Филологическая игра по фразеологии "Семи пядей во лбу"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Дубинина Евгения Александровна

Маиериал состоит из сценария и презениации с игровыми заданиями по теме "Фразеология".  Игра расчитана на учащихся 8 класса, но после небольшой коррекции может применяться и в другом возростном диапазоне. Данная разработка может быть полезной как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filologia.rar1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Филологическая игра по фразеологии для 8 класса

«Семи пядей во лбу».

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «ГСОШ» Дубинина Е.А.

Цели игры-соревнования:

пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами;

научить использовать их в своей речи;

побудить школьников как можно чаще обращаться к фразеологическому словарю.  

Вступительное слово учителя

Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и уместно использовать, ведь только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. Что обозначает тот или иной фразеологизм, каковы его особенности? На эти вопросы дает ответ вышедший в 1967 году «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. По существу, это первый фразеологический словарь в точном смысле слова. Он содержит свыше 4000 словарных статей. Чтобы показать, как фразеологизм употребляется в речи, каждое его значение иллюстрируется цитатами из произведений художественной и публицистической литературы.

Итак, мы начинаем. Класс разбит на две команды. Ребятам предлагается дать название своей команде, представиться.  Представление жюри.

Конкурс 1. Разминка.

Дайте толкование фразеологизму:

(Команды отвечают по очереди)

Заблудшая овца (овечка) – человек, сбившийся с правильного жизненного пути.

Биться как рыба об лед – тщетно, безрезультатно прилагать все усилия, чтобы выйти из бедственного материального положения; бедствовать.

Ни рыба ни мясо – ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек.

Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, корыстно пользоваться какими-либо неурядицами, беспорядками, неясностью обстановки.

Как рак на мели – в крайне затруднительном положении.

Когда (пока) рак свистнет – неизвестно когда; в неопределенном будущем; никогда.

Извиваться змеей (ужом) – льстить, угодничать, подхалимничать; изворачиваться, ловчить, хитрить и т.п.

Отогревать (согревать) змею на груди (за пазухой) – проявлять внимание, заботу, любовь и т.п. к человеку, который впоследствии платит за это неблагодарностью.

Змея подколодная – злобный, коварный, опасный человек..

Какая муха укусила (кого-либо) – чем вызвано такое странное поведение; что случилось с кем-либо; о непонятном, необъяснимом поведении кого-либо.

Как сонная муха – вяло, неторопливо, еле-еле (делать что-либо). О человеке.

Белые мухи – снег, снежинки. О падающем снеге.

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незаслуженно большое значение.

Мухи дохнут (мрут) – невыносимо скучно.

Мухи не обидит – кроткий, безобидный, добрый.

Медведь на ухо наступил – кто-либо совсем лишен музыкального слуха.

Делить шкуру неубитого медведя – распределять прибыль от еще не осуществленного дела, предприятия.

Медвежий угол – отдаленное, глухое, малонаселенное место; захолустье.

Конь (еще) не валялся у кого, где – ничего еще не начато, не сделано кем-либо.

Оседлать своего (любимого) конька, садиться на своего (любимого) конька – начать говорить, рассуждать, распространяться на излюбленную тему.

Не в коня корм – не идет на пользу кому-либо. О пище, о еде; не может быть должным образом оценено, понято кем-либо. О том, что делается для кого-либо.

Врет как сивый мерин – бессовестно, беззастенчиво, беспредельно.

Темная лошадка – о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.

Рабочая лошадка – о трудолюбивом человеке, безотказном работнике.

Что объединяет все эти фразеологизмы ( во всех упоминаются животные)

Конкурс 2. Поймай фразеологизм.

 На доске вам предложен ряд словосочетаний, куда включены и фразеологизмы. Командам надо найти и «выловить» только фразеологизмы, составить с ними небольшие предложения.

Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазами , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.

Конкурс 3. «Части тела»

 Командам предлагается вспомнить фразеологизмы, где бы упоминались части тела человека. Например: остаться с носом.  Команды поочерёдно называют фразеологизмы, побеждает та, которая назовёт больше.

Конкурс 4. «Что я вижу!»

Сейчас перед вами появятся изображения, обозначающие определённые фразеологизмы. Вам надо «расшифровать» какой фразеологизм имел ввиду художник. Изображение для команд появляется поочерёдно. Если команда затрудняется. Слово соперникам.

Конкурс 5 «Художники».

А теперь вам самим нужно зашифровать фразеологизм для соперников. Но так, что б его содержание нашло отражение в вашем рисунке. (Командам даются карточки с фразеологизмами, после окончания работы они демонстрируют её соперникам, те называют задуманный фразеологизм)

«Переменка»

Посмотрите на юмористические картинки, изображающие фразеологизмы.

Конкурс 6. «Блиц-опрос»

Фразеология не может жить без других лингвистических наук. Всё в языке взаимосвязано, он как живой организм многогранен и изменчив. Вам предлагаются вопросы, которые затрагивают и другие разделы языка. Кто больше даст правильных ответов, тот и победит в этом конкурсе.

                    1.Буквы, выстроенные для переклички. (Алфавит)

                    2.Фольклорный тест на сообразительность. (Загадка)

                    3.Учреждение, куда принимают неграмотных. (Школа)

                    4.Яйцо в геометрии. (Овал)

                    5.Мудрое время суток. (Утро)

                  6. Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс)

                   7. Именно этого слова не хватает в перечне, который надо запомнить  «Замуж

                      невтерпёж». (Уж)

                   8. Изменение имени по падежам. (Склонение)

                   9. Что есть и у дерева, растущего в лесу, и у слова «дерево», написанного на   бумаге.? (Корень)

                10.  Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призывал «жечь сердца людей». (Глагол)

Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))

Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)

Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)

Закончите знаменитую фразу русского языковеда Л.В.Щербы : «Глокая  куздра штеко будланула бокра и ……» (курдячит бокренка)

Язык на котором ведется богослужение в православных храмах

( церковнославянский)

Как называются словари, посвященные происхождению слов? ( этимологические)

Определите значение слова десница ( правая рука)

Что обозначает слово ВЕЩИЙ в  поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)

На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы)

Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского)

Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского рода, а другое - женского рода. (Луна,  месяц)

С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)

Конкурс7  « Сочинители».

Следующее задание творческого характера: вам нужно сочинить небольшой рассказ на тему «Однажды на уроке русского…», употребив как можно больше фразеологических оборотов.  Кто правильнее и лучше справится с заданием, тот и победит в этом конкурсе! (10мин).

Резерв:

1. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты.

(1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.)

(2-я команда – расхлебывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу).

2. Продолжи фразеологизм:

Как с гуся (вода)

Сломя (голову)

Кто в лес (кто по дрова)

Держать хвост (пистолетом)

Нить (Ариадны)

Домоклов (меч)

Заметать (следы)

Чёрным (по белому)

Жюри подводит итоги.

   На этом наша игра заканчивается.  Понравилось ли вам наше занятие? Что вызвало наибольший интерес?

Всем большое спасибо. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математике "Семи пядей во лбу, или..."

Презентация к проекту по математике "Меры" знакомит с историей русских мер длины....

Командная интеллектуальная игра «Филологическая карусель».

В наше время большую роль в образовании играют информационные ресурсы. В нашем образовательном учреждении созданы все условия для того, чтобы учащиеся могли воспользоваться в полной мере этими ресурса...

Командная интеллектуальная игра «Филологическая карусель».

В наше время большую роль в образовании играют информационные ресурсы. В нашем образовательном учреждении созданы все условия для того, чтобы учащиеся могли воспользоваться в полной мере этими ресурса...

Филологическая игра «О великий, могучий русский язык!»

Данная игра была продумана и проведена в рамках недели русского языка в школе. В игре принимали участия команды от каждого класса...

Филологические игры и задачи

Занимательный материал по русскому языку для 5-7 классов. Филологические игры и  задачи  по разделу "Лексика", "Части речи",...

Филологическая игра "Грамотеи"

Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса....