Классный час "Вступая во взрослую жизнь"
классный час (9 класс)

Токарева Татьяна Анатольевна

Разработка классного часа для выпускников 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstupaya_vo_vzrosluyu_zhizn.docx270.58 КБ
PDF icon prezentatsiya_vstupaya_vo_vzrosluyu_zhizn.pdf2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд – 1                           Классный час на тему: «Вступая во взрослую жизнь...»

Учитель.

Добрый день, дорогие выпускники. Сегодня мы поговорим о том, что волнует, на мой взгляд, каждого из вас, об успешном старте во взрослую жизнь.        

         Слайд – 2          

Учитель.

Вот вы и стали совсем взрослыми, совсем скоро вы покинете стены нашей школы.  Ваш возраст знаменует выход человека в самостоятельную жизнь, определяет становление личности — поиск своего места в жизни.   Это возраст, когда молодой человек ищет себя  во всем. Это время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делам, к событиям; собственные требования к себе и к окружающим.

          Слайд - 3

Среди десятков и сотен,

принимаемых человеком решений,

ни одно не может сравниться по значению,

по роли, по влиянию на судьбу –

с решением о том, по какой дороге пойти,

какой путь выбрать после окончания школы.

 

Сама жизнь – это уже выбор. Какую жизнь выбрать? По какой дороге пойти? Задавали вы себе когда-нибудь такой вопрос?

Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. Час за часом, день за днём мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства.

Слайд – 4

http://itd2.mycdn.me/image?id=852843181184&t=20&plc=WEB&tkn=*kWrZZLzJVgdkU2XDfvXLAc2ZICw 

                                             

 Детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далеко. Благодаря людям, которые вас вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.

Мы вместе постараемся сегодня прожить эти минуты так, чтобы заставить пылать этот факел как можно ярче, определив маршрут вашего жизненного пути, дороги, которой вы идете. Каждый из вас сейчас - как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти.

Слайд – 5

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03db/00154d12-facffc5a/1/640/img9.jpg

Слайд № 6.  А сейчас я предлагаю вам прослушать детскую песенку «Точка, точка, запятая:

Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, а на некоторые мы постараемся ответить сейчас.

                               

А для чего каждому из вас необходимо задумываться о своем жизненном пути? Ответ на этот вопрос вы  могли услышать в детской песенке.

Значит, одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. 

Человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, их нужно воспитывать.

Слайд – 7

Послушайте притчу:

 Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение — светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение — трудно было людям добираться к своему очагу.

Так вела себя не только луна. Так же вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явленийОни обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»

Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой». 

Вопросы для обсуждения: 
Прав ли был мудрец? 
Нужны ли людям законы? 
Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит? 
Почему человек преступает закон? 
Что значит слово «заповедь»? 
Какие заповеди вы знаете? 

Слайд – 8, 9

Чем заповеди отличаются от законов?

Закон - это правило, которое нельзя преступать ни в коем случае, иначе следует неотвратимое наказание. Закон предписан всем, без исключения, неведение закона не освобождает от его исполнения.

Заповедь - это договор (завет), заключенный между двумя равными сторонами. Заповедь дает нам Господь, подразумевая, что мы созданы по Его образу и подобию и имеем, как и  Он свободную волю совершать добро или зло, выполнять свои обещания или нет. Заповедь дана только тем, кто принял её.

Люди издавна придумывали себе правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.

Я предлагаю вам познакомиться с Правилами  жизни великих людей и выбрать для себя самое главное.

Слайд № 10

Томас Джефферсон (американский философ, третий президент США, автор проекта Декларации независимости):

1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.

3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.

4. Ничего не делай против своей воли.

5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.

6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.

7. Никогда не отступай перед трудностями.

Слайд – 11

Константин Дмитриевич Ушинский (великий русский педагог):

1. Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова.

6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.

7. Ни разу не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках (самому себе).

Томас Джефферсон и Константин Дмитриевич Ушинский стали идеалом для многих людей.

Слайд – 12

Николас Вуйчич - австралийский мотивационный оратор, меценат, писатель и певец, рождённый с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей.

«Моя миссия — это помочь людям найти свой путь в жизни»

Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него свято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении. Конечно, ценности у всех разные.

 На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

Нравственная культура  показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека. 

Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают)

Слайд - 13

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
  3. Свой характер, темперамент, волю.
  4. Свои вкусы, привычки.
  5. Свои сильные и слабые стороны.

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?  Слайд - 15

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание, выбрать профессию.
  2. Избежать ошибок и разочарований.
  3. Правильно вести себя с окружающими.
  4. Не браться за невыполнимые дела.
  5. Правильно определить цель в жизни.

Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? Перед вами таблица признаков людей с разной самооценкой. Но признаки перепутаны. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы проверим. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

Слайды – 16, 17

Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами самооценки (Слайды 18, 19). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

- Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

- Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

- Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

- Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

- Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели. путь к себе.

Цели:     (Слайды – 20-24)

Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

- Богатство, слава, власть.

- Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

- Быть просто хорошим человеком, любить людей.

- Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

- Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

- Принести пользу людям, жить для людей.

- Найти свою любовь.

- Жить для удовольствия, наслаждения.

- Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

- Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. (Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей) "Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "После нас - хоть потоп!" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы.

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

Составление самохарактеристики      (Слайд – 25)

После окончания 9 (11) школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

 Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни

Слайд - 26

Дорогие выпускники жизнь -  всегда выбор, в жизни всегда приходится выбирать. Послушайте притчу о том, как старик учил своего внука жить и делать правильный выбор.

ПРИТЧА:   «ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?»

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь.

СТАРИК: «Видишь ли, жизнь – это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость».

ВНУК: «А какой же волк в конце концов побеждает?»

СТАРИК: «Тот, которого ты кормишь».

Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

Наш разговор я хочу завершить стихотворением

Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы,
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты,
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Дорогие выпускники,

Желаю вам найти свое призванье

Пусть будут рядом те, кто верит в вас

Пусть сбудутся все ваши заветные желанья

Желаю вам, чтоб ваша жизнь успешно удалась!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"До свидания любимая школа! Уходим во взрослую жизнь" Сценарий выпускного вечера.

Цель:- создать торжественную обстановку, празничное настроение учащимся- воспитывать уважение к педагогам, родителям, работникам школы...

Сценарий Последнего звонка "Экспресс во взрослую жизнь"

Сценарий торжественной линейки посвященной Последнему звонку "Экспресс во взрослую жизнь". Содержит план линейки. Слова для первоклассников, выпускников, учащихся 10 класса, примерную речь классного р...

Твёрдым шагом во взрослую жизнь: адаптация выпускников

Данная брошюра подготовлена в рамках проекта «Адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни», реализованного в феврале – декабре 2011 года РОО «Стеллит» при финансовой по...

Классный час для выпускников "Экзамен во взрослую жизнь"

Профилактика неблагоприятных явлений подросткового возраста...

Классный час "На пороге взрослой жизни"

Классный час «На пороге взрослой жизни» в формате форсайт – сессии предусмотрен для учащихся старших классов, которые стоят на пороге большой взрослой жизни. В ходе мероприятия учащиеся делают попытк...

Взрослая жизнь – взрослая ответственность

В эпоху информационных технологий многие люди не понимают, как правильно использовать новшества не во вред себе и окружающим. Но и находятся те люди которые намеренно используют технологии дабы навред...