Коллективный творческий проект как форма внеурочной работы по литературе
статья (10 класс) на тему

Волкова Евгения Александровна

Описание опыта работы над коллективными творческими проектами учащихся в изучении литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-лицей города Алейска Алтайского края

Коллективный творческий проект как форма внеурочной работы по литературе

Интерес к урокам литературы снижается с катастрофической скоростью Современные ученики – нечитающие ученики. И это проблема не только учителя литературы. Это одна из актуальных проблем нашего общества. Художественная литература достигает пика своего развития только в те годы, когда к ней привлечен искренний общественный интерес: литературные клубы и вечера, форумы и встречи с писателями, чтение и обсуждение прочитанных вслух текстов… Вспомним «золотой», «серебряный» век русской литературы. Именно огромный интерес к поэзии обусловил тогда расцвет её. А вспомним конец XIX века, когда русская литература становится рупором общественной мысли. Таким образом, интерес к художественной литературе формируется не столько на уроках, сколько в общественной жизни детей и юношества.

Современный же урок литературы зачастую ставит цель – изучение истории русской литературы по учебнику с поверхностным ознакомлением с содержанием художественных текстов. Количество уроков  литературы в учебной программе больших возможностей учителю и не даёт. Что же делать учителю в подобной ситуации? Может быть, стоит обратиться к опыту предыдущих поколений. Ещё несколько десятилетий назад школьные литературные пятницы, литературные встречи и вечера вызывали неподдельный интерес школьников. Современные дети, на самом деле, немногим отличаются от своих родителей. Но они, воспитанные в системе деятельностного подхода к обучению, не хотят действовать по готовым сценариям. Я не представляю, как можно моим десятиклассникам предложить готовый сценарий вечера, распределить роли и отрепетировать литературный вечер, как это делалось в период моей учёбы в школе. Это неинтересно детям, да и не имеет смысла для меня как педагога. Поэтому предлагаю форму коллективного проекта.  Предлагаю десятиклассникам цель – создать сценарий к 200-летию со Дня рождения Михаила Юрьевич Лермонтова и подготовить его презентацию. На уроке мы ставим задачи поэтапной работы над проектом:

  1. Сбор материала (это становится первым домашним заданием: десятиклассники читают литературу биографического характера, воспоминания современников, отзывы критиков).
  2. Презентация результатов Первого этапа, распределение ролей-задач для дальнейшей работы. Десятиклассники представляют классу интересные факты биографии поэта, воспоминания, зачитывают цитаты (этот материал ученики сдают сценаристам, которые на его основе составят сценарий будущего вечера).  По интересам и склонностям учащихся распределяются роли: сценаристы, чтецы, оформители и музыкальные редакторы. Ставятся задачи для каждого из них.

Первые два этапа работы над проектом могут пройти в рамках уроков литературы, дальнейшая работа – внеурочная. Здесь учителю необходимо дать индивидуальные консультации, оказав профессиональную помощь сценаристам и чтецам, дать советы музыкальным редакторам и видео редакторам.

  1. Создание сценария.
  2. Распределение ролей соответственно сценарию (ведущие, актёры, чтецы – эти роли распределяются учащимися самостоятельно).
  3. Подготовка к презентации. Учащиеся заучивают текст своей роли, репетируют (здесь необходимы советы учителя, следуя которым дети на практике отрабатывают умение составлять партитуру чтения, вырабатывают навыки выразительного чтения). Параллельно с актёрами и чтецами свою работу выполняют музыкальные редакторы и видеоредакторы: соответственно сценарию они подбирают музыку, портреты, рисунки поэта, иллюстрации к стихотворениям; создают презентацию, обдумывают и готовят оформление зала.
  4. Презентация проекта «Литературный вечер, посвященный 200-летию со Дня рождения М. Ю. Лермонтова». На вечер приглашаются старшеклассники и учителя. Вечер становится настоящим праздником.

Коллективный творческий проект – дело трудное. Но такая работа даёт больший результат, чем множество уроков, кропотливо подготовленных учителем, именно потому, что работа проведена самими учащимися. Дети получают бесценный опыт сотрудничества, сотворчества, опыт погружения в русскую литературу, историю. Надеюсь, что этот опыт вдохновит вас, коллеги, на творческие поиски в области проектной деятельности учащихся.

Примечание: Далее прилагаю сценарий, созданный и представленный учащимися 10 Б класса МБОУ-лицея г. Алейска Алтайского края.

Все смолкло — грусть, вражда, страданье,
Любовь, — все, чем душа жила...

Сценарий к проекту.

Выходят девушка в белом (в руках держит белую розу) и юноша в чёрном (в руках держит алую розу)

Юля. Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу тех, кто принес мировую славу русской литературе.

Женя. Поэт прожил короткую, но яркую жизнь, оборвавшуюся трагически. Ему, убитому на дуэли, не было и 27 лет.

Юля. Его жизнь – это череда трагических и роковых событий.

Женя. Он рано лишился матери, воспитывался бабушкой, конфликт между ней и его отцом стал тяжёлым впечатлением для поэта.

Юля.  По словам его современника Шан-Гирея, «бабушка в нём души не чаяла и никогда  ни в чём не отказывала; родные и короткие знакомые носили его, так сказать, на руках». А воспоминания о матери порождают в его душе чувства, которые он проносит через всю жизнь.

Чтение стихотворения «Ангел» (Альбина Рощупкина ).

Лермонтов(Влад):  Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать.

Чтение стихотворения «Казачья колыбельная песня» (Настя Пономарева).

Юля. Михаил Юрьевич был необыкновенно одарённым человеком. Писать стихи он начал в отроческом возрасте. Ему также была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. Он мог стать художником: его живописное наследие – работы маслом, акварели, рисунки. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.

Женя.  В Лермонтове жило два человека: один добродушный для небольшого кружка его друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особое уважение.

Другой – заносчивый и вздорный для всех прочих его знакомых.

Тургенев.(Лёня) В Новый год 1840 года Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствуя там, я наблюдал, как поэту не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества.

Чтение стихотворения «Как  часто, пестрою толпою окружен…» (Морозова Ирина и Жексембаева Елена)

Женя. Первая влюблённость привела его к большому разочарованию. Красавица  Екатерина Сушкова, в которую он без памяти влюбился, кокетничала и в то же время беспощадно над ним издевалась.

Чтение стихотворения «Благодарю» (Алена Михайлова)

Юля. Шумному свету поэт предпочитал красоту природы.

Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»  (Егор Вардугин)

Юля.  Его восхищала величественность Кавказа

Чтение стихотворения «Кавказ» (Кранин Дима)

Женя. Лирический герой Лермонтова – свободная независимая личность, противопоставляющая себя Богу, обществу, всему миру.

 Чтение стихотворения «Мой демон»  (Алексей Паульс)

Юля.  Но в поэзии Лермонтова мы находим стихи, полные религиозного чувства, преклонения перед Богом и Святыней.

Стихотворение «Ветка Палестины» (Ирина Марченко)

Белинский. Как у Пушкина грация и задушевность, так у Лермонтова жгучая и острая сила составляет преобладающее свойство стиха: это треск грома, блеск молнии, взмах меча, визг пули.

Отрывок из стихотворения «Валерик» (Никита Харченко)

Женя. Герой Лермонтова – это личность сильная, страдающая душа, это настоящий герой. Цепь драматических событий прерывается трагической гибелью поэта, которую он предсказал в своём стихотворении «Сон».

Чтение стихотворения «Сон» (Солдышева Алина)

Юля.  Отрицая всё зло в этом мире, вступая в борьбу с ним, герой Лермонтова утверждает высокий нравственный идеал правды, добра, красоты, свободы и гармонии человека с миром природы.

Чтение стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (Татьяна Меркулова)

Женя    Все смолкло — грусть, вражда, страданье,
Юля     Любовь, — все, чем душа жила...

Женя    И где душа?

Юля     Куда ушла?

(Юноша и девушка подходят к портрету М. Ю. Лермонтова и ставят в вазу перед ним две розы в знак памяти великого поэта)

Литература:

  1. Андроников И. Л.  Лермонтов, М., 1951
  2. Антокольский П. Лермонтов, в его кн.: Пути поэтов. (Очерки), М., 1965, с. 123—220; 
  3.  Герштейн Э. Судьба Лермонтова, М., 1964;
  4. Гинзбург Л. Я. Творческий путь Лермонтова, Л., 1940
  5. Глассе А., Лермонтов и Е. А. Сушкова, в кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы, Л., 1979, с. 80—121.
  6. Гуревич А., Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова, в кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова, М., 1964, с. 149—71.
  7. Захаров В. А. Летопись жизни и творчества Лермонтова. М., «Русская панорама», 2003. 
  8. М. Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество, 1814—1841 / Сост: Айзенштадт И.М., Морозова Г.В., Проскурякова З.А. — М.-Л.: Искусство, 1941
  9. Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2-х томах / Сост., подгот. текста и примеч. Э. Э. Найдича. — Л.: Сов. писатель, 1989. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье)
  10.  Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 2005 (Биографии и мемуары)
  11.  Лермонтовская энциклопедия. М., 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникационные технологии. Google - документы. Коллективный творческий проект: «У улиц этих есть лицо».

В представленном материале приводится описание занятия кружка по информатике для учащихся 7 класса. В ходе занятия ученики получают информацию о wiki технологиях и выполняют совместную творческую  раб...

Презентация коллективного творческого проекта "Открытие ресторана "Инопланетный гость" 4 класс

"Открытие ресторана "Инопланетный гость"  - презентация проектной деятельности учащихся 4 класса. Целью проекта является развитие творческой, экономически грамотной, культурной, с соблюдени...

Коллективные творческие проекты на уроке технологии.

Творческие проекты по технологии, являются дидактическими средствами формирования устойчивого познавательного интереса, позволяют активизировать интеллектуальную деятельность школьников и являются уче...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

         Внеклассная работа по иностранному языку является важным педагогическим приемом в системе воспитательного воздействия на школьников. Она является не толь...

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

Урок по технологии в 5 классе Тема: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах.Цели:ü  Познакомить учащихся с понятиями: «Творческий прое...

Коллективный творческий проект "День мамы - 2018"

Проект разработан к празднованию праздника "День Матери", в проекте принимали участие, концертные номера, вокальный ансамбль "Казачата" - песня "Мамочка", «Мам...

Коллективный творческий проект "Новогодний карнавал - 2019"

Новый год - время исполнения желаний. Новый год - это волшебство. Его с нетепением ждут взрослые и дети. Проект - новогодний карнавал 2019, был создан совместно с воспитанниками кадетского корпуса....