Литературный кружок "Волшебные сказки"
рабочая программа на тему

Программа курса внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_volshebnaya_skazka.docx47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа

Программа

курса внеурочной деятельности

«Волшебные сказки»

по художественно-эстетическому направлению

Автор-составитель:

Султрекова Л.М.,   учитель

хакасского языка и литературы

МБОУ Бутрахтинская СОШ

с.Бутрахты, 2013-2014 уч.г.

Пояснительная записка.

Направленность программы – художественно-эстетическое  направление внеурочной деятельности.

Форма проведения занятия: литературный кружок.

Актуальность предполагаемого курса определяется формированием  школьников – читателей – кружковцев.  В качестве учебного материала выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно.  Ребенок 7-8 лет   больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя  детей  в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

     На примере хакасских и русских народных сказок дети будут учиться различать волшебные, бытовые , сатирические сказки и сказки о животных.  Так именно эти сказки являются сказками их народов, их далеких предков. Дети будут учиться анализировать сказки, выразительно читать по ролям, инсценировать , создавать иллюстрации. В конце года будет выпущена книга с прочитанными сказками и с иллюстрациями детей. Также в виде годового отчета в конце учебного года планируется инсценирование одной сказки для сверстников.

   Цель:   формирование младших школьников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти;  расширение читательского кругозора школьников.

   Задачи:  

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
  •  дать характеристику бытовой , волшебной, сатирической , сказки о животных;
  • сравнить сказки народов мира на примере  схожих сказок (хакасских, русских и др. )
  • развитие эмоционально – чувственной сферы;
  • обучение чтению – рассматриванию;
  • формирование навыка чтения;
  • создание иллюстраций к прочитанным сказкам;
  • инсценирование , прочтение сказок по ролям.

Рабочая программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (2-4 классы).

Сроки реализации программы: 3 года.

Количество занятий и часов в неделю: 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 часа в год.

Работа ведется по таким направлениям , т.е складывается из ряда этапов:

  • теоретические знания и практические умения;
  • наглядно-иллюстративные: работа с видеоматериалами, картинами, аудиозаписями, книгами;
  • практические: игры, конкурсы, экскурсии, выставки;

Планируемые результаты:

Использование сказки как средства постижения жизни, народных традиций, морали.

Формирование квалифицированного читателя.

Развитие творческих способностей детей. Развитие артистизма.

Выступления перед зрителем с инсценировками сказок.

Создание книги прочитанных сказок и иллюстрациями детей.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Бытовые сказки

8

2

6

2

Волшебные сказки

8

2

6

3

Сказки о животных

11

2

9

4

Сатирические сказки

4

1

3

Данному учебно-тематическому плану соответствуют все календарно-тематические планы данной программы.

Календарно-тематический план

2 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

1

   Хакасская народная сказка

 Моя любимая сказка.

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая, коллективная

Беседа

2

Какие бывают сказки?

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Установление причинно-следственных связей. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

3.

Бытовые сказки .Русская народная сказка

«Мальчик-с-пальчик»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Коллективная

Беседа

4

Бытовые сказки

Хакасская народная сказка  «Харызах».

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая

Беседа

5

Бытовые сказки

Китайская сказка «Хуан сяо»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. 

Коллективная, парная

Опрос

6

 Бытовые сказки

Хакасская  сказка «Алтон тайма»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Установление причинно-следственных связей. 
Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Творческая работа

7

Бытовые сказки

Хакасская  сказка  «Сабандағы оолах»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. 
Отгадывание ребусов. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая, коллективная

Беседа

8

Бытовые сказки

Хакасская  сказка  «Хайҷы паза чатхан»

1

Чтение. Сравнение с армянской сказкой. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

9-10

Бытовые сказки народов мира.  Шорская народная сказка «Два ручья»

2

Чтение сказки. Анализ прочитанного. 
Отгадывание кроссворда. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. 

Коллективная

Творческая работа

11

Волшебные сказки. Хакасская народная сказка. «Хайхастығ кӧл».

1

Чтение сказки. Работа над текстом. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая

12

Хакасская сказка «Волшебный петух»

1

Чтение сказки. Анализ прочитанного. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение 

Коллективная, парная

Беседа

13

Русская сказка «Спящая царевна»

1

Пересказ сказки. Отгадывание загадок, ребусов. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение вступать в диалог. 

Опрос

14

Волшебные сказки  Хакасская сказка «Хайхастаӊ даа хайхастығ»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая, коллективная

Творческая работа

15

Волшебные сказки  Хакасская сказка «Аӊҷы харындастар»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

16

Волшебные сказки  Хакасская сказка «Алтын хыс»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение

Коллективная

Беседа

17-18

 Волшебные сказки народов мира. Шорская народная сказка «Огонек и пчела»

2

Чтение сказки. Анализ прочитанного. 
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Установление причинно-следственных связей. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. 

Групповая, коллективная

Творческая работа

19

 Сказки о животных.

1

Чтение. Сравнение с грузинской сказкой. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

20

Сказки о животных.  Хакасская сказка «Голубоктарнаӊ тӱлгӱҷек»

1

Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. Формирование логических действий. Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. Умение слушать собеседника. 

Коллективная

Творческая работа

21

Сказки о животных. Хакасская сказка «Ах хас»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая, коллективная

Беседа

22

Сказки о животных. Хакасская сказка «Тӱлгӱнеӊ пӱӱр»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Установление причинно-следственных связей. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

23

  Сказки о животных. Хакасская сказка «Харғанаӊ паға»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Коллективная

Творческая работа

24

Сказки о животных. Хакасская сказка «Öркеҷекнеӊ кӱскеҷек»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая, коллективная

Беседа

25

Сказки о животных. Тувинская сказка «Как верблюд стал некрасивым».

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

26

Сказки о животных. Тувинская сказка «Ленивая сова»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Установление причинно-следственных связей. 
Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Коллективная

Творческая работа

27

Сказки о животных. Горно-алтайская сказка «Обида марала»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. 
Отгадывание ребусов. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Беседа

28

 Сказки народов мира о животных. Горно-алтайская сказка «Нарядный Бурундук»

1

Чтение. Сравнение с армянской сказкой. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Групповая, коллективная

Опрос

29

Сказки народов мира о животных.

1

Чтение сказки. Анализ прочитанного. 
Отгадывание кроссворда. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. 

Парная, коллективная, групповая

Творческая работа

30

 Сатирические сказки

1

Чтение сказки. Работа над текстом. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Коллективная

Беседа

31

Сатирические сказки. Хакасские сказки  «Нимені пу чирде итчее чоғыл»

1

Чтение сказки. Анализ прочитанного. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение 

Групповая, коллективная

Опрос

32

 Сатирические сказки народов мира. Хакасская сказка «Тайма нимелер»

1

Пересказ сказки. Отгадывание загадок, ребусов. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение вступать в диалог. 

Парная, коллективная, групповая

Творческая работа

33

Сатирические сказки народов мира. Корейская сказка «Знаем!»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Коллективная

Беседа

34

Итоговое занятие Праздник «В гостях у сказки»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Коллективная

Опрос

Календарно-тематический план

3 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Вид деятельности

Виды контроля

1

   Хакасская народная сказка

 Моя любимая сказка.

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая, коллективная

Беседа

2

Какие бывают сказки?

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Установление причинно-следственных связей. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

3.

Бытовые сказки .Хакасская народная сказка

«Пыласкаӊныӊ часказы»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Коллективная

Творческая работа

4

Бытовые сказки

Хакасская народная сказка  «Алыптыӊ оолғы».

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая

Беседа

5

Бытовые сказки

Горно-алтайская сказка «Ячменное зерно»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. 

Коллективная, парная

Опрос

6

 Бытовые сказки

Хакасская  сказка «Беда»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Установление причинно-следственных связей. 
Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Творческая работа

7

Бытовые сказки

Хакасская  сказка  «Адыҷах паза Кечох»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. 
Отгадывание ребусов. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая, коллективная

Беседа

8

Бытовые сказки

Хакасская  сказка  «Чатхан»

1

Чтение. Сравнение с армянской сказкой. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

9-10

Бытовые сказки народов мира. Тувинская народная сказка «Три брата, которые видят правду»

2

Чтение сказки. Анализ прочитанного. 
Отгадывание кроссворда. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. 

Коллективная

Творческая работа

11

Волшебные сказки. Хакасская народная сказка. «Волшебная книга».

1

Чтение сказки. Работа над текстом. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая

12

Волшебные сказки. Хакасская сказка «Желтая нога»

1

Чтение сказки. Анализ прочитанного. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение 

Коллективная, парная

Беседа

13

Русская сказка «Сказка о золотом петушке»

1

Пересказ сказки. Отгадывание загадок, ребусов. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение вступать в диалог. 

Опрос

14

Волшебные сказки.  Хакасская сказка «Öлімні тоғындырҷаӊ оолах»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая, коллективная

Творческая работа

15

Волшебные сказки  Хакасская сказка «Тӱптестірӧс ипчі»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

16

Волшебные сказки  Хакасская сказка «Алтын Арчол»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение

Коллективная

Творческая работа

17-18

 Волшебные сказки народов мира. Хакасская народная сказка «Пайнаӊ чылан»»

2

Чтение сказки. Анализ прочитанного. 
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Установление причинно-следственных связей. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. 

Групповая, коллективная

Беседа

19

 Сказки о животных.

1

Чтение. Сравнение с грузинской сказкой. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

20

Сказки о животных.  Хакасская сказка «Тӱлгӱҷек»

1

Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. Формирование логических действий. Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. Умение слушать собеседника. 

Коллективная

Творческая работа

21

Сказки о животных. Хакасская сказка «Поратайнаӊ  харға»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая, коллективная

Беседа

22

Сказки о животных. Хакасская сказка «Хымысханыӊ пағазар ааллап чӧргенінеӊер»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Установление причинно-следственных связей. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

23

  Сказки о животных. Русская сказка «Лев - зверь»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Коллективная

Творческая работа

24

Сказки о животных. Хакасская сказка «Таарғай ноға кӧні учуға чоғыл?»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая, коллективная

Беседа

25

Сказки о животных. Русская сказка «Чайки и красавица Ангара».

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

26

Сказки о животных. Горно-алтайская сказка «Страшный гость»

1

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Установление причинно-следственных связей. 
Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Коллективная

Творческая работа

27

Сказки о животных. Горно-алтайская сказка «Жадный глухарь»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. 
Отгадывание ребусов. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Беседа

28

 Сказки народов мира о животных. Горно-алтайская сказка «Нарядный Бурундук»

1

Чтение. Сравнение с армянской сказкой. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Групповая, коллективная

Опрос

29

Сказки народов мира о животных.

1

Чтение сказки. Анализ прочитанного. 
Отгадывание кроссворда. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. 

Парная, коллективная, групповая

Творческая работа

30

 Сатирические сказки

1

Чтение сказки. Работа над текстом. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Коллективная

Беседа

31

Сатирические сказки. Хакасские сказки  «Тасха паза Камат»»

1

Чтение сказки. Анализ прочитанного. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение 

Групповая, коллективная

Опрос

32

 Сатирические сказки народов мира. Хакасская сказка «Хосхар алып»

1

Пересказ сказки. Отгадывание загадок, ребусов. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение вступать в диалог. 

Парная, коллективная, групповая

Творческая работа

33

Сатирические сказки народов мира. Корейская сказка «Чапоги»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Коллективная

Беседа

34

Итоговое занятие Праздник «В гостях у сказки»

1

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Коллективная

Опрос

Календарно-тематический план

4 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

1-2

Русская народная сказка 
«Ленивая Арина» 

2

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая, коллективная

Беседа

3-4

Алтайская сказка «Семь братьев» 

2

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Установление причинно-следственных связей. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

5-6

Армянская сказка «Богач и бедняк»

2

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Коллективная

Творческая работа

7-8

Армянская сказка «Мудрый ткач»

2

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. Развитие познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Умение контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников. 
Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. 

Групповая

Беседа

9-10

Хакасская сказка        « Суғ Ээзі паза палыхчы»

2

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. 

Коллективная, парная

Опрос

11-12

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

2

Чтение сказки. 
Работа по содержанию. 
Чтение по ролям. 
Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Установление причинно-следственных связей. 
Умение договариваться, находить общее решение. Работа в группах по созданию сценок. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. 

Парная

Творческая работа

13-14

Бурятская сказка «Девица Шурэлдэхэн»

2

Чтение сказки. Работа по содержанию сказки. 
Отгадывание ребусов. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая, коллективная

Беседа

15-16

Ингушетская сказка «Чья вина»

2

Чтение. Сравнение с армянской сказкой. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

17

Сказочная викторина

2

Чтение сказки. Анализ прочитанного. 
Отгадывание кроссворда. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. 

Коллективная

Творческая работа

18-19

Белорусская сказка «Лисица-хитрица»

2

Чтение сказки. Работа над текстом. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая

Опрос

20-21

Алтайская сказка «Нарядный бурундук» 

2

Чтение сказки. Анализ прочитанного. Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение 

Коллективная, парная

Беседа

22

Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга» 

1

Пересказ сказки. Отгадывание загадок, ребусов. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Умение вступать в диалог. 

Коллективная

Опрос

23-24

Грузинская сказка «Лиса и перепёлка»

2

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. 

Групповая, коллективная

Творческая работа

25-26

Ингушетская сказка «Кузнечик и муравей»

2

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Установление причинно-следственных связей. 
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

27

Грузинская сказка «Сын охотника»

2

Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. 
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. 
Умение слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение

Коллективная

Творческая работа

29-30

Русская сказка «Сорока»

2

Чтение сказки. Анализ прочитанного. 
Отгадывание кроссворда. Развитие готовности к сотрудничеству. 
Установление причинно-следственных связей. 
Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. 
Строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы. 

Групповая, коллективная

Беседа

31-32

Русская сказка «Рачья свадьба»

2

Чтение. Сравнение с грузинской сказкой. Развитие учебных мотивов познавательных интересов. 
Формирование логических действий анализа сравнения. 
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. 

Парная, коллективная, групповая

Опрос

33-34

Итоговый спектакль.

2

Инсценировка сказки. Развитие готовности к сотрудничеству и к дружбе. Формирование логических действий. Формирование целеустремленности, настойчивости в достижении цели. Умение слушать собеседника. 

Коллективная

Творческая работа

Литература.

  1. «Писательлер олғаннарға» Т.Г.Тачеева-Бурнакова, 1988г.
  2. «Русская литературная сказка ХVIII-ХХ веков», том 1, Л.В.Овчинникова, 2002г.
  3. «Русские сказки писателей ХІХ-ХХ веков», Т.П.Казымова, 1995г.
  4. Журнал для детей «Кӱніҷек», И.П.Топоев, 2012г.
  5. «Тӱбі чох ээліг Харачы суғ», П.Боргояков, 1993г.
  6. «Кӧйтік тӱлгӱдеӊер нымах», М.Кильчичаков, 1993г.
  7. «Моя Хакасия», А.Н.Балгазина, 2001г.
  8. «Алтын Хыс», А.ЯМедведовская, 1992г.
  9. «Хакас чонныӊ нымахтары», В.И.Доможаков, 1986г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный проект «Сказки братьев Гримм» ( для учащихся 6-го класса)

 Литературный проект «Сказки братьев Гримм»                            ( для учащихся 6-го класса) Цель проекта: формировать языковую компетенцию учащихся, повысить мотивацию к изучению немецкого язык...

Литературный конкурс "Сказки Лукоморья"

Конкурс по сказкам А.Пушкина для учащихся 4-5 классов....

Литературный проект «Сказка за сказкой»

В настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу. Сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому спосо...

Литературный конкурс "Сказки Лукоморья"

Конкурс, составленный по сказкам А.С.Пушкина, предназначен для учащихся 4-5 классов. Актуален в 2015-2016 учебном году, так как осенью отмечается 195-летие поэмы "Руслан и Людмила"....

Урок литературного чтения "Сказка Пляцковского «Какая бывает зима?»

Урок литературного чтения во 2 классе учащихся с нарушением слуха...

Часть 3. Литературные связи сказки А.И. Куприна «Синяя звезда»

В рамках внеклассного чтения на уроках литературы пятиклассники изучают сказки русских и зарубежных авторов. Интерес для комплексного анализа текста представляет сказка А.И.Куприна «Синяя звезда...

Литературный анализ сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" - одно из самых загадочных произведений. Название сказки соответствует сюжету. Оказывает полезное воздействие как на юного читателя, так и на ч...