Создание памяток по русскому языку для учеников средней школы
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Ханина Александра Романовна

В данной работе представлены способы создания памяток. Идет речь о пользе данных средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hanina_a.r._kak_sozdat_pamyatku.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка данной идеи позволит облегчить работу на уроке, выработать орфографическую и пунктуационную грамотность, систематизировать орфограммы и пунктуационные правила, научиться объяснять и исправлять допущенные ошибки в письменных работах.

Обучение русскому языку в школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по языку, развивать их языковое чутье, способствовать анализу языковых явлений, умения наблюдать факты речи.

Обратимся к возрастной группе пятиклассников (9-11 лет). Основной этап обучения орфографии начинается с повторения того материала, которым овладели учащиеся на начальном этапе (1-4 классы). Ученики, пришедшие в 5-й класс, уже знакомы с основными правилами обозначения звуков буквами на письме, с правилами раздельного написания знаменательных и служебных слов, с основными правилами употребления прописной буквы и с общими правилами переноса. Одним словом, о русской орфографии пятиклассники имеют первоначальное представление, на основе чего у них сформировались навыки правописания.

Но для учащихся этой возрастной группы характерна сформированность неустойчивых навыков правописания. Объясняется это не только тем, что происходит адаптация классного коллектива к новым условиям обучения, но и некоторыми специфическими особенностями. Для начального этапа обучения (1-4 классы) орфографии характерен практический уклон. Система упражнений помогает учащимся осознать способ орфографического действия в его самом общем виде.

Важнейшим умением, которое формируется в период перехода в среднее звено, является умение обнаруживать орфограммы.

Работа начинается с того, что учащиеся, анализируя слова с одной орфограммой, получают представление о написаниях, определяемых произношением и не определяемых им. Например, в слове стопа написание трех букв (с,т,п) определяется произношением: в этом слове никаких других букв, кроме данных, написать нельзя. Что же касается безударного звука [о], то по правилам графики можно написать как букву а, так и букву о. Это сомнительное написание и есть орфограмма. Какую из возможных букв правильно употребить, диктует правило: в проверочных словах с тем же корнем (стопы, стопочки) пишется буква о; значит, по законам русского правописания безударный звук передается той же буквой – стопа.

Аналогичное рассуждение проводится и при аргументации обозначения на письме согласных звуков.

Далее развиваются способности учащихся обнаруживать орфограммы, соотнося их сразу же с конкретными морфемами (правила сформулированы применительно к определенной морфеме).

Анализ допущенных ошибок сразу учащиеся самостоятельно выполнить не в состоянии, их надо обучать, и потому запись оформляется параллельно на доске и в тетрадях под контролем учителя.

Учитель вслух комментирует условие выбора орфограммы, в которой допущена ошибка, т.е. графически обозначает орфограмму и условие, при котором орфограмма отработана.

Трудности выполнения учащимися анализа письменной работы связаны с рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Отсутствие четкого плана анализа и классификации орфограмм.
  2. Отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм.

Прививая навыки научного орфографического анализа и постепенного внедрения пунктуационного анализа слов и синтаксических единиц, учитель может облегчить работу учащимся, предложив им “Памятку по русскому языку”.

“Памятка по русскому языку” включает в себя первоначальный набор изученных орфограмм. После изучения новых тем необходимо пополнять данную “Памятку”, показывая принцип графического обозначения и проверки предполагаемой ошибки.

Каждая орфограмма именована, предлагается порядок работы с данной орфограммой и прописано графическое обозначение правила. После указаний дается пример отработки ошибки на данную орфограмму. К недавно изученным орфограммам прилагается формулировка правила на данную орфограмму с целью облегчить поиски правильного написания и укрепить недавно изученное правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности в усвоении русского языка у учащихся средней общеобразовательной школы.

Родителям и учителям бывает трудно работать с подростками, имеющими нарушения письменной речи. Статья раскрывает вопрос о возможности предоставления помощи учащимся средней общеобразовательной школы у...

Рабочая программа по русскому языку для учеников 8 класса школы I вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование порусскому языку для детей с ОВЗ (I вид) 8 класс...

Сценарий Вечера памяти, посвященного Евгению Строкачу, ученику средней школы №130, погибшему в Чечне в 2000 году.

Данная разработка внеклассного мероприятия поможет учителям и классным рукоаодителям организовать подобные Вечера Памяти....

Тесты по русскому языку для учеников коррекционной школы 8 вида

Тесты по теме "Имя существительное" для учащихся старших классов коррекционной школы 8 вида...

ОБУЧЕНИЕ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НЕМЕЦКИЙ) УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА.

В статье описаны преимущества обучения детей 5-9 классов немецкому языку, как второму иностранному, на основе сравнения с английским языком...

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДА ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДА ДЛЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ...

Статья о влияние уроков технологии на учеников средней школы

Представляю ко внимаю статью о влияние уроков технологии на учеников 7х классов....