Филологическая игра «О великий, могучий русский язык!»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данная игра была продумана и проведена в рамках недели русского языка в школе. В игре принимали участия команды от каждого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fil.igra_.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «О великий, могучий русский язык!»

    Интеллектуально-познавательная игра. 6 класс

Цель: способствовать  развитию познавательного интереса учащихся, закреплению знаний по русскому языку; прививать любовь к предмету, развивать мышление, воображение, память.

Ключевые слова: роль русского языка, словари, конкурсы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

Оформление: в центре доски из цветной бумаги наклеены буквы, представляющие название мероприятия: «О великий, могучий русский язык!». На разных сторонах доски последовательно представлены таблички с названиями конкурсов. Заранее заготовлены карточки с заданиями.

Место проведения: актовый зал.

Краткая аннотация: Игра предназначена для развития познавательного интереса учащихся, закрепления знаний по русскому языку, привития любви к предмету, развития мышления, воображения, памяти, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы, личной инициативы ребят.

Описание игры: от каждого  класса  параллели представлена команда в количестве 7 человек. Каждая команда имеет капитана и название. У участников игры есть эмблемы. Проводит игру ведущий, жюри ведёт подсчет баллов за различные конкурсы. Остальные учащиеся - болельщики, для которых также предназначены некоторые конкурсы.

Предположительная продолжительность игры- 1 час.

                                                              Ход игры.

  1. Слово ведущего о правилах игры, представление жюри, поздравление участников с началом мероприятия.

Слово ведущего о роли русского языка:

Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Роль языка замечательно передана в русском народном творчестве. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведёт», «Без языка – как без рук», «Язык мой – друг мой» и многие другие.

Русский писатель К. Г. Паустовский писал: « Нет  ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

Итак, начинаем интеллектуально-познавательную игру «О великий, могучий русский язык!»

                                       I.КОНКУРС «Визитка».

Это конкурс-самопредставление.

Вы получили задание: составить рассказ о себе на минуту. Сейчас ваша задача уместить свой рассказ по времени только в 30 секунд.

                                     II. КОНКУРС «Разминка».

Участники команды задают друг другу вопросы, которые приготовили дома (по 5 вопросов). Жюри подводит итоги конкурса.

                    III. КОНКУРС ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ «Знаешь ли ты историю?»

Ведущий по очереди задаёт вопросы командам.

                                                       ВОПРОСЫ

Вопрос № 1: Что означает слово «пиктография»?

Ответ: от лат. Pictus – нарисованный, картинный, греч. Grapho – пишу. Письмо в форме простых рисунков, передающих общий смысл высказывания, называется пиктографией. Это дошедшие до нас наскальные рисунки с изображением животных, сцен охоты, жизни первобытных людей.

Вопрос №2: Что такое берестяная грамота?

Ответ: Книги, написанные на бересте – коре берёзы, специально обработанной, назывались берестяными грамотами.

Вопрос №3: Как назывался инструмент, которым писали на бересте?

Ответ: Это была заострённая палочка, которая называлась «писало».

Вопрос № 4: Откуда пошло выражение: « Написать с красной строки»?

Ответ: Начальные буквы и заглавия разрисовывали красной краской и украшали. Отсюда и пошло выражение.

Вопрос №5: Откуда появилась поговорка: «Прочитать от доски до доски»?

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплёты из деревянных досок, обтянутых кожей. Поговорка пришла к нам из тех далёких лет.

Вопрос № 6: Кем и когда был издан первый «Букварь»?

Ответ: Иваном Фёдоровым в 1594 году. Эту дату считают началом книгопечатания на Руси.

А теперь блиц – вопросы для каждой команды:

Вопросы первой команде.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади?(буква Ц).
  2. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дней? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  3. В каком слове отрицание нет слышится 100 раз? (стонет).
  4. Что общего у дня и ночи? (мягкий знак).
  5. Что находится между горой и оврагом? (буква и).
  6. Какая обувь в огне не  рождается, огнем закаляется, долго носится, никак не сносится? (подкова).
  7. Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным).
  8. Весь мир одевает, а сама нагишом? (иголка).
  9. Сложишь – клин, разложишь - блин? (зонт ).
  10. Какая одежда согревает душу? (душегрейка).

Вопросы второй команде.

  1. Название какого города образовано из названия дерева и минерала? (Мел и тополь – Мелитополь).
  2. Какой город может парить в воздухе? (Орел).
  3. Соединив название ноты с согласной буквой, мы получим название реки в России? (Дон).
  4. Какой месяц самый короткий? (Май).
  5. Отгадайте загадку: «Книзу – вершком, кверху – корешком».Что это такое? (Сосульки).
  6. Какое название острова говорит о его величине? (Я - Мал).
  7. «Крыша Мира».  Где она находится? (Памир в переводе на русский язык  означает «Крыша Мира»). 
  8. Название какого города говорит , что он «сердитый»?  (Грозный).
  9. Какая страна в Центральной Америке носит такое же название ,что и головной убор? (Панама).
  10. Какого цвета белый свет? (Белый свет состоит из ряда разноцветных  лучей: красного, оранжевого ,желтого, зеленого , голубого, синего, фиолетового)

                               IV.КОНКУРС «В гостях у словарей».

  1. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Вспомнить, что в русском языке называется фразеологизмом!!!

Первая часть конкурса        

Давайте вспомним удивительные легенды Древней  Руси. Известно, что они  подарили нашему языку много ярких  словосочетаний. Что же означают некоторые из них?

Происхождение этого выражения корнями уходит во времена царя Ивана Грозного. Московский митрополит Филипп, образованный и просвещенный человек, выступал против царской политики террора и насилия. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь ,не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой. С его именем связано выражение, которое укоренилось в русской речи, и до сих пор так называют документ, не имеющий юридической силы. (Филькина грамота).  

На  Руси издавна был обычай в случае досады или разудалого веселья, перед тем как пуститься в пляс, с размаху бросать шапку на землю – такова была удалая русская душа.  Это выражение первоначально обозначало  численное преимущество  над противником, позже оно стало ироническим определением глупой самонадеянности. (Шапками закидать).

До революции на Руси было много монастырей, и каждый из них имел свой свод правил, который назывался уставом. Все монахи, живущие в монастыре, следовали только своему уставу. Если они переходили в другой монастырь, то должны были подчиняться и его уставу. Монахи, тысячами бродившие по Руси, и разнесли эту поговорку по свету. Теперь человеку, который, следуя своим привычкам ,не подчиняется принятым нормам поведения, говорят… (В чужой монастырь со своим уставом не ходят).

До 18 века, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы приготовить ее , не требовалось большого умения  - горшок с репой ставился в печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела. (Проще пареной репы).

Вторая часть конкурса

Ведущий раздаёт командам карточки с началом фразеологизмов и вариантами их окончаний, учащиеся должны выбрать правильный вариант и подчеркнуть его.

   1 команда

  1. Сидеть у разбитого (кувшина, корыта, телевизора).
  2. Рыцарь без страха и (коня, упрёка, доспехов).
  3. Валить с больной головы на (лысую, бестолковую, здоровую).

2 команда

  1. Ни рыба (ни сарделька, ни мясо, ни колбаса).
  2. Ребятишкам (на жвачку, на компьютер, на молочишко).
  3. Ветер свистит (в парусах, в карманах, в кустах).
  1. СЛОВАРЬ УДАРЕНИЙ
  • Ведущий прочитает стихотворение с неправильными ударениями в словах, зрители должны назвать эти слова, сказать, как правильно они произносятся.

Ах, простите, подскажите,

Поглядите-ка вокруг:

Где магазин и диспансер,

Квартал первый, добрый друг?

Ты смотри в словарь не раз,

Не давай себе лениться!

Выручит в лесу компас,

Ползёт тихо гусеница.

  • Ведущий раздаёт участникам карточки со словами, в которых нужно поставить ударение. Жюри оценивает правильный ответ одним баллом.

1 команда

КРАСИВЕЕ   ТОРТЫ   КУЛИНАРИЯ   СВЕКЛА   КАТАЛОГ   БАЛОВАТЬ   ОБЛЕГЧИТЬ

2 команда

ШОФЕР   СТОЛЯР   ЗВОНИШЬ   ЩАВЕЛЬ   ГРУШЕВЫЙ   ДОГОВОР   КЛАДОВАЯ

  1. СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ

Вспомнить, какие слова в русском языке называются антонимами!!!

Ведущий читает стихотворение с пропущенным словом, участники должны его назвать. Кто первый поднимет руку и ответит, тому присуждается балл.

Коля – Бэтмен в школьных стенах,

Носится как заводной.

Он здоров на переменах,

На уроках весь …(больной).

Вышел Иванов к доске:

«У стрекоз есть жало».

Двоек много в дневнике,

А пятёрок - … (мало).

Мы сидим с Наташей вместе.

Хоть списать мне удалось,

Ждут меня плохие вести:

Нам оценки ставят …(врозь).

  1. СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

Вспомнить, какие слова в русском языке называются синонимами!!

Ведущий раздаёт командам карточки с синонимами. Игра «Шеренга». Игроки должны расставить их в порядке возрастания признака.

1 команда

СВИРЕПЫЙ, ЖЁСТКИЙ, ЛЮТЫЙ, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ, ЗЛОЙ, БЕССЕРДЕЧНЫЙ (ВРАГ)

2 команда

ОСКОРБИТЕЛЬНЫЙ, ОБИДНЫЙ, РЕЗКИЙ, ГРУБЫЙ, БЕСТАКТНЫЙ (ПОСТУПОК)

Подберите слова- синонимы с удвоенными согласными. 


1. Больничный лист (бюллетень) 
2. Специальность (профессия) 
3. Обучение животных (дрессировка) 
4. Скорый поезд (экспресс) 
5. Асфальтированная дорога (шоссе) 
6. Игра на льду (хоккей) 
7. Помещение в школе (класс) 
8. Вид плавания (брасс) 
9. Дачная пристройка (терраса) 
10. Шестой день недели (суббота)

                                              V.КОНКУРС КАПИТАНОВ

  • Конкурс «Эрудит». Вспомнить значение слова ЭРУДИЦИЯ  (глубокие познания в какой-либо области).

Ведущий по очереди задаёт вопросы капитанам, те быстро дают на него ответ.

Задание: быстро отгадать значение слова по толкованию его лексического значения.

  1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания и нагревания (Термос).
  2. Начальный момент спортивного состязания по преодолению каких-либо расстояний на скорость (Старт).
  3. Городская наземная электрическая дорога (Трамвай).
  4. Красная строка, отступ в начале строки (Абзац).
  5. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (Акваланг).
  6. Тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине (Патриот).
  7. Дословная выдержка из какого-либо текста (Цитата).
  8. Денежное или иное материальное поощрение в награду за что-либо (Премия).

VI.КОНКУРС «Не сломай головы!»

Задание: быстро назвать слово, от которого образовано прилагательное. Ведущий показывает карточки с парами слов: ЦВЕТНОЙ – ЦВЕТОЧНЫЙ (цвет - цветок), СОЛЬНЫЙ – СОЛЕВОЙ (соло – соль), ВИНТОВОЙ – ВИНТОВОЧНЫЙ (винт – винтовка), ДУШИСТЫЙ – ДУШЕВНЫЙ (дух – душа).

                                        VII.КОНКУРС «Народная мудрость».

Ведущий раздаёт командам карточки с началом пословиц, игроки должны написать их окончание.

1 команда

  1. Кто рано встаёт…(тому бог подаёт).
  2. За двумя зайцами погонишься…(ни одного не поймаешь).
  3. Мягко стелет…(да жестко спать).
  4. Дрова рубят…(щепки летят).
  5. Чем бы дитя не тешилось…(лишь бы не плакало).

2 команда

  1. Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь).
  2. Знать бы, где упасть…(соломки бы подстелил).
  3. Скучен день до вечера…(коли делать нечего).
  4. Береги платье снову…(а честь смолоду).
  5. Не имей сто рублей…(а имей сто друзей).
  6.                             VIII. КОНКУРС - ИГРА «НАБОРЩИК».
  7. Ведущий раздаёт командам буквы, написанные на карточках  (размер 10 x 10). Играет столько человек, сколько букв в слове. У каждого участника в руках одна буква. Как только ведущий называет очередное слово, участники начинают собирать его, поднимая карточку с буквой над головой. Побеждает та команда, которая раньше другой соберёт – «напишет» слово.
  8.          Слова для игры:
  9. ВИНОГРАД  (вино, град, гора, вода, род, год, рог, вид, грива, нива, диво).
  10. СПОРТ  (спор, порт, сорт, сор, рот, торс, пот, пост, рост, стоп, ор).

                           XI. КОНКУРС «Кто быстрее?»

Ведущий задаёт вопрос в виде загадки-шутки. Они отличаются от всех загадок тем, что заставляют мысль работать в неверном направлении. Они остроумны и поражают неожиданностью ответа. Жюри засчитывает ответ, данный игроком той команды, участник которой первым поднял руку.

  1. Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна).
  2. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой).
  3. Когда в пустом кармане есть что-нибудь? (Когда в нём дырка).
  4. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое).
  5. Можно ли в решете воды принести? (Можно, если она замёрзнет).
  6. На какой вопрос никто никогда не ответит «да»? (Спящий человек на вопрос: «Вы спите?»
  7. Каких камней нет ни в одном море? (Сухих).
  8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон).

X. КОНКУРС «Преодоление границ в общении» (5 баллов).

Задание: Не используя ни одного слова, передайте вопрос или просьбу зрителям.

Задание для 1 команды: «Где находится школа?»

Задание для 2 команды: «Я хотел бы съесть хот-дог».

XI.  КОНКУРС «Логогрифы». 

Хорошее знание языка помогает при решении логогрифов. 
Логогрифы – слова- загадки, решить которые можно при отнимании 
или прибавлении буквы или слога. Например, роза- гроза.

Задание для 1 команды. 
1. Известное я блюдо, 
Когда ж прибавишь М, 
Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (уха – муха) 
2. И по реке, по пруду 
Плыву я в тихую погоду, 
Но вставь лишь И – я поведу 
Стальную птицу к небосводу. (плот – пилот) 
3. Я вам врежу, когда расту, 
На шерсть сажусь я иногда. 
Что надо сделать, чтоб в порту 
Мной защитить от волн суда? ( моль – мол)

4. В оркестре ты меня услышишь 
И как приветствие поймёшь. 
А мягкий знак в конце припишешь- 
Ты мною вычертишь гараж. (туш- тушь)

Задание для 2 команды. 
1. Ко мне идёшь учиться ты стрельбе. 
Теперь прибавь–ка букву Е - 
Я при письме понадоблюсь тебе. (тир-тире) 
2.Мы краски, нами красят лица. 
Отбрось-ка звонкую – 
Перед тобой столица. (Рим- грим) 
3. С буквой О - 
Арктический и антарктический, 
Без неё - я знак математический. (полюс- плюс) 
4. Я из-под трактора бегу, 
Вам хлеб взрастить я помогу. 
Отбросьте П – не улежу, 
Уйду к тюленю и моржу. (пласт-ласт)

XI «Имена». 
Ономастика- это наука, изучающая имена. 
Из данных слогов сложите всевозможные имена. 
ВА, СВЕ, ГЕ, ТО, ПЕ, ЛЮ, РО, СА, ЛЯ, ТА, НА, НЯ, ТЯ, РИ, ША, МА.

XII.КОНКУРС ПОЭТИЧЕСКИЙ

Один из участников каждой команды читает выразительно стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Русский язык». Жюри оценивает лучшее прочтение стихотворения.

    ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Всех скороговорок не перескороговоришь».

Ведущий раздаёт болельщикам команд карточки со скороговорками. За лучшее прочтение команде присуждаются баллы.

1 команда

В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это лещ-забияка снова бросил рака.

2 команда

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Купила на рынке Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась о гуся.

                           

      XI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внекласнное мероприятие по русскому языку "Великий могучий русский язык"

разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса. игровые задания, ребусы, загадки...

Методические рекомендации для проведения Урока Знаний "Наш великий могучий русский язык"

Сценарий Урока Знаний или классного часа«Наш великий могучий русский язык»...

Игра - КВН «Великий, могучий русский язык»

Внеклассное мероприятие по русскому языку. 6 класс. ...

Урок-КВН по русскому языку "Великий, могучий русский язык" в 7/8 классе.

      Урок-КВН по русскому языку "Великий, могучий русский язык" в 7/8 классзакрепление знаний по русскому языку и литературе, активизация познавательной деятельности, ...