Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
опыты и эксперименты по теме

Исаева Любовь Ивановна

Обобщение  опыта работы учителя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

                     

   Актуальность и перспективность опыта

Наше время – время третьего тысячелетия – время перемен, политических, экономических, социальных, которые в свою очередь отражаются на существовании  и развитии культуры и науки. Это в большей мере относится и к педагогике. Развитие творчества, новаторства, появление новых методических традиций – это путь к совершенствованию форм работы школы в современных условиях.

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Что же такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Условия  максимального  проявления  творческих  способностей  учащихся  предполагают  активизацию  не  только  эмоциональной,  волевой,  интеллектуальной  сферы,  но  и  сферы  воображения,  интуиции,  образного  мышления. Уроки русского языка, пожалуй,  как никакие другие, открывают возможности для развития творческих  способностей.   Творческое начало в деятельности учителя и учащихся, возможно, и есть то искомое, которое способно вскрыть внутренние резервы обучения.  

Я уверена, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не зависимо от того, какой он национальности и в какой местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их.  

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления  творческой личности. И очень важно правильно организовать его. Тема моего опыта работы - "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".

        Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Своеобразие и  новизна предлагаемого опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку,  творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

        

Наличие теоретической базы опыта

Сущность опыта опирается в своей основе на личностно ориентированное обучение (учитывает личные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения). Изучив теорию и практику личностно ориентированного образования, я пришла к выводу, что разумное применение личностно ориентированных технологий позволит обеспечить учащихся необходимыми знаниями для развития собственной личности.
          В своей работе по дaннoй  прoблeмe я опиралась на рaбoты Т.М.Дaвыдeнкo, Л.В.Зaнкoвa, И.Б.Кoтoвoй, А.И.Сaвeнкoвa и др., в кoтoрых aкцeнтируeтся внимaниe нa тaких aспeктaх прoблeмы, кaк oпрeдeлeниe срeдств пoвышeния прoдуктивнoсти пoзнaвaтeльнoй дeятeльнoсти учaщихся, oргaнизaции их сoвмeстнoй твoрчeскoй дeятeльнoсти. 
          В рaбoтaх других oтeчeствeнных психoлoгoв и пeдaгoгoв Г.А. Бaллa, М.И. Мaхмутoвa, Т.И. Шaмoвoй и других,  рaссмaтривaются вoпрoсы oргaнизaции твoрчeскoй дeятeльнoсти учaщихся с пoмoщью сoздaния прoблeмных ситуaций. Автoры oтмeчaют нeдoстaтoчную тeoрeтичeскую рaзрaбoтaннoсть прoблeмы oргaнизaции сaмoстoятeльнoй твoрчeскoй дeятeльнoсти учaщихся. 
       В экспeримeнтaльных психoлoгичeских исслeдoвaниях Р.М.Грaнoвскoй, В.Н.Дружининa, Б.Б.Кoссoвa, А.А.Лeoнтьeвa и др. рaссмaтривaются вoпрoсы рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй учaщихся, oсoбeннoсти их фoрмирoвaния в учeбнoй и внeучeбнoй дeятeльнoсти. Вмeстe с тeм oтмeчaeм, чтo шкoльнику для oбeспeчeния эффeктивнoгo прoдвижeния в рaзвитии крeaтивных спoсoбнoстeй нeoбхoдимo oсвoeниe дoступных видoв твoрчeскoй дeятeльнoсти.

Технология опыта

Если ученик в школе не научился сам творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.

Уроки русского языка, прежде всего, должны быть направлены на формирование и совершенствование навыков грамотного письма, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умении строить высказывания на любую тему и четко, логически верно излагать свои мысли. Значительную роль при этом играют не только разнообразные учебные упражнения, но и задания творческого характера. Нельзя предварительно не сказать о том, что соответственно методам и приемам применяются и технологии – игровая, проблемного обучения, проектная, исследование, современные информационные технологии, развивающая. 

Сделала вывод о том, что творческие задания повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, и, естественно, проявляют индивидуальные качества личности и характера учащихся.

В 5 классе роль учителя при выполнении творческих работ высока, но постепенно учащиеся начинают проявлять больше самостоятельности. Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью разных языковых средств. Это поможет впоследствии ребенку ориентироваться при выборе правильного ответа во время выполнения заданий на ЕГЭ и ГИА.

Особенностью ребенка среднего возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять.

Избавиться от формализма, некой стандартности в преподавании русского языка, помогает фантазия. В казалось бы сухой предмет преподавания, каким считается  школьный курс русского языка, можно внести элемент фантазии. И тогда « скучные» грамматические категории превратятся в яркие образы, возникнут необычные ситуации, заставляющие активно действовать каждого учащегося.

Школьники, как показывает опыт, охотно откликаются на такие предложения, так как для детства и юности характерно стремление ко всему необычному, фантастическому. Писатель В.Белов отмечает: «Мне кажется, что в раннем детстве, вернее, в младенчестве, у всех детей мира явь  и сон неразрывны.  Может быть, как раз такое счастливое состояние  и запоминается человеку больше всего, и он хранит это поэтическое ощущение  до того времени, пока не научится писать и читать. К сожалению, фантазия и поэзия чаще всего улетают, когда человек пытается выразить их на бумаге. Иными словами, отнюдь не каждый человек может стать писателем, поэтом или сказителем. Но сказки детства ни для кого не проходят бесследно. Они пробуждают душу, задают тон и включают человека в жизненный ритм.

Хорошо, если учитель – словесник  поможет не «улететь» фантазии из головы ребенка. Я считаю, что детям, которые любят творчески мыслить и фантазировать, легче и интереснее идти  по тернистому пути знаний.

Роль фантазии эффективна и на уроках развития речи.

Начинается учебный год, когда «осень листьями латает опустевшие аллеи» (М.Вейцман). Отправляемся с учениками  в осенний лес, рассказываем «историю осеннего листочка», фантазируем на тему «Что рассказал нам лесной гномик». Получились разные творческие работы, ориентированные на детский юмор, детскую фантазию. Много замечательных историй сочинили дети. Вот одна из них – работа пятиклассника:

История маленького гномика.

Жил – был маленький гномик. Однажды с ним произошла такая история.

Было солнечное осеннее утро. Гномик вышел побродить по лесным тропинкам. Вдруг листья под ногами зашуршали, и из - под них выползло какое – то страшное чудовище. Гномик так испугался, что даже вскрикнул.  Постоял, пригляделся. «Да это ежик! – обрадовался он. Оказывается, Гномик давно хотел познакомиться с этим странным колючим лесным зверем, но боялся к нему даже приблизиться. Еще бы! Ведь у него такие  иглища!.

Ежик отдышался, пофыркал немножко и подошел к гномику. Он  тоже был не против такого друга. Ведь гномика  в лесу все любили. Он был очень добрым.

Друзья долго резвились, бегали по лесу.

Вот такая история случилась с этими лесными обитателями.

Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру.

Особенно дети любят выдумывать смешные истории. Так, учащимся 6 класса предлагаю послушать начало рассказа, а затем выполнить творческую работу.

Продолжите рассказ, описывая, как мог вести себя тигр «не огонек, а дикое пламя».

Школьникам, знающим рассказ «Бежин луг», предлагаю творческую работу  на основе данного начала.

…Среди ночи  меня разбудил  какой–то звук. Я прислушался. Совсем рядом треснул сучок. Я приподнялся. Костер не горел. Было очень темно…

Задание: продолжите рассказ, написав о том, что напугало героя ночью и почему это оказалось смешно утром. Вы можете также придумать и ту «страшную историю, которую рассказал Васька перед сном.

Стараюсь предлагать детям темы  для творческой работы  с таким расчетом, чтобы в них раскрывалось что – то свое, проявилась самобытная, подчас остроумная манера передавать свои впечатления. Интересной считаю ту работу, в которой есть личностное, неподражаемое, самобытное восприятие окружающей  жизни. Примеры тем: «Праздник», «Ливень», «Ночной лес»,  «Бумажный змей». Выполняя такие задания, учащиеся полны вдохновения и любопытства. Все хотят читать свои работы, думая, что они самые интересные, самые веселые. В этот момент проявляется чудесное состояние поиска, желание понять окружающий мир, выразить себя в словесных картинах.

Ученик, проявляющий активный интерес к жизни, становится интересным человеком.

По мнению выдающегося психолога  Л.С.Выготского, детское воображение не так богато, как воображение взрослого, и нуждается в постоянном  развитии во время обучения. Поэтому чем больше приемов для развития воображения найдет учитель, тем успешнее пойдет обучение ребят.

В своей работе использую  и оригинальный способ развития воображения психолога В.А.Левина. Это дописывание стихотворения по двум первым остросюжетным строчкам.

Детям предлагаю строчки:

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа и вот…

Каждый ребенок по – своему вообразит дальнейший ход событий. Вот мрачная картина:

Он глотает фталозол

И на всех ужасно зол.

Вот продолжение, основанное на удачном каламбуре:

Поднял он ужасный крик:

К острой пище не привык.

А вот взгляд с позиции сочувствия жертве:

Две недели сторожа

Ищут бедного ежа.

И, наконец, веселые стихи:

Бегемот вовсю  хохочет:

Еж ему нутро щекочет!

Ребята 5 – 6 классов  с большим увлечением пишут  сочинение на тему «Мы рисуем на асфальте». Желающие сопровождают текст рисунком. Рисунок на асфальте – знакомая детям форма творчества. Это рисунок раскрепощенного детского творчества, творчества для всех, к которому дети, даже самые скованные и замкнутые, охотно приобщаются.

Хочется выделить виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством  с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

6. Музыкальное сочинение.

  • 1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
  • 2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

8. Сочинение - ассоциации по мотивам когда-то написанного диктанта или изложения.

  9.Сочинение - миниатюра. Большинство учащихся гораздо с большим желанием пишут сочинения-миниатюры, чем выполняют обычные упражнения учебника. Сильные ученики в сочинениях-миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; учащиеся, которые слабее, видят в сочинениях-миниатюрах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях.

Сочинения-миниатюры дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд: творчество никогда никого не оставляет равнодушным.

Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Природа на их страницах оживает, принимает облик человеческий. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему "Золотая пора", учащиеся обращают внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. Размышление над сочинением пробуждает у ребят интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Дети стали  внимательнее относиться к слову, стали более самостоятельными, появилась четкая структура высказывания, обоснованность мысли, отмечается умелое использование образно-выразительных средств языка.  Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

В творческий процесс ввожу  и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности, как учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся определяют не только основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие,  пересказывают, выдерживая стиль речи, но и производят полный анализ текста: определяют тему и основную мысль высказывания, стиля и типа речи, определяют способы связи предложений, наблюдают над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ЕГЭ в 9 классе.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

  • начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;
  • слова памятки каждого предложения записывай;
  • между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;
  • окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;
  • помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;
  • из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;
  • закончи работу над изложением в черновике, прочитай, исправь ошибки.

В своей работе на уроках русского языка в 5-6классах стараюсь использовать игры. Игра - это органическая форма деятельности школьника. Она значительно активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Игры развивают наблюдательность, творческие способности. Очень полезными считаю игры - соревнования, например, "Аукцион"- подобрать как можно больше слов по схеме, мозговой штурм, интеллектуальный марафон. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания, сравнивают, группируют, классифицируют, благодаря представленной им свободе для самовыражения. Однако, различная подготовленность детей не позволяет у всех выявить скрытые способности. Поэтому стараюсь подбирать дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их творчество и воображение. Нельзя забывать, что игра - естественная потребность для детей среднего школьного возраста. В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Я считаю, что для активизации мыслительной деятельности игра предоставляет много возможностей.

Очень интересной формой работы считаю СИНКВЕЙН (от франц. «пять»), в ходе которой учитель немедленно получает эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными.
В методике синквейн является быстрым, эффективным для анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.        

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Зима.
Снежная, морозная.
Заметает, бодрит, радует.
Зимой взрослые и дети начинают верить в чудеса.
Волшебница.

 Итак, развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:

  • более интересно и насыщенно проводить уроки,
  • активизировать читательскую деятельность учащихся
  • формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности

Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащихся:

  1. Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)
  2.   Успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
  3. Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат
  4. Творчество учителя – изготовление презентаций, участие в конкурсах – служит примером для создания собственных авторских работ, в том числе и презентаций.

Преимущества, получаемые учеником:

  1. Интересный, доступный путь усвоения информации
  2. При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни
  3. Повышается мотивация к учебе
  4. Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала
  5. Развивается речевое творчество учащихся
  6. Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию. помогает учащимся у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда

Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.

Результативность  опыта        

  Проводимая работа позволяет получать прочные результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики принимают  активное участие в муниципальных и Всероссийских конкурсах творческих работ.

1. В муниципальном конкурсе презентаций «Любимая Рузаевка вчера, сегодня, завтра», посвященном 380-летию горда Рузаевка, в номинации «Народные традиции» Исаев Евгений, учащийся 8 класса, стал призером.

2.В муниципальном конкурсе иллюстраций, посвященном 210 – летию со дня рождения А.И.Полежаева, Паниев Лев, учащийся 11 класса, стал победителем.

3. Дерин Ярослав, учащийся 6 класса, стал участником Всероссийского конкурса «Великолепный Эрмитаж»

4. Порваткин Андрей, учащийся 11 класса стал участником Всероссийского конкурса

5.  Учащиеся активно участвуют в региональном конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех».

Трудности при использовании данного опыта работы возникают  из-за бедности  словарного запаса учащихся.  В последнее время дети  мало читают, поэтому с трудом строят высказывания на заданную  тему и не всегда могут четко, логически верно изложить  свои мысли. Поэтому большое  внимание стараюсь  уделять  обогащению словарного запаса учащихся.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов  других районов.

С публикациями о распространении инновационного педагогического опыта и с разработками проведенных мероприятий и уроков можно познакомиться на личном сайте учителя: http://nsportal.ru/isaeva-lyubov-о; schoolrm.ru/_rus/hovruz/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.

Данный материал содержит обобщение опыта работы  по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....