Планирование уроков русского языка и литературы в 10-11 классах
рабочая программа (10 класс) на тему

Куделина Инна Валерьевна

Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, Гольцова, по литературе - Коровина В.Я.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

в 10 классе

2015-2016 у г.

(1 урок в неделю, 35 уроков в год)

№ п.п

Тема урока.

Основное содержание.

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Элемент подготовки к ЕГЭ

Дата проведения

План

Факт

Лексика. Фразеология. Лексикография (3часа)

1

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Лексический анализ, работа с паронимами

Нормативные документы ЕГЭ,

2.09

2

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление.

Лексический анализ, работа с паронимами

Спецификация экзамена

9.09

3

Происхождение лексики современного русского языка. Фразеология. Фразеологические единицы.

Лексический анализ, работа с паронимами

Кодификатор элементов

16.09

Фонетика. Графика. Орфоэпия.(1 час)

4

Звуки и буквы. Орфоэпия.

Фонетический разбор слов

Понятие орфоэпический минимум. Знакомство с орфоэпическим минимумом

23.09

Морфемика и словообразование(3 часа)

5

Состав слова. Морфемный разбор слова.

Разбор слова по составу

Знакомство с орфоэпическим минимумом

30.09

6

Словообразование и формообразование. Словообразовательный разбор.

Основные способы образования слов

Выполнение задания 1,2

7.10

7

Контрольная работа 1  по разделу «Лексика. Фонетика. Морфемика и словообразование» (диктант +тесты)

Самостоятельная работа

14.10

Морфология и орфография(28 часов)

Орфография(6 часов)

8

Анализ контрольной работы. Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные.

Морфемный анализ слов

Выполнение задания 3,4

21.10

9

Гласные после шипящих и Ц. Звонкие и глухие согласные. Правописание.

Морфемный анализ слов

Выполнение задания 5,6

28.10

10

Непроизносимые согласные и сочетания сч, зч, шч, жч, стч, здч. Правописание двойных согласных.

Работа в парах

Выполнение задания 7,8

11.11

11

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре-, при-;И-Ы после приставок.

Морфемный анализ слов

Выполнение задания 9,10

18.11

12

Употребление Ъ и Ь знаков. Употребление прописных букв и правила переноса слов.

Коллективная работа

Выполнение задания 11,12

25.11

13

Контрольная работа 2  по разделу «Морфология и орфография»

Самостоятельная работа

2.12

14

Морфология(22 часа):

Самостоятельные части речи(12 часов)

Анализ контрольной работы. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний существительных

Текст, его строение

Выполнение задания 13.14

9.12

15

Гласные в суффиксах имён существительных . Правописание сложных имён существительных.

Работа  с текстом: озаглавливание, выделение темы, основной мысли

Выполнение задания 15,16

16.12

16

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных.

Работа в парах

Выполнение задания 17,18

23.12

17

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Работа  с текстом: озаглавливание, выделение темы, основной мысли

Выполнение задания 19,20

30.12

18

Правописание сложных имён прилагательных.

Повторение постановок знаков препинания

Выполнение задания 21,22

13.01

19

Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных.

Работа в группах

Выполнение задания 23,24

20.01

20

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

Повторение постановок знаков препинания

Выполнение задания 1,2,5

27.01

21

Глагол как часть речи. Правописание глаголов.

Отзыв. Правило написания.

Выполнение задания 2,4,6

3.02

22

Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.

Работа по комплексному анализу текста

Выполнение задания 7

10.02

23

Деепричастие  как глагольная форма.

Рецензия. Правило написания.

Выполнение задания 7

17.02

24

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Работа по комплексному анализу текста

Выполнение задания 7,9,11

24.02

25

 Контрольная работа 3  по разделу «Морфология».Диктант с грамм заданием

Самостоятельная работа

2.03

Служебные части речи(10 часов)

26

Анализ контрольной работы. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Составление плана и конспекта текста.

Выполнение задания 24

9.03

27

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

Автобиография.

Выполнение задания 24

16.03

28

Частицы. Правописание частиц.

Составление плана и конспекта текста

Работа с заданием 25

30.03

29

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

Характеристика. Основные этапы написания.

Работа с заданием 25

6.04

30

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Последовательное повторение постановки знаков препинания в простом и сложном предложении.

Работа с заданием 25

13.04

31

Междометие как особый разряд  слов.

Работа со словарями всех видов.

Работа с заданием 25

20.04

32

Контрольный диктант 2

Самостоятельная работа

27.04

33

Урок-практикум по теме «Подготовка к итоговой контрольной работе»

Коллективная работа по повторению материала

Работа с элементами кодификатора

4.05

34

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

Самостоятельная работа

Работа с элементами кодификатора

11.05

35

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

Самостоятельная работа

Работа с элементами кодификатора

18.05

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

№ п.п

Содержание раздела

Количество часов

Примечание

1

Лексика. Фразеология. Лексикография

3

2

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

1

3

Морфемика и словообразование

3

4

Морфология и орфография:

-орфография

-самостоятельные части речи

-служебные части речи

28 часов

6 часов

12 часов

10 часов

ИТОГО:

35 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку   в 10 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г), Образовательной программы Гришинской СОШ, авторской  программы по русскому языку  для 10-11   классов (автор: Н.Г.Гольцова. 2011 год). Программа рассчитана на  35  часов в год  (1 час в неделю).

   Основная задача курса 10 класса по данной программе – повторение  и обобщение знаний, умений, навыков десятиклассников по разделам «Лексика», «Фонетика», «Морфемика», «Морфология и орфография»,  подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.

    Центральным компонентом планирования является работа, направленная на совершенствование орфографических и пунктуационных навыков письменной речи учащихся.

Эффективность этой работы обеспечивается использованием обобщающих

таблиц и схем по орфографии и пунктуации, что позволяет сформировать у

учащихся целостное представление о системе русского правописания. Эта

основная задача решается в комплексе с другим: обобщением, углублением,

расширением знаний о системе языка и работой по развитию речи по нескольким

направлениям:

1 .работа с текстом;

2.анализ  выразительно-изобразительных средств

3.конструирование текстов

4.развитие навыков устной речи.

По окончании 10 класса учащиеся должны:

- Овладеть всеми видами разбора как слова, так и предложения;

-Определять роль конструкций, не являющихся членами предложений;

-Конструировать предложения, строить схемы;

-Заменять обособленные члены предложения , предложения с прямой речью

синонимическим конструкциями; иллюстрировать орфографические и пунктуационные правила примерами из данного текста;

- Комментировать выбор орфограмм, пунктограмм;

-Определять основную мысль, тему текста;

- Озаглавливать текст, находить ключевые слова;

 -Определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи;

- Находить художественные средства связи предложений в тексте;

-Производить комплексный анализ текста;

-Находить и исправлять орфографические пунктуационные и стилистические ошибки в тексте;

УМК по данной программе представлен в виде программы, методических рекомендаций, справочных материалов.

   Прогнозируемый результат обучения: успеваемость – 100%, качество знаний не менее 60%

Выполнение практической части

по русскому языку в 10 классе:

№ п.п

Вид практической части:

Количество  часов:

Примечание:

1

Контрольная работа 1  по разделу «Лексика. Фонетика. Морфемика и словообразование» (диктант +тесты)

1

2

Контрольная работа 2  по разделу «Морфология и орфография»

1

3

Контрольная работа 3  по разделу «Морфология»

1

4

Контрольный диктант 2

1

5

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

2

График проведения контрольных работ

в 10 классе по русскому языку

2015-2016 учебный год

№ п.п

Содержание контрольной работы

Дата проведения

примечание

план

факт

1

Контрольная работа 1  по разделу «Лексика. Фонетика. Морфемика и словообразование» (диктант +тесты)

14.10

2

Контрольная работа 2  по разделу «Морфология и орфография»

2.12

3

Контрольная работа 3  по разделу «Морфология»

2.03

4

Контрольный диктант 2

27.04

5

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

11.05

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ

18.05

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах составлена  на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г), Образовательной программы Гришинской СОШ,  авторской  программы по русскому языку  для  10-11  классов (авторы: Н.Г.Гольцова,  И.В.Шамшин, М.А.Мищерина –М: Русское слово – 2011 г).

    Авторская программа  соответствует  Госстандарту (его федеральному компоненту). Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчёта 1 час в неделю (10 кл.-35 часов,  11 класс- 34 часа).

     Цель данного курса – повторение, обобщение и систематизация, а также углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.

Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку, что позволяет организовывать занятия по русскому языку  как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

   Основная задача курса 10 класса по данной программе – повторение  и обобщение знаний, умений, навыков десятиклассников по разделам «Лексика», «Фонетика», «Морфемика», «Морфология и орфография», задача курса 11 класса – комплексное повторение раздела «Синтаксис», «Культура речи»,  подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.

     Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками  и логически выстроен таким образом, что чётко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке.  Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте,  на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русской язык».

    Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объём и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков – орфографических, пунктуационных, стилистических. Обеспечивают развитие культуры речи, литературного вкуса, лингвистического кругозора.

     В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Задачи, стоящие перед  курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях использовать все виды языкового анализа.

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров. Для развития речи модно использовать пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр.

     Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», изучение которых предполагает самостоятельное освоение материала, анализ текстов, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса.

По окончании изучения курса «Русский язык в 10-11 классах» выпускник школы научится:

- владеть всеми видами разбора как слова, так и предложения;

-определять роль конструкций, не являющихся членами предложений;

-конструировать предложения, строить схемы;

-заменять обособленные члены предложения, предложения с прямой речью

синонимическим конструкциями;

-иллюстрировать орфографические и пунктуационные правила примерами из данного текста;

- комментировать выбор орфограмм, пунктограмм;

-определять основную мысль, тему текста;

- озаглавливать текст, находить ключевые слова;

 -определять принадлежность текста к тому или иному стилю речи;

- находить художественные средства связи предложений в тексте;

-производить комплексный анализ текста;

-Находить и исправлять орфографические пунктуационные и стилистические ошибки в тексте;

  1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах  составлена на основе Государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, Образовательной программы Гришинской СОШ,  а также на основе программы Гольцовой Н.Г. (М: Русское слово – 2011 г «Русский язык. 10-11 классы») и  предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом  и профильном уровне. Составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год (в 10 и 11 кл. соответственно).

Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы  и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

    Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.     

    Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку, что позволяет организовывать занятия по русскому языку  как в классах неязыкового профиля, так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.

   Основная задача курса 10 класса по данной программе – повторение  и обобщение знаний, умений, навыков десятиклассников по разделам «Лексика», «Фонетика», «Морфемика», «Морфология и орфография», задача курса 11 класса – комплексное повторение раздела «Синтаксис», «Культура речи»,  подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание программы по русскому  языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

        Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в  различных сферах и ситуациях общения.

Требования к уровню  подготовки выпускников:

В результате изучения русского языка выпускник школы научится:

знать/понимать:

  • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Используемый учебно-методический комплекс:

10-11 классы:

1.Русский язык 10-11 класы. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, «Русское слово»,

2010 г.

2.Обучающая программа – тренажёр «Фраза»

3.Русский язык. Синтаксис и пунктуация, часть 1 (электронное приложение)

4.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия (8-9 классы)

5.1-С – репетитор. Русский язык.

6.ЕГЭ. Русский язык, типовые экзаменационные варианты. И.П.Цыбулько. «Национальное образование», 2016 г.

7.Ресурсы Интернет, сайт ФИПИ, раздел «ЕГЭ  и ОГЭ»

8.Русский язык в таблицах и схемах.

9. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

№ п.п

Содержание раздела

Количество часов

Примечание

1

Лексика. Фразеология. Лексикография

3

2

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

1

3

Морфемика и словообразование

3

4

Морфология и орфография:

-орфография

-самостоятельные части речи

-служебные части речи

28 часов

6 часов

12 часов

10 часов

ИТОГО:

35 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

№ п.п

Содержание раздела

Количество часов

Примечание

1

Синтаксис и пунктуация

27 часов

2

Культура речи

3 часа

3

Стилистика

3 часа

4

Из истории языкознания

1 час

ИТОГО:

34 часа



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

2015-2016 учебный год  

(3 часа в неделю, 105 часов в год)

№ п.п

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Тема урока

Основное содержание

Дата

Примечание

план

факт

Литература 19 века. Первая половина (32 часа)

1

Лекция

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.

2.09

2

Лекция

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

3.09

3

лекция

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально-историческое  и общечеловеческое содержание. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

7.09

4

беседа

Романтическая лирика Пушкина периода Южной и Михайловских ссылок.  «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.

9.09

5

практикум

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

10.09

6

практикум

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти»

14.09

7

практикум

Философская лирика Пушкина. «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Вновь я посетил»

16.09

8

практикум

Тема жизни и смерти в лирике Пушкина. «Отцы пустынники и жёны непорочны».

17.09

9

Лекция, беседа

Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история  в поэме. Тема маленького человека.

21.09

10

беседа

Образ Петра 1   как царя-преобразователя  в поэме «Медный всадник»

23.09

11

беседа

Социально-философские  проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России

24.09

12

Р.Р.Письменная работа

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

28.09

13

Р.Р.Письменная работа

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

30.09

14

Лекция, беседа.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения  к поэтическому дару.   «Нет, я не Байрон…». Романтизм и реализм в творчестве поэта.

1.10

15

Беседа, практикум.

Молитва как жанр в лирике Лермонтова.  «Молитва»

5.10

16

Практикум.

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова.  Анализ стихотворений «Валерик», «Сон»

7.10

17

Практикум

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова.   «Завещание».

8.10

18

Беседа, практикум.

Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто, пёстрою толпою окружён» как выражение мироощущения  поэта.

12.10

19

Беседа, практикум.

Философские мотивы лирики Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном  в мире человеческих отношений.  «Выхожу один я на дорогу».

14.10

20

Урок внеклассного чтения

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

15.10

21

Урок внеклассного чтения

Адресаты любовной лирики Лермонтова.

Подготовка к сочинению по творчеству Лермонтова.

19.10

22

Урок контроля

Классное сочинение по творчеству Лермонтова

21.10

23

Урок контроля

Классное сочинение по творчеству Лермонтова

22.10

24

Лекция, беседа

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения.  «Вечера на хуторе..»

26.10

25

Лекция, беседа

Сатирическое и эпикодраматическое

 Начала  в сборнике «Миргород»

28.10

26

семинар

«Петербургские повести Гоголя». Образ маленького человека  в «Петербургских повестях»

29.10

27

практикум

Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга.  Обучение анализу эпизода.

9.11

28

беседа

Правда и ложь , реальность и фантастика  в повести «Невский проспект»

11.11

29

Урок внеклассного чтения

Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

12.11

30

Р.Р.Письменная работа

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

16.11

31

Р.Р.Письменная работа

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

18.11

32

лекция

Обзор русской литературы второй половины 19 века.  Её основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и  литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии.

19.11

Литература 19 века. Вторая половина  (66часов)

33

И.А.Гончаров Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в  трилогии  «Обыкновенная история – Обломов – Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная  и нравственная проблематика.

23.11

34

беседа

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.

25.11

35

беседа

«Обломов» как роман о любви.  Авторская позиция  и способы её  выражения в романе.

26.11

36

семинар

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

30.11

37

Лекция, беседа

А.Н.Островский Жизнь и творчество.  Традиции русской драматургии  в творчестве писателя.  «Отец русского театра»

2.12

38

Беседа, практикум.

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

3.12

39

Беседа, практикум.

Своеобразие конфликта драмы «Гроза». Смысл названия.

7.12

40

беседа

Город калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов»  «темного царства»

9.12

41

практикум

Протест Катерина против «Тёмного царства».Нравственная проблематика пьесы.

10.12

42

беседа

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме Островского «Гроза»

14.12

43

лекция

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки  охотника»  и их место в русской литературе.

16.12

44

беседа

И.С.Тургенев -  создатель русского романа.   История создания романа «Отцы и дети»

17.12

45

беседа

Базаров – герой своего поколения. Духовный конфликт героя.

21.12

46

беседа

«Отцы» и «Дети» в романе «Отцы и дети»

23.12

47

беседа

Любовь в романе «Отцы и дети»

24.12

48

лекция

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»

28. 12

49

практикум

 Анализ эпизода «Смерть Базарова»

30.12

50

Урок контроля

Зачётная работа за первое полугодие.

11.01

2 полугодие

51

Лекция,

беседа

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира  и философия природы в его лирике. «Силентиум», «Не то, что мните вы…»

13.01

52

практикум

Анализ стихотворений Тютчева «Ущё земли печален вид», «Как хорошо ты, о море ночное», «»Природа – сфинкс»

14.01

53

Беседа, практикум.

Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья», «»Нам не дано предугадать», «Умом Россию не понять».

18.01

54

практикум

Любовная  лирика Ф.Тютчева. Любовь  как стихийная сила и «поединок роковой»  «О, как убийственно мы любим»,  «К.Б.»,

20.01

55

Лекция, беседа

А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее  начало в лирике природы.  «Даль», «Это утро, радость эта», «Ещё весны душистой нега», «Летний вечер тих и ясен», «Я пришёл к тебе с приветом», «Заря прощается с землёю».

21.01

56

беседа

Любовная лирика А.Фета. «Шепот, робкое дыханье»,  «Сияла ночь», «Певице». Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике А.Фета.

25.01

57

Урок внеклассного чтения

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит», «Против течения», «Государь ты наш».

27.01

58

Лекция, беседа

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество .Социальная трагедия народа  в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний  страдающего поэта. «В дороге»,  «Еду ли ночью…», «Надрывается сердце».

28.01

59

практикум

Героическое и жертвенное в образе  разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час»,»Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт»

1.02

60

практикум

Н.А.Некрасов о поэтическом труде . Поэтическое творчество  как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день», «Музе», «О, муза!», «Поэт и Гражданин»

3.02

61

беседа

Тема любви в лирике Н.Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация «Мы с тобой бестолковые люди»,   «Я не люблю иронии твоей», «Тройка», «Внимая ужасам войны»

4.02

62

Лекция, беседа

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

8.02

63

практикум

Образы крестьян и помещиков в поэме Некрасова. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.  

10.02

64

беседа

Образы народных заступником в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

11.02

65

практикум

Особенности языка поэму «Кому на Руси». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Некрасова.

15.02

66

Практикум

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Личность и творчество. Проблематика и поэтика  сказок Щедрина.

17.02

67

Урок внеклассного чтения

Замысел, история создания, жанр и композиция  романа «История одного города»

18.02

68

Урок внеклассного чтения

Обзор романа Щедрина «История одного города». Образы градоначальников

22.02

69

Лекция беседа

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

24.02

70

Урок внеклассного чтения

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Толстого.

25.02

71

Лекция, беседа

История создания романа «Война и мир». Образ автора в романе.

29.02

72

беседа

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2.03

73

беседа

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

3.03

74

практикум

Женские образы в романе «Война и мир»

7.03

75

беседа

Семья Ростовых и семья Болконских

9.03

76

беседа

Тема народа в романе «Война и мир»

10.03

77

беседа

Тема народа в романе «Война и мир»

14.03

78

практикум

Кутузов и Наполеон

16.03

79

семинар

Проблемы истинного и ложного в романе Толстого.

17.03

80

семинар

Художественные особенности романа «Война и мир» Подготовка к домашнему сочинению

28.03

81

практикум

Анализ эпизода из романа «Война и мир» Подготовка к домашнему сочинению

30.03

82

Лекция, беседа

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

31.03

83

семинар

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

4.04

84

Беседа семинар

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе,

6.04

85

семинар

Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя в романе «Преступление и наказание

7.04

86

семинар

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

11.04

87

беседа

«Двойники» Раскольникова

13.04

88

беседа

Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

14.04

89

Лекция, практикум

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин.  Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

18.04

90

беседа

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб  и обстоятельств.  Нравственный смысл рассказа.

20.04

91

Урок внеклассного чтения

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда)

21.04

92

Лекция, беседа

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов  80-90 –х годов. «Человек в футляре»

25.04

93

практикум

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах»

27.04

94

практикум

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

28.04

95

практикум

Особенности драматургии Чехова

4.05

96

практикум

«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

5.05

97

Беседа, практикум

Символ сада в комедии «Вишнёвый сад», Своеобразие Чеховского стиля.

11.05

98

Урок контроля

Зачётная работа за 2 полугодие

12.05

Из литературы народов России (1 час)

99

Урок внеклассного чтения

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой  жизни простого народа

16.05

Из зарубежной литературы(6 часов)

100

Урок внеклассного чтения

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм, символизм. Ги де Мопассан «Ожерелье», Г.Ибсен «Кукольный дом». Обзор

18.05

101

Урок внеклассного чтения

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. А.Рембо «Пьяный корабль» Обзор

19.05

102

беседа

«Вечные» вопросы в русской и зарубежной литературе

23.05

103

Беседа, семинар

Нравственные уроки русской  и зарубежной литературы

25.05

104

Беседа, семинар

Нравственные уроки русской и зарубежной  литературы

26.05

105

Подведение итогов обучения. Что читаем летом

30.05

Тематическое планирование уроков литературы

в 10 классе

№ п.п

Содержание раздела

Количество часов

Примечание

1

Литература 19 века. Первая половина

32 часа

2

Литература 19 века. Вторая половина  

66 часов

3

Из литературы народов России

1 час

4

Из зарубежной литературы

6 часов

ИТОГО:

105 часов

Выполнение практической части программы

по литературе в 10 классе:

№ п\п

Содержание практической части:

Количество

Примечание

1

Уроки развития речи

4

2

Уроки внеклассного чтения

11

3

Сочинения:

Классные

домашние

3

4

4

Уроки контроля

4

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворения для заучивания наизусть:

1.А.С.Пушкин – 3 – 4 стихотворения

2.М.Ю.Лермонтов- 2-3 стихотворения

3.А.А.Фет «На заре ты её не  буди»,  «Я приш1ёл к тебе с приветом»,  «Какая ночь!», «Это утро, радость эта», «Я тебе ничего не скажу», «какая грусть»

4.Н.А.Некрасов  « Поэт и гражданин», «Яне люблю иронии твоей»,  «Мы с тобой бестолковые люди», «Кому на Руси жить хорошо»

5.А.Н.Островсий «Гроза» (монолог)

6.И.С.Тургенев «Отцы и дети» (отрывок)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список литературоведческих терминов:

1.Романтизм и реализм

2.Типичное явление в литературе

3.Литературная критика

4.Драма как роди литературы (углубление)

5.Роман (углубление понятия)

6.Лирика (углубление понятия). Ода и элегия в русской поэзии.

7.Композиция лирического стихотворения

8.Народность искусства.  Фольклоризм  худ. Литературы

9.Фантастика, гротеск, эзопов язык.

10. Жанр памфлета

11.Роман-эпопея.Внутренний монолог.

12.Психологизм художественной прозы.

13.Роман психологический, идеологический.

14.Проблема сказа. Сказ. Понятие о стилизации.

15.Роль ремарок, звуковых и шумовых эффектов в пьесе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 5 класса в ОС "Школа 2100"

Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики по учебникам ОС "Школа 2100" для 5 класса...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 6 класса в ОС "Школа 2100"

Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики в 6 классе по учебникам ОС "Школа 2100"....

Планирование уроков русского языка, литературы и риторики в 7 классе (ОС Школа 2100)

Данный материал представляет собой расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики по УМК ОС "Школа 2100" (под ред Бунеевых) в 7 классе...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 7 класса в ОС "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 7 класса по УМК "Школа 2100" (авторы учебника - Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В.)...

Презентация к интегрированному уроку русский язык, литература, биология 5-6 класс

Интегрированный урок русского языка, литературы и биологии в 5-6 классах...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...