Поэты-фронтовики
план-конспект на тему

2015 год в России объявлен  Годом литературы. Наш литературный вечер посвящен к 70- летию победы. Посвящен тем, кто не вернулся с войны оставив на земле яркий след- свои стихи.

 Муса  Джалиль, Абдулла  Алиша, Фатих Карим, Адель Кутуй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poety-frontoviki.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Поэты -фронтовики»

(литературный вечер посвященный поэтам годы Великой Отечественной войны)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Ведущий. 2015 год в России объявлен  Годом литературы. Наш литературный вечер посвящен к 70  летию победы. Посвящен тем, кто не вернулся с войны оставив на земле яркий след- свои стихи.

Слайд: Портреты  М. Джалиля, А. Алиша, Ф.Карима, Аделя Кутуя.

Ведущий. Давно отбушевала военная гроза. Но народ  хранит в памяти имена героев минувшей войны. Великая Отечественная….

До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны — 417. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Борису Смоленскому — едва исполнилось 18. 

С полей войны не вернулись в редакции местных газет и журналов более 30 татарских писателей, поэтов и журналистов. В их числе: М. Джалиль, Ф. Карим, А. Кутуй, А Алиш, Н. Баян и многие другие. На мемориальной доске, установленной в Доме печати, золотом написаны их имена.

Слайд: Портрет Мусы Джалиля.

Презентация.  «Жизнь и творчество Мусы Джалиля»

Ведущий. Муса  Джалиль  родился в бедной семье  15 февраля 1906 года в селе Мустафино Оренбургской губернии…, рано научился читать и знал множество стихов. Первое стихотворение написал 9 лет. А в 13 лет его стихи были уже напечатаны в газете. Стихи  Джалиля переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.

    Дети рассказывают его стихи.

«Юные друзья»

Ведущий.Среди стихотворений Джалиля есть шутливые стихи.( Дети рассказывают его стихи) «Сәгать», «Случай в подьезде» ,«Ишек төбендә»,  «Кого Шакир  перехитрил»

Ведущий. Муса  Джалиль  писал стихи о том, как прекрасно жить вокруг. Но особенно  в своих стихах  он славил  Родину. Для него и для нас с вами  и нет краше и лучше страны чем наша.

«Родник» ,«Мой пёс» (Дети рассказывают его стихи)

Ведущий.Всемирной известностью пользуются стихи нашего земляка Мусы Джалиля. Страшные пытки  не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа

Ведущий.   Палачу 1943год. (читает  родительница…..)

 Ведущий. Весь свой жизненный путь Муса Джалиль мечтал пройти с песнями, «питающими землю», с песнями, подобными звонким песня

родника, с песнями, от которых расцветают» человеческих душ сады». Песней в сердце поэта звучит любовь к Родине. 

Ведущий. (читает отрывок из стихотворения «Мои песни» родительница…)
Ведущий: Фашистский лагерь смертников... Допросы и пытки... Призрачный день смерти... Но душа Джалиля  не сдаётся, он не прекращает борьбу. Пишет стихи. Первая тетрадь, написанная на арабском языке, возвращается в 1946 году. После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Мусы  Джалиля  маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла другая  тетрадь была  спасена Нигматом  Терегуловым, который  после войны передал её в Союз писателей Татарии. «Моабитские тетради» — это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена Ленинская премия.

   Погиб поэт как герой ,не склонил головы перед врагом,не предал своей Родины,своего народа. И народ не забывает своего героя.Его именем названы  теплоход,тепловоз,улицы, посёлки. В Казани есть театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.

    В городе Казани ему поставили памятник,чтобы люди всего мира знали,что есть у татарского народа верный сын и герой Муса Джалиль. За свой подвиг он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.А бессмертный цикл его стихотворений “Моабитская тетрадь” отмечен Ленинской премией.

   У таких людей,как Джалиль,есть чему научиться в жизни. Пусть навсегда и он останется  в нашей памяти

Стих “Песня о Мусе Джалиле” Рафис Корбан.(читает родительница........)

Слайд: Портрет Абдуллы Алиша.

               Презентация. (Жизнь и творчество Абдуллы  Алиша)

 Ведущий.  Широко известный детский татарский писатель Абдулла Алиш  был другом и соратником Мусы Джалиля. Редкому писателю удается глубоко проникнуть в мир детей. Абдулла Алиш был именно таким писателем, создававшим необыкновенный и загадочный мир сказок.

          Слово предоставляется ………

  Абдулла Бариевич Алишев, известный детский татарский писатель Абдулла Алиш, родился 15 сентября 1908 года в деревне Каюки Спасского уезда (ныне Спасский район) в семье крестьянина. Отец его для своего времени был достаточно образованным человеком, хорошо знал татарскую и восточную литературу, любил сочинять и рассказывать сказки. Умер в 1934 году в своей деревне. Мать Алиша, Газиза апа сочиняла баиты, стихи, была прекрасной сказительницей. Её многочисленные стихи посвящены сыну Абдулле. Умерла она в 1961 году в г.Казани.

У Абдуллы рано пробудился интерес к книгам и сказкам. С 5-6 лет он начал собирать книги, буквально изводил взрослых, заставляя читать и перечитывать их.

Наконец, он начал учиться в школе. Отцу хотелось, чтобы любимый сын стал большим человеком.

Старательный ученик, заводила стенгазетного дела, он успевал посещать литературно- драматические кружки, участвовать в концертах, писать стихи, декламировать их, делать самодельные коньки и кататься на реке Бездне. А вечером он помогал товарищам по учебе, перед сном товарищи слушали его чудесные сказки.

А.Алиш –писатель разностороннего дарования. С одинаковой легкостью он брался то за повесть, то за пьесу, то за стихи, то за очерк. Увлекался то музыкой, то техникой. Но была одна страсть, которую Алиш пронес через всю свою жизнь, и которая во многом писал главным образом для детей. «Все свое творчество желаю посвятить детям», - говорил Алиш.

У А.Алиша было два сына Алмаз и Айваз.  

В начале Великой Отечественной войны, как и все советские патриоты, Алиш уходит на фронт. В конце октября 1941 года от Алиша перестают приходить письма. Он пропал без вести. Только после войны, через несколько лет стало известно: сражаясь на фронте, в октябре 1941 года под Брянском, он попал в плен. Он прошел через многие лагеря, видел голод, болезни, издевательства эсесовцев, смерть.

До нас дошло всего 15 стихотворений Алиша – лишь незначительная часть того, что было создано в тюремной камере. И каждая строка этих стихотворений дышит верностью Отчизне, священной воинской клятве. Блокнот со стихами Алиша, пройдя через множество рук, попал к бывшему военнопленному Нигмату Терегулову, который передал бессмертные произведения писателя на Родину.

Так оборвалась жизнь известного татарского писателя, но мы до сих пор читаем детям его сказки, стихи и произведения.

Болтливая утка, Гусенок и лебеденок, Два петуха,  Ничкэбиль. Бояка и небояка, , Путешественники и многие другие.   

   Инценировка сказок при участии родителей и детей.

                          Куян кызы

Катнашалар: Әни куян, Куян кызы, Доктор Айболит,тиен

Алып баручы:(музыка) Бер соры куяннын  үзе төсле үк озын колаклы, бик иркә, бик кадерле кызы булган. Ул аны бик-бик ярата икән. Көннәрдән бер көнне Куян иркә кызына өр-яңа киез итекләр алып кайтып биргән.

Әни куян (итекләрне тотып керә):Кызым, кызым, син кайда?

(Куян кызы өстәл астыннан килеп чыга).

Әни куян:Мә, бәбкәм, ки, аякларың туңмасын, сызламасын.

Куян: Әнием, бик зур рәхмәт (кия). Ай, аякларыма шундый җылы, рәхәт (йөгереп карый). И, унайсыз ич бу. Йөгереп тә-булмый. (Итеген салып яшерә.) әнием күрмәсен әле.

Әни куян:Кызым, нигә итекләреңне салдың? (Табып алып бирә). Мә, ки  әле.

Алып баручы:(музыка)Әнисе кигезә, ул салып ташлый икән. Кар өстеннән дә, боз өстеннән дә яланаяк йөгергән. Бер  көн  шулай  йөгергән, икенче  көн йөгергән, өченче көнне инде аксый-аксый әнисе янына килгән

Куян: Әни, әни, минем аягым  авырта

Әни куян:Кызым, кызым, якты йолдызым, синең аягың шешкән ич. Инде ни эшләргә?Бу баланы кая алып барырга? Ничек дәваларга?

Тиен:(Аларга ярдәмгә тиен килгән) Куян кызыңны җитәклә дә. Доктор Айболитка бар, аңардан киңәш сора.Ул балаларны чиратсыз кабул итә. Мин сезгә юл күрсәтәм, әйдәгез минем белән (музыка).Менә аның өе.

Әни куян,куян:Исәнмесез Доктор Айболит.

ДокторАйболит:Исәнмесез,рәхим итегез,керегез

Әни куян:Доктор Айболит, кызымның аяклары шеште.

Доктор Айболит:Нишләп шеште икән? Кая, карыйм әле. Куянкай, наянкай, кайда болай йөрдең?

Куян:Доктор Айболит, мин гаепле, әнием алып биргән итекләрне кимәдем дә, аягым туңды.

Айболит: Менә болайрак  утыр әле.

Әниеңнең сүзен тыңларга,

Кирәк һәрчак, туганкай.

Аякларың ай-һай-һай,

Дару сөртмичә булмый.

Куян:

Ай, доктор Айболит,

Рәхмәт, доктор Айболит.

Айболит:

Бирәм, дускай, бер киңәш,

Терел генә тизрәк.

Шундый суык көннәрдә

Итек кияргә кирәк.

Куян:

Ай, доктор Айболит,

Рәхмәт, доктор Айболит.

Әни куян:

Зур рәхмәт, доктор Айболит!  (Чыгып китәләр).

Алып баручы: Өч көн дигәндә, куян баласының аягы  төзәлгән.

 Ул инде киез  итеген бер дә салмый  киеп йөри икән.

                   Чукмар белән Тукмар.

     Катнашалар:Ак әтәч-Чукмар,кара әтәч-Тукмар,әби

Алып баручы:Бер әбинең ике әтәче булган Бу әтәчләрнең берсе ак,икенчесе кара икән.Әби аларның икесен дә бертигез ярата. Әтәчләр күп вакытларын сугышып үткәрәләр икән.

  Ак әтәчне Чукмар дип атаган,ул чукырга бик оста икән.Кара әтәчне Тукмар дип атаган,ул бик оста тукый икән.

Әби:Тукмарым,Чукмарым,мәгез әле җим ашагыз.

Чукмар:Әби,миңа җимне әз бирдең.

Тукмар:Ник минем өлешемә кердең?

  (Әтәчләр сугышалар,музыка яңгырый)

Әби:Боларны нишләтим икән?Сугышмыйча гына торсагыз ярамыймени?

(Әби китә,әтәчләр тагы сугышалар.Әби керә.Әтәчләр әби янына киләләр.)

Чукмар:Әби,әби,кара әле,Тукмарың тукмый-тукмый башымны күгәртеп бетерде.

Тукмар:Әби,башымны кара әле,Чукмарың чукый-чукый башымны канатып бетерде.

Әби (Тукмарны җитәкли):Әйдәле,менә мин сине күршеләргә кертеп куйыйм,аерым торып карагыз.(Чукмар бик күңелсез йөри)

Алып баручы:Ялгыз калгач,Чукмарга бик күңелсез булган.Юньләп ашый да эчә дә алмаган.

 (Әби керә,Чукмар аның янына бара)

Чукмар:Әби,Чукмарны алып кайт инде ,бер дә сугышмас идек

Әби:Ярый,алып кайтам.Әгәр тагын сугышсагыз берегезне юк итәм.(Әби Чукмарны алып керә.Әтәчләр кочаклашалар,шатланалар.)

Алып баручы:Хәзер инде ак әтәч белән кара әтәч бик дус тату яшиләр икән.

Слайд: Портрет Фатиха Карима.
Ведущий.  Вся жизнь Фатиха Карима была подчинена сказанным им словам:
«Хотел бы я достичь врага ветром пламени обжигающим , и песней остаться в мужестве и храбрости». 

Эти слова мог сказать только человек глубоко преданный своему народу и Отчизне, каким и является писатель, поэт-фронтовик Фатих Карим.

 Слово предоставляется………..

Презентация. Фатих  Карим.

Фатих Карим (ФатихАхметвалеевич Каримов) родился 9 января 1909 года в селе Аитово ныне Бижбулякского района Башкирии. Он был одиннадцатым ребенком в семье указного муллы.Здесь же получил начальное образование. В 1922 году будущий поэт поступил в Белебеевский педагогический техникум.
Первые свои стихи и рассказы ФатыхКарим пишет в 1926 году. Некоторые из них печатаются в газете «Яшь ленинчы», журнале «Атака». В этом же году он поступает в Казанский  землеустроительный техникум.

Любовь. ФатыхКарим и Кадрия встретились на лекции. Встретились, чтобы больше никогда не расставаться. Девятнадцать лет отмерила судьба двум влюбленным сердцам для совместной жизненной дороги. Рождение дочерей Ады и Лейлы.

Первый сборник стихов ФатихаКарима «Начальная песня» вышел на татарском языке в 1931 году. Поэмы «Пятьдесят джигитов», «Седьмая печь», «Свет молнии» — популярные произведения поэта. Вся талантливая молодежь тянулась к нему. Фатих Карим оказался достойным учеником ХадиТакташа, впитал в себя его традиции. Он учился и на произведениях Тукая, Лермонтова, Маяковского. Примером для него всегда были Горький, Николай Островский, Фадеев, создавшие бессмертные образы героев революции, самозабвенных борцов за счастье народа.

За небольшой срок Фатих Карим стал широко известным поэтом. Одним из первых среди татарских поэтов он был принят в Союз писателей СССР.
За плодотворным творческим периодом последовал трагический. Одно из произведений писателя повлекло за собой обвинение в клевете. 3 января 1938 года ФатыхаКарима арестовали как врага народа. Но поэт не был сломлен. Он боролся за свою честь, объявлял многодневные голодовки, требовал продолжения следствия.

Суд состоялся в 1941 году. Осужденный на 10 лет за поэму «Аникин», якобы являющейся клеветой на Советскую Армию, Фатих Карим был оправдан. Писатель почти сразу после оправдания добровольно ушел воевать.
В промежутках между боями, под свистящими пулями или при свете коптилки в блиндаже рождались поэмы, стихи, песни..
Трудно себе представить: всего за четыре года, с 1941 по 1945-й, Фатих Карим написал пять поэм, две повести, пьесу и более 120 стихотворений.

Фатих Карим прошел всю войну. Служил рядовым, потом командиром взвода. Трижды был тяжело ранен, но после выздоровления возвращался в строй. За боевые заслуги Фатих Ахметвалеевич Каримов был награжден орденами Красной Звезды и награжден орденами I степени, а также медалями. Не раз получал благодарности от Верховного командования.
Ему было 36 лет, когда 19 февраля 1945 года, выполняя боевое задание, он геройски погиб на подступах к Кенигсбергу.
На братской могиле города Багратионовска Калининградской области всегда лежат цветы. В честь поэта – патриота здесь воздвигнут памятник – обелиск, а одна из улиц города названа в его честь.

Музей Фатиха Карима находится на его малой родине в селе Аитово, а перед музеем установлен бюст поэта.В музее бережно хранят личные вещи поэта, книги, письма, воспоминания близких, фотографии. Одна из улиц села, а также Аитовская средняя школа носят имя Фатиха Карима.

Ант   (читает ……)

Ватаным өчен    (читает………)

Советский солдат     (читает ………)

За отчизну.  (читает ……..)

Ведущая. Продолжает  литературный вечер библиотекарь поселковый детской библиотеки ………..

Слайд: Портрет Аделя Кутуя. Он известный поэт, драматург, критик.

Ведущая.

Они не вернулись с поля боя… Молодые, сильные, жизнелюбивые… Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Они оказались смелейшими из смелейших. Они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

Они уходили, твои одногодки,

Зубов не сжимая, судьбу не кляня.

А путь предстояло пройти не короткий:

От первого боя до вечного огня…  

Көрәшкә бир бөтен гомереңне,

Әгәр күңлең яшәү теләсә;

Син яшәрсең, әгәр ил яшәсә,

Син үлмәссең, халкың үлмәсә. 

Поэты молчат, за них говорят строки….За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. Пусть же эти люди будут всегда близки нам, как друзья, как родные.

Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какою ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная «Поэтам-фронтовикам посвящается»

Материал содержит подробный  конспект воспитательного мероприятия, презентацию, видеоролик и музыкальные файлы. Знакомит с биографией и поэзией поэтов, погибших во время Великой Отечественной вой...

"Жизнь и творчество белгородских поэтов-фронтовиков"

Цели и задачи:Обучающие:познакомить учащихся с творчеством белгородских поэтов в годы Великой Отечественной войны;познакомить учащихся с биографическими данными ряда поэтов-белгородцев.Развивающ...

Поэты-фронтовики города Омска

Поэты-фронтовики.Работу выполнил Губаренко Михаил, ученик 8 б класса БОУ города Омска "СОШ № 107"...

Урок внеклассного чтения - Поэты - фронтовики.

К 70-ю Великой Отечественной войны....

Литературный вечер «Не в силах годы в нас разминировать сердца… », посвященный поэтам-фронтовикам Белгородчины и 70-летию Победы

Данный материал явился результатом исследовательской работы студентов по теме: "Великая Отечественная война в лирике и мемуарах поэтов-фронтовиков Белгородчины". В литературном вчере прозвучали стихи ...

Презентация "Поэзия военных лет" Поэты-фронтовики г. Иваново

В презентации использованы фотографии и стихи поэтов - фронтовиков г. Иваново: Н. Майорова, М. Дудина, В. Жукова, А.Лебедева, В. Догадаева. Для урока внеклассного чтения в коррекционной школе VIII вид...

СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ОТКРЫТИЮ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ В ЧЕСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ, ПОЭТОВ-ФРОНТОВИКОВ П.Н.Матюхина и Л.И.Журавлёва

    Поэзия Великой Отечественной войны, наверное, самая яркая страница советской поэзии. Поэты-фронтовики не только спасали мир на планете, но и поведали в своих поэмах, стихах и песн...