Конспект урока о Сергее Есенине
план-конспект урока (11 класс) на тему

урок о Сергее Есенине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_predmet.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

                   УЧЕБНЫЙ    ПРЕДМЕТ :    ЛИТЕРАТУРА

                  КЛАСС : 11 КЛАСС

                   ТЕМА УРОКА:     СЕРГЕЙ ЕСЕНИН - НАЦИОНАЛЬНЫЙ РУССКИЙ ПОЭТ.

                   Тип   урока:   обобщающий.  

                   Цели урока:

              1.   Предметная:

            - освоить  обучающимися  умение создавать  и  представлять проект в ходе изучения  новой                        

              темы , обобщать полученные знания;

             -развивать навыки монологического высказывания ;

             -совершенствовать навыки  выразительного чтения;

            - формировать умение воспринимать, анализировать, критически оценивать  и          

             -интерпретировать прочитанное  на  уровне интеллектуального осмысления.

          2.    Метапредметная:

          -активное использование средств информационных и коммуникативных  технологий .

         3.      Личностная:

         -воспитывать патриотизм, бережное отношение к природе , чувство любви к матери  и  

            уважение к женщине;

         -совершенствовать  умение  работать  индивидуально и в группе.

     

          Формы    работы:  самостоятельная ,  групповая.

          Темы проектов по группам:

        1.  Любовь  и природа в лирике Есенина.

        2.  Светлый образ матери.

        3.  Родина в творчестве и жизни Есенина.

        4.  Любовь к женщине в лирике Есенина.

        Учащиеся  оформляют свой проект с помощью иллюстраций, надписей ,эпиграфов, музыки.

       Песни на стихи Есенина  звучат в исполнении  трио «Реликт».

        Оформление  урока:

       1.Портрет С.Есенина. 2. Эпиграф на доске. 3.Проектное оформление.

                                                               ПЛАН  УРОКА:

БЛОК  ЦЕЛЕВОЙ – 4 МИН.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Целеполагание. - 1мин.

3. Постановка  задач -2 мин.

БЛОК  ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ – 35 МИН.

Защита творческих проектов.

БЛОК  АНАЛИТИЧЕСКИЙ -6 МИН.

1. Рефлексия. Подведение  итогов  -  5 мин.

2.Информация  о домашнем  задании – 1 мин.

                                                                  ХОД  УРОКА

1.   Организационный момент.

Цель:   создание эмоционального настроя,  проверка  готовности учащихся к уроку.

2.  Мотивация нового материала.

Сергей Есенин – самый читаемый поэт в России. Уже более ста лет  живет неповторимое есенинское  песенное слово. Казалось бы , все , о чем рассказывает  Есенин в стихах, он рассказывает  о  себе. Но   все это  глубоко волнует каждого из нас. За личной  судьбой поэта встает  его время, его эпоха. И   не только его время, но и наше время. Из  своих  двадцатых годов  Есенин   незримо   шагнул  в наше время  и  дальше – в будущее.Все  рельефнее,  все  весомее  и  многограннее  предстает  перед  нами  образ Есенина – великого поэта и  Человека, все очевидней становится та истина, что  творчество его занимает достойное место во всей духовной жизни нашего народа  и  всего человечества. Ю. Прокушев, исследователь творчества Есенина,  называет его жизнь короткой, как мгновение, сказочно – прекрасной, неповторимой.( Как вы думаете , почему ? Вспомним биографические сведения  о поэте)

Сегодня мы считаем Сергея  Есенина  национальным русским поэтом. Почему? Попробуем  ответить на этот вопрос  в конце нашего урока. Тему запишем  в рабочие тетради. Есенин пришел на землю с любовью ко всему живому в мире  и милосердием, поэтому главным ключевым словом у нас будет слово  ЛЮБОВЬ. Эпиграфом нашего  урока  будут слова А.М.Горького :   «Сергей Есенин  не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно  для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали   полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслужено человеком».

3  .К сегодняшнему уроку вы готовили  творческие проекты. Настало время представить  их в соответствии  с   требованиями  подготовки  и критериями   оценки.(Перед учащимися  лежат памятки «Как готовиться к устному высказыванию» и «Критерии оценивания проектов»).

4.  Защита творческих проектов.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ЛЮБОВЬ И ПРИРОДА В ЛИРИКЕ  СЕРГЕЯ  ЕСЕНИНА»

(Учащиеся исследовали художественный мир Есенина, искали  примеры использования в стихах  запахов, звуков, цвета, движений; подбирали  репродукции картин художников; песни на стихи Есенина, и результат  своей работы учащиеся  представляют  в виде сообщения  с использованием  найденных материалов и чтением стихотворений).

Учитель: Как мог Есенин не любить?! Из 30 лет жизни поэта первые 17 прошли в родном рязанском  крае. Он рос среди раздолья среднерусской природы ,и она научила его любить  « на этом свете все, что душу облекает в плоть».В  самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее  - и никаких псевдонимов, столь популярных  в его время, не понадобилось. В стихах Есенина все естественно  и  просто -  как растет трава , как течет река,  как наступает рассвет, - и  в то же время таинственно и загадочно. Священная для поэта рязанская земля   с  первых сознательных его шагов и до  смерти наполняла  его сердце неугасимой любовью к Отечеству. «От василька, забежавшего на ржаное поле, от  церквушки,  от теплого родительского крова до прозрений о проникновении человека в звездные миры – все вобрало  в себя это неизбывное чувство».Звучит мелодия есенинской песни.

 Вот так мировосприятие Есенина складывалось  под влиянием русской природы.( Вопрос к учащимся: А как , ребята, влияет на вас природа? Что вы чувствуете?  Есть  ли в  вашей душе есенинские чувства?)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ МАТЕРИ».

(Учащиеся рассказывают  о матери С.Есенина,  об их взаимоотношениях, приводят воспоминания  матери Татьяны Федоровны о сыне, показывают фотографии , на которых изображен С.Есенин с матерью, делают вывод о влиянии  матери  и   ее роли  в жизни поэта , читают стихотворения, посвященные матери.) Звучит песня «Письмо матери».(Вопрос: Традиционно образ матери один из  самых святых и целомудренных в русской литературе. Вспомним Некрасова, Блока, Клюева. Но почему именно образ матери , а не сестры, жены, дочери, отца? Ведь все они , казалось бы, столь же необходимы для  земного бытия?

Мать для каждого из нас – это прошлое, это память, это кровная связь сродным домом, родиной ,это душевная связь , это…(продолжают учащиеся).

«Мать – это любовь, доброта, умение понимать и прощать, природная мягкость и душевная стойкость». В.Распутин

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  «РОДИНА В ТВОРЧЕСТВЕ И ЖИЗНИ ЕСЕНИНА».

(Учащиеся  читают стихотворения Есенина о  родине, представляют  свое понимание патриотизма  в современной действительности, свое отношение к родине, исследуют образ родины в творчестве поэта. Показывают иллюстрации, фотографии на тему родины. Звучит песня «Спит ковыль…».

Учитель: Есенин говорил:  « Моя лирика жива одной большой любовью -  любовью к Родине».

Вопрос: Природа, родина, Россия ..Какой смысл вкладывал Есенин в каждое из этих слов?

Объясните словосочетание «есенинская  любовь к  родине».

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ « ЛЮБОВЬ К ЖЕНЩИНЕ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА»

   (Учащиеся представляют свои исследования и читают стихотворения Есенина о любви, показывают фотографии поэта и  его муз, анализируют  стихотворения поэта, посвященные женщинам. Звучат песни «Никогда я не был на Босфоре», «Над окошком месяц».)

Есенин  создал прекрасные   женские образы , необыкновенные образы-переживания.

В чем же заключается особенность этих  образов?(Любовь к девушке, к женщине в лирике Есенина- лишь акцент  в проявлении чувства  любви ко всему земному.)

В чем совпадает ваше восприятие  и понимание чувства любви  с есенинским  восприятием этого чувства  в ранних стихах поэта( например, « Не бродить, не  мять    в кустах багряных /Лебеды…»  и  в «Персидских мотивах»?)

5.  Учитель: Вы представили свои проекты, а теперь давайте подведем  итог  вашей работы.

Я задам вам вопросы , а вы постарайтесь   на них ответить.

1.С какими особенностями  художественного мира  Сергея Есенина   и его творческого метода вы познакомились ?(Использует в стихах олицетворения, метафоры, сравнения ;преобладают описания звуков, движений,  запахов, цвета;  любовь к природе и родине неразрывна.)

Ваш Есенин …Какой он?

Учитель:  « Классика   прошлых веков – великий учитель жизни. Она современна  в самом высоком смысле этого слова. Сегодня она для нас поистине неисчерпаемый источник   чувства Родины и гражданственности, народности и гуманизма, доброты и сердечности».Так сказал  исследователь творчества Есенина Юрий Прокушев. Есенин-это наша классика, наше национальное достояние.

Давайте вернемся  к началу нашего урока, к теме , которую вы записали в тетрадь:

Сергей Есенин – национальный русский поэт. Почему?  Потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

6.Как вы оцените свою работу в постижении мира Сергея Есенина? Его чувств, переживаний, надежд?

7. Домашнее задание:

1. Анализ любимого стихотворения  Есенина.

2.  Сочинение- миниатюра «Размышление  о  Есенине».

Заканчивается урок чтением стихотворения Н.Брауна «Сергей Есенин».

Звучит мелодия песни на стихи  поэта.              

                                       Юдиновская школа . Дудина М. В. ,учитель русского языка и литературы.

                                                                                         

                                                                                                                   

         

       

       

         _

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока краеведения "Лирика Есенина"

Разработка урока с презентацией...

Конспект урока "Сергей Есенин: жизнь и раннее творчество"

Конспект урока, посвященного биографии Сергея Есенина...

Конспект урока 11 класс «Сергей Есенин – чудо поэзии…».

В данном материале изложен конспект урока на тему «Сергей Есенин – чудо поэзии…»....

К уроку литературы-Сергей Есенин

в помощь учителю русскогоя зыка и литературы...

Презентация к уроку о Сергее Есенине

Литература. 5 класс. Жизнь и творчество С.А.Есенина...

Конспект урока "Тропинка к Есенину"

Конспект разработак для учащихся 8 класса с  ОВЗ...