Филологические игры и задачи
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему

Филиппова Татьяна Петровна

Занимательный материал по русскому языку для 5-7 классов. Филологические игры и  задачи  по разделу "Лексика", "Части речи",

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл филологические игры и задачи 25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательный материал по русскому языку

                                 Филологические игры и задачи.

Задачи:

  • Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы  и т.д;
  • Активно расширять лексический запас учащихся, активно использовать новую лексику;
  • Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
  • Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
  • Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
  • Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

Раздел «Лексика»

Игра «Омонимы»

  1. Река в Московской области, или животное, или буддийский монах. (ЛАМА)
  2. Фамилия поэта, или упаковка сигарет, или военный союз нескольких государств. (БЛОК)
  3. Река в Сибири, или часть скелета, или бытовой предмет.(ТАЗ)
  4. Хвойный лес, стальное сверло, химический элемент. (БОР)
  5. Оружие, растение. (ЛУК)
  6. Подъемно-транспортная машина, поднимающая и отпускающая груз, запорное устройство для трубопроводов. (КРАН)
  7. Вселенная, отсутствие войны. (МИР)
  8. Союз, объединение, сообщество; знак в виде дуги над нотами, обозначающий, что надо играть «легато»; единица длины в Великобритании и США, равная трем милям. (ЛИГА)

 Занимательные вопросы тема «Омонимы»

Задание: ответьте на вопросы.

  1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на  машинке).
  2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
  3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, пашня, оставленная без посева).
  4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
  5. Какое коромысло летать  может? ( Коромысло – род крупных стрекоз).
  6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком
  7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
  8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец)

Упражнения для использования в теме «Синонимы».

Задание: Выделите «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

  • Огонь, осень, пламя.
  • Алфавит, чистописание, азбука.
  • Шалун, конница, кавалерия.
  • Бросать, кидать, прыгать.
  • Ураган, дождь, пурга.

Задание: отгадайте загадки-шутки.

  • Какое государство сложно носить на голове? (Панама)
  • Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)
  • Какой город летает? (Орел)
  • Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
  • Какая земля никогда не старится (Новая Земля)
  • Какое крыло никогда не машет? (Крыло самолета)

Тема «Фразеологизмы» Игра «Кто быстрее?      

Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

Идти (идти  в гору, идти в ногу, идти в разрез, идти своей дорогой).

Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять   в оборот).

Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за  пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

     Тема «Ударение и интонация»

  Занимательные стихотворения.

Задание: дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

  • Кран открой – пойдет вода.

Как она пришла сюда?

В дом, сад, огород

Провели….(водопровод)

  • Был бы друг,

Будет и …(досуг)

  • Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его… ( арбуз)

  • Хоть я сахарный зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я - ….(свёкла)

Задача, используемая по теме «Части речи»

Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов.

Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у.

(вкус, воск, коза ,кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус, и т.д.)

                                  «Египетские иероглифы»

Во многих языках корнем слова являлись только согласные буквы. Иероглифы египтян могли передавать звучание слов при помощи изображения «предметных однокоренных слов». Расшифруйте и зашифруйте русские пословицы и поговорки в «египетском стиле», но не рисунками, а подбором слов (нарицательных существительных в именительном падеже единственного числа), обозначающих предметы. Их согласные буквы должны иметь такую же последовательность, как и согласные в пословицах и поговорках.

  1. Расшифруйте  русскую, записанную в «египетском стиле»:

Дуло,    мост,     рыба,   утес.

    Ваш ответ:

    согласные буквы:_________________________________

     пословица:   дело мастера боится.

  1. Зашифруйте русскую пословицу «египетским способом»:

Ответ: Усы,   бак,   лото,    вата,    рана,    сито.

        Ваш ответ:

      согласные буквы:_________________________________

  пословица:   Собака лает – ветер носит.

  1. Расшифруйте русскую поговорку, записанную в «египетском стиле»:

Мыло,   узел,   танк,    дуда,   рога.

         Ваш ответ:

          согласные буквы:_________________________________

 пословица:   мал золотник, да дорог.

  1. Зашифруйте русскую поговорку «египетским способом»:

Мастер на все руки

          Ваш ответ:

          согласные буквы:_________________________________

 пословица:   Мост,  арена,   овес,   река.                                                                                                                 

                    Перевертыши «Имена героев сказок»

     Чтобы восстановить настоящее имя литературного героя, следует заменить слова – «перевернутого имени» на антонимы – слова, противоположные по смыслу. А ели антонима не имеется, то на слова из того же ряда понятий.

     Нужно подбирать такие слова, чтобы получилось имя или прозвище известного литературного героя.

Перевернутые имена

Ответ

1

Зеленый Берет

Красная Шапочка

2

Желтые Бакенбарды

Синяя Борода

3

Понедельник

Пятница

4

Черносажка

Белоснежка

5

Вилли Короткий  Дольчик

Пеппи –Длинный Чулок

6

Пес Солдаткин

Кот МАтроскин

7

Гигант Ухо

Карлик Нос

8

Деревянный Лесничий

Железный Дровосек

9

Дедушка –без- ножки

Мальчик – с -пальчик

10

Рублик

Пятачок

11

Фридрихсон, который умирает в подвале

Карлсон, который живет на крыше

12

Индюшка Бела

Курочка Ряба

13

Рабыня – жаба

Царевна – лягушка

14

Метровка

Дюймовочка

15

Внук Пекло

Дед Мороз

16

Я-я

Ю-ю

Литература:

  1. Анашина Н.Ю «День словесности в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. Русский язык и литература». Ярославль: Академия развития, 2006 г.
  2. Гусарова И.В. «Тесты по русскому языку. 5-11 кл . – М.: ООО «Изд-во «Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Урок-игра "Основные задачи на проценты"

Урок-игра "Задачи на проценты", 5 класс...

Филологическая игра по фразеологии "Семи пядей во лбу"

Маиериал состоит из сценария и презениации с игровыми заданиями по теме "Фразеология".  Игра расчитана на учащихся 8 класса, но после небольшой коррекции может применяться и в другом возрост...

Урок-игра "Математические задачи от русских писателей"

Работа выполнена в табличном редакторе EXEL и содержит  знакомые математические задачи от русских писателей.Решив эти задачи ,учащиеся узнают  ,например,какого роста был Конек -горбунок и ка...

Филологическая игра «О великий, могучий русский язык!»

Данная игра была продумана и проведена в рамках недели русского языка в школе. В игре принимали участия команды от каждого класса...

Филологическая игра "Грамотеи"

Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса....