя речи студентов, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, развитие навыков выразительного чтения.

          В основе коммуникативно – развивающей технологии лежит рефлексивная деятельность личности, умение анализировать свое «Я», причем как преподавателем, так и студентом. Кроме того, коммуникативно – развивающие технологии предполагают создание на занятиях условий имитации реальной ситуации, что способствует творчеству студентов. Естественно, что данные технологии в первую очередь реализуются на занятиях русского, татарского, английского языков, где формируется языковая и социально – культурная компетенция студентов. Здесь можно активно использовать ролевые и коммуникативные игры, театрализацию, методики диалогового общения, личностно – ориентированного развивающего обучения, проектного обучения, проблемного обучения, а также педагогику сотрудничества, систему творческих домашних заданий. Не менее успешно применяются они и на других занятиях: литературы, ИМК, истории и обществоведения, биологии и хореографии, где студент развивается не только как языковая личность, но личность, ориентированная на общечеловеческие и общекультурные ценности. На занятиях студенты могут выступать в роли гида, рекламодателя, корреспондента, исследователя, путешественника, дизайнера, писателя, продавца, покупателя, прохожего, что подготавливает их к жизни в социуме.

          Весь комплекс межпредметных связей широко представлен на занятиях и во внеклассных мероприятиях по татарскому языку и литературе. Давайте остановимся с вами на конкретных примерах.

          - Связь татарской литературы с историей: обзорные темы «История татарской литературы», «Древняя литература и литература Средневековья», «Литература эпохи Золотой Орды», «Литература эпохи Казанского ханства», изучение исторических романов Нурихана Фаттаха, Мусагита Хабибуллина.

          - Связь с татарской музыкальной литературой: музыкальные произведения на стихи Г.Тукая, М.Джалиля, Х.Туфана, С.Хакима, Р.Миннуллина, Р.Валиева.

          -  «Татар композиторлары» - изучение жизни и творчества татарских композиторов С.Сайдашева, Ф.Яруллина, С.Садыковой, Р.Яхина, С.Губайдуллиной.

          - Обобщающие темы «Образ Сайдашева в литературе» (изучение произведений М.Латыйфуллина «Детство Сайдаша», А.Еники «Гуляндам», посвященных жизни и творчеству композитора), «Образ Тукая в музыкальном искусстве».

          - Творческая дружба  К.Тинчурина и С.Сайдашева».

          - Связь с историей театра: творчество Г.Камала, К.Тинчурина, М.Файзи.

          - Связь с изобразительным искусством: знакомство с творчеством Баки Урманче, Л.Фаттахова, Х.Якупова, Э.Зарипова.

          - Образ Г.Тукая, М.Джалиля в литературе и изобразительном искусстве.

          - Изучение произведений фольклора, устного народного творчества.

          -Связь с педагогикой: «Просветители 2 половины 19 века».

          - В русскоязычных группах: изучение разделов «Татарское музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Обычаи, национальные праздники татарского народа», «Музыкальная терминология», «Профессиональная лексика», «Выдающиеся личности татарского народа».

                                       Внеклассные мероприятия:

1. Театрализованное представление «Котлы булсын туегыз!»

2. Урок – викторина по жизни и творчеству Г.Тукая

3. Литературно – музыкальный вечер «Звезды сцены» (творчество И.Шакирова, А.Авзаловой)

4.Конкурс рефератов «Татарские композиторы военных лет» «Салих Сайдашев – основоположник татарской профессиональной музыки»

5. Литературно – музыкальная композиция «Джалиль – легенда»

6. Праздник национальной кухни

7. Викторина по жизни и творчеству М.Джалиля

8. Цикл устного журнала «Звезды искусства»

9. Театрализованное представление «Аулак өй»

10. Литературно – музыкальная гостиная «Тукай и музыка»

          Ярким примером развития кругозора студентов в условиях поликультурной среды является внеклассное мероприятие «Лингвистический винегрет». Следует отметить, что студенты музыкального колледжа с огромным удовольствием принимают участие во всех мероприятиях по татарскому языку и литературе. Тем самым активизируется творческо – познавательная деятельность студентов. Помимо этого, появляется возможность свободного, естественного погружения в разные историко – культурные соприкосновения с национальными культурами, а также диалога искусств. Результатом такой совместной учебной деятельности является творчество студентов. Это различные творческие работы, такие как размышления, эссе, репортажи, переводы, научно – исследовательская работа, сочинение стихов, создание газет, театральных постановок и многое другое.

          В заключение хочется отметить, что коммуникативно – развивающие технологии и поликультурная среда способствует развитию таких личностных качеств, как открытость, искренность, непосредственность, духовность, коммуникабельность, готовность к диалогу, философская углубленность. Студенты тонко и глубоко понимают произведения искусства. Они становятся очень чуткими к движению душевных порывов, так как их эмоционально- чувственная сфера обострена. Все это настраивает и подготавливает к совершенствованию, самоактуализации и самоорганизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая тема19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сибгатуллина Фаузия Талибулловна,

учитель татарского языка и литературы

МБОУ «СОШ№170»  г.Казань

Межпредметные связи и коммуникативно-развивающие технологии как основной компонент обучения в условиях поликультуры

        Целью любого образования, в сфере культуры в особенности, помимо получения конкретных профессиональных знаний, умений и навыков, является становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей, эстетического вкуса, эстетической позиции . К реализации этой непростой задачи преподаватели дисциплин общеобразовательного цикла стремятся, активно используя в общеобразовательном процессе  такой важнейший элемент, как межпредметные и внутрипредметные связи. Это позволяет решать как обучающие, так и воспитательные задачи.                                                 Умелое использование межпредметных связей в образовательном процессе играет важнейшую роль в области поликультурного образования студентов. И здесь внимание должно быть сконцентрировано на развитии личности студента, предполагающем реализацию таких масштабных и многогранных связей, как человек и человек, человек и общество, человек и природа, человек и мир. И важнейшая роль здесь отводится развитию коммуникации и формированию культурной среды. Нужно отметить, что зачастую коммуникацию отождествляют лишь с общением. Однако общение следует отличать от коммуникации, ибо коммуникация подразумевает все виды общения, а также включает любую связь, взаимодействие как систем, так и индивидуумов. Содержанием же коммуникации является обмен информацией. Неотъемлемой частью коммуникации является культура, в сфере которой возможны колоссальные обмены информационного обмена, возрастающие с геометрической прогрессией, если говорить о поликультуре. А ведь человечество на протяжении многовекового существования живет именно в поликультурной среде, особенно бурно развивающейся в настоящее время.

        Методика коммуникативно-развивающих технологий с целью формирования поликультурной среды широко используется на занятиях татарского языка и литературы.

Предмет татарский язык и литература – синтетический, объединяющий две тесно связанные, взаимопроникающие дисциплины: татарский язык и татарскую литературу. И это является богатейшей нивой для создания органического языкового пространства. Основная задача (и это самое сложное) – изучение литературного татарского языка. И лучшему его усвоению способствует следующее. Так, изучение татарского языка основано на художественных произведениях, изучаемых в курсе татарской литературы, на иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразия синтаксических конструкций. Поскольку татарский язык изучается не только как родной, но и как иностранный, на помощь приходят другие языки – русский, английский, немецкий, - когда путем сопоставления, сравнения, аналогий лингвистических структур происходит более осознанное, прочное усвоение предметного материала. Вместе с тем формируется полиязыковая среда, позволяющая современному человеку чувствовать себя комфортно и свободно в любой обстановке.

        В курсе татарского языка и литературы содержится большое количество близких понятий из самых разных областей: литературы и ИЗО (изобразительное средство, контраст, композиция, антоним, антитеза и др.); истории (архаизмы, историзмы и проч.); географии (вопросы народонаселения, языковые группы), психологии (вопросы мышления и речи); театра и кино (сценарий, пьеса, монолог, диалог, ремарка); и, конечно, музыки (звук, тембр, интонация, ритмическая организация, динамика, акцент). И это самая малая часть возможностей межпредметных связей, позволяющих решить учебные задачи, такие как формирование навыков грамотного письма, овладение нормами татарского литературного языка, обогащение словарного запаса и структурирования грамматического строя речи студентов, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, развитие навыков выразительного чтения.

        В основе коммуникативно – развивающей технологии лежит рефлексивная деятельность личности, умение анализировать свое «Я», причем как преподавателем, так и студентом. Кроме того, коммуникативно – развивающие технологии предполагают создание на занятиях условий имитации реальной ситуации, что способствует творчеству студентов. Естественно, что данные технологии в первую очередь реализуются на занятиях русского, татарского, английского языков, где формируется языковая и социально – культурная компетенция студентов. Здесь можно активно использовать ролевые и коммуникативные игры, театрализацию, методики диалогового общения, личностно – ориентированного развивающего обучения, проектного обучения, проблемного обучения, а также педагогику сотрудничества, систему творческих домашних заданий. Не менее успешно применяются они и на других занятиях: литературы, ИМК, истории и обществоведения, биологии и хореографии, где студент развивается не только как языковая личность, но личность, ориентированная на общечеловеческие и общекультурные ценности. На занятиях студенты могут выступать в роли гида, рекламодателя, корреспондента, исследователя, путешественника, дизайнера, писателя, продавца, покупателя, прохожего, что подготавливает их к жизни в социуме.

        Весь комплекс межпредметных связей широко представлен на занятиях и во внеклассных мероприятиях по татарскому языку и литературе. Давайте остановимся с вами на конкретных примерах.

        - Связь татарской литературы с историей: обзорные темы «История татарской литературы», «Древняя литература и литература Средневековья», «Литература эпохи Золотой Орды», «Литература эпохи Казанского ханства», изучение исторических романов Нурихана Фаттаха, Мусагита Хабибуллина.

        - Связь с татарской музыкальной литературой: музыкальные произведения на стихи Г.Тукая, М.Джалиля, Х.Туфана, С.Хакима, Р.Миннуллина, Р.Валиева.

        -  «Татар композиторлары» - изучение жизни и творчества татарских композиторов С.Сайдашева, Ф.Яруллина, С.Садыковой, Р.Яхина, С.Губайдуллиной.

        - Обобщающие темы «Образ Сайдашева в литературе» (изучение произведений М.Латыйфуллина «Детство Сайдаша», А.Еники «Гуляндам», посвященных жизни и творчеству композитора), «Образ Тукая в музыкальном искусстве».

        - Творческая дружба  К.Тинчурина и С.Сайдашева».

        - Связь с историей театра: творчество Г.Камала, К.Тинчурина, М.Файзи.

        - Связь с изобразительным искусством: знакомство с творчеством Баки Урманче, Л.Фаттахова, Х.Якупова, Э.Зарипова.

        - Образ Г.Тукая, М.Джалиля в литературе и изобразительном искусстве.

        - Изучение произведений фольклора, устного народного творчества.

        -Связь с педагогикой: «Просветители 2 половины 19 века».

        - В русскоязычных группах: изучение разделов «Татарское музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Обычаи, национальные праздники татарского народа», «Музыкальная терминология», «Профессиональная лексика», «Выдающиеся личности татарского народа».

                                Внеклассные мероприятия:

1. Театрализованное представление «Котлы булсын туегыз!»

2. Урок – викторина по жизни и творчеству Г.Тукая

3. Литературно – музыкальный вечер «Звезды сцены» (творчество И.Шакирова, А.Авзаловой)

4.Конкурс рефератов «Татарские композиторы военных лет» «Салих Сайдашев – основоположник татарской профессиональной музыки»

5. Литературно – музыкальная композиция «Джалиль – легенда»

6. Праздник национальной кухни

7. Викторина по жизни и творчеству М.Джалиля

8. Цикл устного журнала «Звезды искусства»

9. Театрализованное представление «Аулак өй»

10. Литературно – музыкальная гостиная «Тукай и музыка»

        Ярким примером развития кругозора студентов в условиях поликультурной среды является внеклассное мероприятие «Лингвистический винегрет». Следует отметить, что студенты музыкального колледжа с огромным удовольствием принимают участие во всех мероприятиях по татарскому языку и литературе. Тем самым активизируется творческо – познавательная деятельность студентов. Помимо этого, появляется возможность свободного, естественного погружения в разные историко – культурные соприкосновения с национальными культурами, а также диалога искусств. Результатом такой совместной учебной деятельности является творчество студентов. Это различные творческие работы, такие как размышления, эссе, репортажи, переводы, научно – исследовательская работа, сочинение стихов, создание газет, театральных постановок и многое другое.

        В заключение хочется отметить, что коммуникативно – развивающие технологии и поликультурная среда способствует развитию таких личностных качеств, как открытость, искренность, непосредственность, духовность, коммуникабельность, готовность к диалогу, философская углубленность. Студенты тонко и глубоко понимают произведения искусства. Они становятся очень чуткими к движению душевных порывов, так как их эмоционально- чувственная сфера обострена. Все это настраивает и подготавливает к совершенствованию, самоактуализации и самоорганизации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 3-м классе с использованием технологии развивающего обучения, межпредметных связей и ИКТ

Тема урока:  Природа (Nature)Цель: дальнейшее формирование коммуникативной компетенции на материале темыЗадачи:1.     Образовательные: обобщить и закрепить умения использовать...

Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии

Презентация доклада на семинаре учителей технологии...

Использование современных технологий , методов и приемов обучения в условиях введения ФГОС

В этой презентации представленны разнообразные методы и средства , которыми можно воспользоваться при подготовке к уроку по уровням усвоения материала....

Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии учащихся основной школы

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической ...

«Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС»

Дистанционные курсы  «Разработка урока физкультуры по технологии АМО (активные методы обучения) в условиях внедрения ФГОС» варианты выполнения заданий...

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускникам школ. Они должны не только владеть предметными знаниями и умениями, но и уметь их применять в различных ситуациях. Одним из пу...