Использование ИКТ - технологии как основного компонента активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках истории
проект по теме
Предварительный просмотр:
Проект педагогического эксперимента по теме:
«Использование ИКТ - технологии как основного компонента активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках истории».
Козырев Дмитрий Владимирович,
учитель истории
Актуальность проблемы. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий на уроках истории.
Новизна опыта. Новизна заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого–педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.
Гипотеза:
В своей работе я предполагаю, что если разработать, усовершенствовать, накопить методические материалы по использованию ИКТ и внедрить их в учебный процесс, то это должно способствовать:
-активизации всех видов познавательной деятельности в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
- активизации исследовательской деятельности
- повышению качества знаний учащихся;
- рациональной организации учебного процесса;
- совершенствованию методик преподавания на уроках истории с использованием ИКТ;
- совершенствованию контроля знаний;
- поддержке и развитию системности мышления обучаемого;
Цель проекта: создание благоприятной среды для формирования социально - ориентированной личности и ключевых компетентностей учащихся.
Задачи проекта:
1) развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
2) рационально организовать учебный процесс, повысить качество преподавания истории на основе внедрения новых образовательных технологий;
3) обобщать и передавать опыт работы учителям школы, района; постоянно совершенствовать методики преподавания через опыт коллег и современные педагогические технологии.
Сроки реализации: 2011– 2012 учебный год
2012 – 2013 учебный год
2013 – 2014 учебный год
Этапы выполнения проекта:
Каждый учебный год начинаю со следующей поэтапной работы:
Направления исследования:
- Диагностика уровня развития познавательных процессов, прослеживание динамики.
- Исследование дидактической системы и используемых продуктов.
- Изучение приемов и методов, механизмов интеграции педагогических и информационных технологий.
- Эффективность использования информационных технологий.
Значение ИКТ:
Использование информационно-коммуникационных технологий, элементов инновационных технологий позволяет осуществлять разноуровневое, дифференцированное обучение учащихся и овладевать коммуникативными навыками и умениями на высоком уровне. Способствует развитию памяти, внимательности, логического мышления, воспитанию информационной культуры. Стимулирует творческую инициативу, познавательную деятельность учащихся и помогает достичь образовательных результатов.
При освоении учебного материала с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов учащийся вправе сам выбирать темп и ритм учебной деятельности, сроки выполнения самостоятельных работ и домашних заданий, тем самым создаются благоприятные условия для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся, формирования и развития критического и творческого мышления школьников.
В своей работе я руководствуюсь положениями Закона РФ «Об образовании»; приказами министерства образования и науки РФ и Самарской области; целевыми установками, обозначенными в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010г.г.» (повышение качества школьного образования); в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» ( усиление воспитательного потенциала образовательного процесса); в «Концепции компетентностно – ориентированного образования в Самарской области» (формирование ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально – экономическим условиям: готовность к разрешению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов, к социальному взаимодействию; технологическая коммуникативная компетентность).
Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологию на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Под этим понятием я подразумеваю, такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. В нашей школе имеются компьютеры, есть доступ к Интернету, все больше компьютеров приобретается в семьях учащихся. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Стараясь повысить эффективность уроков, наряду с традиционными предметно-ориентированными технологиями, в том числе, дифференцированным обучением, использую информационно-коммуникационные технологий.
Применяя в учебной и во внеурочной деятельности информационно - коммуникационные технологии, я, безусловно, расширяю свою воспитательно-образовательную деятельность,
Компьютерные технологии на уроках истории предполагают:
- использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
- интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;
- реализацию межпредметных связей истории с другими учебными предметами;
- разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;
- обучение учащихся методом коллективного решения проблем;
- поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
- быструю и точную проверку знаний ;
- подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения.
Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой, интерактивное общение предоставляет Всемирная компьютерная сеть – INTERNET.
В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.
Презентации обычно создаём совместно с учениками и используем для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это, как правило, презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет-репетиторы по предмету. Тестирующие программы как способ контроля широко применяю на своих уроках: это варианты опростых карточек с вопросами до стартового, промежуточного или итогового тестирования.
Оснащенность нашей школы компьютерами дает возможность использовать на уроках компьютерные технологии. Они применяются мною как способ диагностирования знаний учащихся, средство обучения, источник информации (учащиеся используют Internet), как тренинговое устройство при выполнении индивидуальных заданий. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
На уроках я использую мультимедийный проектор для проецирования содержания записей «на доске». Благодаря этому записи всем в классе хорошо видны, более чётки, ясны и образцовы.
Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать и объяснять новый материал, предъявлять опорные конспекты, демонстрировать грамматические таблицы, слушать музыку и речь, посмотреть портреты классиков, экранизации их произведений, художественные полотна и иллюстрации, обратиться к интерактивным лекциям.
Обращусь к основным ресурсам ИКТ, используемым мною на уроках истории. В первую очередь это «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (адрес сайта: http://school-collection.edu.ru). Данная электронная коллекция была создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования". Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов образования.
В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Отдельно стоит отметить «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» (адрес сайта: http://fcior.edu.ru). В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Важным аспектом применения на уроках истории информационно-коммуникационных технологий является использование опыта коллег. Здесь стоит отметь сайт Алексея Ивановича Чернова «Компьютер на уроках истории, обществознания и права». На данном ресурсе можно найти огромное количество исторических карт, Flash-фильмов, интерактивных плакатов и презентаций.
Но наиболее доступными образовательными средствами информационно – коммуникационных технологий остаются версии мультимедийных CD-дисков. В рамках изучения истории России второй половины XX века можно использовать мультимедиа учебник «История России XX век» (История России XX век [Электронный ресурс]. Ч.4 : 1964-2000 гг. : компьютерный мультимедиа) учебник / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Клио Софт , 2004). Прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.). Таким образом, диск предназначен для повторения и закрепления учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории России, и уже, в конечном итоге, для подготовки к единому государственному экзамену по предмету. При этом, в ходе выполнения обучающих блоков осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени выполнения задания и использования учащимся помощи. В тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разном виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала, картин, фотографий, анимаций и видеофрагментов. Таким образом, учитываются различные способы усвоения информации, типы запоминания и т.д. Большое значение я уделяю и использованию иллюстрации при подаче нового материала. Если раньше, чтобы показать какой-то исторический портрет или событие, необходимо было, проштудировать огромное количество разных книг и энциклопедий, то сейчас с использованием презентаций, эта проблема решилась сама собой.
При помощи интернета можно найти все, что нужно для демонстрации на уроке. Это и портреты исторических личностей и события истории. Важной особенностью, отличительной чертой курса является тот факт, что входящий в его состав электронный учебник является комплексной обучающей программой, мультимедийным самоучителем, реализующим замкнутый адаптивный (индивидуализированный) алгоритм обучения. Он представлен на схеме:
Для классно-урочной и дистанционной форм обучения я делаю два разных комплекта презентаций. Комплект презентаций для проведения урока рассчитан на выполнение санитарных норм по ограничению времени использования ИКТ на уроке с детьми. Я использую современные средства визуального и видео сопровождения, такие как флеш-файлы для проведения проверочных интерактивных заданий и масштабируемых исторических карт. Также с их помощью выводится аудио-пояснения материала и видео поддержка. Для дистанционного доступа я создаю презентации с функциями опорного конспекта, для возможностей изучения его учащимися самостоятельно.
При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю мультимедийный проектор, дающий на экране изображение с диагональю до одного метра. Для ввода в компьютер графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру или цифровой фотоаппарат. В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций, широко представленных на многочисленных носителях информации и в Интернете. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужные слайды.
Аналогичную работу можно проводить на разных этапах урока:
- объяснение нового материала
- закрепление изученного материала
- повторение пройденного материала
Все типы используемых презентаций можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации, во-вторых презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или ЦОРы представлены видеофрагментами, литературоведческими справками, иллюстрациями, репродукциями картин, звуковыми фрагментами, интерактивными заданиями.
При работе с данными ЦОРами предполагаются следующие варианты исследовательских заданий:
- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);
- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного, интегрированного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);
- смоделировать «портрет эпохи» через образно-иллюстративный ряд, коллаж из картин живописцев данного периода времени, иллюстрирование изучаемого текста образно-звуковым фоном, создание «галереи образов писателя» (учащиеся приобретают знания в области живописи, а также получают представление о критериях отбора демонстративного материала для защиты исследовательских проектов, совершенствуют качества исследовательского мышления);
- создать собственную интерпретацию образа эпохи (школьники учатся исследовать полученный материал, критически к нему относится, формулировать свои собственные выводы).
Обращение к материалам образовательных порталов дает школьникам широкие возможности для получения межпредметных знаний, для нахождения интересной информации.
Интернет-сайты предлагают достаточное количество разработанных учащимися или преподавателями презентаций на исторические темы.
Я предлагаю следующие варианты применения такого типа ресурсов, используя исследовательские задания:
- найди ошибки в представленной презентации и доработай ее, изменив (тему исследования, аспект рассмотрения проблемы, точку зрения);
- на основе анализируемой презентации сформулируй предмет и объект исследования; выяви логику расположения слайдов;
- сопоставь две презентации на одну тему и оцени полноту исследования, представленного каждой.
Эта работа трудная и кропотливая, но в то же время очень интересная. Вместе с учащимися мы выбираем тему исследования, я помогаю анализировать полученную информацию, а затем обобщить, выделить главное и исключить второстепенное. Очень важно, чтобы представленные к отчету материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. О выполненной работе надо не просто рассказать; ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов начинающего исследователя. Элементы исследовательской деятельности включаю в этапы изучения нового материала на уроках. Например, при изучении темы «Советский тыл в великой Отечественной войне» на уроке можно использовать воспоминания участников событий, а так же приказы и выдержки из выступлений государственных деятелей.
Если говорить о логике истории с использованием технологии исследования, то он может быть построен по следующей схеме:
1 этап – актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме;
2 этап - постановка ряда проблем;
3 этап – уточнение направления исследования: выбор проблемы, объекта и предмета изучения, определение круга источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Необходимо обратить внимание учащихся на «достоверность» используемых источников, их грамотного цитирования.
4 этап – собственно исследование: объединение и систематизация собранного материала.
5 этап – оформление работы в виде доклада, схемы, тезиса, цитат и их анализа, презентаций и др.
6 этап – представление результата работы (может быть проведено непосредственно на данном учебном занятии или следующим за ним).
7 этап – подведение итогов.
Исследовательскую деятельность использую для того, чтобы научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы и принимать аргументированные решения, научить работать в команде.
Результат проекта.
В «Стандартах второго поколения» сказано, что «развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях».
Исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию у учащихся указанных выше универсальных учебных действий. А использование информационно-коммуникационных технологий, на мой взгляд, привлекает внимание учащихся к исследованию на уроках русского языка и литературы, делает уровень преподавания данных предметов соответствующим современным требованиям образования, формирует метапредметные учебные действия, тем самым способствуя развитию «умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью».
В процессе освоения ИКТ - технологий я выступал на заседаниях МО учителей школы с докладами о теоретических основах современных технологий, делал презентации, делился опытом применения, проводил открытые уроки. Педагоги отмечают актуальность такого опыта и необходимость его распространения.
В новой, реформированной школе школьнику должно быть интересно и комфортно учиться, в такую школу ребенок будет приходить с удовольствием, предвкушая радость от встречи со сверстниками и учителями.
Внедрение ИКТ - технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать такие технологии, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируют учебную деятельность учащихся, формируют и совершенствуют коммуникативные компетенции учащихся. Тем самым педагогический процесс становится более результативным.
Мониторинг результативности внедрения ИКТ - технологий.
Педагогический эксперимент длится только 2 года, но уже дает свои положительные результаты. Повышается интерес к учебе в целом. Если в ноябре 2011 года мотивация к учению составила 54%(высокий уровень), то через год она составила 82% . Учащиеся активно включаются в процесс урока, что в свою очередь, развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов.
Информационно коммуникационные технологии | Показатели | Результативность | |
2011-2012 | 2012-2013 | ||
% учащихся, владеющих навыками работы с ПК | 92 | 100 | |
% учащихся, использующих цифровые ресурсы | 86 | 97 | |
% учащихся, освоивших проектно-исследовательский метод | 74 | 88 |
Мониторинг показывает положительную динамику результативности внедрения ИКТ – технологий в учебный процесс.
Рекомендации по использованию ИКТ- технологии:
1. Важно использовать ИКТ не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации.
2. При использовании ИКТ необходимо увеличить объем коммуникативных упражнений.
3. Необходимо создавать проблемные ситуации, не перегружать учебный материал использованием ИКТ.
4. В реализации ученических проектов нужно обеспечить всестороннюю поддержку и поощрение инициатив участников.
Таким образом, практическое применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе требует от учителя не только тщательной подготовки, но и проектирования образовательного процесса с учетом различных аспектов использования ИКТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках английского языка (5 класс)
Использование ИКТ для эффективного обучения в режиме сотрудничества учитель-ученик...
Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.
Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....
Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
Из опыта работы по теме самообразования...
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
Приёмы активизации познавательной и исследовательской деятельности учащихся на уроках географии
Цель: активизации познавательной деятельности учащихся на уроках через использование нетрадиционных методов обучения.Задачи:выявить формы обучения, методы, приемы, позволяющие повысить эффективно...
Методическая разработка «Использование системы интегрированного воспитания в активизации познавательной и развивающей деятельности учащихся»
Работа воспитателя требует превращения традиционных приемов работы, направленных на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ребенка. Актуальными становятся технологии, позволя...