Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»
статья на тему

     Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не только целенаправленное, проблемное проектирование учебно-воспитательного процесса, но и целостное, творческое развитие личности ученика. В основе любой технологии лежит единая концептуальная основа и направленность на реализацию на практике научных идей, положений и теорий. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»

Учителя русского языка и литературы

Ахремцовой Анны Ивановны

Санкт-Петербург

2014 г.

2

     Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не только целенаправленное, проблемное проектирование учебно-воспитательного процесса, но и целостное, творческое развитие личности ученика. В основе любой технологии лежит единая концептуальная основа и направленность на реализацию на практике научных идей, положений и теорий. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

     Основные свойства педагогической технологии и основные критерии технологичности таковы: осознанность деятельности учителя и учащихся, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, самостоятельность деятельности учащихся (60-90%); концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

     Структура педагогической технологии включает в себя идею (концептуальную основу), содержательный компонент обучения и сам технологический процесс. Таким образом, ее можно определить как совокупность целей, задач, содержания обучения, его методов и форм.

     Классификация педагогических технологий обширна. Наряду с традиционным обучением выделяются пед.технологии, построенные на основе личностной ориентации педагогического процесса (например, педагогика сотрудничества), пед.технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение); характера содержания образования, категории обучающихся (продвинутый уровень, компенсирующее обучение); длительности применения; организации учебной деятельности (классно-урочная система, групповые и дифференцированные способы); отношения к ребенку (авторитарная, личностно ориентированная, технология сотрудничества); научной концепции усвоения знаний (например, обучение на основе опорных сигналов В.Ф.Шаталова).

     Ряд технологий связан с управлением и организацией учебного процесса (дифференцированное обучение); с дидактическим усовершенствованием и реконструированием материала; с системой развивающего обучения (теория Л.В.Занкова); наконец, частнопредметные педагогические технологии (раннее и интенсивное обучение грамоте Н.А.Зайцева или методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Андреева Е.В., Фомина И.Н.)

     Итак, можно назвать следующие инновационные технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

3

- разноуровневое обучение;

- коллективная система обучения;

- технология решения исследовательских задач;

- использование исследовательского метода в обучении;

- проектные методы;

- технология «дебаты»;

- технология модульного и блочно-модульного обучения;

- лекционно-семинарско-зачетная система обучения;

- технология развития «критического мышления»;

- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других обучающих игр;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- система инновационной оценки «портфолио»;

- технология дистанционного обучения.

                                                  (Использованы материалы Т.С.Гавриловой).

     В данной работе рассматриваются подробнее технологии дифференцированного обучения и обучения в сотрудничестве и возможности их использования на уроках русского языка.

                             ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

     По одному из существующих определений, педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя. С этой точки зрения дифференцированный подход к учащимся очень важен, так как предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника и становится одним из главных условий развития творческой личности. Дифференцированное обучение

4

необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, в способности самостоятельно применять усвоенные знания и умения. В основе дифференциации лежат индивидуально-психологические особенности учащихся, подразумевающие разные способности, разную успешность в выполнении той или иной задачи. При применении такой технологии на уроке у учителя появляется возможность поставить разные задачи как перед сильным, так и перед слабым учеником, помочь сильному быстрее и успешнее овладевать знаниями, помочь слабому в решении основных учебных проблем. Но есть и отрицательный аспект: слабые ученики лишаются возможности тянуться за сильными; исчезает возможность соревнования; снижается уровень самооценки.

     Так что же такое дифференциация? Это разделение, различие. Что разделяется в процессе обучения? Разделяются, точнее, выделяются группы учащихся, обучение которых строится по-разному.

     В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Способности у учеников разные, разная обучаемость: кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно больше времени, большее число повторений для его закрепления, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то – зрительное. При обучении столь разных людей невозможно получить одинаково хороший результат.

     Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части, обогащенной фрагментами материала, подготовленными специально для этой группы. При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем.

     Таким образом, цели дифференцированного обучения следующие:

- психолого-педагогическая: индивидуализация обучения;

- социальная: целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала;

- дидактическая: решение некоторых проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе.

     Такой подход дает возможность для адаптации неуспешных учеников. Общая цель – обеспечить каждому школьнику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе обучения.

5

     В понимании  дифференциации можно выделить три основных аспекта:

  1. Учет индивидуальных особенностей учащихся;
  2. Группирование учеников на основании этих особенностей;
  3. Вариативность учебного процесса в группах.

     Конкретные проявления дифференциации называются формами дифференцированного обучения, которые могут быть объединены в виды и реализовываться на различных уровнях.

     Традиционно выделяются следующие виды дифференцированного обучения: по общим и специальным способностям, по интересам, склонностям, по проектируемой профессии. Постановка в центр учебно-воспитательного процесса личности ученика привели к усилению роли психофизиологических особенностей человека в дифференциации: выделению групп учащихся с сильной, слабой нервной системой, преобладающим типом памяти, уровнем развития внимания и т.д. Основания дифференциации, положенные в основу выделения видов дифференцированного обучения, можно подразделить на личностные и социальные. Так, в дифференциации по общим, специальным способностям, индивидуальным психофизиологическим особенностям, интересам учеников основаниями являются личностные факторы. В дифференциации по социальному и имущественному положению, по национальному признаку, религиозной принадлежности на первый план выходят факторы социальные.

     Дифференциация может осуществляться на различных уровнях: внутри класса; внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями; между школами (создание различных типов школ).

     Среди существующих различных типов дифференциации нас будет интересовать прежде всего внутриклассная дифференциация учащихся.

     Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение задания может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания.

     Учитель может использовать разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс: 1) он может дать задание каждому ученику; 2) ученики могут сами выбрать задание (к самостоятельному выбору задания учеников надо готовить). Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое

6

включает временное облегчение заданий (фрагментирование текста), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работу с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работу с рисунком, чертежом как наглядным пособием.

     Формой внутриклассной дифференциации по общим способностям учащихся является уровневая дифференциация, где четко определяется тот минимум знаний, который должен усвоить ученик, без которого он не сможет двигаться дальше; определяется также содержание, которым необходимо овладеть и на повышенных уровнях. Единственное условие – этот уровень не должен быть ниже уровня обязательной подготовки. Учитель объясняет материал на уровне более высоком, чем минимальный. При этом учитель четко выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь. Если один ученик желает изучать определенный предмет на уровне обязательных требований, а другой -  на повышенном уровне, то такую возможность он должен получить. Таким образом, в уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.

     Формой внутренней дифференциации является и групповая работа учащихся по модели полного усвоения знаний, что предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать и уметь, какие ценности должны формироваться у них в ходе учения. Должна существовать обязательная система проверки достигнутых результатов. После изучения определенной темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачета, в ходе которого  и определяется достижение поставленных целей, класс делится на две группы: первая – ученики, усвоившие тему, с ними организуется расширенное и углубленное изучение материала, и вторая – не усвоивших тему, с ними проводится дополнительная работа по усвоению ее содержания.

     В первой группе может быть организована работа по решению задач повышенной сложности, выполнению нестандартных, творческих заданий, обсуждение научных проблем, знакомство с дополнительной литературой. Во второй группе идет отработка знаний, способов действий, которые недостаточно усвоены. К такой отработке могут подключаться и ученики первый группы в качестве консультантов, помощников учителя.

     Можно выделить следующие этапы организации дифференцированного обучения:

  1. Выбор критерия деления на группы;
  2. Проведение диагностики по выбранному критерию;

7

  1. Распределение обучающихся по группам;
  2. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп;
  3. Реализация дифференцированного подхода на разных этапах урока;
  4. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав групп и характер дифференцированных заданий.

     Каковы могут быть характерные особенности групп и вытекающие отсюда задачи по работе с ними:

1 вариант: устойчивая высокая успеваемость, память, активность, способность к анализу и обобщению. Нет быстрой утомляемости.

Задача: сохранить эти способности.

2 вариант: средние возможности учеников, отсутствие мотивации и активности, отсутствие способности к самостоятельной работе.

Задача: развить активность, повысить мотивацию; приблизиться к 1 группе.

3 вариант: низкая успеваемость; нужна помощь учителя для каждого шага.

Задача: создать ситуацию успеха.

     Технологическая схема: постановка задачи урока – повторение – объяснение нового материала – закрепление – диагностика работы по вариантам – диагностика усвоения материала – домашнее задание (все этапы – по группам)

ТЕХНОЛОГИЯ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

     Основная идея обучения в сотрудничестве – общение, возможность учиться не порознь, а вместе, когда рядом и сильные, и слабые ученики.

     Существуют разновидности этой технологии, и одна из них – обучение в команде – была разработана в Университете Джона Хопкинса(1990 г.)

     Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую их четырех человек, разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Таким образом организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание. Оно выполняется либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый).

8

     При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. После того, как все группы выполнят задание, учитель организует либо общее обсуждение работы над ним разными группами (если задание было одинаковым для всех), либо рассмотрение заданий каждой группой, если они были разные.

     Когда учитель убеждается, что материал был усвоен всеми учащимися, он дает контрольный тест. Задания теста выполняются не в группе, а индивидуально, при этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабыми, а каждый, стараясь выполнять свои задания, как бы соревнуется сам с собой, то есть со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученики могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Этот метод оказывается весьма эффективным для усвоения нового материала каждым учеником.

     Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая работа. Учитель опять-таки объясняет новый материал, организует групповую работу, но вместо индивидуального тестирования проводит соревновательные турниры между командами. Для этого организуются « турнирные столы» по три ученика за каждый столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют одинаковые шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

     Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан проф.Аронсонс в 1978 г.и назван «Пила». Учащиеся организуются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».  Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом изучить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Все учащиеся заинтересованы в добросовестном выполнении своей задачи, так как это может отразиться на итоговой оценке.

9

Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого участника команды ответить на любой вопрос по данной теме.

     В 1986 г. Р.Славин разработал модификацию этого метода («Пила – 2»), который предусматривал работу учащихся группами в 4-5 человек. Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

     Еще один вариант организации работы по такой технологии – метод «Учимся вместе», где группы (3-5 человек) работают по своей теме, а затем знакомят с изученным ими материалом весь класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

"Современные педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве"

Технология обученя в сотрудничестве. Методы обучения. Принципы. С чего начать?...

Современные педагогические технологии. Технология сотрудничества.

"Технология сотрудничества" является успешной альтернативой традиционным методам обучения....

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве»

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве» предназначен для учителей английского я...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

«Совершенствование форм и методов обучения английскому языку в школе на основе современных педагогических технологий»

Актуальность данной темы обусловлена тем, что идет процесс введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «унив...