Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Последний герой"
методическая разработка (8 класс) на тему

Корчагина Зоя Николаевна

Внеклассное мероприятие, проводимое в форме викторины, рассчитано на учеников 7-8 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку и литературе

«Последний герой»

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету 

Задачи:

  • повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
  • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
  • расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • музыкальное сопровождение,
  • проектор,
  • ручки и листочки.

Эпиграф:

То, что мы знаем, - ограниченно,

а то, что мы не знаем, - бесконечно.

Л. Лаплас.

Ход мероприятия:

Учитель:

- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести викторину «Последний герой».  Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила викторины:

«Последний герой» состоит из 3 туров и финала. В третий тур после ряда испытаний перейдут 5 человек, а в финал лишь трое.  После заключительного испытания останется только один – ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ 2011! За прохождением мероприятия будет следить компетентное жюри.

Итак, начинаем.

I тур.

1 задание. Оно называется «Разминка». Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Вопросы:

1.        Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)

2.        Кто автор произведений: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила»? (А.С. Пушкин)

3.        Расскажите правило по написанию сочетаний ЧК, ЧН (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)

4.        Кто написал стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные»: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)

5.        Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)

6.        Назовите автора произведения «Муму». (Иван Сергеевич Тургенев)

7.        Расскажите правило  ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)

8.        Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

9.        «Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова». Что это? (корень)

10.        Что обычно начинается со слов: «Жили-были» или «В некотором царстве…»: сказка или былина? (сказка)

11.        Расскажите правило по написанию корней: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)

12.        Как называется двусложный стиховой размер с ударением на втором слоге? (ямб)

13.        Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)

14.        Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

15.        Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)

16.        Кто написал строчки: «Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза»? (Иван Андреевич Крылов)

17.        Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

18.        Что написал И.С. Тургенев: «Записки из сумасшедшего дома» или «Записки охотника»? («Записки охотника»)

19.        Юрий Петрович, Мичуринск. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)

20.        Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)

21.        К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

22.        Назовите автора произведения «Бородино». (Михаил Юрьевич Лермонтов)

23.        Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)

24.        Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)

25.        Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

26.        Назовите автора «Хамелеона», «Лошадиной фамилии». (Антон Павлович Чехов)

27.        Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)

28.        Кто написал строчки: «Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»? Тютчев или Фет? (Афанасий Фет)

29.        Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)

30.        Кто написал первую «Российскую грамматику»: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)

31.        Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)

32.        Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)

33.        Из какого произведения эта фраза: « Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…»? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)

34.        Как сейчас произносится древнерусское слово «персты»? (пальцы)

35.        Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)

36.        Кто написал «Мцыри»? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

37.        На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

38.        Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)

II тур

1 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: «связать» слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

П. Ершов                                          Калашников

Остап                                         Капитанская

купец                                         Астафьев

Виктор Петрович                         дети

дочка                                         Красный нос

«Левша»                                         нищий

Пеппи                                         А. Линдгрен

подземелья                                 «Конёк-горбунок»

мороз                                         Длинный чулок

«Малыш и Карлсон»                         Аввакум

принц                                         Н.Лесков

В. Распутин                                 «Уроки французского»

легенда                                         Тарас Бульба

протопоп                                         Данко

Листки с ответами отдаются жюри. Оно решит, кто лучше всех справился с заданием (5 человек). Именно они переходят в 3 тур.

III тур

1 задание. «Откуда и кто автор?» Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение

  1. Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель». («Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь)
  2.         «Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их». («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков-Щедрин)
  3.         «И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…» («Старуха Изергиль» М. Горький)
  4.         «Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём». Я всё понял и вознегодовал на Савельича» («Капитанская дочка» А.С. Пушкин)
  5. «И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием». (Библия. «Рождение Христа»)

 Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.

2 задание. «Как много знаю я стихов?» Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.

1.

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой.

(…Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт за окном)

(«Узник» А.С. Пушкин)

2.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

(…Душа обязана трудиться,

И день, и ночь, и день, и ночь)

(«Не позволяй…» Н. Заболоцкий)

3.

Белеет парус одинокий,

В тумане моря голубом!

(…Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?)

( «Парус» М.Ю. Лермонтов)

4.

Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

(…Пора, красавица, проснись.)

(«Зимнее утро» А.С. Пушкин)

Финал

Итак, до финала добрались трое сильнейших. Давайте посмотрим, кто же станет «Последним героем 2015». Из слова Грамматика, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа.

Заключительное слово: После нашей викторины, я думаю, вы согласитесь со словами известного французского математика Л. Лапласа:  «То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, – бесконечно».  И хотя предела совершенству нет, к нему нужно стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

"Последний герой" (внеклассное мероприятие по русскому языку)

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Последний герой" Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов. Задачи: повторить основные теоретические сведения за курс ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»

Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой» 8-9 класс

Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы в школе....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой»....