Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой» 8-9 класс
план-конспект урока по русскому языку на тему

 

Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Налимовская средняя общеобразовательная школа»

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

«Последний герой»

8-9 класс

Мачехина Юлия Николаевна

Учитель русского языка и литературы,

стаж по предмету 5 лет, II категория.

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой».

Описание материала: Данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы в школе.

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.

Задачи:

  • повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
  • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
  • расширить кругозор учащихся.(слайд 2)

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • музыкальное сопровождение,
  • проектор,
  • ручки и листочки.

Ход мероприятия.

- Здравствуйте, ребята!

Мы собрались сегодня в этом классе, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

“Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 3 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…

Во втором туре “слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2013 года”.

Итак, начинаем.

I тур.

1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса. Выбывают два человека, которые не справятся с заданием(слайд 3

  1. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
  2. Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
  3. Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
  4. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
  5. Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
  6. Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
  7. Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
  8. Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов) 
  9. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
  10. Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
  11. Какого рода следующие существительные:

          Какаду, колибри, фламинго, шимпанзе?

          (это несклоняемые сущ., обозначающие животных. Если животное ж.р.,                 то  они ж.р., если мужского, то м.р.)

  1. Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
  2. В чем особенность глаголов бежать и хотеть? (это разноспрягаемые глаголы)
  3. Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
  4. У каких глаголов окончание находится в середине?(у возвратных)
  5. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
  6. Какого рода слово тюль? (м.р.)
  7. Назовите автора “Хамелеона”, “Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
  8. К каким частям речи может относиться слово попугай?  (к сущ. и глаголу)
  9. Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно предложить дополнительное задание:

Этот ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих любимых писателях. Найдите его ошибки. (СЛАЙД 4)

«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы о Шерлок Холмсе»

(Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе) (слайд 5)

2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки.

Какие ошибки, допущенные при расстановке знаков препинания, привели к искажению смысла в предложениях? Исправьте их.

1. Рогатый скот?

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ответ: В нашем колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.

 

2.  Рябчики говорят?

Рябчики говорят, охотники любят спать на деревьях.

Ответ: Рябчики, говорят охотники, любят спать на деревьях.

 

3. Солнце блеяло?

Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

Ответ: Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо.

 

4. Ждала скамейка?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Ответ: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.

Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. Подберите к словам как можно больше  антонимов: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость. (слайд 7)

Слушаем результаты жюри.

3 задание. Перед вами  написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: “связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы. (слайд 9)

П. Ершов

full.h1.jpg (725 bytes)

Калашников

Остап

Капитанская

купец

Астафьев

Виктор Петрович

дети

дочка

Красный нос

“Левша”

нищий

Пеппи

А. Линдгрен

подземелья

“Конёк-горбунок”

мороз

Длинный чулок

“Малыш и Карлсон”

Аввакум

принц

Н.Лесков

В. Распутин

“Уроки французского”

легенда

Тарас Бульба

протопоп

Данко

Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе  с вами поиграем.

Прежде, чем рассказать о следующем конкурсе, каждый должен найти себе пару. Потом вы должны будете при помощи мимики и жестов показать фразеологизм. Тот, кто быстрее всех догадается, что за фразеологизм показывают ребята, получит 3 балла. Но помните, вы не должны произносить ни звука. Желаю удачи!

  • Реветь в три ручья
  • Водить за нос
  • Взять себя в руки
  • Считать ворон
  • Заткнуть за пояс
  • Пальчики оближешь (слайд 10 )

Молодцы, ребята. Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет “Последним героем”.

 

II тур.

- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).

1 задание. Согласуйте существительное с прилагательным.
(Ребята получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова – прилагательные. Время на подготовку – 1 минута.) 
-Тюль (красивый)

-Шампунь (ароматный)

-Вестибюль (просторный)

-Кенгуру (серый)

-Кофе (чёрный)

-Такси (новое)

-Лазурь (февральская)

-Путь (длинный) (Слайд 11)

- Задание закончилось. Выберите того, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием.

2 задание.  Восстановите пословицы.  (Ребята получают карточки с пословицами).

А)Слово - ..., а молчание – золото. (серебро)

Б)Авось да как-нибудь до добра не ….(доведут)

В)Доброе …. и кошке приятно.(слово)

Г)Делу …, потехе час. (время)

Д)Где тонко, там и …. .(рвется)

Е) Копейка …. бережет. (рубль)

Ж)Один с сошкой, а …с ложкой.(семеро)  (Слайд 14)

- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одной пословицы.

3 задание. Сейчас на экране появятся рисунки, но художник забыл их подписать. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил он. (слайд 16)

  • Лить крокодиловы слёзы
  • Жить как кошка с собакой
  • Искры из глаз посыпались
  • Сесть в лужу

Допишите фразеологизмы: (слайд 17)

-Дрожит….

-Кривить …

-Мокрая…

-Умирающий …

-Морочить …

-Шиворот-…

-Перемывать….

-Бить….

-Попасть….

- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного фразеологизма.

Финал.

Решите следующие задачи – и вы в победителях:

А) отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА     (шишка, сосна)

Б) растворите белое в прозрачном.

СВОАДХАРА         (вода, сахар)

В) уберите горячее – останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ  (кипяток, айсберг)

Г) найдите друга и врага Буратино.

МИБАЛЗЬВИИЛИНОА   (Мальвина, Базилио)

Д) зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.

ПООПГАНЕНОККА   (поганка, опенок) (слайд 20-21)

Слово жюри.

 На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются ученики:

1. “Последний герой-2013” – грамотой, сладкий приз.

2. грамотой “За волю к победе”

3. грамотой.

4. утешительные призы за участие.


Мачехина Ю.Н.



Подписи к слайдам:

Подберите к словам
как можно больше
антонимов
:
Друг -
Х
орошо -
Счастье -
Н
ебо -
Труд -
Мало –
Разговорчивый -
Книга -
Д
оброе утро -
Мышь -
Идти -
Свет -
Молодость -
Согласуйте существительное с прилагательным.

-
Тюль (красивый)
-Шампунь (ароматный)
-Вестибюль (просторный)
-Кенгуру (серый)
-Кофе (чёрный)
-Такси (новое)
-Лазурь (февральская)
-Путь (длинный)
Допиши фразеологизмы
:
-
Кривить

-Мокрая

-Умирающий

-Морочить

-Шиворот-

-Перемывать

-Бить

-Попасть

-Разинув

-Дрожит

Цель: 
формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов.
Задачи:
-повторить
основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
-развивать
познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;
-расширить
кругозор учащихся.
Решите следующие задачи – и вы в победителях
:
А) отделите плод от растения.
СОШИСНШАКА

Б
) растворите белое в прозрачном.
СВОАДХАРА

В
) уберите горячее – останется холодное.
КИАЙПЯСТОБЕКРГ

Г
) найдите друга и врага Буратино.
МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

Д
) зачеркните ядовитое – оставьте съедобное.
ПООПГАНЕНОККА
Задание 2
ТУР
II
ЗАДАНИЕ 1
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
«Последний герой»
8-9 класс
Подготовила учитель русского языка и литературы
М
ачехина Юлия Николаевна
Задание 3
Финал
Проверим.
«
Я люблю книги Марка Твена,
Стефана Цвейга
, Джека Лондона,
Жюля
Верна, Этель
Лилиан


Войнич
, а особенно рассказы о
Шерлоке
Холмсе»
Изобрази фразеологизм:
•Реветь
в три ручья
•Водить
за нос
•Взять
себя в руки
•Считать
ворон
•Заткнуть
за пояс
•Пальчики
оближешь
Дополнительное задание.
Этот
ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих любимых писателях.
Найдите
его ошибки.
«Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы о Шерлок Холмсе»
 
Восстановите
пословицы.
А)Слово –
серебро
,
а молчание – золото.
Б)Авось да как-нибудь до добра
не доведут
.
В)Доброе
слово

и кошке приятно
.
Г)Делу
время
,
потехе час.
Д)Где тонко, там
и
рвется
.
Е)
Копейка
рубль
бережет
.
Ж)Один с сошкой, а

семеро
с
ложкой
.
Слово жюри
П. Ершов Калашников
Остап Капитанская
к
упец Астафьев
Виктор Петрович дети
д
очка Красный нос
«Левша» нищий
Пеппи
А. Линдгрен
подземелье «Конек-горбунок»
Мороз Длинный чулок
«Малыш и
Карлсон
» Аввакум
п
ринц Н. Лесков
В. Распутин «Уроки французского»
л
егенда Тарас Бульба
п
ротопоп Данко
Проверим:
Дрожит
….(как осиновый лист).
Кривить ……(душой).
Мокрая……(курица).
Умирающий …….(лебедь).
Морочить …….(голову).
Шиворот-……(навыворот).
Перемывать….(косточки).
Бить…. (баклуши).
Попасть….(впросак).
Разинув…..(рот).
ТУР
I
Задание 1
«РАЗМИНКА»
Здание 3
Задание 2
Проверим:
А
)
шишка
,
сосна
Б)
вода
,
сахар
В
) кипяток
,
айсберг
Г)
Мальвина
,
Базилио
Д) поганка
,
опенок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса

Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...

внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов

Не секрет, что у учащихся 5-6 классов снижается интерес к учению. Одним из способов воспитывать интерес к обучению является, на мой взгляд, внеклассная работа по предмету. А так как 5-6-классники еще ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе (для учащихся 8 – 9 классов) «Последний герой»

Данная разработка ставит своей задачей развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, а также расширить кругозор учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Последний герой"

Внеклассное мероприятие, проводимое в форме викторины, рассчитано на учеников 7-8 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой»....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  Игра  «Брейн-ринг» (для учащихся 9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»...