Выступление на педагогическом совете "Физиологические и психологические причины неуспеваемости"
материал по психологии по теме
Раскрываются физиологические и психологические причины неуспеваемости школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologicheskie_i_psikhologicheskie_prichiny_neuspevaemosti.rar | 356.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Педагог-психолог МАОУ СОШ №7 г.Усть-Катава Юдина Елена Сергеевна
СЛАЙД 1.
В последнее время психологи, педагоги и медики отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Отмечается, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, особенно младших классов. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. А в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
СЛАЙД 2 Физиологические причины неуспеваемости
В последнее время все большее число детей приходит в школу, имея уже те или иные хронические заболевания.
На сегодняшний день медицинская статистика говорит о том, что лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми.
Отмечается четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. Основными формами детской психической патологии являются неврозы, психопатии, девиантное поведение.
Рассмотрим некоторые случаи особого развития детей, которые приводят к появлению школьной неуспеваемости.
СЛАЙД 3 Леворукость
Леворукость – результат особой организации мозга, который определяет не только ведущую руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций (речи, чтения, письма).
Основные трудности такого ребенка начинаются, как правило, при поступлении в школу.
Следует помнить о том, что леворукость – это не отклонение в состоянии здоровья, а лишь еще один нормальный вариант развития и проявление индивидуальности в пределах нормы.
Нельзя считать леворукость патологией, а тем более предпосылкой снижения умственных способностей.
Да, леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов.
Но общая тактика поведения учителя и родителей, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире и успешно обучаться в школе.
СЛАЙД 4 Астенический синдром
Часто болеющие дети.
- раздражительны;
- быстрее утомляются;
- низкий уровень физической и умственной активности;
- менее устойчивы к различным нагрузкам;
- менее работоспособны;
- имеют инфантильные особенности психики: несамостоятельность, пугливость, робость, чрезвычайная зависимость от взрослого.
Несмотря на то, что интеллектуальная деятельность таких детей может быть относительно сохранной, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе часто оказывается для них непосильными. Утомление у таких детей наступает быстрее, чем у более здоровых сверстников.
Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводит к формированию астенического синдрома.
СЛАЙД 5
Признаки астенического синдрома:
- нервно-психическая слабость;
- быстрая истощаемость, утомляемости от любой деятельности;
- неспособность к длительному напряжению;
- повышенная чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет);
- головные боли;
- ухудшение внимания и памяти;
- нарушение регуляции вегетативных процессов: расстройство пищеварения и сосудистого тонуса, вялость, обмороки, всевозможные боли, не имеющие под собой органической основы;
- поверхностный и тревожный сон.
Большое внимание на школьную успешность часто болеющего ребенка оказывают социально-бытовые условия семьи и стиль воспитания.
Ребенок, растущий в условиях социально-педагогической запущенности, как правило, не получает дома достаточного лечения и, возможно, большую часть года проводит в больницах и санаториях. Часто пропущенные уроки, пробелы в знаниях, постоянная смена условий обучения, отсутствие постоянного детского коллектива и нарушение дружеских связей приводит к нарушению школьной мотивации (их снижению), уровня притязаний. Ребенок перестает справляться с доступным ему материалом.
Еще одна проблема – воспитание в стиле гиперопеки, которое затрудняет формирование у ребенка самостоятельности и адекватной самооценки.
Фиксация ребенка на его болезненности, занижение уровня требований приводит к тому, что, столкнувшись с реальными школьными трудностями, ребенок не готов преодолеть их для достижения необходимого результата. Он чувствует дискомфорт и старается уйти от решения проблемы, вместо того, чтобы приложить какие –либо усилия для ее разрешения.
В обоих случаях сочетание астенизации ребенка и неадекватных социально-бытовых условий может привести к искаженному формированию личности, которая окажется дезадаптированной не только к школьным, но и социальным условиям жизни.
СЛАЙД 6
Синдром психического инфантилизма -
состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики.
Типы психического инфантилизма.
- Гармонический – пропорциональное сочетание физической и психической незрелости при отсутствии болезненных отклонений психического состояния ребенка.
- Дисгармонический – базируется на задержке развития лобных долей человеческого мозга, обусловлен объективными факторами и неправильным воспитанием.
- Психогенно-обусловленный – искусственная задержка социализации психики и физически здорового ребенка эгоцентрическим или тревожно-мнительным стилем воспитания.
- Психический инфантилизм – это не общая задержка умственного развития.
Ряд детей при поступлении в школу имеют черты психической незрелости. Прежде всего, это проявляется в эмоциально-волевой сфере.
У таких детей наблюдается более позднее становления учебной деятельности и более непосредственное поведение, чем этого требуют школьные условия.
Принято различать несколько типов психического инфантилизма.
- Гармонический. Эта форма инфантилизма обычно встречается при наследственной предрасположенности ребенка к более позднему развитию. Т.е., у ближайших родственников также можно выявить наличие инфантильных черт в детстве. Иногда она встречается у близнецов и у недоношенных детей. Развитие детей с гармоническим инфантилизмом имеет благоприятный прогноз: при правильной организации воспитания и обучения эти дети со временем догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции их личностного развития сглаживаются.
- Дисгармонический. Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего возраста на 1-2 года. Родителей и педагогов нередко смущают их наивность, неприспособленность к реальности, манера вольного обращения со взрослыми людьми. Сверстники подходят к ним как к равным, но общение затруднено или вовсе не получается.
- Психогенно-обусловленный. Инфантилизм культивируется гиперопекой, ребенка ограждают от трудностей, ограничивают общение со сверстниками. Упущенное возрастное развитие может оказаться упущенным навсегда: у ребенка не было объективных предпосылок для развития инфантилизма, его вызвали искусственно. Такой тип психического инфантилизма труднее всего поддается коррекции.
- Психический инфантилизм. Речевое развитие, умение рисовать – развивается в полном соответствии с возрастными нормативами, такие дети своевременно осваивают чтение, счет.
Однако психический инфантилизм может сочетаться и с низким уровнем интеллектуальных возможностей ребенка. В таком случае с ребенком желательно проводить дополнительные индивидуальные занятия.
Наиболее заметными признаки инфантилизма становятся в начале школьного бучения, когда дети оказываются несостоятельными в учебной деятельности. Если ребенок оказывается не готов к школе к 7 годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника.
СЛАЙД 7
Инфантильный ребенок:
- не понимает своих обязанностей в классе;
- нет чувства ответственности перед школой и учителем;
- повышена двигательная активность;
- отсутствует способность к напряжению;
- отсутствует учебная мотивация;
- не способен произвольно управлять своим поведением;
- движения детей порывисты, недостаточно координированы и точны;
- затруднена выработка двигательных стереотипов (особенно отчетливо проявляется при обучении ребенка письму, рисованию и при выполнении работ по труду):
- преобладает конкретно-образное и наглядно-действенное мышление;
- недостаточность словесно-смысловой памяти (трудность в запоминании материла, требующего осознания связи между его частями).
Интересы этих детей соответствуют дошкольному возрасту, а ведущей формой деятельности остается игровая (они приносят в класс игрушки, говорят о том, что хотели бы остаться в детском саду).
Такой ребенок может включаться в общую работу, активно выполнять задание, но если игра «в школу» ему надоест, он может встать и ходить по классу, разговаривать с соседом по парте, заниматься посторонними делами. Ему непонятны школьные нормы и правила.
Репрессивные меры в этом случае лишь увеличивают риск школьной дезадаптации такого ребенка. Наиболее эффективный прием в работе с таким школьником – поддерживать непосредственный интерес к тому, что происходит в классе.
Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы. Существует и вариант интегрированного обучения с индивидуальным подходом со стороны педагога, при дополнительных мероприятиях по коррекции эмоционально-поведенческого реагирования.
СЛАЙД 8
Трудности в обучении и нарушения поведения могут быть следствием так называемого психоорганического синдрома –Минимальной мозговой дисфункции (ММД). Согласно имеющимся на сегодняшний день данным, число детей с ММД увеличивается и в настоящее время насчитывает до 30% от общего числа учащихся.
Психоорганический синдром
«Минимальная мозговая дисфункция» (ММД)
комплекс нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающий вследствие органического поражения мозга.
Причины нарушений:
- осложнения во время беременности матери, ее заболевания;
- профессиональные вредности, интоксикации;
- неблагоприятное течение родов (кислородная недостаточность плода в родах, родовые травмы);
- тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
- травмы головного мозга.
СЛАЙД 9
Проявления синдрома:
- импульсивность;
- эмоциональная несдержанность;
- слабое чувство ситуации;
- недостаточная самокритичность;
- в отдельных случаях, при грубом поражении мозга, могут отмечаться нарушения темперамента и влечений:
- повышается внушаемость,
- получение удовольствия – становится основным мотивом поведения;
- вспыльчивость с проявлениями агрессии;
- расторможенность влечений:
- сексуальность,
- прожорливость,
- повышенное влечение к новым впечатлениям, приводящим к бродяжничеству.
- нарушения познавательных процессов;
- нарушения формирования школьных навыков:
- письма (дисграфия),
- чтения (дислексия),
- счета (дискалькулия).
Проявления данного синдрома различны в зависимости от возраста.
Для детей школьного возраста характерны такие проявления (на экране).
Коррекция трудностей и помощь детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача психоневролога. Медикаментозная терапия поможет повысить общий тонус и работоспособность ребенка, нормализовать сон, улучшить внимание, память. Помощь педагога в этом случае заключается в многократном повторении пройденного материала и формирование необходимых знаний, умений, навыков.
СЛАЙД 10 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Медицинский диагноз, поставить который может только врач после проведения диагностического обследования.
Черты ребенка с СДВГ:
- общее двигательное беспокойство;
- неусидчивость;
- множество лишних движений;
- недостаточная целенаправленность поступков и их импульсивность;
- повышенный мышечный тонус;
- чрезмерная чувствительность ко всем раздражителям (свет, шум);
- нарушение сна;
- нарушение памяти;
- нарушение работоспособности;
- дефекты внимания (снижены объем и концентрация внимания);
- повышенная отвлекаемость;
- раздражительность;
- вспыльчивость;
- эмоциональная неустойчивость, напряженность;
- негативная самооценка;
- враждебность ко всему, что связано со школьным обучением.
По данным эпидемиологических исследований, частота Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди дошкольников составляет 4 %, среди школьников – 10 % от общего количества детей.
Этот синдром встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития, чаще при отдаленных последствия органического поражения мозга.
Благополучное личностное развитие, успешная школьная адаптация напрямую зависят от того, насколько окружающие ребенка взрослые способны понять его трудности, возникающие из-за его болезненно-повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности.
С возрастом расторможенность значительно уменьшается или исчезает совсем (в подростковом возрасте ребенок может стать инертным и безынициативным), однако неустойчивость внимания и импульсивность поступков, как правило, сохраняются почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве был поставлен диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Для лечения синдрома в первую очередь применяют препараты, влияющие на обменные процессы в ЦНС и стимулирующие созревание тормозных и регулирующих структур мозга.
При оказании своевременной лечебной и педагогической поддержки, при благополучном личностном развитии такой ребенок способен адаптироваться в обществе, в дальнейшем вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения.
СЛАЙД 11 Психологические причины неуспеваемости
Сферы, влияющие на обучение:
- познавательная;
- эмоционально-волевая;
- мотивационная.
К психологическим причинам неуспеваемости относят свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и пр. Таким образом, выделяют несколько сфер, влияющих на обучение:
- познавательная;
- эмоционально-волевая;
- мотивационная.
Познавательная сфера
Для успешного овладения школьниками каждым предметом необходимо формировать у них определенные качества познавательных процессов, поскольку существует определенная взаимосвязь между уровнем развития внимания, памяти, мышления и успеваемостью в школе. Но развитие психических функций происходит неравномерно и у каждого ребенка можно выделить свою индивидуальную траекторию развития. И вот когда неравномерность становится ярко выраженной, ребенок и начинает испытывать трудности в обучении.
СЛАЙД 12
Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта на данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и др.
Характеристики внимания: - избирательность;
- объем;
- распределение;
- концентрация;
- устойчивость;
- переключаемость.
Одним из факторов успешности обучения является поведение детей на уроке, которое педагоги часто рассматривают с точки зрения эффективности функции внимания. Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений или результатом ситуативного психического состояния ребенка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, родителями, сверстниками).
Из всех изучаемых свойств внимания самая большая связь обнаружена между успеваемостью и переключаемостью внимания.
СЛАЙД 13
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Характеристики памяти: - объем;
- скорость запоминания:
- скорость забывания;
- длительность сохранения;
- точность.
Успешность памяти зависит от:
- степени завершенности действий запоминания;
- интересов и склонностей личности;
- отношения личности к той или иной деятельности;
- эмоционального настроя;
- волевого усилия.
Для успешного усвоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти, так как память – важнейший познавательный процесс, лежащий в основе обучения.
Успешность памяти зависит от:
- степени завершенности действий запоминания;
- интересов и склонностей личности;
- отношения личности к той или иной деятельности;
- эмоционального настроя;
- волевого усилия.
СЛАЙД 14
Причиной неуспеваемости могут стать особенности развития мышления.
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Виды мышления:
- По форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое;
- По характеру решаемых задач – теоретическое и практическое;
- По степени новизны и оригинальности – репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).
Недостатки развития мыслительных процессов в ряде случаев могут быть вызваны возрастными особенностями мыслительной деятельности, что следует учитывать в работе с детьми различных возрастных групп.
СЛАЙД 15
В зависимости от характера обучения формируются различные типы мышления.
Типы мышления:
Тип обучения | Характер умственных операций | Тип мышления |
Алгоритмное обучение | Точное копирование преподавателя и учебника. | Репродуктивное стандартное мышление. |
Описательно-объяснительное обучение | Полусамостоятельное осмысливание, преобразование и усвоение учебного материала. | Полусамостоятельное, репродуктивно-вариативное мышление. |
Проблемно-поисковое обучение | Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов имеющихся знаний. | Самостоятельное творческое (продуктивное мышление).
|
СЛАЙД 16 Эмоционально-волевая сфера
В комплексной активизации познавательных функций (внимания, памяти, мышления) необходимым условием является умение педагога использовать речевые свойства экспрессивности, которые способствуют осознанному пониманию учебного материала.
Учитель стимулирует учебную деятельность детей, эмоционально окрашивая умственные операции.
Специалисты делают заключение, что какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему невозможен.
СЛАЙД 17
Причины школьной дезадаптации:
- отсутствие интереса к учению;
- равнодушие к школьным занятиям;
- повышенная тревожность;
- отрицательные эмоции;
- неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка;
- негативное отношение к школе, к учебе.
Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям, повышенная тревожность, отрицательные эмоции, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка могут выступать как причины накопления у детей негативного отношения к школе, к учебе, в результате чего может возникнуть школьная дезадаптация.
А следствием этого является плохая успеваемость. Как правило, она ведет к ухудшению отношений ребенка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями и учителями и как следствие – к обострению ситуации в целом.
Волевое действие характеризуется тем, что оно является собственным, инициативным, и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта.
Важным компонентом учебной деятельности является самоконтроль и самооценка учащихся.
СЛАЙД 18
Эмоционально - волевые качества:
- инициативность;
- самостоятельность;
- умение ставить перед собой цели и достигать их;
- адекватная самооценка;
- самоконтроль и др.
Отсутствие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, умения поставить перед собой цель и достичь ее и др., может повлиять на успешность обучения ребенка. А вот формирование этих качеств может осуществляться лишь при наличии положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.
Как правило, дети приходят в школу с желанием учиться, но постепенно нарастающие сложности, проблемы, возникающие в школе у некоторых детей, приводят к формированию отрицательного отношения к учителю и снижению самооценки.
А низкий уровень самооценки создает проблемы как в освоении учебного материала, так и в отношениях с одноклассниками и учителями.
Формирование адекватной самооценки зависит от установки учителя по отношению к ребенку и от его положения в школьном коллективе.
СЛАЙД 19 Мотивационная сфера
Мотив – это:
1) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
2) Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Задачи обучения можно считать решенными только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности.
СЛАЙД 20
Тип отношения к учению и мотивация учения школьников
Тип отношения к учению | Мотивация учения | ||
Мотивы (ради чего учится) | Цели (какие цели ставит и реализует в учении) | Эмоции (как переживает учение) | |
Отрицательное отношение | Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения. Объяснение своих неудач внешними причинами. | Отвлечения на уроках. Неумение возобновить работу после отвлечения. Разрушение деятельности после затруднений. Низкий уровень притязаний. | Отрицательные эмоции: избегания неудач, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем, неуверенности в себе из-за длительного неуспеха. |
Нейтральное отношение | Неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам обучения. | Уход от трудностей. Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешенным задачам. | Неустойчивость эмоций. Отрицательные эмоции скуки, неуверенности. |
Положительное аморфное, ситуативное | Неустойчивость мотивов. Широкий познавательный интерес к результату учения и к отметке учителя. | Ориентация на результат своей деятельности. Понимание, первичное осмысление и достижение целей, поставленных учителем. | Эмоции удивления, переживания необычности, новизны и привлекательности материала. Положительные эмоции от пребывания в школе. Общий неустойчивый положительный настрой к учению, зависящий от ситуации. |
Положительное осознанное | Осознанное соотношение мотивов и целей своих действий.
| Понимание связи результатов со своими возможностями. Достижение и реализация всех видов целей и доведение деятельности до ее завершения. Объяснение своих успехов и неудач внутренними причинами. | Устойчивый оптимистический внутренний настрой. Положительные эмоции от поиска разных способов решения, активной позиции в коллективе, уверенности в своих возможностях, чувство гордости и достоинства. |
СЛАЙД 21-28
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выделили ряд трудностей в обучении школьников и возможные психологические причины данных трудностей.
Трудности в обучении школьников и их возможные психологические причины
Трудности | Возможные психологические причины |
В письменных работах пропускает буквы. | 1. Низкий уровень развития фонематического слуха. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Несформированность приемов самоконтроля. 4. Индивидуально – типологические особенности личности. |
Неразвитость орфографической зоркости. | 1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умение действовать по правилу). 3. Низкий уровень объема и распределения внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Слабое развитие фонематического слуха. |
Невнимателен и рассеян. | 1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Низкий уровень объема внимания. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Преобладающая мотивация учения – игровая. |
Испытывает трудности при решении математических задач. | 1. Низкий уровень развития общего интеллекта. 2. Слабое понимание грамматических конструкций. 3. Несформировано умение ориентироваться на систему признаков. 4. Низкий уровень развития образного мышления. |
Испытывает затруднения при пересказе текста. | 1. Несформированность умения планировать свои действия. 2. Слабое развитие логического запоминания. 3. Низкий уровень речевого развития. 4. Низкий уровень развития образного мышления. 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). 6. Заниженная самооценка. |
Неусидчив. | 1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Индивидуально – типологические особенности личности. 3. Низкий уровень развития волевой сферы. |
Трудно понимает объяснения с первого раза. | 1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Низкий уровень развития восприятия. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Низкий уровень развития общего интеллекта. |
Постоянная грязь в тетради. | 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Недостаточный объем внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Импульсивность. |
Плохое знание таблицы умножения и сложения. | 1. Низкий уровень развития механической памяти. 2. Низкий уровень развития долговременной памяти. 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Слабая концентрация внимания. 6. Несформированность приемов учебной деятельности. |
Не справляется с заданиями для самостоятельной работы. | 1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности. |
Постоянно забывает дома учебные предметы. | 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Низкая школьная мотивация. |
Плохо списывает с доски. | 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3.Низкий уровень переключения внимания. 4. Недостаточный объем внимания. 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти. |
Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо. | 1. Низкая скорость протекания психических процессов. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Высокая школьная тревожность. |
Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. | 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Высокая импульсивность. 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности. |
Постоянно переспрашивает учителя. | 1. Низкий уровень объема внимания. 2. Низкий уровень развития концентрации, устойчивости и переключения внимания. 3. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Несформированность умения принять учебную задачу. |
Плохо ориентируется в тетради. | 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень развития произвольности. |
Поднимает руку, а при ответе молчит. | 1. Несформированность позиции школьника. 2. Заниженная самооценка. 3. Низкий уровень развития произвольности. |
Опаздывает на уроки. | 1. Несформированность приемов самоконтроля. 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Возможные трудности в семье. 5. Причины вторичной выгоды. |
Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест. | 1. Несформированность позиции школьника. 2. Преобладает игровая мотивация обучения. 3. Индивидуально – типологические особенности личности. 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 5. Низкий уровень развития произвольности. 6. Несформированность приемов учебной деятельности. |
Испытывает страх перед опросом учителя. | 1. Заниженная самооценка. 2. Повышенная тревожность, страхи. 3. Возможные трудности в семье (неадекватное отношение родителей к оценкам). |
При проверке тетрадей после урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует. | 1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Низкая школьная мотивация. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Негативизм. |
Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время. | 1. Отсутствует учебная мотивация. 2. Несформированность позиции школьника. 3. Заниженная самооценка. 4. Внутеннее стессовое состояние. 5. Трудности в усвоении материала. |
Комментирует оценки и поведение учителя. | 1. Возможные трудности в семье. 2. Особенности развития «Я – концепции». |
Долгое время не может найти свою парту. | 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень самоконтроля. 3. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий. |
СЛАЙД 29
В каждом конкретном случае для выяснения причин школьной неуспеваемости необходимо обращаться к психологу, который проведет комплексную диагностику.
Комплексная диагностика для выявления школьной неуспеваемости.
Позволяет выявить:
- Особенности развития познавательной сферы ребенка: памяти, внимания, мышления, общей работоспособности.
- Особенности формирования личностной сферы: наличие школьной тревожности, страхов, уровень самооценки, сформированность волевой сферы, способность к произвольной регуляции поведения.
- Сформированность познавательной мотивации.
- Семейные взаимоотношения (представление о взаимоотношениях ребенка и родителей).
На основе полученных в ходе диагностики данных, а также принимая во внимание мнение родителей и учителей, психолог подбирает индивидуальную коррекционную программу для ребенка, дает рекомендации педагогам и родителям. При необходимости психолог может рекомендовать обследование у невролога или направляет ребенка на ПМПК. При наличии речевых дефектов у ребенка дается направление на консультацию к логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические причины неуспеваемости учащихся
Презентация для педагогов....
Презентация "Психологические причины неуспеваемости"
Предлагаю презентацию по теме: "Психологические причины неуспеваемости". Данную презентацию я использовала при выступлении на методических объединениях учителей в школе....
"Лень как причина неуспеваемости учащихся", выступление.
Лень как причина неуспеваемости учащихся. Причины лени и безволия....
Психологические причины неуспеваемости
Материалы к семинару «Психологические причины неуспеваемости»...
Выступление на педагогическом совете по вопросу " Причины неуспеваемости учащихся"
В данном выступлении обозначены причины неуспеваемости, пути возможного преодоления неспеваемости. Данный материал буде...
О психологических причинах неуспеваемости подростков: к постановке проблемы
Существуют различные точки зрения на истоки проблем неуспеваемости у подростков: отсутствие мотивации к обучению русскому языку, невнимательность учащихся как проявление этого фактора, переопределение...
Выступление на педагогическом совете «Сохранение психологического здоровья детей»
Сохранение психического здоровья детей....