Классный час в 10 классе.«Вступая во взрослую жизнь...» или «Ценности. Цели и смысл.»
план-конспект урока (10 класс) по теме

Шамбазова Мунира Василовна

Разработка открытого классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassn.chas_.vstupaya_vo_vzrosluyu_zhizn.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» имени Н.М.Максимова

Сценарий

 классного часа в 10 классе

«Вступая во взрослую жизнь...»

или

«Ценности. Цели и смысл.»

Классный руководитель:

Шамбазова М.В.

2014-2015 уч. год

Тема: «Вступая во взрослую жизнь...» или «Ценности. Цели и смысл».

Цель: формирование гражданской позиции, нравственной культуры старшеклассников.
 Задачи: способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих        поступков; формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.


Истинный показатель цивилизации                                                                                                      не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,                                                                                              а облик человека, воспитанного страной.
 
                                                                                           
Р. Эмерсон

Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах истины, добра и красоты.

                                                                                                                В.Бехтерев                                                                                                                                                  

Вступительное слово учителя.

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о вечных ценностях. Все мы живем среди людей. Люди легко ранимые и очень чувствительные, нужно бережно относиться друг к другу. Разные люди живут на земле, и каждый живет по-разному. Но в жизни все-таки добрых, умных и красивых душой людей гораздо больше, чем плохих и подлых.

«Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким.» Так сказал АРИСТОТЕЛЬ.

Пройдет время, и другой философ – ГЕГЕЛЬ разовьет эту мысль таким образом:

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то это еще не добродетель. Добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, их нужно воспитывать.

   17 лет – это возраст,  знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь.   Это возраст, определяющий становление личности, — поиск своего места в жизни.   Это возраст, когда молодой человек ищет себя  во всем. Этот прекрасный возраст называется  юношеским. 

Многие  из вас уже  задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все  ваши переживания.

 ОБСУЖДЕНИЕ ПРИТЧИ. Ведущий рассказывает притчу.
        
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение — светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение — трудно было людям добираться к своему очагу.
        Так вела себя не только луна. Так же вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений
. Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
        Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».

Вопросы для обсуждения: 
Прав ли был мудрец?
Нужны ли людям законы?
Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Почему человек преступает закон?
Что значит слово «заповедь»?
Какие заповеди вы знаете?
Чем заповеди отличаются от законов?

Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности — это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
         Конечно,  ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
        На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
        
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке — низкой или высокой.
        Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
        Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
        Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев) (советский филолог, академик)

 Учитель. Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми  вашей семье?  

III. Работа в группах.
Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны  найти им правильное  объяснение, проиллюстрировать примерами.  А затем сформулируем понятие «нравственная культура».
Слова для работы в группах:
Группа 1. Доброта. Вежливость. Гордость. Любовь.
Группа 2 Скромность. Милосердие. Выдержанность. Грубость.
Группа 3. Доверие. Совесть. Сострадание. Честь.
Группа 4. Трудолюбие. Тактичность. Патриотизм. Правдивость.  

Группа 5. Искренность. Заносчивость. Верность. Способность к прощению.

 Возможные определения каждого понятия:

1. Доброта – это когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливее, увереннее.
2.
Вежливость — качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.
Выдержанность — умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.
4.
Верность — качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

5. Гордость — это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.
Грубость — качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.
Доверие — это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.
Заносчивость — негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.

9. Искренность — качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.
Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.
Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.
Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.
Правдивость — это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.
Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.
Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.
Совесть — способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.
Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.
Трудолюбие — это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.
Тактичность — это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20.
Честь — качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Нравственная культура  показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.
  Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается записать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.
Учитель. В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекающее из него счастье разрешает все затруднения».

 - Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?

* в озлоблении людей;
* в эгоизме (каждый сам по себе);
* в росте преступности;
* в исчезновении элементарной культуры поведения;
* в утрате идеологической и ценностной ориентации;
* в том,
 что порвалась связь поколений;
* в чем еще?

 Альберт ЛИХАНОВ (детский писатель, академик): «Все контрастнее становятся отношения между старшими и младшими поколениями в семье. К сожалению, опыт старших не убеждает подрастающих своими трудностями, преодолениями, своей явной или скрытой героикой, противостоянием трудностям в жизни. Молодые же считают главными ценностями деньги, так называемые «тусовки».

На меня лично производят удручающее впечатление тысячи танцующих и кривляющихся на дискотеках. Не хочу казаться консерватором, но мне кажется, что орущая музыка и жизнь в толпе действует на подсознание новых поколений, а это позволяет заимствовать иные ценности, чем ценность человеческой жизни, опыт близких своих, родителей, бабушек, дедушек, которые и войну прошли, и голод, и всяческие испытания. Толпа, грохот   и порождают жажду выпивки, наркотиков — сейчас же, мгновенно. И задумываешься: так ли все это безобидно, не формируется ли таким образом неуправляемая толпа, которому ничто не в ценность, ничто не в радость, кроме сиюминутного, мгновенного удовольствия, которому не обязательно думать, взвешивать свои поступки, отвечать за них».

- Вы согласны с таким мнением Альберта Лиханова?
  - Нужно ли через 70 лет писать и говорить о войне? Очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи. Потому что тот подвиг, который совершили наши старшие поколения, — поколения, победившие в  Великой Отечественной войне, поколения, которые выстояли, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем.  Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков.

Рефлексия классного часа.

На доске солнышко.

Поместите внутрь его самое главное, по вашему мнению, нравственное качество (добро), а лучи – сострадание, терпимость. Искренность, способность к прощению, патриотизм, любовь.

Учитель. Милосердие делает общество чище и добрее, потому что проявляется на основе уважения к человеку, чувства сострадания и сопричастности с ним. Оно направлено на сохранение самоуважения личности. Подумайте, не соединяет ли понятие добродетель и милосердие  высказывание Бальзака: «Быть может, добродетель  есть не что иное, как душевная деликатность. В чем же тонкая нить такого соединения? В непрестанной работе души, и главное в милосердии, и в добродетели. Прав был Л.Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие?

- Не хотите ли осмыслить свои способности к усилию? Замените следующие многоточия соответствующими вашим возможностям на нравственное усилие действиями:

Простить ....

Поделиться ....

Уступить...

Пожертвовать...

Помочь...

Заменить...

Утешить...

- Нравится ли вам результат ваших усилий?

 Пусть напутствием вам послужат слова французского философа-мыслителя ХVI века Монтеня: «Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к  нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью».

ВЫВОД.

Искусство жить достойно – это умение правильно выбирать жизненные ориентиры и жизненные ценности.

Сейчас, сидя за партами, вы выбирали, при выборе сомневались, советовались, боялись ошибиться. Ребята, а жизнь -  всегда выбор, в жизни всегда приходится выбирать. Послушайте притчу о том, как старик учил своего внука жить и делать правильный выбор.

ПРИТЧА «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?»

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.

СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».

ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?»

СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь».

И в заключении внимательно прослушаем наказ известного педагога В.А.Сухомлинского:

«Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и между тем, что можно. Ваши желания – это радости или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо…».

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, - ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество, как и дикость в любви, приносит людям много горя и обществу – вред».

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Цель и смысл жизни человека"

Урок с использованием технологии этического диалога на филосовско-этическую тему...

Внеклассное мероприятие на тему "Цели и смысл жизни"

Тема: «Цели и смысл жизни »Цель: помочь детям сформировать свои жизненные цели, анализировать свои действия и поступки, обрести уверенность в жизни; воспитывать целеустремлённость и настойчивост...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Классный час для выпускников "Экзамен во взрослую жизнь"

Профилактика неблагоприятных явлений подросткового возраста...

Классный час "Вступая во взрослую жизнь"

Разработка классного часа для выпускников 9 класса...

Классный час "На пороге взрослой жизни"

Классный час «На пороге взрослой жизни» в формате форсайт – сессии предусмотрен для учащихся старших классов, которые стоят на пороге большой взрослой жизни. В ходе мероприятия учащиеся делают попытк...

Классный час "Цели и смысл жизни"

laquo;Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым»Стендаль...