Проект "Коми национальные игры"
проект на тему

Красикова Валентина Викторовна

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях коми народа через подвижную игру.

         Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_komi_igry.doc44.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательное учреждение №9»

ПРОЕКТ

«Коми народны подвижные игры»

 

 Выполнили проект: учащиеся 5 «Г» класса, учащиеся объединения « Национальная кукла»

Руководители проекта: Красикова В.В.

                                                                                   Юркевич Г.П.

                              г. Печора, 2015 год


Содержание

  1. Актуальность темы проекта
  2. Участники проекта
  3. Цель и задачи проекта
  4. Этапы реализации проекта
  5. Оценка результатов проекта
  6. Приложения

Актуальность темы проекта

Наш проект называется  «Коми народные подвижные игры». Мы его выбрали потому, что нас заинтересовала коми национальная культура.

        Возникновение детских подвижных игр уходит корнями в далекое прошлое. Коми народ, создавал свои национальные игры, в которых отражались традиции, быт и культура народа. Через игры и состязания дети знакомятся с основными приемами того или иного традиционного промысла: рыболовного, зверобойного или охотничьего.

        Коми национальные игры и состязания способствуют передаче от старшего поколения младшему накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства на Севере, жизни в гармонии с природой.

        Окунаясь в историческое прошлое коми народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Коми подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка-аркан, платок, веночек, рога, косточка и др.).

        В практике школы недооцениваются и не используются игры с национальным содержанием на уроках физкультуры, переменах и на прогулке. Именно поэтому мы решили обратиться к данной теме: «Коми народные подвижные игры».

Участники проекта

Учащиеся   1-5 классов МОУ « СОШ №9», классные руководители, родители.

Цель проекта

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях коми народа через подвижную игру.

        Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи.

Задачи проекта

1. Воспитательная: воспитание у детей целостного отношения к коми национальной культуре, традициям и играм народа коми; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Образовательная: Сформировать представление о разнообразии коми народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности коми народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3. Развивающая: Развивать творческие способности детей, стремление больше узнать о родном крае.

Срок проведения:

  • 1 этап

Беседа с детьми: «Коми народная игра, - что это такое?»

  • 2 этап

Подвижные игры на переменах.

Срок реализации с 19 по 24 октября 2015г.

  • 3 этап Экскурсия в этнопарк д. Бызовая.

Игра состязание «Охотничья тропа», экскурсия в чум, катание на ватрушках.

  • 4  этап

Подвижные игры в рамках спортивных соревнований среди 2-5 классов

Сроки реализации   февраль-март 2016г.

Прогнозируемый результат

У детей формируются знания о традициях народа коми; дети учатся использовать коми национальные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Содержание деятельности

I этап

Организа-ционный

Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре коми народа; познакомить учащихся с целями и задачами проекта.

Подборка коми народных игр в соответствии с возрастом детей.

II этап

Практический

Формирование элементарных знаний и представлений об играх коми народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать коми народные подвижные игры в свободной деятельности.

1.Беседа с детьми: «Коми народная игра, - что это такое?»

Программное содержание: Расширение знаний детей о коми народных играх в сравнении с играми других народов.

Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».

Программное содержание:

расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.

1.Игры малой подвижности на переменах  «Пышкай», «Горань», «Ошкö-бабö», «Шыр да пёльöс».

2.Разучивание считалки на коми языке.

Цель: Познакомить детей малыми фольклорными формами коми народа. Развитие памяти, интонации, выразительности.

Физическое занятие:

«Спортивные состязания»

Программное содержание:

расширить знание детей о коми национальных подвижных играх. Совершенствовать двигательные умения детей в ходьбе, беге,  прыжках, ползании.

Использовать коми народные игры: «Ловля оленей», «У оленя дом большой».

III этап.

Заключи-тельный

Обобщение опыта работы по теме «Коми народные детские подвижные игры».

Оформление стенда с фотографиями: «День коми подвижных игр».

Диагностика эффективности проекта «Коми народные детские подвижные игры».

Оценка результатов проекта

        Результаты диагностирования детей по теме «Коми народная подвижная детская игра» (приложение).

        Из результатов диагностирования детей можно сделать вывод, что дети знают названия игр, их правила, и могут организовать в самостоятельной деятельности коми народные игры. Большая часть детей легко берет на себя роль ведущего, проявляет творчество, фантазию, умеют вести ролевой диалог. Расширяются знания детей об окружающем мире.

        

Приложения:

  1. Конспект урока «Коми народные игры»
  2. Описания игр.
  3. Конспект спортивного мероприятия.
  4. Считалка.
  5. Анкета учащихся.
  6. Диагностика.
  7. Фото.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект урока в 5 классе по теме «Коми народные игры»

 «У  человека, который не знает своего прошлого, нет будущего»

Цель урока:  Способствование  воспитанию любви к коми языку, коми национальной культуре.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с коми народными играми.
  2. Развивать навыки устной речи и физических качеств быстрота и ловкость.
  3. Воспитывать самостоятельность,  взаимовыручку, внимательность.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: мел, мяч волейбольный, плакат с изображением цветка, карточки с понятиями, карточки с правилами игр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация учебной деятельности

Цель: обеспечить готовность к уроку

Методы: фронтальный.

Добрый день, ребята!

Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте соседу слева плодотворной работы!

Молодцы!

Цель: активизация учащихся, развитие логического мышления.

Ребята стоят в кругу и выполняют указания учителя.

  1. Актуализация

Цель:  подготовка к изучению новой темы

Методы:  фронтальная организация, беседа, диалог.

На  стене висит  плакат, с нарисованным цветком.

В середине цветка написано слово  «фольклор». Лепестки пустые.

-Ребята, посмотрите на наш цветочек. Что вы видите? А сейчас подойдите к столику и выберите те понятия, которые относятся к слову «фольклор» (на столике разложены понятия «сказка-мойд», «загадка-нодкыв», «пословица-шусьог», «миф», «предание», «песня-сьыланкыв», «легенда»).

-Посмотрите на цветочек, один листочек у нас оказался пустым. Как вы думаете какое слово мы еще пропустили?

Показать детям рисунки с изображениями играющих детей.

-Посмотрите на рисунки, что здесь изображено?

-Значит, что мы сегодня будем изучать?

- А что бы вы хотели узнать  о  коми  играх?

-Хорошо. Мы  определились с темой нашего урока.

Цель: закрепить знания о фольклоре

Ответы учащихся.

Работа учащихся с понятиями.

Ответы учащихся.

У ребят вопрос вызвал затруднение.

Ответы учащихся.

- Я буду изучать…

Ответы учащихся.

  1. Изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с коми народными играми

Методы: диалог, беседа.

- Посмотрите на эпиграф нашего урока.

- Как вы понимаете эти слова?

- В последнее время люди хотят больше узнать о национальной культуре и корнях коми народа. Коми национальная культура проявляется в фольклоре, а также в детских играх. Издавна в каждой деревне были свои игры и в каждой деревне их называли по-своему. Играли не только дети но и взрослые. С помощью игр дети развивали мышление, силу, учились дружить со сверстниками и готовились к взрослой жизни.

-Ребята, а как вы думаете, где мы можем узнать о коми народных играх?

А, давайте мы с вами поиграем в одну такую игру! Вы хотите поиграть?

-Игра называется «Шыр да пельӧс».

 Учитель объясняет правила игры.

Игра.

Как здорово у вас получилось! Вам понравилась игра?

Цель: Узнать в какие игры играли бабушки и дедушки.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ребята знакомятся с правилами.

Играют.

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: научить правильно выполнять условия игр.

Методы: групповая

-Какой вопрос остался без ответа?

Дети вытаскивают карточки с правилами игры на коми и русском языках. Читают, объясняют, проводят друг с другом.

-Вам понравилось?

-Молодцы, ребята, вы очень серьезно подошли к заданию.

- Мы вами очень довольны.

Цель: научиться правильно выполнять условия игр.

Ребята высказали, что не знают, в какие еще игры играли коми дети.

Работают в группах.

Играют.

Ответы учащихся.

  1. Включение в систему знаний и повторения

Цель: способствовать развитию логического мышления

Методы: диалог

- Интересно ли вам было проводить игры?

- Зачем нам это необходимо?

- Понадобится ли вам это в жизни?

-Где вы можете применить эти новые знания?

Спасибо за ваш диалог, нам он доставил огромное  удовольствие.

Цель: научиться правильно излагать свои мысли

Ответы детей.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Цель:  подвести итог проделанной работе

Методы: диалог

-Что же нового мы сегодня узнали?

-Чему мы научились?

-Достигнута ли   цель нашего урока?

Учащимся раздаются карточки, сделанные по схеме:

  1. Я запомнил…
  2. Я смог…
  3. Я не смог…
  4. У меня не получилось.

-Мы надеемся, что полученные  знания вы будете применять в своей жизни: играть на переменках, во время каникул, в свободное время. Ведь этим вы проявите свое уважение к своим предкам.

Домашнее задание:

- Друзья мои, дома вы должны поспрашивать ваших родных в какие игры они играли, как они назывались и на тему «Коми народные игры» нарисовать рисунок, сочинить стихотворение, небольшой рассказ, загадку (по выбору учащегося). А в дальнейшем мы с вами выпустим альбом на тему «Коми народные игры».

Ребята, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали.  Давайте оценим друг друга. Оценим работу класса в целом.

Цель:  умение оценивать результаты своей учебной деятельности

Ответы учащихся.

Ребята заполняют карточки.

Оценивание ребятами своей  работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слепой горань; Жмурки (Синтӧм горань)

   С помощью считалки определяют водящего. Ему завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?»  Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

Гырйӧс кут

Тоинӧс кут,

А менӧ эн кут!

Ворсӧм «Мышь и угол (Шыр да пельӧс)»

Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мышки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает:

-Шырӧ,шырӧ вай мен пельӧс !

 В какой-то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим.

Ворсӧм «Медведь-бабушка (Ошкӧ-бабӧ)»

Из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные — «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются — показывают сбор ягод, и поют:

 

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ вотам,пувтӧ ӧктам,

Бур вотӧстӧ  чукӧртам,

Лёк вотӧстӧ шыбитам.

В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект мероприятия «Ворсан лун»

Цель занятия: создание условий для приобщения детей к народным играм, традициям, обычаям и культуре Коми края.

Время проведения: февраль-март 2016 года.

Место проведения: МОУ «СОШ№ 9».

Участники: учащиеся 5 классов.

Ход занятия.

Ведущий: Видза оланныд! Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня на наших коми народных играх. Мы начинаем самую веселую из всех спортивных игр – «Ворсан лун». Будем играть по секторам. В каждом секторе наши помощники-волонтёры проведут с вами коми игры.

Ведущий: Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом очень дружим.

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра!

1 сектор

Ведущий: И первую игру, которую мы проведем, своего рода разминка. И это «Перетягивание скалки». Она была популярна на деревенских посиделках и на «помочах» (совместных работах) вплоть до 70-ых годов ХХ века.

    Суть игры: два игрока садятся на пол (лужайку) лицом друг к другу, упираясь друг в друга подошвами ног (ноги должны быть прямые). Один из игроков берется за ручки скалки, другой за середину. По команде начинают тянуть скалку на себя. Побеждает тот, кто перетянет скалку. Победитель оказывается практически на спине, проигравший – на ногах.

Необходимые реквизиты: 3 скалки.

2 сектор

Ведущий: Молодцы! Все косточки поразминали. Раньше осенью и зимой подростки (мальчики и девочки примерно 12 - 14 лет) любили собираться на посиделки, которые в южных и юго-восточных районах Коми края именовались койташ (< койт “токование, токовище”). Девочки готовили для койташа шаньги из ржаной муки, картофеля и сметаны, а также выйдум (своеобразная халва из конопляных семечек). После ужина начинались игры. Почти повсеместно предпочтение отдавалось “жмуркам” и “водящему в шубе”. Эта последняя игра проходила в различных уголках Коми края примерно одинаково. По считалке выбирался водящий, его накрывали шубой или одеялом. А все остальные становились в круг возле него. Один из игроков ударял водящего, а он должен был определить, кто это сделал. Если угадывал, то они менялись мечтами. Я же вам предлагаю провести игру «Ошкö бабö» (В медведя), не совсем такую, но и не менее интересную.

Суть игры: Выбирают медведя, остальные сборщики ягод. Медведь становится на четвереньки в центр. Его накрывают одеялом. Сборщики ягод ходят по кругу вокруг медведя, делают вид, что собирают ягоды и поют:

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

Ошкӧ-бабӧ, ошкӧ-бабӧ,

Чӧдтӧ вотам,пувтӧ ӧктам,

Бур вотӧстӧ  чукӧртам,

Лёк вотӧстӧ шыбитам.

После этих слов медведь сбрасывает одеяло и ловит кого-нибудь из ягодников. Того, кого поймал, становится медведем.

Необходимые реквизиты: одеяло, уши медведю, пластмассовые ведерки для сбора ягод, маленькие шарики из бумаги (ягоды).

3 сектор

Ведущий: Ох, как здорово играли! А теперь поиграем в метание гирьки через баньку.

Из картона делаем макет бани и через неё надо перекинуть гирю. Расстояние и вес гири меняются в зависимости от возраста. Выявляется самый сильнейший.

4 сектор  

А теперь узнаем кто же самый меткий!

Метание тынзея на хорей.

Метание тынзея на хорей- это ловля оленей с помощью аркана. Можно привязать к веревке обруч, а вместо оленя взять стул, либо конус. Надо, попасть обручем в цель (конус). Выявляется самый меткий.

5 сектор

А сейчас выясним кто же самый лучший прыгун!

Прыжки через нарты.

Нарты – это сани. Можно самостоятельно сделать небольшой макет, можно использовать детские санки. Прыгать можно на скорость, можно максимальное количество раз, пока не допустит ошибку. Выявляется лучший прыгун.

6 сектор.

А теперь выясним кто же самый меткий?

Метание валенка в цель.

Суть игры: играющий должен попасть валенком в цель.

7 сектор.

        Ведущий:  Деткам лучше всего бегать, и поэтому следующая игра как раз будет беговая. Эта игра – эстафета «Быстрый охотник».

Суть игры: создаётся две команды, играющие становятся на одну пару лыж по 6 человек. Кто быстрее добежит до цели, тот и выиграл.

Необходимые реквизиты: 2 пары лыж.

Ведущий: Ой, какие вы молодцы! Поиграли от души. Несомненно, что подвижные игры способствуют закаливанию детей, их физическому развитию. Многие пожилые люди прямо связывают сохраненные ими  здоровье и бодрость духа с физическим и эмоциональным зарядом, полученным в свое время в ходе игр, забав и развлечений на свежем воздухе. Издавна игры, забавы и развлечения занимали значительное место в жизненном укладе народов коми. Не забывайте игры наших предков, играйте в них. Ведь вы живете на Коми земле и должны знать традиции коми народа. До скорых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Считалки

1.Тiрс- торс,                                                

 Куим стöкан морс,                                        

  Он кö вöдит,                                                    

 Он и ворс!                                                        

2.

Öтчыд мамö ньöбис ботi.                          

Кык лун видзи,                                                

Сiйö и потi,                                                        

А мöдсö– пачын сотi.  

 3.                                  

Öтик  – мöтик,

Кык – мык,

Куим – муим,

Нёль – моль,

Вит – мит.

Квайт – няйт,

Сизим – мизим,

Кöкъямыс – мыкталысь,

Öкмыс  – мöкмыс,

Дас – пас.

Пес чипас!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета для учащихся

  1. Какие коми игры тебе понравились?_________________________________
  2. Какую коми игру ты можешь организовать в помещении?( «Ошкö бабö», «Горань»(жмурки), «Пышкай», «Шыр да пельӧс»(уголки)

_________________________________________________________________

  1. Какую коми игру ты можешь организовать на улице? («Перетягивание скалки», метание валенка в цель, метание тынзея на хорей)

_________________________________________________________________

  1. На каких уроках, занятиях ты играл в коми народные игры? (На уроках физкультуры, на уроках коми языка, в детском объединении «Национальная кукла»)___________________________________________________________
  2. Какую пользу приносят коми игры? (Развивают силу, выносливость, ловкость, память, внимание)_________________________________________
  3. Какую пользу приносят коми народные игры на улице и в помещении?_______________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем). Возраст обучающихся 9-10 лет....

План - конспект урока по национальным играм Ханты и Манси

     Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, ч...

Презентация к классному часу "Тувинские национальные игры"

В презентации к классному часу "Тувинские национальные игры" собраны различные виды тувинских национальных игр....

Мастер – класс «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек». (тувинская национальная игра)

Мастер – класс«Приобщение школьников  к здоровому образу жизни через  игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...