Статья: Школа как проводник принципов Хартии Земли — Н.Я.Трошина, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 90», г.Казань
статья на тему

Трошина Надежда Яковлевна

Все больше и больше приходит понимание, что мировое сообщество взаимосвязано общей судьбой, что человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом – Земля, и она предоставляет  человеку все условия, необходимые  для развития жизни. Но ресурсы Земли не бесконечны.  Способность к восстановлению живого, благополучие людей зависит от сохранения биосферы и ее систем. Вопросы экологии становятся  все острее.  И экология, полагал академик И. П. Герасимов,  – не столько наука, сколько метод мышления, принцип подхода. В современное время, когда человечество осознало глобальную экологическую угрозу для жизни на Земле, утверждение Герасимова весьма справедливо. Подобный принцип похода и метод мышления необходимо развивать на всех уровнях. И это является  одним из приоритетов воспитания обучающихся  гимназии № 90 г. Казани.

В гимназии активно пропагандируется сохранение окружающей среды  во внеурочное время. Так школьники, как и во всех школах страны, принимают участие в сборе макулатуры. Однако у нас это мероприятие приняло, на наш взгляд, не- традиционную  форму. Сотрудничая с  Институтом проблем  экологии, в гимназии  была объявлена акция «Зеленый лист».  Все классы  приняли в ней участие. Инициативная группа провела опрос школьников гимназии их  родителей, жителей микрорайона и побудила  весь микрорайон включиться в акцию. На протяжении учебного  года ежедневно принимается макулатура у населения.   Классы включились в соревнование: кто соберет больше макулатуры и тем самым спасет большее количество деревьев. Социально-экологический проект «Зеленый лист»  был представлен на республиканской экологической конференции школьников и  получил диплом 1 степени

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=147063751-33-72&n=21

Школа как проводник принципов Хартии Земли

Н. Я.    Трощина,

учитель высшей квалификационной  категории

МБОУ «Гимназия № 90»,   г.Казань

Все больше и больше приходит понимание, что мировое сообщество взаимосвязано общей судьбой, что человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом – Земля, и она предоставляет  человеку все условия, необходимые  для развития жизни. Но ресурсы Земли не бесконечны.  Способность к восстановлению живого, благополучие людей зависит от сохранения биосферы и ее систем. Вопросы экологии становятся  все острее.  И экология, полагал академик И. П. Герасимов,  – не столько наука, сколько метод мышления, принцип подхода. В современное время, когда человечество осознало глобальную экологическую угрозу для жизни на Земле, утверждение Герасимова весьма справедливо. Подобный принцип похода и метод мышления необходимо развивать на всех уровнях. И это является  одним из приоритетов воспитания обучающихся  гимназии № 90 г. Казани.

В гимназии активно пропагандируется сохранение окружающей среды  во внеурочное время. Так школьники, как и во всех школах страны, принимают участие в сборе макулатуры. Однако у нас это мероприятие приняло, на наш взгляд, не- традиционную  форму. Сотрудничая с  Институтом проблем  экологии, в гимназии  была объявлена акция «Зеленый лист».  Все классы  приняли в ней участие. Инициативная группа провела опрос школьников гимназии их  родителей, жителей микрорайона и побудила  весь микрорайон включиться в акцию. На протяжении учебного  года ежедневно принимается макулатура у населения.   Классы включились в соревнование: кто соберет больше макулатуры и тем самым спасет большее количество деревьев. Социально-экологический проект «Зеленый лист»  был представлен на республиканской экологической конференции школьников и  получил диплом 1 степени. (см. приложение)

Вопросы экологии и жизнедеятельности человека поднимаются и  в процессе преподавания предметов биологии, географии, ОБЖ, а также и  в процессе преподавания литературы.

Внимательно присмотревшись, можно заметить, что русская литература дает богатый материал для экологического воспитания. Если взять произведения русских писателей до середины Х1Х века, то нельзя не заметить воспевание красоты, чистоты, девственности природы. На память приходят прежде всего строки А. С. Пушкина:

…Под голубыми небесами….

Великолепными коврами…

Или

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Подобные строки самых разных авторов можно продолжать бесконечно. Перед человечеством еще не стояли экологические проблемы. Природа для человека была храмом. И вот пришло новое поколение, описанное И. С. Тургеневым в романе  «Отцы и дети». Природа была провозглашена мастерской. Началось интенсивное  ее освоение. Хотя начало было положено раньше. Уже в трудах Н. А. Некрасова мы наблюдаем элементы освоения береговой зоны Волги.

Выйдь на Волгу, чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут чередой…

Если вдуматься, здесь затронута не только социальная проблема. Что такое «бурлаки идут чередой»? Это означает и нарушение береговой зоны:  вырубку лесов, выравнивание береговой поверхности и, как следствие, нарушение условий обитания животных и растительных организмов.

Если в произведениях писателей Х1Х века еще видно неприятие  освоения природы («Вишневый сад» А. П. Чехова), то уже в произведениях начала ХХ  века можно наблюдать воспевание промышленного  освоения природных ресурсов. Это мы найдем и в произведениях А. М. Горького (роман  «Мать»), и в произведениях В.В.Маяковского и других писателей, творчество которых изучается в школьной программе. Был провозглашен лозунг: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Воспевание рабочего человека и дел рук его (строительство гигантов – заводов, водохранилищ, освоение Сибири и т. д. и т. п.) сделалось предметом изображения русской литературы. И только в трудах немногих писателей можно увидеть проникновенные строки в защиту природы.

Откроем  учебник  «Русская литература» 7 класс. Читаем  у И. Бунина.

Замолкнул гром,  шуметь гроза устала.  

Светлеют небеса;

Меж черных туч приветно засияла

Лазури полоса.

Еще дрожат цветы, полны водою

И пылью золотой.

О, не топчи их с новою враждою

Презрительной пятой.

Или наполненные горечью строки Н. Рубцова:

…Тина теперь и болота

                                  Там, где купаться любил…

Богатый материал для развития экологического мышления дают произведения К.Паустовского, М. Пришвина.

Можно, конечно, сослаться на научный прогресс, утверждать, что все, в конце концов,  делалось во благо человека, Но как ни вспомнить великого русского реформатора Петра 1, который, может быть, и дал толчок промышленному развитию России. Но именно Петр 1, как мы знаем из романа А. Толстого, написанного по архивным документам, издал Указ о том, что рыбу из рек  и морей вылавливали только сетью с такой ячеей, чтоб пролезал годовалый поросенок. Может быть, благодаря такому подходу к делу промышленного освоения природы в России и не возникал до середины Х1Х века вопрос об экологии.

И все громче и громче звучат голоса современных писателей в защиту природы. Почти каждое произведение современного большого писателя, чье творчество изучается в программе русской литературы 11 класса, – крик души. Это книги Ч. Айтматова, В. Распутина, В Астафьева и многих других писателей.

Таким образом, в процессе преподавания русской литературы можно рассматривать проблемы экологии, наполняя  воспитание любви к природе, родному краю новым, более глубоким содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по русскому языку для 9-11 класса «Юный лингвист» Исмагиловой Алсу Нуретдиновны, учителя высшей квалификационной категории МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им.В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных пред

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемы...

Технологическая карта урока английского языка Учителя английского языка (1 квалификационной категории) МБОУ «Гимназия №6» Музафаровой Эльвиры Саетгараевны

Учебный предмет: английский языкКласс:  2В классУМК: Английский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждение и школ с углубленным  изучением английского языка с приложением на э...

Внеклассное мероприятие по теме "Татарстан - 2030: мой вклад в будущее республики" Мингазова Елена Викторовна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ "СОШ №2" НМР РТ

Внеклассное мероприятие по теме "Татарстан - 2030: мой вклад в будущее республики" Мингазова Елена Викторовна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ "СО...

Из опыта работы учителя английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия 7 имени Героя России А.В. Козина» Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан Хасановой Гульнары Раисовны

Воспитание интеллектуальной, нравственной, духовно развитой, целеустремленной, конкурентоспособной личности, имеющей активную гражданскую позицию, владеющей умениями и навыками, умеющей адаптироваться...