урок внеклассного чтения
методическая разработка (6 класс) на тему

Кадникова Ольга Александровна

ВНЧ в 6 классе "Дети и война" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок ВНЧ о детях на войне54.5 КБ

Предварительный просмотр:

6 кл                         ВНЧ «Война и дети»

       Цель урока: воспитание патриотизма, пробуждение у учащихся интереса к чтению; совершенствование навыка выразительного чтения прозаических, стихотворных текстов.

        Оборудование: выставка книг о войне,

                          портреты писателей и поэтов,

                     грамзапись песни «Священная война»,

                  плакат с сюжетными картинками.

                                            Ход урока.

I  Организационный момент урока. (1 минута)

II  Вступительное слово учителя. (3 минуты)

- Наш сегодняшний урок внеклассного чтения посвящён 69-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и называется «Война и дети».

- Откройте тетради, запишите тему урока. Я построила урок в несколько необычной форме литературного монтажа, поэтому у нас будут ведущие. (планшеты)

- Все остальные тоже будут участвовать, но в определённой последовательности.

- Итак…(выходят ведущие)

III  Литературный монтаж. (40 минут)

1 ведущий 

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

2 ведущий 

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

1 ведущий   

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель    

Всё больше и больше появляется материалов о Великой Отечественной войне,  высказываются различные точки зрения о её начале и конце. Однако неизменно одно: для всех – это смерть и голод, убийства и страшные испытания….Казалось бы на войне не до искусства, но поэзия обладает свойством воодушевлять, сопереживать в беде, дарить надежду на Победу. И на фронте, и в тылу поэзия стала самым популярным жанром искусства.

2 ведущий  

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. Прослушаем один куплет песни.(грамзапись)

1 ведущий  

И стар и млад встали на защиту своей Родины, Отечества, Отчизны, вступили  в священную войну с захватчиками! В ход шло любое оружие – даже ржавый  гвоздь, как у героя повести Валентина Катаева «Сын полка». Послушаем чтение по ролям отрывка из этой повести В.Катаева «Сын полка».  

(Читают подготовленные ученики)

Учитель    

Судьба главного героя книги – Вани Солнцева, Пастушка – не единична. И всё-таки мальчик добился своего и стал «сыном полка». Дети и война –  понятия несовместимые! Дети в войне теряли самое дорогое – родителей, их  усыновляли солдаты, полки. Наверное, только у нашего народа могло появиться такое словосочетание – сын полка. А на море это были юнги. Послушайте отрывок из документального очерка Виталия Гузанова «Юнги Северного флота». (Отрывок читает подготовленный ученик)

2 ведущий  

А если не удавалось мальчишкам удрать на фронт, стать сыном полка или юнгой на флоте, то они сами находили себе место на войне. Об этом стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста».

(Читает наизусть подготовленный ученик)

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

- Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворта

Заходим в тыл, и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

1 ведущий  

Война не щадила ни взрослых, ни детей. Вчерашние мальчишки становились взрослее своих отцов, буквально на глазах седея от пережитого. Об этом стихи Константина Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете..» (Читает наизусть подготовленный ученик)

2 ведущий  

Война, развязанная фашистской Германией, принесла неисчилимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и села. На фронтах проявляли чудеса героизма солдаты, а их матери, жены и дети, заменив мужчин, самоотверженно трудились в тылу.

1 ведущий  

Не расскажешь в этой были

Всех чудес о нашем тыле.

Видно, времечко придёт

И о тружениках честных

Сложит песни наш народ.

Без ружья и без гранаты

И от фронта в стороне

Эти люди, как солдаты,

Тоже были на войне.

Учитель  

Послушаем пересказ рассказа Леонида Пантелеева «На ялике»

2 ведущий  

Это был наш тыл, по одну сторону фронта, а по другую сторону фронта был тыл врага, где фашистам не давали покоя ни днём, ни ночью партизаны и разведчики.

Послушайте отрывок «Сашко» из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» (Отрывок читает подготовленный ученик)

…Маленький Сашко спустил свои скрещённые под лавкой ноги в валенках, которые он всё-таки обул днём, подошёл к двери и молча стал напяливать на себя залатанный кожушок - когда-то белой, а теперь грязной кожи…

- Пора вам, Верочка, - сказала Галя, - в самый теперь раз…

- Куда мальчик собирается? – спросила Катя с возникшим в ней смутным тревожным чувством.

- Ничего, ничего, - торопливо сказала Галя. Она порывисто забегала по хате, помогая одеться Кате и сыну.

На мгновение взгляд Кати с материнским выражением остановился на бледном личике Сашко. Так вот кто был тот знаменитый проводник, который на протяжении пяти месяцев оккупации проводил через всю глубину вражеских укреплений – проводил и одиночками, и группами, и целыми отрядами – сотни, а может, и тысячи наших людей.

1 ведущий  

Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

2 ведущий  

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя –

Знамя правды своей водрузил.

Учитель  

Но с захватом Берлина – этого логова фашистов, война не кончилась. Враг отчаянно сопротивлялся, порой не щадя ни своих, ни чужих, как это описано в стихотворении белорусского поэта Петруся Бровки «Бессмертие» 

(Читают подготовленные ученики)

Как воплощение бессмертия,

Как завещанье мир беречь –

Солдат прижал ребёнка к сердцу

И опустил тяжёлый меч.

Мы жили с ним в соседстве близком

В далёкий предвоенный час.

У радиозавода

В Минске

Я встретить мог его не раз.

Ну как тут сходство не уловишь!

Стихами подтвердить берусь,

Что это Трифон Лукьянович –

Земляк,

Ровесник,

Белорус.

Он зорко смотрит с пьедестала.

Отражены в его очах

Войны внезапное начало,

Фугаской взорванный очаг.

Был тот рассвет июньский, алый

Полночной темноты черней.

Погибла бабушка,

Не стало

Жены и малых дочерей.

Теперь отца не остановишь,

Теперь бойца не сбить с пути.

И в сорок пятом Лукьянович

Сумел к Берлину подойти.

Сюда принёс он жажду мести,

Всю боль, что накопил в душе.

…Шёл беспощадный бой в предместье

На предпоследнем

Рубеже.

Эсэсовцы в слепом бессилье

Вели огонь из всех щелей,

Не глядя, женщину скосили,

Девчушка плакала над ней,

И Лукьянович, вспомнив дочек,

Рванулся, жизни не щадя,

Под ливнем пулемётных точек

Спасать немецкое дитя.

Рванулся средь руин и пепла, –

Чужих детей на свете нет,

И вынес девочку из пекла

Минчанин,

Скромный мой сосед.

Был пехотинцу страх неведом.

Пройдя сквозь пламя и металл,

Гвардеец пал

В канун Победы

И вот –  

Взошёл на пьедестал.

Как воплощение бессмертья,

Как завещанье мир беречь,

Стоит, прижав ребёнка к сердцу

И опустив тяжёлый меч.

Он стать героем не стремился,

Но с правдой ощущал родство,

 Ведомый ленинскою мыслью

И зовом долга своего.

Москвич, бакинец,

Киевлянин,

Любой из вас, – я знаю, – так

Мог поступить на поле брани,

Как Лукьянович –

Мой земляк.

Учитель

Кончилась война, но память сердца жива. Мы бесконечно благодарны тем, кто отстоял независимость нашей Родины.

Давайте почтим память погибших МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

Прошу всех встать! (Запись звуков метронома).

Прошу всех сесть.

1 ведущий

Ребятам всей Земли – салют!

Пусть будет мир на свете!

2 ведущий

Пускай счастливыми растут

Отцам на смену дети!

IV  Итог урока. Оценки. Домашнее задание.

-Это был литературный монтаж из произведений, подготовленных вами к уроку внеклассного чтения на тему «Война и дети». Какие же произведения прозвучали на уроке? (портреты авторов произведений и выставка книг)

«Священная война» В. Лебедев-Кумач

«Сын полка» В. Катаев

«Юнги Северного флота» В. Гузанов

«Рассказ танкиста» А. Твардовский

«Майор привёз мальчишку..» К. Симонов

«На ялике» Л. Пантелеев

«Сашко» А. Фадеев

«Бессмертие» П. Бровка

- Дома напишите в тетрадях название произведения и автора.

V  Викторина.

1) Сюжетные картинки:

В.П. Катаев «Сын полка»,

К.М. Симонов «Сын артиллериста»,

Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»,

Л. Кассиль «У классной доски»,

Л. Кассиль «Плот Алексея Андреевича».

2) Фотомонтаж

- В каких городах воздвигнуты эти памятники?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...