урок литературы в 5 классе "Истинные и мнимые достоинства человека" по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
план-конспект урока (5 класс) на тему

Красавина Юлия Валерьевна

Данный урок является вторым в системе уроков по сказке А. Погорельского, материал подготовлен для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istinnye_i_mnimye_dostoinstva_cheloveka.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Истинные и мнимые достоинства человека.

Урок литературы в 5 классе по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Красавина Ю.В.

Цели урока:

  1. Работа по формированию основ нравственности учащихся
  2. Развитие навыков анализа художественного текста
  3. Воспитание любви к русской литературе

  1. Какое высказывание вы бы могли отнести к сказке А. Погорельского и взяли в качестве эпиграфа? (обсуждение – ответ, запись)

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собой (А.П. Чехов, русский писатель рубежа XIX – XX вв)

Позорно не наказание, а преступление (Иоганн Гердер, немецкий философ).

Чем больше человек стыдится, тем больше он заслуживает уважения (Бернард Шоу, ирландский писатель).

  1. Вспомните, каким Алеша был до получения зернышка?
  2. Откройте эпизод «Разговор с королем», зачитайте слова, которые произносит король, характеризуя неожиданное желание Алеши («я не думал, что ты такой ленивец, но делать нечего, я должен исполнить свое обещание» стр. 113) Почему король так называет Алешу? (желание пустое)
  3. Скажите, пожалуйста, как охота раскрывает характер министра? (он храбрый человек, но в то же время очень добрый – тяжело раненную крысу велит вылечить и отнести в зверинец).
  4. О каком законе рассказывает министр Алеше? (стр. 115-116)
  5. Что пообещал Алеша? Сдержал ли он свое слово? Почему? Давайте проследим изменения, происходящие в Алеше.
  6. Найдите эпизод, когда Алеша, став владельцем волшебного предмета, отвечает урок. Какие чувства он при этом испытывает? О чем это свидетельствует? (стр. 117 - 118)
  7. Запишите в тетрадь слова из сказки А. Погорельского, которые выражают мнение автора, почему Алеша стал шалуном (праздность еще больше портила его нрав). Как вы понимаете слова писателя?
  8. Зачитайте эпизод, когда Алеша потерял семечко. Какие чувства его охватывают?
  9. Как другие дети относятся к Алеше?
  10. Почему Чернушка решил помочь мальчику? Каким человеком предстает министр? Запишите его характеристики в тетрадь. («Я не узнаю тебя… к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего – неблагодарности!», «Не полагай, что так легко избавиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» стр. 120-121)
  11.  Как ведет себя Алеша после вторичного обретения семечка? Какое мнение высказывает автор сказки? («Увы, бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя должно начать с тем, чтобы откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность») Запишите эти слова в тетрадь.
  12. Почему Алеша рассказал о подземных жителях? (забыл обещание стр. 122)
  13. Заполните вторую половину таблицы. Зачитайте.
  14. Найдите сцену прощания Алеши с министром. О чем просит мальчика Чернушка? Что мы можем сказать о таком человеке, как министр?
  15. Зачитайте последний абзац сказки. Можно ли сказать, что Алеша исправился? Он стал таким же, как до получения зернышка? (лучше. Алёша, искупив вину страданием, становится лучше, в нём просыпается основа творческого начала – совесть. Но Чернушка и её соплеменники по его вине вынуждены навсегда покинуть родные места. Это серьёзный урок: вред, нанесённый себе, герой сумел исправить, но для других последствия его поступка стали необратимыми).
  16. Вернитесь к эпиграфу урока. Хотите ли вы его изменить?
  17. Какие уроки извлекли вы вместе с Алешей из этой истории? (записаны в тетрадь).
  18. Что такое совесть? (внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение).
  19. Как вы думаете, в чем заключена идея сказки А. Погорельского? (Чему он хотел научить своего читателя?). Так в чем заключаются истинные и мнимые достоинства человека?
  20. Решите кроссворд.

С

О

В

Е

С

Т

Ь

Идем сверху вниз:

  1. Волшебный дар короля Алеше за спасение министра (семечко)
  2. Род литературы, в основе которого повествование, автор высказывает своем мнение, но оно не является главным предметом повествования (эпос)
  3. Погорельский не является настоящей фамилией писателя. Как называется вымышленное имя, которым пользуются писатели, художники, эстрадные артисты? (псевдоним)
  4. Что отдал Алеша кухарке за то, чтобы она отпустила Чернушку, подарок бабушки (империал)
  5. Место, где происходят события (пансион)
  6. Как называется этот вид сказки? (литературная или авторская)
  7. Название подмосковного имения Перовского, по названию которого он взял себе псевдоним (Погорельцы)

 История сказки. Алексей Алексеевич Перовский. Оказывается, хромота и приступы тоски выплывают из самого детства, странным образом связаны между собой.

Алексей Перовский был сыном екатерининского вельможи, могущественного и богатого сановника графа Разумовского, владевшего множеством имений со ста тысяч крепостных душ. Отец любил своего сына, но выпадали, вероятно, даже не часы, а недели и месяцы, когда мальчик чувствовал себя обреченным на презрение. Неограниченная власть калечит человека... Графа Разумовского порой охватывали порывы неудержимого гнева. Сохранилось семейное предание, что как-то во время вспышки ярости он сослал Алешу в закрытый пансион.

Вспомним в сказке его о черной курице и подземных жителях такие строки: "... Когда наставала суббота и все товарищи... спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг... "А еще было у Алеши утешение: стоять у высокого забора... и ждать неизвестно чего. Это писатель рассказывал не о себе, а о герое сказки, но каждая истинно прекрасная сказка вбирает в себя частицу жизни автора, сквозь волшебство проступает пережитое.

Семейное предание утверждает, что Алеша Перовский бежал из пансиона. Бежал, должно быть, в минуту, когда пансион показался хуже тюрьмы. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота. Может быть, он забрался на забор и упал. Памятью о побеге, о детском одиночестве остались неожиданные приступы тоски и печальная нежность к детям. Сказка появилась, чтобы рассеять одиночество племянника. Тот тоже жил в пансионе на окраине Петербурга. Любимым его занятием тоже было смотреть в круглые дырочки забора, ограждавшего двор пансиона. Два таланта жили в Алексее Перовском: талант творческий и редчайший талант самоотверженной любви. Когда они соединились, и произошло чудо рождения сказки. А позднее племянник Погорельского стал известным писателем Алексеем Константиновичем Толстым...

  1. Домашнее задание: а) написать сочинение на 1 страницу «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко?»; б) прочитать сказку Гауфа «Карлик-Нос», принести текст на урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители"

Данный конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит учебную ситуацию. Технология - педагогическая мастерская....

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

Конспект урока литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В.Я. Коровиной)                ...

Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (игровые технологии на уроке литературы)

Конспект урока по литературе в 5 классеИгра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(игровые технологии на уроке литературы)...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»"

Данный урок нацелен напомнить учащимся о жанре сказки и видах сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией  А. Погорельского и его сказкой « Чёр...

Урок литературы по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в 5 классе.

Урок литературы по сказке А.Погорельского «Чернаякурица, или Подземные жители» в 5 классе...

Технологическая карта урока литературы "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

Технологическая карта урока литературы "Литературная сказка. Антоний Погорельский.  «Черная курица, или Подземные жители»...