межпредметные модули
рабочая программа (6 класс) на тему

Хайменова Людмила Николаевна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredm_m._vishnyovyy_kray.3_chetv.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов города Россоши

Рассмотрена на заседании МО

Протокол №        от

______ Л.Н.Хайменова

Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУСОШ № 25 с УИОП

           г. Протокол №        от

Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь  Приказ №        от        

Рабочая программа

Межпредметного модуля «Вишнёвый край. Мой город Россошь »  6 класс  3четверть

Составитель Хайменова Л.Н..

 учитель русского языка и литературы

   МКОУ СОШ №25 с УИОП

Россошь

2014


Пояснительная записка

Программа модуля разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010.

Программа разработана на 10 часов в качестве межпредметного образовательного модуля (3четверть). Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-х классов

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.

Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т. п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

Он  должен быть не потребителем или пассивным наблюдателем, а хранителем и созидателем природы и культуры, понимающим и любящим свою “малую Родину”.

В программе «Вишнёвый край. Мой город Россошь» прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

Целью программы является формирование комплексных знаний по истории, географии Россошанскогорайона,русскому языку (топонимии местного региона) . Курс ориентирован на формирование навыков определения и описания географических  объектов, разработки маршрутов, знакомящих участников с достопримечательностями Россошанского края в т.ч. с использованием инновационных технологий, показать, что наша малая Родина, Россошанский край – частичка нашей великой родины – России;

выделять причинно-следственные связи; обобщать, сравнивать, делать выводы; вовлечение в творческий процесс учебной деятельности по выработке теоретических знаний на основе личного опыта и рефлексии; развитие логического мышления при обсуждении проблемных вопросов;

 способствовать развитию интереса к истории и географии родного края;воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине, родному краю; воспитание толерантности, уважения к другим людям; развитие коммуникативных навыков работать в коллективе, распределять обязанности и объединять усилия, поддерживать доброжелательную атмосферу, помогать товарищам в трудные моменты.

Обучение в рамках программы «Вишнёвый край. Мой город Россошь.» основано на принципах интеграции теоретического обучения с процессами практической и исследовательской деятельности обучающихся.

Обучение построено по принципу движения от частного к общему.

2. Общая характеристика:

Методы обучения:

-  словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

-  наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов,  схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

-  практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Формы обучения

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Вишнёвый край. Мой город Россошь» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии(в том числе и виртуальные), практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, , проектные технологии.

3.Формы организации учебных занятий:

смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

конспектирование;

участие в диалогах различных видов;

аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

создание собственных письменных текстов;

составление опорных схем и таблиц;

работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

самоконтроль

взаимоконтроль

итоговый контроль.

4.Календарно-тематическое планирование модуля «Вишнёвый край. Мой город Россошь »

Раздел /Тема

Кол-во часов

Содержание темы

Обучение детей с ОВЗ

Вид контроля

Оборудование

Планируемые результаты

Дата

1

Введение в курс

1

Знакомство с основными понятиями курса. Краткое знакомство с некоторыми историческими источниками. Работа с несколькими картами г. Россоши и Россошанского района.

Умение рассказывать об истории появления первых поселений, на месте которых образовался город и район.

Опрос.

ПК, интерактивная доска.

Умение рассказывать об истории появления первых поселений, на месте которых образовался город

2

Россошанский район: особенности географического положения, история становления и развития

1

Рассказ о практике возникновения городов вдоль рек и торговых путей; истории происхождения названия

Умение составить рассказ об устройстве типичного средневекового города.

Опрос, практикум.

ПК, интерактивная доска.

Умение составить рассказ об устройстве типичного  города с использованием специальной терминологии.

3

Исторические корни нашего края и города. Легенды и предания.

1

Рассказ о практике возникновения городов вдоль рек и торговых путей; истории происхождения названия.Топонимика как источник знаний о прошлом родного края.

Умение составить рассказ об устройстве типичного средневекового города.

Опрос

Заполнение хронологической таблицы.

4

Хочу сохранить старый дом! Как я могу это сделать?

1

Знакомство с правилами фотофиксации и архитектурного описания .

Создание словесного описания объекта по выбору с предоставлением материалов фотофиксации.

Опрос, практикум.

ПК, интерактивная доска.

Создание словесного описания объекта по выбору с предоставлением материалов фотофиксации.

5

Архиважные слова

1

Знакомство с версиями о происхожденинии названия города, сёл, деревень, рек, озёр.Топонимика как источник знаний о прошлом родного края.

Происхождение, названия населенного пункта в котором мы живем.

Работа со справочной литературой

Опрос, практикум.

ПК, интерактивная доска.

6

Архиважные слова

1

Знакомство с версиями о происхожденинии названия города, сёл, деревень, рек, озёр .Топонимика как источник знаний о прошлом родного края.

Происхождение, названия населенного пункта в котором мы живем.

Работа со справочной литературой

Опрос, практикум

презентация

7

Пригород  XXI века.

1

Экскурсия по району. Название сёл в топонимии края

Умение составлять рассказ о

Опрос, практикум.

ПК, интерактивная доска.

Умение составлять рассказ

8-9

Подготовка результатов проекта

2

Изучение литературных источников по теме проекта,  сбор фактического материала по теме проекта, оформление  результатов проектной деятельности, подготовка к презентации.

Сбор фактического материала по теме проекта

Практикум

ПК, интерактивная доска, литература по теме проекта.

Подготовка презентации результатов проекта.

10

Защита проектов

1

Выполняют задания по теме.

Презентация страниц книги – раскладушки, экскурсия по родному краю.

Выступления учащихся по проектам, защита своих работ

Презентация,  книга– раскладушка

Способность определять цель своей деятельностидействовать по плану, оценивать достигнутые результаты

5.Личностные, метапредметные, предметные  результаты.  

Личностными результатами изучения являются следующие умения и качества:  формирование коммуникативной компетентности; способности к саморазвитию, построению индивидуальной траектории образования; получение опыта участия в социально значимом труде; появление интереса к истории края.

метапредметные: умение определять границы своей компетентности и ставить учебные цели; умение оценивать успешность коммуникации, достижение цели, анализировать причины неудач; способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач; умение работать с информацией, представленной в разных источниках и в разном виде; умение обобщать информацию и делать выводы; умение отвечать на поставленный вопрос; умение аргументировать; умение представить результаты своей исследовательской и практической деятельности.

предметные: усвоение важных понятий истории культуры родного края; освоение специфических для данной предметной области видов деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией; умение передать содержание чужого высказывания разными способами; умение выступить с устным сообщением и изложить результаты собственных наблюдений.

6.Формы и средства контроля

Программа «Вишнёвый край. Мой город Россошь» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые, тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

В течение курса учителем осуществляется еженедельный контроль усвоения пройденного материала посредством фронтального опроса и постановки учебных практических задач по теме занятия. Итоговое оценивание осуществляется на этапе представления обучающимся продукта, подготовленного за 9 занятий.. Продуктом индивидуального или коллективного проекта может стать экскурсия (в т.ч. виртуальная) по  родному краю. Экскурсия должна включать в себя не менее 15 точек обзора; сопровождаться текстом рассказа об объектах, появляющихся в ходе перемещения от точки к точке обзора

Продуктом проекта может выступитькнига-раскладушка. В неё могут войти определения специальных терминов, изученных в рамках курса в сопровождении фотоматериалов, подобранных обучающимся самостоятельно, историчесие справки по топонимии.

7.Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета  знанийучета учащихся . Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка тестов

При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»-менее 59 %.

8.Литература

В.В. Беликов – «Деревенька моя у чумацкого шляха»
А.Я. Морозов – «Россошь. Земли родной начало»
В.А. Никонов - «Введение в топонимику», «Краткий топонимический словарь» 
В.А. Прохоров – «Вся Воронежская земля», «Надпись на карте».

Средства обучения:

технические: ПК, интерактивная доска.

программные: операционная система (Windows).

печатные: учебные пособия, раздаточный материал, научная и научно-популярная литература по теме занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Частушки Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»

Частушки  Межпредметный модуль « Жанры русского народного творчества»....

"Межпредметный модуль как средство формирования познавательной деятельности школьников"

В рамках внедрения ФГОС в средней школе происходит  изменение содержания учебной программы. Особую значимость приобретают внеурочные формы работы. В данной статье описана одна из таких форм, назы...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории.

Модуль «Туристические маршруты города Россошь»,  разработан на 10 часов и  направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных у...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»

Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «Россошь в годы Великой Отечественной войны» для учащихся 6 х классов I четверть

Модуль «Россошь в годы Великой Отечественной войны» разработан на 9 часов и направлен на знакомство с историей родного города в годы войны, участием земляков в разгроме фашистских захватчиков. Работа ...

Занятие межпредметного модуля: Создание мульфильма средствами Power Point

Разработан на заключительное занятие межпредметного модуля "Создание мульфильма"...

межпредметные модули

Рабочие программы...