Урок литературы в 11 классе: «Есенин: вчера и сегодня».(2ч)
план-конспект урока (11 класс) на тему

Иванова Елена Владимировна

Цели  урока:

 

-  выявление и интерпретация  поэзии С.А. Есенина; подготовка к итоговому сочинению  по литературе;

- развитие у школьников чуткого понимания художественного слова, поэтического вкуса;

- формирование  представления о С.А. Есенине, как о современном поэте России, чувства любви к уникальной и неповторимой есенинской лирике;

-  развивать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать, умение работать в группе.

 

Оборудование: портрет С.Есенина, иллюстрации, выставка книг, презентация творчества С.Есенина, оформление доски – эпиграфы: «Я сердцем никогда не лгу», «На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за все благодарю», «С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несет нас рок событий»

Проблемные вопросы:

1. «Дом» в творчестве С.Есенина.

2. «Любовь» в творчестве С.Есенина.

3. «Литература»  в творчестве С.Есенина

4. «Путь» в творчестве С.Есенина

5. «Время» в творчестве С.Есенина

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, (эвристический метод), метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворений наизусть), исследовательский метод ( анализ стихотворений Есенина ).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_esenin_s.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе: «Есенин: вчера и сегодня».(2ч)

Ивановой Е.В.

Цели  урока: 

-  выявление и интерпретация  поэзии С.А. Есенина; подготовка к итоговому сочинению  по литературе;

- развитие у школьников чуткого понимания художественного слова, поэтического вкуса;

- формирование  представления о С.А. Есенине, как о современном поэте России, чувства любви к уникальной и неповторимой есенинской лирике;

-  развивать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать, умение работать в группе.

Оборудование: портрет С.Есенина, иллюстрации, выставка книг, презентация творчества С.Есенина, оформление доски – эпиграфы: «Я сердцем никогда не лгу», «На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за все благодарю», «С того и мучаюсь, что не пойму – Куда несет нас рок событий»

Проблемные вопросы:

1. «Дом» в творчестве С.Есенина.

2. «Любовь» в творчестве С.Есенина.

3. «Литература»  в творчестве С.Есенина

4. «Путь» в творчестве С.Есенина

5. «Время» в творчестве С.Есенина

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, (эвристический метод), метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворений наизусть), исследовательский метод ( анализ стихотворений Есенина ).

I.Орг. момент

II.Вступительное слово учителя.

Поэзия С.Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льется из самого сердца, как  песня. Она волнует русское сердце, вызывает подлинное его содрогание. Вместе с ней мы открываем источник нашего счастья на земле и прикасаемся к тайне  вечных ценностей: любви, семье, дому, времени и, конечно, литературе.

 С.Есенин полнее и глубже, чем кто бы то ни был из его современников, поведал о русской катастрофе уходящего века.

Итак, сегодня на уроке, тему которого мы обозначили как «Есенин: вчера и сегодня», мы постараемся разобраться, что давало силы поэту, вдохновляло его, откуда в его творчестве редкая поэтическая искренность, особая мелодичность, напевность; мы постараемся увидеть, что угнетало поэта, какую трагедию испытал он, как свет и тени русской истории отразились в его творчестве. Кроме того мы попробуем доказать, что Есенин актуален и сегодня.

Наш урок мы проводим в форме семинара, вопросы которого вам известны и вынесены на доску. Мы разбились на 5 групп в соответствии с направлениями итогового сочинения, выполнили опережающие задания и сейчас представим результаты своей работы

III. 1.Направление « Дом»

Задания:

- биографическая справка;

- родословное древо ( исследование);

-виртуальная экскурсия по местам проживания С.Есенина

- отражение образа «дома» в лирике С.Есенина

-чтение стихотворений:

«Дом» в творчестве С.Есенина.

«В хате»

«Низкий дом»

«В Хороссане есть такие двери...»

«Край родимый»

«Гой ты, Русь»

Вопросы:

1 Что больше всего ценил С.Есенин.

2.Чем для поэта было село Константиново, Москва, Россия?

3.Какие чувства испытываете вы, когда говорите о малой родине?

  1. Направление « Любовь»

Задания:

- «Любовь» в творчестве С.Есенина.

- «Первая, любимая, дорогая, красивая, хорошая, милая? Кто они?» (исследование)

-презентация рисунков по теме.

-чтение стихтворений, исполнение песен в современной обработке:

«Ты меня не помнишь не жалеешь»

«Я помню , любимая,помню»

«Пускай ты выпита другим»

«Письмо к женщине»

« Заметался пожар голубой» и др

Вопросы:

1. Что значила для поэта любовь к женщине, матери, Родине?

2.Можно ли оправдать или объяснить «странные» взаимоотношения поэта с возлюбленными?

3.Какое определение можете вы дать любви?

  1. Направление « Литература»

Задания:

-«Литература»  в творчестве С.Есенина;

- библиографический обзор творческого наследия поэта;

- современники С.Есенина о поэте:

-чтение стихотворений:

«Я ль виноват, что я поэт»

Из стихотворения «Русь советская»

«Поэтам Грузии»

«Я последний поэт деревни»

«Пушкину»

Вопросы:

1.Как Сергей Есенин оценивал собственный вклад в литературу?

2.Как относились к его творчеству современники?

3.Чем вас привлекает творчество Есенина?

  1. Направление « Путь»

Задания:

-«Путь» в творчестве С.Есенина;

- Искания и ошибки С.Есенина (исследование)

- Чтение стихотворений в исполнении С.Есенина ( аудиозапись)

«Вижу сон. Дорога чёрная»

«Вот уж вечер. Роса»

«Мелколесье. Степь и дали»

«По дороге идут богомолки»

Вопросы:

1Видите ли вы « сходство поразительное»: и в мотиве дороги, и в ритмическом строе, и в состоянии души?

2. Насколько верен путь, выбранный поэтом?

3.Можно ли было изменить судьбу любимца  миллионов - Сергея Есенина?

  1. Направление « Время»

Задания:

- Чтение сочинений  по теме « Время и поэт»

- Чтение собственных стихотворений, посвященных юбиляру;

- Чтение стихотворений и исполнение песен :

 «Время» в творчестве С.Есенина

«Мы теперь уходим понемногу»

«Не жалею не зову не плачу»

«Отговорила роща золотая»

«До свиданья, друг мой, до свиданья»

Учитель: «Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то С.Есенин и, наверное, эта истина в большей степени касается его самого. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в этот мир лишь на время, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей души, но и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова С.Есенина стало частью нас самих. И в конце хочется сказать словами М.И.Цветаевой:

И не жалость – мало жил,

И не горечь – мало дал, -

Много жил – кто в наши жил

Дни, все дал – кто песню дал.

IV. Закрепление. Работа с учебником. Заполнение таблицы.

Тема

Произведения

Цитаты

тезис

аргументы

доказательства

Дом

Любовь

Литература

Время

Путь

V.Рефлексия.

VI.Д/з.Напишите развернутый ответ на проблемный вопрос: «В чем вы видите актуальность лирики Сергея Есенина? »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Молодежные организации вчера и сегодня" по немецкому языку

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока немецкого языка по теме "Молодежные организации вчера и сегодня", которая предполагает использование экспозиции школьного музея, посвященной ...

Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....

Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"

Тема: Любовная  лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта;           показать дина...

Конспект урока . Тема : Лоскутная техника (пэчворк) - вчера и сегодня.

                        Урок посвящен одному из древнейших  видов народных ремесел - мастерству создания различных изделий...

Урок литературы по творчеству Есенина С.А. 11 класс

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Даны рекомендации по индивидуальной работе на каждом этапе урока....