Коллективные творческие проекты на уроке технологии.
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Ващанкина Людмила Викторовна

Творческие проекты по технологии, являются дидактическими средствами формирования устойчивого познавательного интереса, позволяют активизировать интеллектуальную деятельность школьников и являются учебной задачей, решаемой учениками самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективные творческие проекты на уроке технологии.

История проектного метода обучения своими конями уходит к началу двадцатого века. Но, к сожалению, в нашей стране он был незаслуженно забыт. В настоящее время метод проектов начинает возрождаться, и именно предмет технология может стать благодатной почвой для раскрытия творческих способностей и самореализации учащихся. Творческие проекты являются дидактическими средствами формирования устойчивого познавательного интереса, позволяют активизировать интеллектуальную деятельность школьников и являются учебной задачей, решаемой учениками самостоятельно. На сегодняшний день метод проектов  является одной из самых интересных и наиболее актуальных систем обучения.

Проекты по содержанию можно разделить на интеллектуальные и материальные, а по уровню сложности на репродуктивный, поисковый и творческий. В результате выполнения проекта учащиеся приобретают следующие умения и навыки: самостоятельно мыслить, принимать решение, проявлять изобретательность, имеют возможность раскрыть свои способности и реализовать их в разнообразных видах деятельности. В процессе работы над проектом, школьники последовательно решают проблемы различного характера: выбор проекта, разработка его конструкции и технологии, сначала на уровне идеи, а затем воплощение идеи в виде графического документа, оценка технологических возможностей, экономической, экологической и социальной целесообразности, а затем изготовление изделия, анализ возможных способов и путей выполнения работы, контроль и оценка качества.

Учителю следует помочь ученикам в выборе направления и темы проекта. Следует изучить потребности, существующие в кабинете, школе, оценить возможности и имеющиеся материалы, а также учесть имеющиеся умения и навыки у учеников на базе ваших собственных увлечений. А впоследствии наблюдать за ходом работы учащихся, оказывать помощь отдельным ученикам и стимулировать их учебно-трудовую деятельность, оценивать каждый этап работы.

Этапы выполнения проекта.

Поисковый.

Всегда следует начинать с поиска и анализа проблемы. Так, например, первый коллективный проект был выполнен девочками по заказу учителя изобразительного искусства. Она попросила помочь оформить шторы затемнения для кабинета. Была проблема, ее нужно было решить. Сначала нужно было решить, что и как можно сделать. Кто-то предложил использовать технику лоскутной пластики для оформления штор. Идея понравилась, теперь нужно было выбрать сюжет для оформления. И было принято решение оформить каждое из четных окон, как времена года. На этом первый поисковый этап закончился. Так же было и в другом случае, когда мы решили выполнить проект-эмблему школы в технике лоскутной пластики. Два класса разбились на группы и начали поиск тем для оформления эмблемы. Девочки из одного класса за основу взяли приблизительно близкие темы, у одних это была сова символ мудрости, а у других веселый любознательный глобус, а вот другой класс долго не мог выбрать тему работы. И как всегда случай помог решить поставленную задачу. Появилась идея лоскутного одеяла, только в данном случае каждый лоскутик символизировал один из школьных предметов, каждая девочка выполняла отдельный фрагмент, а затем все собирали воедино.

Конструкторский.

На следующем этапе идет разработка конструкции, накопление документации, детальная разработка проекта. Если вернуться к нашим примерам, то на этом этапе мы с девочками рисовали эскизы, разделяли на отдельные части и элементы. Затем подбирали инструменты и материалы, составляли композицию по цвету и текстуре материалов. Это довольно трудоемкий и длительный этап работы но, тем не менее, он, на мой взгляд, самый интересный и увлекательный. Девочки изучают на этом этапе много дополнительной литературы, делают для себя массу открытии, творят, фантазируют, экспериментируют. Самый творческий этап работы, позволяющий учителю помочь раскрыть ученикам новые таланты и способности.

Технологический.

Самый сложный и трудоемкий этап работы над проектом. На этом этапе идет непосредственный процесс изготовления практической части проекта. В нашем случае это раскрой деталей, сборка рисунка, подбор отделки и окончательная обработка изделия. На протяжении всего этапа работы следует проводить контроль качества изделия и при необходимости вносить изменения в конструкцию и технологию. Во время работы у девочек появляются новые идеи, предложения, процесс творчества продолжается. Конечно, бывают минуты, когда, кажется, что ничего не получится или не получится, так как было задумано, но «терпение и труд все перетрут».

Заключительный.

На этом этапе происходит оценка качества выполненного проекта. Изучается возможность использования и проводится анализ результатов работы. Обязательно следует, провести защиту проектов. Это может быть и конкурс, и конференция, и праздник, чем интересней пройдет защита проекта, тем лучше.

Творческий проект по теме «Театральный костюм»

Идея создания такого масштабного проекта появилась после того, как девочками двух специализированных классов эстетического развития были успешно реализованы несколько интересных проектов. Обычно в нашей школе в девятом классе девочки заканчивают изучать технологию и начинают изучать информатику, но в данном случае было сделано исключение. Ученикам было предложено принять участие в этом проекте, а затем сдать экзамен по технологии, как защиту проекта. На первом этапе мы изучали историю костюма различных эпох и народов, делали эскизы костюмов, разбирали тенденции направлений моды. Постепенно каждая из девочек находила образ костюма, который она хотела бы создать. Надо отметить, то многие девочки очень правильно почувствовали, какой костюм наиболее близок им по духу. И те, кому это удалось, очень много выиграли на последнем этапе демонстрации костюмов.

На втором этапе работы над проектом девочки работали с журналами мод, искали основы для создания будущего костюма. Затем были этапы конструирования и моделирования костюмов, подбор тканей и фурнитуры.

Технологический этап был самый объемным по времени. Для украшения костюмов были использованы различные технологии и материалы. Это и вышивка, и кружевоплетение, и работа с бисером и стразами, лоскутная пластика и многое другое. Было много проблем, было много неудач, но мы смогли все вместе преодолеть трудности и свершить невозможное. Тридцать два костюма сразу появились в школьной костюмерной и вот уже полгода ни один праздник в школе не обходиться без наших костюмов. Хочется отметить огромный вклад в работу над проектом сделанный учителем изобразительного искусства Дроздовой Еленой Александровной. Большую часть эскизной и художественной работы над проектом она взяла на себя, за что ей огромное спасибо. Вообще в работе над всеми большими проектами мы работали вместе, что являлось залогом успеха.

И наконец, на последнем этапе работы девочки заканчивали оформление творческих папок, занимались подготовкой к экзамену, тренировались перед показом моделей, работали над созданием имиджа и макияжа.

Экзамен по защите проектов проходил в два этапа. Первый этап проходил, как теоретический отчет, на котором девочки в присутствии экзаменационной комиссии рассказывали о ходе работы над проектом и показывали свои творческие папки. Вторая часть экзамена представляла собой театрализованное представление костюмов. Получился очень красивый праздник. Я думаю, что год такой плодотворной работы не прошел для девочек даром. Все девочки очень ревностно относятся к тем, кто использует их костюмы, они переживают и следят за костюмами. В заключении хочется сказать, что такие проекты нужны всем, детям для повышения уровня развития, школе для пополнения материальной базы и, конечно же, учителю для повышения уровня профессионального развития и морального удовлетворения от работы. Все физические, моральные и материальные затраты стоят того.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.

Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....

Метод творческих проектов на уроках технологии.

Статья «Проектная деятельность на уроках технологии».                 ...

Использование метода творческих проектов на уроках технологии

В обучении технологии важное место отводится методу проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консу...

Коллективный мини- проект на уроках технологии в 7 классе "Создание модели исторического костюма на манекене".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНа уроках технологии в 7 классе обучающиеся изучают раздел «История костюма» (10 часов), в содержание  которого включен материал о ярком периоде мирового культурного на...

«Творческий проект на уроках технологии»

Метод работы с творческими проектами является активной формой обучения и развития, которая позволяет в процессе обучения трудовой деятельности сформировать у учащихся такие необходимые качества,...

Методическое пособие "Творческий проект на уроках технологии"

Методическое пособие предназначено для учителей технологии и учащихся общеобразовательных учреждений, для самостоятельной работы над проектом....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость...