Конспект открытого урока по литературе в 7 классе. Тема: А. С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге".
план-конспект урока (7 класс) по теме

Урок проведен 18 марта 2015 года. 

На уроке использована технология развития критического мышления (ТРКМ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_klass_trkm.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА литературы в 7 классе

Учитель

Феоктистова Татьяна Николаевна, учитель литературы ГБОУ СОШ с.Шилан

Тема урока

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Цель урока

Формирование духовно-нравственных ценностей, развитие критического мышления семиклассников через анализ произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Планируемые ОР

Ученик по окончании  изучения темы урока:

 -осознаёт ценность поэзии А.С.Пушкина для каждого человека и общества в целом (ЛР);

проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР);

-выражает свою оценку поступкам героев, даёт им нравственную характеристику (ЛР);

 -формулирует тему урока (МР);

 -выделяет основную мысль текста, разделяет текст на смысловые части (МР);

 - с помощью учителя планирует предстоящую деятельность на уроке (МР);

 -использует приёмы ТРКМ  (кластер и синквейн) (МР);

 - выполняет учебное задание в сотрудничестве с одноклассниками (МР);

 -осуществляет поиск информации в указанных источниках (МР);

 -определяет жанровые особенности  произведения (ПР);

 -обобщает представление о герое (ПР). 

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Проявлять устойчивый интерес к новым знаниям.

Рассуждать о  значении тех или иных нравственных качеств, обосновывать ценность, значимость приобретаемых знаний и умений лично для себя, общества в целом.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера. Критически осмысливать информацию. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации.

Знать художественные особенности и уметь анализировать поэтическое произведение. Объяснять авторское и собственное отношение к героям. Определять и объяснять роль изобразительных средств языка в контексте.

Мировоззренческая идея

Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия

Программное содержание

Развитие понятия «баллада». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Авторское отношение к героям. Особенности композиции, основная мысль, своеобразие языка.

План изучения нового материала

1.Вводная беседа.

2.Практическая работа (составление кластера и таблицы «толстых» и «тонких» вопросов).

3.Анализ текста, корректирование кластера, составление синквейна

Основные понятия

 Баллада, летописный источник, идея, язык художественного произведения

Тип урока

Изучение нового материала.

Форма урока

Урок- исследование

Технология

 развития критического мышления (ТРКМ)

Мизансцена урока

Учащиеся делятся на три группы по 3 человека

Оборудование урока

 Мультимедийная презентация, раздаточные материалы

Домашнее задание

Найти информацию о князе Олеге в других источниках (энциклопедии, исторических источниках, Википедии и др.)

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

Стадия «ВЫЗОВ»

  • Задание: К уроку подготовлен эпиграф, но   слова в нём рассыпались. Предлагаю группам собрать их в нужном порядке.

Дела давно минувших дней,

Предания старины глубокой…

  • Вводная беседа:

-Как вы предполагаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

      -Почему многие поэты и писатели обращались к    

       прошлому, читали удивительные легенды и  

       предания и на их основе создавали свои

       произведения?

   

    - А для чего нам нужно знать уроки истории?

      -Перед вами картина В.М.Васнецова, на которой

       изображено реальное историческое лицо.

     - Кто изображён на картине художника?

    -Кто такой князь Олег?

    -А героем  произведения какого великого  

     русского поэта является князь Олег?  Кстати,  

     именно этому поэту принадлежат строчки

     эпиграфа к нашему уроку. («Песнь о вещем

     Олеге» А.С. Пушкина)

    -Кто догадался, какая тема урока?

   

 

Практическая работа : составление кластера  

     (уч-ся заполняют на листах формата А4, учитель

     записывает на доске – Приложение №1)

   -Давайте посмотрим, что мы знаем о князе

    Олеге?

   -Чего мы не знаем о нём?

   -На какие вопросы мы будем искать ответы на

    уроке?

  Задание: составьте вопросы и запишите их в таблицу «толстых» и «тонких» вопросов.

   Практическая работа: составление таблицы (у учащихся на столах карточки с незаполненными таблицами – Приложение 2).

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

 

 -Где и как мы можем узнать ответы на вопросы? (в тексте произведения).

  -А сейчас прозвучат замечательные строки бессмертного произведения А.С.Пушкина.

Работа в группах. 1 уч-ся устно. Запись в тетрадь.

Слайд 1

2-3 уч-ся устно

Хотели средствами художественной выразительности показать своё отношение к событиям и героям

Слайд 2

1-2 уч-ся

Слайд 3 (портрет А.С.Пушкина)

Запись темы в тетрадь

Слайд 4

Работа в группах

Работа в группах

- проявляют интерес к изучаемой теме (ЛР);

Отвечают на вопросы, прогнозируют содержание занятия

(МР)

Рассматривают иллюстрацию, определяют  героя

Применяют знания, полученные на уроках истории (МР)

Самостоятельно формулируют тему урока (МР)

Коллективно оформляют информацию в кластере (МР)

Выполняют учебную деятельность в сотрудничестве с одноклассниками (МР)

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

  • Первичное восприятие баллады (чтение учителем или запись с актёрским исполнением)
  • Чтение  по частям  с маркировкой «Инсерт» (работа в группах).

Приём «ИНСЕРТ»:

«v» – уже знал     «-» -  думал иначе

«+» - новое           «?» - не понял, есть вопросы

 Беседа по тексту:

   - Что мы уже знали о князе Олеге? В чём наши

     знания и информация в тексте совпали?

   - Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы

     можем ответить?

   - Какие наши знания оказались ошибочными?

   - Что осталось непонятным, требует уточнения,  

     объяснения, конкретизации?

   

фронтально

Работа в группах – чтение с маркировкой (у каждой группы своя часть).

Высказывают своё мнение, делают выводы.

графически оформляет результаты работы с текстом;

выделяет основные смысловые части текста(МР);

осознаёт своё знание и незнание;

- выполняет учебное задание в сотрудничестве с одноклассниками (МР);

- осуществляет поиск информации в указанных источниках (МР);

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

  • Задание: допишите зелёной ручкой в кластер всё новое, о чём вы узнали, прочитав текст баллады.
  • Практическая работа: 

корректирование кластера (Приложение 1).

  • Проверка
  • Практическая работа:

составление синквейна

Князь Олег

Гордый, суеверный,

Защищает, завоёвывает, властвует,

Умер от коня своего,

Вещий

Итоговое слово учителя:

-Сегодня  замечательная поэзии А.С.Пушкина позволила нам перелистать славные страницы  истории, с помощью различных художественно-выразительных средств ярче представить эпоху, героев, получить какие-то нравственные уроки.

-И всё-таки мы увидели героев глазами автора. А может быть, Пушкин чего-то не знал?

Итак, домашнее задание: обратитесь к другим источникам информации (историческая литература, энциклопедия и др.) и узнайте что-то новое о киевском князе Олеге.

Работа в группах

Работа в группах

Продукты деятельности: синквейн.

Запись в дневниках

- осознаёт ценность и значимость сказок как жанра (ЛР)

- оценивает поступки героев в соответствии с определённой ситуацией, даёт им нравственную оценку (ЛР);

- выполняет учебное задание в сотрудничестве с одноклассниками (МР);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".

Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных.

Конспект открытого урока биологии в 10 классе. Тема: Составление родословных....

Конспект открытого урока по информатике 7 класс Тема: «Устройство компьютера»

Цели урока:Образовательные:Продолжать формировать систему знаний. Базовые термины: информация, информационные процессы, компьютер.Обеспечить усвоение обучающимися знаний об устройстве ПК, об основных ...