О психологических причинах неуспеваемости подростков: к постановке проблемы
материал на тему

Существуют различные точки зрения на истоки проблем неуспеваемости у подростков: отсутствие мотивации к обучению русскому языку, невнимательность учащихся как проявление этого фактора, переопределение учебных заданий в соответствии с полученными ранее навыками, неразвитые и не актуализированные каналы восприятия информации, а также нейропсихологические проблемы. Автор дает им характеристику, а также предлагает свои варианты объяснения данной проблемы. Статья - начальное звено в серии публикаций на тему падения грамотности среди учеников средней школы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вострикова Елена Евгеньевна

О психологических причинах неуспеваемости подростков: к постановке проблемы

Обозначенная в названии статьи тема представляется достаточно актуальной, поскольку автор работы на протяжении нескольких лет имела возможность констатации факта нарастающей безграмотности современных школьников. Эта тенденция прослеживается на разных уровнях – как на студенческом (как известно, русский язык преподается на 1 курсе многих вузов среди дисциплин обязательного блока), так и на уровне средней школы.

В данной статье речь пойдет о школьниках среднего звена (5-8 классы включительно), поскольку заинтересованность автора в данной теме проистекает из ежедневных индивидуальных занятий со школьниками этого возраста, а также из еженедельных групповых занятий по русскому языку в одном из саратовских лицеев.

Что касается теоретического обоснования данной проблемы в различных пособиях, нам удалось встретить следующие точки зрения: отсутствие мотивации к обучению русскому языку, невнимательность учащихся как проявление этого фактора, переопределение учебных заданий в соответствии с полученными ранее навыками, неразвитые и не актуализированные каналы восприятия информации, а также нейропсихологические проблемы.

Так, в работе «Исправление школьного конвейера» Майкл Гриндер[1], ближайший родственник одного из основоположников нейролингвистического программирования Джона Гриндера, классифицирует типы школьников в зависимости от каналов их восприятия, объясняя хроническую неуспеваемость некоторых подростков слабым развитием аудиального и визуального каналов восприятия. Дело в том, что, по версии М. Гриндера, все дошкольники являются кинестетиками, а в период первых школьных лет обучения они постепенно переходят к аудиальному типу. Занятия в начальной школе и рассчитаны преимущественно на кинестетиков – там используется лепка, различные аппликации и т.д. Далее  «между третьим и четвертым классом способ обучения меняется с кинестетического на аудиальный. Учеников, не адаптировавшихся к такому переходу, убирают со “школьного конвейера” и отправляют в “коридор” (доучивание, переучивание, спецклассы...)»[2].  По словам Гриндера, таких учеников в классе из 28 человек, как правило, не менее четырех – шести человек. Хотелось бы отметить, что в данной статье мы не ставим задачи представить способы решения указанной проблемы слабой орфографической успеваемости учеников, мы только обозначаем существующие точки зрения.

В журнале «Вопросы психологии» в статье В.Т. Дорохиной в качестве одной из проблем, препятствующих троечникам стать более успешными по русскому языку, названа склонность к  «переопределению» полученного учебного задания. В статье «Причины трансформации (переопределения) учебного задания учащимися в процессе  обучения» автор объясняет орфографическую несостоятельность и вообще склонность к проблемному обучению тем, что учащиеся имеют «фиксированные установки», мешающие им адекватно воспринять данное им задание, не имеют нужных способов обращения с предметом, заданным в качестве действия, а также не обладают смыслообразующими мотивами, содержательно связанными с заданием. В основу описанного автором исследования был положен эксперимент, в котором приняли участие 80 учеников 4-7 классов школы города Харькова, изучавших русский язык по обычной школьной программе. В каждой возрастной группе были равномерно представлены ученики с различной успеваемостью по русскому языку – от слабо успевающих до хорошо успевающих. Было разработано задание на усвоение понятия падежа как грамматической категории. Кроме основного задания в розданный текст включалась и косвенная информация, например, о количестве падежей в разных странах мира. Надо отметить, что само задание не вызвало каких-либо трудностей у испытуемых. Однако в результате эксперимента почти 50 процентов учащихся его переопределили. Так, часть восприняла задание как «задачу без вопроса», часть посчитала основной информацию, изначально подававшуюся как косвенную, часть сместила конечную цель на промежуточную – ответ «Нужно было узнать, что такое форма». Автор статьи считает, что «показатели переопределения тесно связаны с общей успеваемостью учащихся: испытуемые, успевающие на «4» и «5», переопределяли задание значительно реже, чем слабо успевающие»[3]. Вывод автора: у учащихся не сформировано то звено учебной деятельности, которое выполняет функцию целеобразования. «Наличие в деятельности учащихся фиксированных установок, которые неизбежно актуализируются при постановке задания», «отсутствие адекватных способов действия с предметом», а также «отсутствие смыслообразующих мотивов» - вот основные причины переопределения задания[4].

В процессе изучения данной темы нам встречались разного рода мнения, озвученные, в основном, в частных беседах. Смысл их сводится к отсутствию мотивации учащегося, его интереса к изучаемому предмету. Хотелось бы отметить, что данный аспект в большей мере требует психологической коррекции. И, скорее всего, раньше других может быть устранен.

Еще одна причина неуспеваемости – нейропсихологические нарушения, проявляющиеся в разнообразном спектре нетипичных ошибок. Например, в тетради отсутствуют пропуски между словами и предложениями, не соблюдаются границы полей и правила переноса, перевернуты буквы «э», «з», допускается повторение букв или их замена («мужомор»), буквы пропускаются, не дописываются, переставляются слоги, а отдельные – просто забываются (щ, э) и другие нарушения письма. Учащиеся, систематически допускающие подобные ошибки, как правило, имеют в анамнезе стойкие логопедические нарушения в дошкольном возрасте, коренящиеся в проблемной беременности их матери. Данный перечень ошибок указан в работе А.Н. Соболевой  «Пишу без ошибок: Русский язык с нейропсихологом». М., 2008. Очевидно, что не скорректированные вовремя подобные нарушения должны решаться в комплексе несколькими специалистами.

Чтобы скорректировать имеющуюся у ребенка языковую некомпетентность, необходим индивидуальный подход и тщательный анализ всего комплекса причин неуспеваемости по тому или иному предмету. Дальнейшей перспективой исследования является разработка универсальной модели психологического тренинга, созданного в помощь учащимся с низкой успеваемостью по русскому языку.  


[1] Гриндер Майкл. Исправление школьного конвейера. М., 1989.

[2] Гриндер, с.3.

[3] Дорохина В.Т. Причины трансформации (переопределения) учебного задания учащимися в процессе  обучения //Вопросы психологии. М., 1980. № 3. С. 57.

[4] Дорохина, с. 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальньно-психологические причины курения детей и подростков.

Так что же тогда может заставить человека отказаться от курения? Ни для кого не секрет, что основополагающим фактором в принятии решений человеком являются его внутренние взгляды и убеждения. Люди, за...

Презентация "Психологические причины неуспеваемости"

Предлагаю презентацию по теме: "Психологические причины неуспеваемости". Данную презентацию я использовала при выступлении на методических объединениях учителей в школе....

Выступление на педагогическом совете "Физиологические и психологические причины неуспеваемости"

Раскрываются физиологические и психологические причины неуспеваемости школьников....

Психологические причины неуспеваемости

Материалы к семинару  «Психологические  причины неуспеваемости»...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...