Анализ работы РМО «Филология» за 2015-2016 учебный год
статья на тему

Анализ работы РМО «Филология» за 2015-2016 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_rmo_2016.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы РМО «Филология» за 2015-2016 учебный год

                       Процесс повышения профессиональной компетентности учителей  русского  языка  и литературы осуществляется через вовлечение их в работу районного методического объединения, деятельность которого ориентирована, прежде всего, на развитие личности каждого учителя с учётом его интересов и потребностей. Заседаниям районных методических объединений характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые уроки. Грамотно организованная методическая работа помогает учителям строить учебный процесс с учётом современных тенденций в преподавании русского языка,  главная из которых – развитие  языковых компетенций у учащихся.   Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

повышение профессионального уровня учителей;

освоение и внедрение новых компьютерных технологий в преподавании русского языка;

использование форм и методов работы, способствующих повышению мотивации к изучению русского языка;

совершенствование форм и методов организации  исследовательской работы учащихся и учителей.

               В состав РМО учителей  русского языка входят 14 учителей школ района. Основной состав учителей – это творчески работающие личности, способные к полной самоотдаче, готовые к постоянной и систематической работе над собой и повышением своего педагогического мастерства. Учителя русского языка принимают активное участие на фестивалях методических идей, показывая интересные приёмы и формы работы, проходят  курсы повышения квалификации в институте образования (СКИРО ПК и ПРО),  курсы Педагогического университета «Первое сентября».

              В 2015-2016 учебном году методическое объединение работало активно и плодотворно над темой: «Инновационные педагогические технологии как условие развития ключевых компетенций при обучении русскому языку и литературе». Цели и задачи, поставленные МО, выполнены. Все запланированные вопросы рассмотрены и обсуждены. Заседания МО проводились регулярно, сопровождались открытыми уроками и обобщением опыта работы педагога. Все инструкции, приказы, положения, информации были рассмотрены на заседаниях РМО, приняты за основу и выполнялись.

                В августе  был составлен и утвержден план работы районного методического объединения:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Организационно-методическая деятельность

1.1.

Составить планы работы РМО и ШМО учителей русского языка и литературы

До 15 сентября

     Щербак Е.В.,

руководители МО

1.2.

Провести анализ кадрового обеспечения РМО учителей русского языка и литературы

2-10 сентября

Щербак Е.В.,

руководители МО

1.3.

Изучить с учителями методические рекомендации по преподаванию предметов в 2015-2016 учебном году

Август-сентябрь

Щербак Е.В.,

руководители МО

1.4.

Принять участие в районном конкурсе «Учитель года»

Декабрь

Февраль

руководители МО

1.5.

Принять участие в работе районного фестиваля «Вдохновение»

В течение периода

руководители МО

1.6.

- Расширить участие школьников в олимпиаде «Интеллект»;

- принять участие в районных предметных олимпиадах

По плану

олимп.

Ноябрь

руководители МО

1.7.

Принять участие в работе   комиссии по проверке олимпиадных работ по русскому языку и литературе

Ноябрь

Щербак Е.В.,

руководители МО

1.8.

Принять участие в передаче опыта работы учителей-победителей ПНПО

В течение года

Щербак Е.В.

1.9.

Организовать  Кирилло-Мефодиевские чтения

Май

Щербак Е.В.,

руководители МО

1.10.

Принять участие в мероприятиях по обобщению и распространению  опыта учителей русского языка и литературы         СОШ № 13 , 2  по вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации, введению ФГОС

В течение года

Щербак Е.В.,

руководители МО

1.11.

Принять участие в выступлениях ОУ в печати на педагогические темы

В течение года

Щербак Е.В.,

руководители МО

1.12.

Разработать план мероприятий по обобщению и распространению  опыта учителей русского языка и литературы СОШ № 13, 2  по вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации

В течение года

Щербак Е.В.,

руководители МО

2. Информационная деятельность

2.1.

Издать печатную продукцию из опыта работы учителей русского языка и литературы

Май

Щербак Е.В.,

руководители МО

2.2.

Организовать работу по изучению методических рекомендаций по преподаванию предметов в 2015-2016 учебном году

Сентябрь

руководители МО

3. Консультационная деятельность

3.1.

Принять участие в консультативной работе по  вопросам итоговой аттестации

В течение года

Щербак Е.В.

3.2.

 Мастер-классы по вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку

В течение года

Щербак Е.В.,

руководители МО

4. Аналитическая деятельность

4.1.

Провести мониторинг потребности педагогических работников в курсовой подготовке, участии в семинарах, конференциях по повышению квалификации

До 10 сентября

Щербак Е.В.,

руководители МО

4.2.

Организовать мониторинг участия учителей школ в работе РМО

В течение периода

Щербак Е.В.,

руководители МО

4.3.

Принять участие в смотре школьных методических кабинетов по проблеме: «Организация и методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов»

Апрель

Щербак Е.В.,

руководители МО

4.4.

Методическая служба как форма повышения квалификации педагогов

В течение года

Щербак Е.В.,

руководители МО

4.5.

Собрать данные об используемых УМК по русскому языку и литературе

Сентябрь

Щербак Е.В.,

руководители МО

4.6.

Разработать аналитические материалы по итогам работы МО за 2015-2016 учебный год

Июнь

Щербак Е.В.,

руководители МО

5. Деятельность в области информатизации

5.1

Совершенствовать использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности

В течение года

Щербак Е.В.,

руководители МО

6. Научно-методическая деятельность

6.1.

Организовать и провести семинары для учителей русского языка и литературы

В течение года

Щербак Е.В.,

руководители МО

6.2.

Принять участие в семинарах с руководителями районных методических объединений

В течение года

Щербак Е.В.,

руководители МО

6.3.

Принять участие в педагогическом фестивале  «Талант-2015»

Ноябрь

руководители МО

7. Контроль за организацией образовательного процесса

7.1.

Подготовить  материал для входных и итоговых работ по русскому языку

Сентябрь

руководители МО

7.2.

Провести входные и итоговые контрольные работы по русскому языку

Сентябрь, май

руководители МО

7.3.

Провести районные диагностические работы в новой форме для выпускников 9-х классов, в форме и по материалам ЕГЭ в выпускных 11 классах

Март, апрель

руководители МО

7.4.

Подготовить варианты КИМов для проведения районных диагностических работ  по русскому языку, контрольных работ по тексту ОО

Декабрь, март

Левченко О.Н., Щербак Е.В.

7.5.

Разработать аналитические материалы по результатам выполнения репетиционных работ и экзаменов по материалам и в форме ЕГЭ, ОГЭ

март

июнь

Левченко О.Н., Щербак Е.В. руководители МО

План

августовского заседания районного методического объединения

учителей  русского языка и литературы общеобразовательных школ района

   

Повестка дня:

  1. Анализ работы РМО учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год, перспективы и задачи взаимодействия учителей  на 2015-2016 учебный год.        

Щербак Е. В., руководитель РМО

Левченко О. Н., заведующая ИМО

  1.  Обсуждение и утверждение плана работы РМО учителей  русского языка и литературы     на 2015-2016  учебный год.

                                                                                                          Щербак Е. В., руководитель РМО

       3. О проектах демоверсий ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе,

           направления итогового сочинения    

Щербак Е. В., руководитель РМО                                   

       4.Результаты ГИА-2015 по русскому языку, литературе.

                                                                                                                                                                           Левченко О. Н., заведующая ИМО

       5.Единая база рабочих программ по русскому языку и литературе, элективных и факультативных курсов 

              Печурина В.А.учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ№14 п. Ясный, Медведева О.И., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ№5 с.Казгулак Айполатова Э. Д., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 с. Летняя Ставка                                                                                                                                                                                                         Щербак Е. В., руководитель РМО     

       6.Концепция филологического образования как фактор повышения  качества изучения  русского языка и литературы  в современной школе.

                                                                        Щербак Е. В., руководитель РМО                                   

Заседания

РМО учителей русского языка и литературы

Тема

Сроки

Ответственные

Форма проведения

Заседание 2

октябрь

1.

Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе и пути  их решения

Щербина Л.В. Печурина В.А.

выступление

2.

Направления итогового сочинения. Методические рекомендации по подготовке к выпускному сочинению.

Щербак Е.В.

Обсуждение методических рекомендаций

3.

ФГОС. Формирование универсальных учебных действий, метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы

Медведева О.И.

 Мучак С.Я.

выступление

4.

ФГОС. Эффективность  и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Пчеленко В.В.

выступление

5.

ФГОС. Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе.

Эреджепова Э.Р.

выступление

Заседание 3- семинар для всех учителей русского языка и литературы ОУ района по вопросам подготовки, проведения, проверки итогового сочинения-2015

ноябрь

Левченко О.Н. Щербак Е.В.

Обсуждение методических рекомендаций и нормативных документов

Заседание 4

январь

1.

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

Грибанова И.Э.

выступление

2.

Читательские интересы школьников и проблемы формирования культуры чтения.

Захарченко О.П., Ротко Т.С.,  

Айполатова Э.Д.

выступление

3.

Организация работы с одаренными детьми в рамках Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

Пчеленко В.В.

выступление

4.

Современные УМК по русскому языку и литературе: сравнительный анализ в контексте требований ФГОС нового поколения.

Щербак Е.В., Печурина В.А., Медведева О.И.

выступление

5.

Использование регионального компонента на уроках литературы. Из опыта работы.

Дружинина С.И.

Пчеленко В.В.

выступление

6.

Социальный заказ и современный учитель литературы - профессиональный портрет (компетентность и компетентностный подход  в современном  образовании).

Мучак С.Я.

выступление

Заседание 5

апрель

1.

Результаты репетиционных работ по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ. Типичные ошибки.

Левченко О.Н., Щербак Е.В.

Обсуждение аналитической справки

2.

Заполнение бланков ОГЭ  и ЕГЭ. Типичные ошибки.

Щербак Е.В.

Обсуждение методических рекомендаций и нормативных документов

3.

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку: задания с развернутым ответом. Из опыта работы.

Ротко Т.С., Тагандурдыева Г.Д.

Обобщение опыта работы

4.

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по литературе.  Из опыта работы.

Салич Е.В.

Обобщение опыта работы

               Обсуждалась нормативная база для составления тематических планирований по предметам. Создан в течение учебного года банк рабочих программ по русскому языку и литературе по разным учебным комплектам.

              Также с самого начала учебного года учителя 5-11 классов начали активную подготовку учащихся к ежегодным предметным олимпиадам, Всероссийскому конкурсу сочинений, итоговому сочинению,  итоговой аттестации выпускников.

            В августе  было проведено первое заседание РМО.  Были рассмотрены следующие темы:

1.Анализ работы РМО учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год, перспективы и задачи взаимодействия учителей  на 2015-2016 учебный год.       

2. Обсуждение и утверждение плана работы РМО учителей  русского языка и литературы     на 2015-2016  учебный год.

3.О проектах демоверсий ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, направления итогового сочинения                                        

4.Результаты ГИА-2015 по русскому языку, литературе.

5. Единая база рабочих программ по русскому языку и литературе, элективных и факультативных курсов                                       6.Концепция филологического образования как фактор повышения  качества изучения  русского языка и литературы  в современной школе.                                                                      

             В октябре было проведено заседание РМО на базе МКОУ СОШ №13 п. Красный Маныч. Были рассмотрены следующие темы:

1. Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку: задания с развернутым ответом. Обобщение опыта работы.                    

2. Социальный заказ и современный учитель литературы - профессиональный портрет (компетентность и компетентностный подход  в современном  образовании). Обобщение опыта работы.

3.Проблемы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе и пути  их решения.                                                                                          

4. Направления итогового сочинения. Методические рекомендации по подготовке к выпускному сочинению.                                                                                                                                                                                                                      

5. ФГОС. Формирование универсальных учебных действий, метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы творческих групп.                

6. ФГОС. Эффективность  и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.                 

7. ФГОС. Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы. УМК по русскому языку и литературе.                                                                                                      

                 В ходе рассмотрения данных вопросов проведено обобщение опыта работы  Щербина Л.В., Мучак С.Я..  Выступили  Щербина Л.В., учитель русского языка и литературы  МКОУ СОШ №13, Мучак С.Я., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13, Печурина В.А., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №14, Щербак Е.В., руководитель РМО, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4, Медведева О.И., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №5, Пчеленко В.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2, Эреджепова Э.Р., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1.

Учителя посмотрели открытые уроки:                       

1.Элективное занятие по русскому языку в 10 классе  по теме: «Комплексный анализ текста - подготовка к итоговой аттестации» (Щербина Л.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13)

2.Урок литературы в 11 классе по теме: «Тема Родины в лирике Александра Блока» (Мучак С.Я.,учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13)

3.Литературно-музыкальная композиция к 120-летию Сергея Есенина «Несказанное,синее,нежное» (Сокурова Е.А., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №13)                                                                                                                                                         

Проведено обобщение опыта работы учителей, накопленный учителями материал распространен среди коллег.            

               В ноябре  для всех  учителей русского языка и литературы был проведен семинар по вопросам проведения и написания итогового сочинения. Под руководством Левченко О.Н. и Щербак Е.В. были рассмотрены следующие документы:  Порядок проведения итогового сочинения, рекомендации по заполнению бланков итогового сочинения, методические рекомендации по написанию и проверке итогового сочинения и другие. Были рассмотрены следующие темы:                                    
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).             

2. Рекомендации по подготовке к итоговому сочинению, проверке  работ экспертами.       

3. Заполнение бланков итогового сочинения (изложения).

4. Проблемы подготовки обучающихся к  итоговому сочинению. Из опыта работы.                                                                                                                         

5. Итоги районного этапа Всероссийского конкурса сочинений.                                                                                                                                                                  

              2 декабря выпускники школ района успешно написали итоговое сочинение, все получили допуск к итоговой аттестации.

              В январе проведено очередное заседание РМО. Были рассмотрены следующие темы:

1. Проблемы подготовки обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ  по русскому языку  и литературе и пути их решения.                                                        

2. Применение современных технологий на уроках русского языка и  литературы в условиях стандарта второго поколения.                

3. Работа по развитию речи на уроках литературы.                                                                                                                        

4. Особенности обучения русскому языку в специальных коррекционных классах восьмого вида.                                                              

5. Практическое занятие по написанию  задания 15.3  ОГЭ по русскому языку.                                                  

           В ходе рассмотрения данных вопросов выступили  Медведева О.И. (СОШ№5) , Щербак Е.В. (СОШ №4), Айполатова Э.Д. (СОШ№1), Шпакова Т.Л. (СОШ№1), Тимощенко Л.В. (СОШ№2).

Коллеги получили ценный материал из  методической копилки учителей: презентации по подготовке выпускников к итоговой аттестации, презентации к урокам русского языка и литературы, алгоритм написания сочинения 15.3 и другое.

          В марте - апреле  были проведены районные репетиционные работы с подвозом на ППЭ. Проверка осуществлялась на муниципальном уровне учителями русского языка из всех школ района.                                                                                                          

          В апреле  было проведено заседание РМО на базе МКОУ СОШ №11 МКОУ СОШ №11 с. Кендже-Кулак.                                      Были рассмотрены вопросы:                                                                                                                                                                                                                                          1. Результаты репетиционных работ по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ. Типичные ошибки. Оформление заданий с развернутым ответом ОГЭ и ЕГЭ на бланках.

2. Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе (итоговое сочинение). Из опыта работы.

3. ЕГЭ по литературе – экзамен по выбору. Из опыта работы по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Методика выполнения заданий с развернутым ответом.

4. Проверка заданий с развернутым ответом  работ ЕГЭ по русскому языку в соответствии с системой оценивания 2016 года. Практическое занятие.

5. Презентация районного Сборника детских творческих работ «Вдохновение».

6. Обобщение опыта работы. Презентация районного Сборника методических материалов

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА - ФИЛОЛОГА: ПРОБЛЕМЫ  И  ОПЫТ».

             В ходе рассмотрения данных вопросов выступили  Ротко Т.С., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11, Тагандурдыева Г.Д., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №10, Салич Е.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11, Щербак Е.В., руководитель РМО, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №4.

Учителя посмотрели открытые уроки:

1.Урок  русского  языка  в 5 классе  по теме: «Прилагательные полные и краткие» (Салич Е.В., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11)

2.Урок литературы в 10 классе по теме: «Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.  Подготовка к итоговому сочинению» (Ротко Т.С., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11)

3. Урок  литературы  в  9  классе по теме: «М.А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины» (Омельченко Л.И., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №11)                                                                                                                                                         

Учителя провели обмен опытом работы, предложив презентации, памятки.

          В сентябре - октябре учителя - словесники провели школьный и районный этапы Всероссийского конкурса сочинений,  школьные предметные олимпиады по русскому языку и литературе среди учеников 5-11 кл.,  по итогам которых на районные олимпиады были отправлены победители. Затем победители 2 этапа готовились к краевым олимпиадам, приняли участие в январе  2016 года.

         В декабре-январе традиционный месячник русского языка и литературы прошёл по строго запланированному плану в каждой школе, запланированы и проведены в школах мероприятия, посвященные Дням славянской письменности, Году литературы, информация о проведении выставлена на школьных сайтах.

           В течение всего учебного года уделялось много внимания вопросу подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, итоговому сочинению. Подготовка старшеклассников к ЕГЭ, ОГЭ осуществляется согласно плану  экзаменационной работы  следующим образом: все лингвистические нормы, умения и навыки части 1 и 2 отрабатываются  по определенному плану: рассматриваем  теоретический материал, представляем  его в виде таблицы, схемы в тетрадь- справочник, закрепляем  по подборке заданий в тетрадях на печатной основе ( тетради- тесты, тетради- практикумы), Затем решаем аналогичные задания в КИМах (тетради на печатной основе по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ). При подготовке к написанию части 2  отрабатываем  навыки и умения согласно критериям оценивания по определенному плану сочинения- рассуждения. Работы учащихся проверяются  по критериям как учителем, так и самими учащимися. У каждого ученика есть своя папка документов  по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, итоговому сочинению. Учителями проводятся дополнительные занятия, несколько часов дополнительных занятий отводится  на заполнение образцов бланков ЕГЭ. Учителя и выпускники работают по пособиям  Цыбулько И.П., Н.А. Сениной, Л.И. Пучковой,  Д.И. Архаровой, Н.М. Кабановой, Л.П. Прокофьевой, Г.Т,Егораевой, М.В. Козулиной и др., а также используют в работе  тетради- тесты на печатной основе с 5 по 11 класс. С целью улучшить качество знаний выпускников учителя проводили диагностические контрольные работы, делали анализ этих работ и работу над ошибками.

             В марте – апреле  учителя – кандидаты в эксперты по проверке экзаменационных работ прошли курсы в СКИРО ПК и ПРО: Щербак Е.В., Медведева О.И., Дружинина С.И., Колмыченко Л.Г., Пчеленко В.В.. Они будут принимать участие в проверке экзаменационных работ ЕГЭ; Щербак Е.В.,  Колмыченко Л.Г., Пчеленко В.В. – работ ОГЭ. В течение учебного года учителя вместе со своими учениками активно принимали участие в конкурсах, конференциях районного, краевого и федерального уровней, получили призовые места и подарки.  Щербак Е.В. оказала помощь в составлении диагностических работ по тексту ОО.  Щербак Е.В. в течение учебного года оказывала методическую помощь учителям района.  Работа РМО  «Филология» за 2015-2016 учебный год оценена на «удовлетворительно». Намечен план работы на новый учебный год. Задачи на новый учебный год:

дальнейшее совершенствование  работы над языковыми  компетенциями;

активное применение ИКТ на уроках и внеклассной работе;

создание каждым учителем методической копилки цифровых образовательных ресурсов;

активное вовлечение учащихся в дистанционные олимпиады.                                                                                                                              
        Руководитель  РМО учителей русского языка и литературы Щербак Е.В. подготовила к печати и издала сборник из опыта работы учителей русского языка  и литературы района «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА - ФИЛОЛОГА: ПРОБЛЕМЫ  И  ОПЫТ » и  районный детский сборник поэтического мастерства «ВДОХНОВЕНИЕ». Щербак Е.В. является автором статей газеты «Рассвет», в которых рассказывается о работе РМО учителей русского языка и литературы.

                                                                                     

      30.05.16г.                                           Руководитель районного МО «Филология»-   Е.В.Щербак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы детской организации за 2015-2016 у.г

Анализ работы детской организации за  2015-2016 учебный год.        Взаимодействие органов детских и молодежных объединений в образовательных организациях обосн...

Анализ работы педагога – психолога за 2015 – 2016 учебный год

Сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения и воспитания; формирование социально-адаптированных личностей обучающихся. Оказание психологической по...

Анализ работы классного руководителя за 2015-2016 год

Анализ работы классного руководителя за год...

Анализ работы ШМО 2014/2015, 2015/2016

Здесь представлен анализы работы ШМО естественно-математического цикла....