Конспект урока по литературе по лирике М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока (7 класс) на тему

Марченко Елена Игоревна

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: "Трагизм лирики М.Ю.Лермонтова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lerm.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Трагизм любви в лирике М.Ю.Лермонтова.              

Эпиграф. Страшись любви: она пройдет,

                   Она мечтой твой ум встревожит,

                    Тоска по ней тебя убьет,

                    Ничто воскреснуть не поможет.

                                                                  М.Ю.Лермонтов

Результаты:

1.Понимание ключевых проблем лирики Лермонтова, умение анализировать стихотворение.

2.Умение работать с разными источниками информации, умение понимать проблему, формулировать выводы.

3.Воспитание уважительного отношения к русской литературе.

Оснащение. Портрет М.Ю.Лермонтова, портрет В.Лопухиной, стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Чтение эпиграфа и формулирование темы урока учащимися самостоятельно.

  1. Опрос домашнего задания.

Беседа по вопросам:

  1. Назовите основные мотивы лирики  Лермонтова.
  2. Приведите цитаты на каждый мотив и назовите стихотворения, относящиеся к нему.
  3. Сравните темы лирики Лермонтова с темами лирики Пушкина.
  4. Как правильно оформить цитаты?

  1. Новый материал.

1.Слово учителя.

- В любовной лирике Л. Звучат автобиографические мотивы. В связи с этим выделяются 2 цикла – ивановский (Наталья Иванова) и сушковский (Екатерина Сушкова), также есть стих-я, посвященные Варваре Лопухиной, Анне Столыпиной.

Для ивановского цикла характерен мотив измены ( «К Н.И.», «Прости, мой друг!»), а для сушковского – трагизм («Стансы», «В альбом»)

? – Как вы думаете, в какие тона окрашена любовь у Л.? (В мрачные тона).

- И на то были свои причины.

 ( Рассказ учащегося о Вареньке Лопухиной)

- Но если в творчестве Пушкина тема любви – самостоятельная тема, то в лирике Лермонтова тема любви тесно переплетается с темой одиночества и темой Родины. Поэт одинок и в любви, т.к. любовь – всегда страдание («Гость», «Весна», «Челнок»).

Что толку жить! Без приключений

                                          И с приключеньями – тоска

                                           Везде, как беспокойный гений,

                                           Как верная жена, близка.

( «Челнок»)

- Тем не менее лирический герой мечтает о любви. Любовь – и земное, и одновременно неземное  чувство , данное от Бога, поэтому возлюбленная – существо божественное, она красива.

Однако все ее движенья,

                                                  Улыбки, речи и черты

          Так полны жизни, вдохновенья,

    Так полны чудной простоты.

( «Она не гордой красотою…»)

- Светские женщины коварны, искреннему чувству нет места в свете, поэтому одинокий лирический герой Лермонтова стремится скрыть ото всех свои переживания.

                                                   Я не хочу, чтоб свет узнал

                                                   Мою таинственную повесть…

                                                               ( «Я не хочу, чтоб свет узнал»)

2. Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

А) Прослушаем чтение стих-я известным диктором.

Б) ? Как вы думаете, кому посвящено ? ( В.Лопухиной).

В) определите тему и основную мысль стих-я. ( Тема- признание в любви, которая осталась в прошлом. Основная мысль – жизнь идет, и прошлое становится частью жизни, уходит боль от потери любимой).

Г) ищем тропы и фигуры ( эпитеты, метафоры; инверсия, анафора).

Д) Авторская позиция – боль от утраты любимой ушла, и теперь та любимая – лишь подруга юных дней.

Е) ? Какие ваши впечатления от стих-я?

3. Творческое задание.

- Найдите в стихотворениях Лермонтова строки о любви и прокомментируйте их.

4. Итоги урока.

     - Итак, ребята, что вам запомнилось о любовной лирике Лермонтова.
Отличается ли она от любовной лирики Пушкина? Чем?

5. Домашнее задание.   

Выучить и проанализировать  стихотворение о любви Лермонтова.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.

Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества....

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"...

Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"....

Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Конспект урока литературы "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты"

Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его так...