Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Рабочая программа по предмету Язык Саха как государственный 5-9 классы.

    Худаева Лариса Александровна

    Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных организаций РС(Я) с русским языком обучения. 2-9 классы. Мин-во образования РС(Я), 2014г. Общее количество учебных часов в год составляет 34 часа. 1 час в неделю. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yaskg5-9.docx36.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Хангаласское районное управление образования

    МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия»

    Рассмотрено

    на заседании МО

    Протокол № ______

    «     » сентября 2015 г.

    Согласовано

    заместитель директора школы по НМР МБОУ

    «Покровская улусная многопрофильная гимназия»

    ____________________ (Шилова Ж.В).

    «     » сентября 2015г.

    Утверждаю

    директор МБОУ

    «Покровская улусная многопрофильная гимназия» _______________ (Ноговицына Ю.Е.).

    Приказ № ___________

    «     » сентября 2015г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета

     ЯЗЫК САХА КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    В 5-9 классах

    УЧИТЕЛЬ – ХУДАЕВА Л.А.

    Уровень образования:  основное общее образование

    Покровск, 2015

    Пояснительная записка

            Язык Саха в Республике Саха (Якутия) наравне с русским языком имеет статус государственного языка, определенный на основании п.2. статьи 68 Конституции Российской Федерации, статьи 46 конституции Республики Саха (Якутия), п.2 статьи 1- Закона РФ «О языках народов РФ» и статьи 4 Закона РС(Я) «О языках в РС(Я) .

            Учебный предмет «Язык Саха как государственный» предусмотрен в региональном (национально-региональном) компоненте Базисного учебного плана для образовательных организаций РС(Я), реализующих программы общего образования, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 30 июня 2005 года №373. Учебный предмет введен для общеобразовательных организаций с русским языком обучения в целях реализации статьи 10 Закона РФ «О языках народов РФ» и статьи 27 Закона РС(Я) «О языках в РС(Я)» и в зависимости от языковой ситуации и социального заказа обеспечивает: 1) изучение языка саха детьми саха, не владеющими родным языком 2) изучение языка саха как государственного детьми других (некоренных) национальностей. В общеобразовательных организациях с изучением родного языка коренных малочисленных народов Севера язык саха как государственный преподается по решению участников образовательного процесса в счет компонента образовательной организации вышеуказанного базисного учебного плана.

            В учебном плане МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия» на изучение языка саха как государственного выделено по одному часу в неделю в 5-9 классах. Общее количество учебных часов в год составляет 34 часа.

            Цель программы: функциональное овладение якутским языком, достижение учащимися коммуникативной и этнокультуроведческой компетенцией на уровне, достаточном для приобщения к языку и культуре народа саха. Задачами являются: вооружение учащихся способами владения языком другого народа, воспитание у учащихся толерантной культуры, уважение к языку и культуре народа саха.

            Содержание курса построено на основе принципов коммуникативного обучения неродному, второму языку. Темы обучения подобраны с учетом типичных ситуаций, реально происходящих в жизни учащихся. Лексический и грамматический материал вводится на основе продуктивных синтаксических конструкций якутского языка. Произносительные и интонационные навыки отрабатываются в процессе речевой деятельности. Развитие речевой деятельности на языке саха охватывает все его виды, такие как аудирование, говорение, чтение, письмо. Вместе с тем, учитывая ограниченное количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета, в планируемых результатах письмо (орфография и пунктуация) не включается.

            Изучение в общеобразовательной школе языка саха как государственного направлено на создание условий для коммуникативно-психологической адаптации к якутоязычной среде, развитие коммуникативной (речевых, языковых), социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.

            - Речевая компетенция – формирование элементарных коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) с учетом возможностей и потребностей учащихся.

            - Языковая компетенция – систематизация изученного языкового материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

            - Социокультурная компетенция – осведомленность о социокультурной специфике функционирования языка саха как государственного языка РС(Я), способность к адаптации в условиях иноязычной среды, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре народа саха.

            - Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации, интуитивное использование фоновых знаний по якутскому языку.

            - Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению неродным языком, развитие и воспитание готовности к самостоятельному и непрерывному изучению языка саха, использованию языка саха в различных повседневных ситуациях, удовлетворять с его помощью познавательные интересы.

            В современных условиях владение вторым (неродным) языком предполагает также осведомленность в области культуры народа и страны изучаемого языка. Организация непосредственного повседневного контакта учащихся с носителями якутского языка, возможность их погружения в живую среду якутского языка и культуры обеспечивают условия для овладения навыками общения на языке саха и формирования начального уровня культуроведческой компетенции.

            Курс школьного обучения языку саха как государственному должен обеспечить формирование у обучающихся уважительного отношения к языку и культуре народа совместного проживания, способность созданию благоприятных и комфортных условий для межнационального общения в Республике Саха (Якутия).

    5 класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Введение. Знакомство

     

     

     

     

     

     

    Вводные темы и задания. Знакомство с учащимися. Этикетные диалоги.

     

     

     

     

     

    Знакомство. Билсиhии

    Воспринимает на слух и понимает основную информацию, содержащуюся в тексте. Распознает на слух и понимает связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом материале или содержащее некоторые незнакомые слова.

    Использует полученную информацию в своей речевой практике.

    Понимает в целом речь учителя по ведению урока. Воспринимает на слух и понимает как основную информацию, так и детали. Использует переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей.

    Характеризует, называя качества предмета, лица. Рассказывает, выражая свое отношение.

    Развивает навыки письма через списывание слов  и предложений по теме урока.

    Планируемые результаты обучения:

    Учащиеся должны уметь слушать и понимать связные предложения и краткие тексты из 4-5 предложений. Учащиеся должны соблюдать произносительную норму якутского языка при произношении изученных слов, уметь правильно отвечать на задаваемые вопросы и устно составлять не менее 4 связных предложений по изученным темам, уметь вступать в диалог и поддерживать диалог. Понимание учащимися  содержания прочитанного текста  определяется их ответами на задаваемые вопросы.

    2

    Школа. Оскуола

    2

    Куннээ5и режим. Распорядок дня

    2

    Дьиэ кэргэн. Семья

    2

    Мин до5орум. Мой друг

    2

    Оробул кун. Выходной день

    1

    Собулуур дьырагым. Хобби

    1

    Культура Якутии

     

     

     

    Знакомство с культурой Республики Саха (Якутия). Культурными организациями

     

     

     

    Музейдар. Музеи.

    1

    Театрдар. Театры

    1

    Ма5аьыыннар. Магазины

    1

    Сана дьыл - дьиэ кэргэн бырааьынньыга. Новый год семейный праздник

    1

    Погода Якутии

     

     

    Темы о погоде Якутии. Времена года.

     

     

    Кун-дьыл. Погода

    1

    Дьыл кэмэ (кыьын, саас)

    1

    Дьыл кэмэ (Сайын куьун)

    1

    Животные Якутии

     

    Названия животных, диких и домашних.

     

    Дьиэ кыыла. Домашние животные

    1

    Дьиикэй кыыллар. Дикие животные

    1

    Природа Якутии

     

    Темы о природе Якутии.

     

    Саха сирин айыл5ата. Природа Якутии

    1

    Саха сирин кыьыл кинигэтэ. Красная книга Якутии

    1

    Якутия - моя родина

     

     

     

     

    Обобщающие темы по культуре, погоде, природе Якутии

     

     

     

     

    Саха сирэ - мин дойдум. Якутия - моя родина

    3

    Дьокуускай куорат. Город Якутск

    2

    Саха сирин биллиилээх худуоьунньуктара. Знаменитые люди Якутии

    2

    Саха эстрадата. Якутская эстрада

    2

    Ыьыах. Ысыах

    2

    Итого часов

    34

    6 класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Знакомство. Билсиьии

     

     

     

     

     Вводные темы и задания. Знакомство с учащимися. Этикетные диалоги

    Знакомство. Билсиьии

    Понимает в целом речь учителя по ведению урока.  Использует переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей. Использует контекстуальную или языковую догадку. Использует полученную информацию в своей речевой практике. Умеет вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения. Умеет задавать вопросы о чем-либо, отвечать на вопросы собеседника. Умеет начинать, поддерживать и завершать разговор, расспрашивать о чем-либо. Совершенствует навыки правильного произношения. Соблюдает правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом. Пересказывает услышанный/прочитанный текст (по опорам, без опор). Зрительно воспринимает текст, узнает знакомые слова, грамматические явления и понимает основное содержание. Выразительно читает вслух небольшие тексты, содержащие изученный материал.

    2

    Школа. Оскуола

    1

    Режим дня. Куннээ5и режим

    2

    Мой четвероногий друг

    1

    Семья - основа жизни. Дьиэ кэргэн - олох тордо

    1

    Дружба. До5ордоьуу

    1

    Мои увлечения

     

     

     Свободное время младшего подростка, увлечения и хобби.

     

    Выходной день. Оробул кун

    1

    Кино. Киинэ

    2

    На даче. Даача5а

    2

    Книга - друг человека. Кинигэ - киьи аргыьа

    2

    Мой кумир. Мин киэн туттар киьим

    2

    В парке. Паарка5а

    1

    Цирк "Мамонтенок", "Мамонтенок" циркэ

    1

    Хобби. Собулуур дьарыгым

    1

    Культура и традиции Якутии

     

     

     

     

     

     

     

     Ознакомление с традиционными праздниками якутов. Природные ресурсы Якутии. Материальная культура якутов

     

     

     

     

     

    Новый год. Сана дьыл

    1

    Времена года. Дьыл кэмэ

    2

    Сохраним родную природу! Айыл5аны харыстаан!

    2

    Достопримечательные места Якутии. Саха сирин кэрэ сирдэрэ

    1

    Богатства Якутии. Сахам сирин баайа

    2

    Посуда. Иьит хомуос

    1

    Якутская одежда. Саха танаьа

    1

    Современная якутская одежда. Аныгы саха танаьа

    1

    Якутские национальные блюда. Саха аьа

    1

    Родина моя. Торообут дойду абылана

    2

    Итого часов

     34

    7 класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Повторение. Фонетика

     Повторение пройденного материала за 6 класс

    Специфические якутские звуки и закон гармонии гласных

    Формирование навыков произношения слов со специфическими якутскими звуками на примере правильного проговаривания звуков. Формирование навыков чтения на языке саха, поисковое чтение.  Составление текстов по рисункам. Формирование навыков письма через списывание. Понимание новых слов, простых предложений по данной теме, различение якутских и русских вариантов. Понимание грамматических значений различных форм якутского языка по теме. Составление словосочетаний и предложений. Умение сформировывать нужную падежную форму.

    Совершенствование навыков аудирования, говорения, чтения и письма на языке саха (развитие коммуникативной компетенции), стимулирование самостоятельного изучения государственного языка РС(Я) на основе полученных знаний. Учащиеся должны участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах обменах информацией, а также диалогах смешанного типа. Коммуникативной задачей монологической речи является выработка связной и логической речи в рамках требуемого лексического минимума и заданной тематики общения.

    1

    Морфология. Имена

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение в морфологию якутского языка. Характеристика имен. Некоторые виды имен. Синтаксические роли.

     

     

     

     

     

     

    Имя существительное

    2

    Категория множественности

    2

    Подлежащее

    2

    Образование притяжательных форм имён существительных множественного числа

    1

    Послеслоги

    1

    Падежи якутского языка

    2

    Исходный падеж

    1

    Орудный падеж

    1

    Указательные и определительные местоимения

    1

    Имя числительное

    1

    Имя прилагательное

    1

    Синтаксическая роль имени прилагательного

    1

    Наречие

     

    Использование наречий в речи.

    Наречие

    1

    Образование наречий

    1

    Глагол

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Категории глагола в якутском языке. Использование глаголов в речи

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глагол

    1

    Синтаксическая роль глаголов повелительного наклонения

    1

    Сказуемое

    1

    Спряжение глаголов единственного числа настоящего времени

    1

    Спряжение глаголов множественного числа настоящего времени

    1

    Простые распространенные предложения

    1

    Отрицательная форма глагола настоящего времени

    1

    Сказуемые, выраженные глаголами давнопрошедшего и недавнопрошедшего времени

    1

    Глаголы давнопрошедшего времени

    1

    Отрицательная форма глагола прошедшего времени

    1

    Глаголы будущего времени

    1

    Отрицательная форма глагола будущего времени

    1

    Повторение и закрепление пройденного материала

     

     

     Повторение морфологии якутского языка.

     

     

    Причастие

    1

    Деепричастие

    1

    Деепричастие на -аары

    1

    Итого часов:

    34

     8класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Жизнь молодежи. Эдэр ыччат оло5о

     

     

     По программе в 8 классе предусмотрено 4 лексические темы.

    Жизнь молодежи. Эдэр ыччат оло5о

    Совершенствование навыков аудирования, говорения, чтения и письма на языке саха (развитие коммуникативной компетенции), стимулирование самостоятельного изучения государственного языка РС(Я) на основе полученных знаний. Учащиеся должны участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах обменах информацией, а также диалогах смешанного типа. Коммуникативной задачей монологической речи является выработка связной и логической речи в рамках требуемого лексического минимума и заданной тематики общения.

    2

    Наш класс

    2

    Наши дети

    2

    Интересы современной молодежи

    2

    Контрольная работа по разделу

    1

    Профессия. Идэ

     

     

     

     Темы о профессии. Диалог, монолог, пересказ, составление текстов по теме.

     

    Выбор профессии

    2

    Рабочии профессии

    2

    Мой родной город. Иннокентий Тарбахов - известный повар республики

    2

    Контрольная работа по разделу

    1

    Спорт

     

     

     

     

     Темы о спорте Диалог, монолог, пересказ, составление текстов по теме.

     

     

     

     

    Международные спортивные игры  "Дети Азии"

    2

    Олимпийские игры

    2

    Якутские спортсмены

    2

    Спорт оздоравливает человека

    2

    Георгий Балакшин - гордость нашей республики

    2

    Природа. Айыл5а

     

     

     

     

     

    Природа Якутии

    2

    Экологические проблемы Вилюя

    2

    Институт биологии

    2

    Разведение бизонов в нашей республике

    2

    Итого часов:

    34

    9 класс

    Раздел

    Описание раздела

    Тема урока

    УУД

    Кол-во часов

    План. дата

    Факт

    Темы для повседневного общения

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Семья дьиэ кэргэн

     Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах обменах информацией, а также диалогах смешанного типа, включающих элементы различных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения. Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам своего жизненного опыта. Дальнейшее развитие понимания на слух высказываний собеседников процессе общения и понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера.

     

     

     

    4

    Распорядок дня. Куннээ5и режим

    3

    Свободное время. Иллэн кэм

    2

    Образование. Уэрэх

    2

    Здоровье. Доруобуйа

    2

    Природа. Айыл5а

    2

    Темы для обобщения изученного материала и закрепления

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заяц в лесу не пропадет, человек с родней не погибнет/Ойуурдаах куобах охтубат, дьонноох киьи тутайбат

    2

    У путника есть спутник, у дорожного есть друг/ Айан киьитэ аргыстаах, суол киьитэ до5ордоох

    2

    Приветливый человек имеет много друзей/Эйэ5эс киьи угус до5ордоох

    2

    У молодого поколения воля сильна/Сана ыччат санаата куустээх

    2

    Молодые годы, светлые дни/Эдэр саас, куэгэйэр кун

    2

    Тексты для чтения и пересказа

     

     

     

    Тексты для чтения и пересказа

    8

    Итоговая контрольная работа

    1

    Итого часов:

    34

    Используемая литература

    1. Язык Саха как государственный: программа для общеобразовательных организация Республики Саха (Якутии) с русским языком обучения, 2-9 классы/С.С. Семенова, У.Р. Плотникова, Г.Г. Торотоев, С.К. Колодезников; Мин-во образования РС(Я), 2014. – 144 с.
    2. Васильева Т.М. Саха тыла 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения; Мин-во образования РС(Я). - Якутск, 2009
    3. Саха тыла, 9 класс: учебное пособие для общеобразовательеых учреждений  с русским языком обучения. 2014, - 176 с. Коркина Светлана Петровна

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

    Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

    Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики

    Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 5-9  классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...

    Рабочая программа по немецкому языку в условиях ФГОС 5-9 классы.

    Рабочая программа по немецкому языку к учебнику И.Л.Бим. Программа разработана для 5-9 классов, переходящих на ФГОС....

    Рабочая программа по английскому языку к УМК Биболетовой 5-9 классы

    Рабочая программа по английскому языку к УМК Биболетовой 5-9 классы...

    Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для 5-9 классов

    Рабочая программа учебного предмета Технология.индустриальные технологии для 5 класса по ФГОСТ второе поколение...

    Рабочая программа по английскому языку для обучения в 5-9 классах по УМК «FORWARD» для 5-9 класса под редакцией М.В. Вербицкой

    Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения в 5-9 классах средней общеобразовательной школы на основе авторской программы М.В. Вербицкой и федерального государственного обра...

    Рабочая программа по предмету Математика (VIII вид) для 5 - 9 классов МОУ "С(К)ОШИ № 4" г. Магнитогорск 2017-18 уч.год

    Данная рабочая программа по математике для 5 -9 классов школы VIII вида содержит в себе: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование на 2017-18 учебный год, перечень компонентов УМК, т...